Деятельность специалиста по социальной работе с инвалидами

Социальная защита населения на современном этапе является важнейшим и приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации, являясь системой принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп.

Социальная защита – комплекс мер по обеспечению гарантированных государством минимального уровня материальной поддержки, социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека. [27, c.59].

Под системой социальной защиты населения в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых. [51, c.43]

Система социальной защиты населения на современном этапе включает в себя: социальное обеспечение; социальное страхование; социальную поддержку (помощь).

Под социальным обеспечением понимается система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, которые направлены на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и(или) социального положения граждан, а также вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми (страховые риски).

Социальное страхование в свою очередь представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер для компенсации или минимизации последствий изменений материального и (или) социального положения работающих граждан, а также в случаях профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, наступления старости,

необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством социальных рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию [5, с.19].

Социальная помощь представляет собой совокупность социальных услуг, медико-социальной, социально-экономической, социально-бытовой, социально-психологической, социально-педагогической и иной поддержки человека, находящегося в трудной жизненной ситуации со стороны государственных и негосударственных структур.

Важнейшей составной частью социальной защиты населения является осуществление социальной работы.

В настоящее время под социальной работой следует понимать:

1) вид профессиональной деятельности по оказанию помощи индивидам, группам или общинам, усилению или возрождению их способности к социальному функционированию и создание благоприятных общественных условий для достижения этих целей;

2) комплексная социальная технология осуществления социальной защиты населения, социального управления, социальной политики в отношении социально уязвимых групп населения [55, c.35].

Организация социальной работы осуществляется через органы, непосредственно занимающиеся проблемами социальной помощи населению (министерства, комитеты, департаменты, управления, отделы социальной защиты населения, трудовые коллективы, учреждения и организации социального обслуживания).

Рассмотрим более подробно структуру органов социальной защиты населения.

Основным федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и управление в области здравоохранения и социальной защиты населения, является Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

Министерство здравоохранения и социального развития РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными и иными объединениями.

Социальная защита инвалидов осуществляется социальными службами государственного, муниципального и негосударственного секторов.

К государственным социальным службам относятся органы управления, учреждения и предприятия социального обслуживания системы социальной защиты населения, министерств и ведомств Российской Федерации.

К муниципальным социальным службам относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.

К негосударственным социальным службам относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими организациями и частными лицами [52, с.40].

Практическая реализация государственной социальной политики в отношении инвалидов осуществляется через деятельность управлений социальной защиты населения районов и городов, а также органов социального обслуживания.

Управление социальной защиты населения района или города осуществляет:

1)        реализацию программ по социальной поддержке инвалидов;

2)        оформляет документы для обеспечения инвалидов специальными транспортными средствами;

3)        оказывает помощь общественным объединениям инвалидов и их деятельности;

4)        вносит предложения по созданию и совершенствованию деятельности учреждений медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов;

5)        оформляет документы на помещение инвалидов, детей-инвалидов в соответствующие дома-интернаты;

6)        оказывает координацию деятельности учреждений социального облуживания, расположенных на территории города, и оказывает им организационно-методическую помощь;

7)        проводит личный прием граждан по вопросам социальной защиты [21, с.67].

Для осуществления социального обслуживания инвалидов в России функционируют следующие социальные службы:

- пенсионного обеспечения, включая соответствующие структурные подразделения в федеральных и региональных службах социальной защиты, а также государственные и негосударственные пенсионные фонды;

- социально-бытового обслуживания;

- материальной помощи; социального обслуживания на дому;

- специализированного стационарного социального обслуживания;

- протезирования, ортезирования и протезостроения;

- технических средств реабилитации;

- специального транспортного обслуживания;

- детские специализированные медицинские, дошкольные и школьные учреждения;

- специальные профессиональные образовательные учреждения;

- и другие.

К государственным учреждениям социально-бытового обслуживания инвалидов относятся в первую очередь дома-интернаты. «Дом-интернат» является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. В доме-интернате для осуществления лечебно-трудовой и активирующей терапии создаются лечебно-производственные (трудовые) мастерские, а в доме-интернате, расположенном в сельской местности, кроме того, и подсобное хозяйство с необходимым инвентарем, оборудованием и транспортом.

Другое учреждение данного типа — психоневрологический интернат, определяемый как медико-социальное учреждение, предназначенное для постоянного проживания престарелых и инвалидов, страдающих психическими хроническими заболеваниями и нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. В психоневрологический интернат принимаются лица с умственной отсталостью в степени выраженной дебильности, идиотии, а также лица, страдающие затяжными формами психических заболеваний, состояние которых характеризуется отсутствием острой психической симптоматики, наличием слабоумия или грубых проявлений психического дефекта [11, c.56].

К учреждениям социально-бытового обслуживания инвалидов также относятся центры социального обслуживания.

Основными задачами центра социального обслуживания являются:

· выявление престарелых, инвалидов и других, нуждающихся в социальной поддержке;

· определение конкретных видов и форм помощи лицам, нуждающимся в социальной поддержке;

· предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера лицам, нуждающимся в социальной поддержке;

· анализ уровня социально-бытового обслуживания населения города, района, разработка перспективных планов развития этой сферы социальной поддержки населения, внедрение в практику новых видов и форм помощи;

· привлечение различных государственных и негосударственных структур к оказанию социально-бытовой помощи нуждающимся и координация их деятельности [8, c.67].

Особое место в системе органов управления социальной защиты населения занимает учреждение Государственной службы медико-социальной экспертизы. Основными задачами учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы является определения группы инвалидности, ее причин, сроков и времени наступления инвалидности, потребности инвалидов в различных видах социальной защиты, разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов, содействие реализации мероприятий социальной защиты инвалидов, включая их реабилитацию, и оценка эффективности этих мероприятий, участие в разработке комплексных программ в области профилактики инвалидности, медико-социальной экспертизы, реабилитации и социальной защиты инвалидов [53, с.32].

Большую роль в осуществлении социальной защиты населения играют различные общественные объединения и организации. В рамках защиты прав и интересов инвалидов в России действуют Всероссийское общество инвалидов, Всероссийское общество слепых, Всероссийское общество глухих [60, с.37].

Следует отметить, что организацию социальной защиты инвалидов в специализированных учреждениях и организациях осуществляет непосредственно специалист по социальной работе.

Специалист по социальной работе – специалист, должностные обязанности которого состоят в выявлении на предприятии, организации, учреждении, семье отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной или иной помощи, охране нравственного, физического психического развития, оказании социальной защиты и осуществлении социального патронажа. Поле деятельности специалиста по социальной работе с инвалидами обширно. На специалиста по социальной работе возлагаются следующие функции:

1. аналитико-информационная;

2. прогностическая;

3.организационно-управленческая;

4. консультативная;

5. охранно-защитная;

6. функция психологической поддержки;

7. социально-реабилитационная [76, с.41].

Рассмотрим подробнее содержание некоторых функций: аналитико-информационной и прогностической. Прежде всего, это: анализ и получение информации по проблемам занятости, условий труда, уровня доходов; анализ и получение информации о деятельности отраслей социального обслуживания; анализ социальной структуры населения; изучение образа жизни людей (условий, качества, стиля жизни); анализ и получение информации о здоровье населения и т.п.

На основе анализа специалистами делаются расчеты, определяется потребность в дополнительных лечебных, учебно-воспитательных, реабилитационных, консультационных и других социальных службах и институтах, о действиях, необходимых в данном регионе, т.е. прогнозируется будущее состояние социальной работы в данном регионе, определяется ее политика, включая такие компоненты, как развитие социальной инфраструктуры, профилактическая деятельность, предупреждение негативных изменений в медико-социальном, криминальном состоянии населения, уменьшение групп социального риска в общем составе населения региона и т.п. [58, с.113].

Таким образом, аналитико-информационная и прогностическая функции социальной службы являются исходным, исключительно важным компонентом всей социальной работы.

Объемной и исключительно ответственной является организационно-управленческая функция, которая предполагает не только решение вопросов организационного, кадрового характера данной службы, но и координацию усилий в части социальной защиты других ведомств таких, как: здравоохранение, культура, спорт, правоохранительные органы, службы коммунального хозяйства, общественные и благотворительные организации и др.

С организационно-управленческой точки зрения социальная работа рассматривается как открытая система, имеющая тесные связи с другими системами жизнедеятельности человека (экономической, политической, духовной). Налаживать эффективное взаимодействие между всеми компонентами социальной сферы в целях решения вопросов социальной защиты – главная задача организационно-управленческой функции социальной работы.

Функция социально-правовой и социально-экономической поддержки связана с оказанием помощи в реализации гражданами своих трудовых, жилищных, семейных и других социальных прав, а в случае необходимости восстановления этих прав в порядке судебных и других предусмотренных законом процедур, мер.

Социально-профилактическая и социально-реабилитационная функции заключаются в социальном оздоровлении жизненного пространства людей, в утверждении здорового образа жизни, противостоянии различным негативным проявлениям, а также в оказании людям помощи в их возвращении к нормальной жизни.

В результате мы видим многоплановость деятельности специалиста по социальной работе. Специалист по социальной работе должен быть готов оказать инвалиду помощь по целому ряду вопросов юридического, психологического, педагогического, социального и медико-социального характера [37, c.39].

Поэтому, в процессе решения непосредственно социальных проблем клиента специалист по социальной работе использует определенный алгоритм деятельности, определенные технологии.

Под технологиями социальной работы понимают систему оптимальных способов преобразования, регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации.

В нашем исследовании мы будем придерживаться следующего определения: технология социальной работы – это совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы для решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации социальной защиты населения [74, с.91].

Можно предложить следующий алгоритм деятельности специалиста по социальной работе:

Первый этап – сбор, обработка и осмысление информации о человеке или группе, столкнувшихся с какой-либо проблемой и нуждающихся по этой причине в помощи социального работника. Этот этап с необходимостью включает в себя деятельность по поиску и выбору наиболее адекватных и результативных методов получения и обработки такой информации.

Второй этап – формулировка основных целей, определение путей, методов и способов предполагаемой деятельности, которая будет направлена на разрешение конкретной проблемы.

Третий этап – собственно решение осознанной проблемы.

Четвертый этап – подведение итогов.

Последовательная реализация специалистами каждого из вышеуказанных этапов деятельности предполагает использование различных социальных технологий: социальная диагностика, социальная адаптация, реабилитация, профилактика, социальная терапия, технология социального обеспечения, технология социального обслуживания, социальное консультирование [70, с.38].

Рассмотрим использование таких технологий как социальная диагностика и консультирование.

Социальная диагностика – это выявление, обозначение и изучение причинно-следственных связей и взаимоотношений, порождающих комплекс социальных проблем различного уровня организации. Процесс социальной диагностики позволяет выявить и с достаточной степенью достоверности установить те проблемы и затруднения, которые препятствуют полноценному социальному и личностному функционированию человека, группы или организации, а так же основные причины возникновения, существования и обострения этих проблем. Результатом социальной диагностики является социальный диагноз, т.е. чётко обозначенный и названный перечень проблем конкретного субъекта в их взаимосвязи, взаимозависимости и иерархии.

Консультирование представляет собой вид социальной работы, в ходе которого специалист социальной работы помогает клиенту изучить и понять суть существующей проблемы и предложить различные варианты, которые могут быть использованы для ее решения.

Консультирование заключается в ориентации граждан, отдельных лиц, семей, групп, общин путем советов, указания на альтернативные формы оказания помощи, в определении целей и обеспечении необходимой информацией.

В практике социальной работы встречаются и широко используются несколько типов консультирования:

• общее консультирование клиентов специалистами социальной работы;

• специальное консультирование клиентов по направлению социальных работников специалистами социальных служб или учреждений;

• обучающее консультирование специалистов социальных служб и организаций работниками вышестоящих организаций и учреждений;

• договорное консультирование специалистами социальных организаций по различным организационным, экономическим, профессиональным и иным вопросам [71, с.81].

Исходя из функций социальной работы, описанных выше, можно выделить следующие направления деятельности специалиста по социальной работе по социальной защите инвалидов:

      ·    диагностическое – изучение особенностей личности клиента, семьи, группы лиц, степени и направленности влияния микросреды, постановка социального диагноза;

      ·    прогностическое – программирование, прогнозирование, проектирование процесса социального развития конкретного индивида, семьи, микросоциума, деятельности различных институтов, участвующих в социальном формировании личности;

      ·    организационно-коммуникативное – содействие включению общественности, специалистов различных ведомств, учреждений и организаций в социальную службу, привлечение их к оказанию различных видов помощи, сбор информации и налаживание взаимодействия между различными социальными институтами в их работе с клиентами;

      ·    охранно-защитное – использование всего арсенала правовых норм для защиты прав и интересов инвалидов, содействия в применении мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих противоправные воздействия на клиента;

      ·    социально-медицинское – организация работы по реабилитации инвалидов, обеспечению необходимым техническим, протезно-ортопедическим оборудованием;

      ·    организаторское – организация той или иной деятельности, влияние на содержание досуга, помощь в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации, координация деятельности различного рода объединений и клубов, работа по взаимодействию клиента, семьи, группы лиц с медицинскими, образовательными, культурными, спортивными, правовыми учреждениями, обществами и благотворительными организациями;

      ·    социально-бытовое – содействие в получении нуждающимися клиентами и семьями материальной и другой помощи, улучшении их жилищных условий;

      ·    психологическое – обеспечение допустимого и целесообразного вмешательства в дела клиента, семьи, в процесс социализации, обеспечение связи между клиентом, семьей и микросредой, личностью и обществом, выполнение роли доверенного лица клиента, семьи.