Дистанционное образование

Дистанционной образование стало реалией современной жизни как в странах Запада, так и в России. Развитие дистанционного образования сдерживается несовершенством законодательной и нормативной базы, психолого-педагогической непроработанностью узловых проблем дидактики, основанной на новых технологиях, отставанием в подготовке педагогических кадров, готовых к использованию ИКТ, недостаточным количеством современных баз знаний, неразвитостью информационных сетей. Все ещё наличествует недооценка социальных последствий упрочения системы ДО, существенным образом меняющих образовательный ресурс страны[36].

В целом дистанционное образование развивается опережающими темпами, поэтому говорить о нем как всего лишь поддержке традиционного обучения неправомерно.

С развитием дистанционного образования встает проблема неподготовленности студента к получению знаний через ИКТ. Студенту приходится пользоваться дистанционной технологией образования, включающей спутниковые телелекции, аудиокурсы, электронное тестирование, обучение по Интернет, ведение электронных индивидуальных учебных досье и.т.д., то ему необходимо хорошо владеть соответствующими техническими средствами, прежде всего, компьютером. Для этого необходимо организовывать курсы для подготовки студентов к такому виду работы.

Дистанционное образование – это не только технические новшества, это и социальная инновация, включающая эффективность образовательного процесса. Какие социальные функции дистанционного образования наиболее значимы? В первую очередь это резкое расширение для каждого человека возможности выбора оптимальных – по условиям жизни, психофизиологическим особенностям и социальному статусу – форм реализации конституционного права на получение качественного образования. Внедрение ИКТ – ответ на потребность современной цивилизации в массовом и непрерывном образовании, в повышении его качественного уровня в связи с возросшими требованиями к потребителю и производителю материальных и духовных благ[37].

Дистанционное образование положительно влияет на решение комплекса социально-экономических проблем в различных регионах России. Обучение населения, предоставление возможности получить высшее образование и тем самым оптимизировать профессиональную деятельность закономерно приводит к ликвидации отставания периферии от столичных центров.

Развитие дистанционного образования связано с изменением взглядов на образование как неизменную систему. Смена парадигмы происходит и в науке в целом, и в системе образования; этот процесс непростой, даже болезненный, но без него невозможно развитие общества на новых началах. В этих условиях именно дистанционное образование способствует распространению идей демократизма, плюрализма, утверждению духа свободы; данные идеи закреплены в Законе РФ «Об образовании»[38].

Применение новых технологий обучения опирается на совокупность психологических, педагогических и социальных знаний, а реализация различных методик и программ обучения способствует здоровой конкуренции различных форм организации образовательного процесса.

Отсутствие общего подхода к разработке методики практических курсов дистанционного обучения иностранному языку через Internet сегодня можно рассматривать как основную методическую проблему дистанционного обучения иностранному языку. Нерешенность этой методической проблемы, заметно тормозящая процесс внедрения дистанционного образования можно объяснить как её относительной новизной, так и её сложностью. Сложность проблемы обусловлена тем, что её суть лежит на стыке двух предметных областей. Первая из них – это то, что сейчас принято называть новыми информационными технологиями, вторая – собственно методика обучения иностранному языку.

Для изучения иностранного языка через Internet особенностью является, прежде всего, опосредованный характер межличностного общения между учителем и учеником. Межличностное общение в силу такого опосредованного характера не способно в полной мере восполнить отсутствие непосредственного, «живого» общения[39].

Дистанционное образование усиливает значимость индивидуального подхода к учащемуся студенты усваивают знания и умения через множество индивидуальных форм учёбы – от самостоятельного изучения тем по специально разработанным учебным пособиям, их углубления с помощью обучающихся компьютерных программ до различных видов активных семинаров (деловых и операционных игр, дискуссий и т.д.). в связи с этим ощутимо расширение веера образовательных возможностей индивида. Дистанционное образование даёт ему принципиально новые шансы, обеспечивая не только увеличение объёма информации, но и приобретение новых навыков и умений. В их числе – умение свободно ориентироваться в современных базах данных, взаимодействовать с членами учебного коллектива в целях достижения общих и социально значимых результатов, повышать уровень интеллектуального развития с опорой на поисковые системы и т.п.[40].

Следует отметить, что дистанционное образование с опорой на ИКТ, выступая важным фактором модернизации, связано с рядом трудностей, тормозящих его использование. Среди них, например, высокая стоимость средств обучения, новейшей техники – далеко не каждый вуз может их приобрести. Немаловажную роль играет и недостаточный уровень компьютерной подготовки значительной части преподавателей и студентов[41]. Однако, несмотря на существующие проблемы, несомненно, будущее образование за применением информационных технологий.