Дошкольное и начальное школьное образование в Казахстане
Анализ готовности дошкольного и начального школьного образования показал, что организации образования сегодня способствуют в некоторой степени становлению компетентностной, социализированной личности, но исследования в данных аспектах отделами образования и организациями образования проводятся не системно. Качество образовательного процесса в дошкольных организациях и начальной школе изучается отделами образования лишь в аспектах знаний, умений, навыков, но ни с точки зрения - становления компетентностной, социализированной личности. Эффективность образовательного процесса в контексте новой (компетентностно-ориентированной) парадигмы образования, современной казахстанской модели образования рассматриваются, чаще всего, формально, а реально он остается традиционным.
Типичными для современной дошкольной организации являются частые простудные заболевания, хронические желудочно-кишечные заболевания, аллергия и др.
Апробация новых образовательных программ в соответствии с принципами нового государственного стандарта дошкольного образования в ряде организаций дошкольного образования показала улучшение результатов развития детей во всех образовательных областях.
В дошкольном образовании области явно прослеживается тенденция перехода от использования единой типовой программы обучения и воспитания в детском саду к вариативным программам.
Тем не менее, при комплектовании групп в учреждениях, предоставляющих услуги дошкольного образования, в недостаточной степени принимаются во внимание проблемы раннего развития детей, что приводит в дальнейшем к высокому проценту детей, обучающихся по программам коррекционного обучения в общеобразовательных учреждениях.
Слабо решается проблема разнообразия используемых образовательных программ, их подстраиваемости под различные потребности семьи, что снижает возможность успешного формирования ключевых компетентностей у детей в возрасте 3-6 лет. Подтверждением тому результаты диагностики компетентностей у дошкольников, в которой высокий уровень показали:
- 5% детей по социальной компетентности – не допустимый уровень;
- 25% - по творческой компетентности – критический уровень;
- 27% - по познавательной компетентности – критический уровень;
- 17% - по коммуникативной компетентности – недопустимый уровень;
Реализация вариативных программ и переориентация образовательного процесса на формирование компетентностей предъявляет повышенные требования к кадровому составу ДДО. Но лишь 34,7% воспитателей и педагогов имеют первую и высшую категории, а 39% вообще не имеют категории.
Кроме того, необходимо отметить недостаточно полное использование образовательного потенциала института семьи. Недостаточно разработана нормативная правовая основа организации семейного дошкольного образования, что повлечет за собой необходимость создания специальных служб педагогической поддержки раннего семейного воспитания и целевых программ сопровождения детей из семей группы риска.
В начальной школе результаты исследований не систематизируются, не анализируются, не соотносятся с данными предшествующих мониторингов. Корректировка содержания деятельности учителей начальных классов проводится не в достаточной степени.
Внедрение в регионе системы предшкольного образования приводит зачастую к тому, что на базе образовательных учреждений открываются группы для желающих, в которых происходит простой перенос элементов школьного образования в дошкольное, а не создаются условия для полноценной подготовки детей к следующему этапу обучения.
Основные негативные тенденции в начальной школе состоят в том, что:
1. показатели здоровья и эмоционального благополучия детей неудовлетворительны (широко распространена школьная дезадаптация);
2. присущее дошкольникам доверчивое отношение к людям, открытость окружающему миру, положительное самоощущение не развивается, а разрушается;
3. средствами начального образования гасится здоровое детское любопытство и творческий потенциал дошкольников, исчезает детская инициативность;
4. нивелируется индивидуальность детей;
5. сохраняется чисто формальная, "ЗУНовская" ориентация, отсутствует направленность на развитие ребенка;
6. падает уровень обучения (в частности, в результате низкой престижности и низкой оплаты учительского труда).
Выборочный мониторинг качества знаний показал оптимальный и высокий уровень сформированности ЗУН учащихся начальной школы.
Основное предназначение начального школьного образования – освоение учебной деятельности для формирования ключевых компетентностей данного уровня. Выборочный мониторинг уровня сформированности учебной деятельности показал противоречивую картину:
Уровень сформированности познавательного интереса – как смыслообразующего мотива учебной деятельности – на допустимом уровне.
Уровень сформированности механизмов целеполагания – на критическом уровне.
Уровень сформированности центральных компонентов учебной деятельности – рефлексивного контроля – на нижнем пороге критического уровня.
Причём в классах, в которых образовательный процесс построен в соответствии с принципами программы «Step by step» и технологии «Развивающего обучения» уровень учебной деятельности намного выше.
Действующие в регионе организации, основной деятельностью которых является повышение квалификации и переподготовка кадров, не стали основой модернизации образования по причине применения в них устаревших финансово-организационных механизмов.
Анализ результатов мониторинга дает возможность сделать вывод о том, что для развития содержания дошкольного и начального школьного образования в регионе в контексте современной казахстанской модели образования (12-летнего компетентностно-ориентированного образования), необходимо сосредоточить свои усилия на решении следующих стратегических задач:
1. нормативно-правовое обеспечение запланированных в новых ГОСО изменений (в том числе организации семейного дошкольного образования);
2. дальнейшее совершенствование и разработка новых финансово-хозяйственных механизмов внедрения изменений;
3. создание специальных служб педагогической поддержки раннего семейного воспитания и целевых программ сопровождения детей из семей группы риска;
4. обеспечение реализации новых требований к условиям, содержанию и результатам обучения и воспитания в соответствии с новыми ГОСО (обновление содержания и технологий образования, обеспечивающих компетентностное обучение; развитие вариативности образовательных программ и адаптивности содержания дошкольного и школьного образования к различным группам обучающихся (индивидуальные образовательные траектории);
5. совершенствование механизмов контроля качества образовательных результатов;
6. качественное изменение профессионального уровня педагогических и руководящих работников в соответствии с изменяющимися задачами;
7. обеспечение накопительной, непрерывной системы повышения квалификации работников образования;
8. реализация проектов: «дошкольное образование» и «начальное школьное образование».