Жизненный путь маргинального человека

Развивая концепцию маргинального человека, выдвинутую Р. Парком, Э. Стоунквист продвинул ее дальше на основе изучения биографий нескольких таких лиц. Он сумел показать, что есть определенная история жизни маргинального человека, которая действительно вновь и вновь повторяется, правда, различаясь в каждом случае в деталях, и не всегда воспроизводится полностью. Индивидуальные различия велики, но какая-то общая линия сохраняется. [цит. по 47]

Согласно Э. Стоунквисту, в жизни маргинального человека можно выделить три основные фазы: [цит. по 47]

фаза развития;

фаза сознательного восприятия конфликтов;

фаза устойчивого приспособления (адаптации).

В последнем случае у личности возникает защитная установка (или реакция) на ситуацию своей жизни. Давая этим фазам подобные названия, автор затем переходит к более подробному их описанию.

Фаза развития - это период защищенного детства. У ребенка пока еще нет внутренних конфликтов, он нечувствителен к противоречиям и конфликтам. Он даже не осознает в полной мере свою принадлежность, его самосознание только-только начинает развиваться.

Фаза сознательного восприятия конфликтов - это период, в течение которого личность обретает самосознание. Эта особая форма самосознания «пробуждается» у человека тогда, когда он начинает понимать, что люди, вследствие его принадлежности, воспринимают его по-особому.

Э. Стоунквист считает, что именно во второй фазе своего жизненного пути маргинальный человек действительно становится маргинальным: он переживает конфликты и кризис, вследствие чего меняется его «я-концепция». [цит. по 47] Нарушаются его привычки и установки. Ему предстоит реконструировать себя и свою я-концепцию», найти свое место (статус) в обществе, свою новую роль.

Тут уместно добавить то, что сказано более поздними авторами при попытке дать ответ на вопрос: почему появляются маргинальные люди? Когда человек занимает в обществе низкий статус, он не удовлетворяет свои потребности в защите и высоком уровне самоуважения. Тогда возникает опасность сильной недооценки, комплекса неполноценности у этих людей.

Имеет значение также страх остаться на низком уровне экономического статуса и не суметь самореализоваться.

Фаза устойчивого приспособления - это период, в течение которого индивид различными способами пытается адаптироваться к создавшейся ситуации. При успешной адаптации он приобретает душевный покой и выходит из состава маргинальной группы. Но еще больше таких случаев, когда маргинальные личности не способны полностью освободиться от своего статуса и психического состояния: они продолжают осознавать свое положение и им удается лишь частичная адаптация. В некоторых случаях адаптация предъявляет к личности требования, связанные с преодолением таких трудностей, на которые человек не способен. В таких случаях возможны психические нарушения.

Э. Стоунквист отметил, что личность обычно осознает свое различие под влиянием какого-либо неприятного события, внезапно и быстро. Она претерпевает переворот, принимает новую ориентацию. Изменяются ее представления о себе, ее притязания, она начинает более четко осознавать себя. Первый импульс, который возникает у такого человека - это желание отождествиться с доминирующей группой. Он считает, что его меньшинство заслуживает презрения, что сам он - исключение и ему должно быть дозволено жить по критериям властвующей элиты. [цит. по 47]

Полагая, что источником его бедствий является его группа, он начинает острее критиковать ее. Он пытается убедить и даже заставить членов своей группы отказаться от нежелательных своих черт и приспособиться к ценностям господствующей группы. Получив отказ, он остается «висеть» между двумя социальными мирами. В нем возникает острый интерес к проблеме межгрупповых отношений.

Такова, в общих чертах, точка зрения Э. Стоунквиста на фазы жизненного пути маргинальной личности.

Основная идея теории маргинальной личности сводится к тому, что несовместимость ценностей и ожиданий двух референтных для нее групп отражается на ее психике и вызывает внутренние конфликты. Особенно острыми эти конфликты оказываются тогда, когда индивид имеет глубокую положительную идентификацию с обеими группами. Под влиянием этих конфликтов она фрустрируется и оказывается в состоянии дезадаптации. Конфликты субъективно переживаются в виде умственных и психофизиологических напряжений и острых затруднений. Человек сам для себя выдвигает цели и отвергает их, выбирает средства достижения этих целей, но не может сделать окончательный выбор. Он представляет себе воображаемые сцены действий, но чаще всего предвидит в них неудачи. Ясно, что этот внутрипсихический план конфликтов маргинальной личности требует тщательного исследования.

Есть в вышеописанной концепции один спорный момент, который следует особо отметить, поскольку он позволяет наметить новые возможности исследования маргинальности. В каждой культуре формируются определенные типы людей. Но, по мнению автора концепции, характерные черты маргинальной личности определяются не особенностями сталкивающихся культур, а самим конфликтом. Он пишет: «Для понимания маргинальной личности различия, вытекающие из индивидуальной наследственности и разницы в жизненном опыте, полученном в пределах одной и той же культуры, не имеют большого значения». [цит. по 47]

Проблема, однако, в том, что маргинальные личности, сформировавшиеся в различных социальных зонах, не могут быть полностью идентичными. Все-таки в разных местах сталкиваются различные пары культур. Есть, видимо, всеобщие черты маргинальных людей, но есть и специфичные. К такому выводу нетрудно прийти, если учесть, что культура содержит в себе все элементы психического склада.

Каким образом люди, занимающие маргинальный статус, разрешают свои конфликты и как они адаптируются? Данный вопрос уже стал предметом обсуждения в психологической литературе. Описаны основные адаптивные стратегии маргинальных людей. [32] [38][39]

Первая стратегия. Если в данном обществе есть много людей с одинаковым маргинальным статусом, они могут объединиться и образовать свое собственное сообщество. Это стратегия адаптации и выживания. Но такое объединение не всегда возможно, так как такие люди не симпатизируют друг другу и стесняются быть вместе. Но если все же им удается объединиться, они стараются создать себе групповую позицию, значительно превышающую позицию (статус) остальных своих соплеменников в данном большом обществе. Возникает детрибализованная новая группа. Детрибализация - довольно распространенный процесс в обществах.

Вторая стратегия. Часть людей, занимающих маргинальный статус, использует это свое положение для приобретения определенных специальностей. Маргинальные люди обычно хорошо выполняют посреднические роли, регулируя взаимоотношения тех двух групп, к которым принадлежат одновременно.

Третья стратегия. Она представляет значительный интерес для психологов: маргинальная личность разделяет свою жизнь и деятельность (роли) на изолированные друг от друга «части» или «сегменты». Находясь в разных социальных мирах, она выступает в различном качестве, как бы претерпевая радикальные превращения. Вообще люди, живущие в сложных обществах, нередко пользуются этой стратегией, так как вынуждены очень часто переходить от одной роли к другой, в разных социальных ситуациях идя навстречу различным ожиданиям. Трудности и конфликты возникают тогда, когда они вынуждены одновременно иметь дело с представителями различных социальных миров. Но обычно люди стремятся держать подальше друг от друга эти ситуации и жить несколькими сильно отличающимися друг от друга жизнями.

Такие люди нередко бывают скованными и сверхосторожными, поскольку все время озабочены тем, чтобы не сказать и не сделать что-либо неуместное в данном месте и в данное время. Возникновение конфликтов частично предотвращается также путем формализации отношений с людьми.

Данная стратегия, как мы видим, включает в себя ряд известных в психологии адаптивных механизмов: изоляцию, формализацию, в определенной мере — самоограничение (рестрикцию) и другие. Эта стратегия выбирается в ситуациях межролевых конфликтов характера.

Четвертая стратегия. Среди маргинальных людей очень распространена стратегия ухода, бегства, отступления. Встречаясь с рядом неприятных, фрустрирующих ситуаций, многие из маргиналов предпочитают уйти. Данная стратегия принимает много различных форм. Некоторые маргинальные личности разрывают многие свои социальные связи и «умиротворяются» в составе малой группы, где имеют одну непротиворечивую роль: к ней здесь предъявляется лишь ряд совместимых ожиданий.

Как мы видим, стратегия ухода включает защитный механизм самоограничения (саморестрикции), что позволяет уйти от многих реальных и потенциальных конфликтов.

Пятая стратегия. Некоторые маргинальные люди образуют группы авангардистов. Это неформальные группы людей искусства, писателей, музыкантов и др. интеллектуалов. Поскольку в своем собственном гражданском обществе они сами являются изолянтами и отвергаемыми, они не боятся потерять свой статус. Они действуют свободно и общаются с теми, с кем считают нужным общаться.

Шестая стратегия. Стратегией самоизоляции от неприятного общества являются алкоголизм и наркомания, а также психозы. Группа маргиналов, выбирающих подобные стратегии, отказывается от обычных своих целей, вследствие чего освобождается от конфликтов. Нет целей и стремлений — нет и столкновений с людьми. Уходя из общества и самоустраняясь от дел, люди освобождаются и от ответственности. Часть таких людей кончает жизнь самоубийством. Проблема самоубийства тесно связана с маргинальностью.

Такие люди, по нашему мнению, составляют особую группу. Для их поведения характерным является выбор антисублимационных стратегий - когда под воздействием фрустраторов человек не возвышает свои мотивы и деятельность (сублимация), а идет в обратном направлении: выбирает более низкие цели, переходит к более простым формам деятельности.

Часть маргиналов в трудных ситуациях так и поступает, выбирая стратегию антисублимации. Мотивацию и поведение таких людей вряд ли можно объединить в одну категорию с поведением творческих личностей и авангардистов. Это люди, выбирающие специфические антисублимационные стратегии, которые во многом имеют патологический характер. Поведением таких людей руководят болезненные комплексы и механизмы, патологические механизмы психологической адаптации и самозащиты.

Седьмая стратегия. Она называется инновационной стратегией. Часть людей, занимающих маргинальный статус, становятся творческими работниками и вносят вклад в различные области жизни.

Они являются авторами инноваций. Это писатели, деятели искусства, ученые. Многие из них ставят перед собой очень высокие, даже величественные цели, стремятся к совершенству и с безграничной преданностью посвящают себя реализации этих целей. Создание новых областей науки, великие открытия, разработка политических и религиозных идеологий и создание церквей и т. п. — вот некоторые из типичных целей, которые ставят перед собой эти люди. Это фанаты своего дела, и некоторые из них ценою огромных усилий и труда добиваются реализации своих проектов.

Согласно гипотезе Эрика Хоффера, фанатики — такие личности, которым не удается создать удовлетворительные для себя «я-концепции». Они отвергают принятые в своих группах ценности, вследствие чего их жизнь представляет целую серию нарушений межличностных отношений. Они принимают ряд неоспоримых ценностей, отождествляют свою личность с этими ценностями, многое принося им в жертву. [48]

Таков их путь борьбы за самоутверждение. Это означает, что с помощью невротических стремлений личность компенсирует свое недовольство собственной персоной. Невротический характер стремлений таких людей очевиден, т.к. они не прекращают свою борьбу даже после того, как уже добились успеха и приобрели всемирную известность. После возвышения в доминирующей социальной группе, к чему они страстно стремились, эти люди ищут новые сферы деятельности, где могли бы добиваться новых успехов. В личной жизни они нередко несчастливы, но в различных областях деятельности добиваются огромных успехов, обогащая жизнь миллионов людей.

Приведенное объяснение источников мотивации творчески работающих маргинальных людей представляет интерес, но эту концепцию нельзя считать полной и достаточно глубокой. Для того чтобы углубить понимание жизни и творчества этой категории людей, мы должны опереться также на достижения психологии творчества, а именно: на представления о сущности гения и таланта и их различиях, на понимание природы национального гения в связи со структурой психического склада. Надо иметь в виду природу сублимации, существование ее разновидностей и ее место в психической активности маргинальных личностей.

Основатель теории маргинальности Р. Парк считал, что маргинальная личность является невротической, поскольку, находясь на границе двух конфликтующих культур, отражает в себе эту ситуацию и постоянно переживает внутренние конфликты. Рассматривая самого себя с позиции доминирующего этноса, маргинальный человек переживает чувство неполноценности. Компенсируя его, он может стать агрессивным и иметь другие импульсы. Характерными чертами маргинальных людей Р. Парк считал амбивалентность, отсутствие самоуверенности и т. п. Во многих случаях маргинальная личность сомневается в том, правильно ли играет свою роль. Она все время боится, что будет отвергнута со стороны товарищей и друзей. Маргинал часто остается один, предаваясь грезам. Жизнь для него в основном неприятна, и он склонен строго критиковать других. Этот человек убежден, что с ним несправедливо поступают. [цит. по 47]

Последующие исследования показали, что нет прямой связи между маргинальным статусом и невротизмом и не все маргиналы становятся невротиками. Многие из них адаптируются к своей двусмысленной жизненной ситуации и не болеют. Согласно гипотезе Алана С. Керихофа и Томаса С. Маккормика, невротиками с большой вероятностью становятся только те маргиналы, которые полностью идентифицируют себя с доминирующей группой, но получают отпор с ее стороны. Чем сильнее и категоричнее отказ, тем больше трудностей, переживаемых личностью.

Эта гипотеза была проверена на 84 детях одного из племен американских индейцев. Им задавались вопросы о самоидентификации, о притязаниях, о наиболее желательных товарищах и об индейской культуре. В какой степени каждый из этих детей был отвергнут, определяли с помощью вопросов об их «индейской внешности», задаваемых их белокожим товарищам по школе.

Исследование показало, что с американской культурой в наибольшей степени отождествлялись те, кто внешне мало отличался от белокожих американцев. Но у них не было заметных психических нарушений, они были приняты в группе сверстников. Нарушений не было также у тех, кто полностью принимал индейскую культуру: эти школьники тоже были неплохо адаптированы.

Психические нарушения были обнаружены в основном у тех детей, которые отождествляли себя с доминирующим этносом и его субкультурой, но вследствие своей индейской внешности были отвергнуты. Они не хотели примириться с этим и требовали того, чего не могли получить. [24]

Таким образом, среди маргинальных людей есть категория, которая постоянно переживает внутренние конфликты, поскольку одновременно ориентирована на две разные референтные группы, предъявляющие несовместимые ожидания. Не умея одновременно удовлетворять ролевые ожидания этих двух групп, такие маргиналы переживают чувство вины, угрызения совести, причем даже в тех случаях, когда действуют наилучшим образом, приложив все свои возможности.

Исследователи отмечают психологически очень интересное явление: таким маргиналам очень трудно сформировать непротиворечивую «я-концепцию». Имеется в виду точка зрения Ч. Кули о том, что человек начинает воспринимать себя в качестве неповторимого существа, только опираясь на то, как к нему относятся другие.