Задачи социальной защиты инвалидов
Люди с ограниченными возможностями имеют функциональные затруднения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности внешней среды к их особым нуждам, а также из-за предрассудков общества по отношению к себе. Чтобы снизить воздействие таких ограничений, разработана система государственных гарантий по социальной защите инвалидов.
Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества [2, Ст.2].
Социальная защита инвалидов в качестве основной цели преследует: избавление от бедности (при условии среднедушевого совокупного дохода семьи (гражданина) ниже прожиточного минимума); оказание материальной поддержки в экстремальных условиях, содействие адаптации инвалидов к условиям рыночной экономики; практическую реализацию защитных мер с использованием различных источников финансирования.
Организация системы социальной защиты инвалидов в Российской Федерации базируется на следующих принципах [29, С.61]:
1. Государственный характер социальной защиты инвалидов, предусматривающий правовые, экономические и организационные гарантии предоставления основных видов социальной помощи.
2. Разграничение компенсаций в сфере социальной защиты инвалидов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и расширение прав местных органов в обеспечении мер социальной защиты.
3. Доступность для инвалидов различных видов социальной защиты.
4. Адресность социальной защиты, предполагающая предоставление помощи с учетом индивидуальных потребностей инвалида.
5. Дифференциация мер социальной защиты в зависимости от медицинских, социальных и других факторов.
6. Комплектность, предусматривающая сочетание и преемственность различных видов помощи (денежной, натуральной, медицинской, правовой).
7. Использование всех экономических факторов для повышения уровня социальной защиты инвалидов путем введения соответствующих норм в законодательные акты.
8. Участие инвалидов в формировании государственной политики в сфере социальной защиты инвалидов.
9. Взаимодействие государственных, общественных и иных организаций в сфере социальной защиты инвалидов.
В соответствии с перечисленными принципами формируются основные направления социальной защиты инвалидов: медико-социальная экспертиза, реабилитация, обеспечение жизнедеятельности.
Реализация данных направлений возможна только при наличии постоянного учета контингента инвалидов и их потребностей в тех или иных мероприятиях по социальной защите.
Социальная защищенность инвалидов строится на разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В компетенцию федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации по социальной защите инвалидов входят [2, Ст.4]:
принятие постановлений и других нормативных актов по социальной защите;
контроль за исполнением действующего законодательства; формирование показателей Федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов;
разработка и реализация Федеральных целевых программ;
управление объектами федеральной собственности в области социальной защиты инвалидов;
установление общих принципов организации и осуществления медико-социальной экспертизы и реабилитации;
установление порядка проведения медико-социальной экспертизы (МСЭ);
установление порядка лицензирования и аккредитации предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих деятельность в области МСЭ и реабилитации инвалидов;
разработка методических документов по вопросам социальной защиты инвалидов;
разработка сертификационных требований к техническим средствам реабилитации инвалидов;
установление федеральных льгот учреждениям, предприятиям, организациям, которые инвестируют средства в сферу социальной защиты инвалидов;
установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов;
организация подготовки кадров, занятых в области социальной защиты инвалидов.
В ведении органов власти субъектов РФ в области социальной защиты инвалидов находятся [2, Ст.5]:
принятие законов и иных нормативных актов о социальной защите инвалидов, контроль за их исполнением;
формирование бюджетов в части расходов на социальную защиту инвалидов;
разработка, утверждение и финансирование территориальных целевых программ по вопросам социальной защиты инвалидов;
координация деятельности предприятий, учреждений и организаций в области социальной защиты инвалидов на территориях субъектов РФ;
определение приоритетов в осуществлении социальной политики в области защиты инвалидов с учетом уровня социально-экономического развития региона;
разработка в пределах своей компетенции методических документов по вопросам социальной защиты инвалидов;
утверждение и финансирование перечня реабилитационных мероприятий, осуществляемых на территориях субъектов РФ в дополнение к федеральным базовым программам реабилитации инвалидов;
создание предприятий, учреждений и организаций государственной службы МСЭ, государственной службы реабилитации инвалидов и реабилитационной индустрии, установление системы управления ими, их финансирование;
лицензирование и аккредитация предприятий, учреждений и организаций, находящихся в собственности субъектов РФ, осуществляющих деятельность в области реабилитации инвалидов;
реализация федеральных и территориальных целевых программ по вопросам социальной защиты инвалидов;
установление льгот предприятиям, учреждениям, организациям, инвестирующим средства в серу социальной защиты инвалидов, производящих специальные промышленные товары, технические приспособления для инвалидов;
установление льгот отдельным контингентам инвалидов за счет средств бюджетов субъектов РФ;
организация связей с общественными объединениями инвалидов, со средствами массовой информации;
организация и координация деятельности по подготовке кадров в области социальной защиты инвалидов, установление им льгот дополнительно к принятым на федеральном уровне;
финансирование программ научных исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области социальной защиты инвалидов.
На муниципальном уровне:
реализация федерального законодательства и субъекта федерации по социальной защите инвалидов;
формирование инфраструктуры учреждений социальной защиты инвалидов;
создание муниципальных социальных служб, обеспечивающих социальное обслуживание и необходимые социальные выплаты;
разработка нормативных актов (решений) по исполнению федерального законодательства и субъекта федерации по социальной поддержке инвалидов;
разработка и установление дополнительных к федеральному и краевому законодательству мер социальной защиты инвалидов, финансируемых за счет средств местных бюджетов;
реализация основных принципов социальной защиты инвалидов: адресности, своевременности и доступности.
Таким образом, муниципальный уровень власти должен быть освобожден от политических вопросов, его главной целью должно являться повышение благосостояния населения. Основные вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствие с Конституцией РФ и осуществляется населением или органами местного самоуправления самостоятельно. В обществе, в котором местная власть ставит перед собой такие задачи и наделяется соответствующими им полномочиями, становится понятнее, доступнее, приближеннее к гражданину.
Таким образом, в России назначение системы социальной защиты на различных уровнях состоит в том, чтобы с помощью нормативно-правовых, экономических, социально-психологических, организационно-технических средств и рычагов осуществлять поддержку и помощь инвалидам. Система законодательных, социально-экономических и морально-психологических гарантий, средств и мер, благодаря которым создаются равные для членов общества условия, препятствующие неблагоприятным воздействиям среды на человека, обеспечивающее достойное и социально-приемлемое качество их жизни. А также это важнейшая функция государства и правительства, определяющая его зрелость. Она осуществляется через внебюджетные фонды всех уровней, общественные организации и благотворительные мероприятия, которые проводятся как официальными государственными службами, так и некоммерческими организациями, частными лицами и их спонсорскими средства.
Социальная защита определяется и регулируется Конституцией РФ, Федеральными законами, законами субъектов Федерации, программами.