Задачи социальной защиты инвалидов

Люди с ограниченными возможностями имеют функциональные затруднения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности внешней среды к их особым нуждам, а также из-за предрассудков общества по отношению к себе. Чтобы снизить воздействие таких ограничений, разработана система государственных гарантий по социальной защите инвалидов.

Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества [2, Ст.2].

Социальная защита инвалидов в качестве основной цели преследует: избавление от бедности (при условии среднедушевого совокупного дохода семьи (гражданина) ниже прожиточного минимума); оказание материальной поддержки в экстремальных условиях, содействие адаптации инвалидов к условиям рыночной экономики; практическую реализацию защитных мер с использованием различных источников финансирования.

Организация системы социальной защиты инвалидов в Российской Федерации базируется на следующих принципах [29, С.61]:

1. Государственный характер социальной защиты инвалидов, предусматривающий правовые, экономические и организационные гарантии предоставления основных видов социальной помощи.

2. Разграничение компенсаций в сфере социальной защиты инвалидов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и расширение прав местных органов в обеспечении мер социальной защиты.

3. Доступность для инвалидов различных видов социальной защиты.

4. Адресность социальной защиты, предполагающая предоставление помощи с учетом индивидуальных потребностей инвалида.

5. Дифференциация мер социальной защиты в зависимости от медицинских, социальных и других факторов.

6. Комплектность, предусматривающая сочетание и преемственность различных видов помощи (денежной, натуральной, медицинской, правовой).

7. Использование всех экономических факторов для повышения уровня социальной защиты инвалидов путем введения соответствующих норм в законодательные акты.

8. Участие инвалидов в формировании государственной политики в сфере социальной защиты инвалидов.

9. Взаимодействие государственных, общественных и иных организаций в сфере социальной защиты инвалидов.

В соответствии с перечисленными принципами формируются основные направления социальной защиты инвалидов: медико-социальная экспертиза, реабилитация, обеспечение жизнедеятельности.

Реализация данных направлений возможна только при наличии постоянного учета контингента инвалидов и их потребностей в тех или иных мероприятиях по социальной защите.

Социальная защищенность инвалидов строится на разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В компетенцию федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации по социальной защите инвалидов входят [2, Ст.4]:

принятие постановлений и других нормативных актов по социальной защите;

контроль за исполнением действующего законодательства; формирование показателей Федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов;

разработка и реализация Федеральных целевых программ;

управление объектами федеральной собственности в области социальной защиты инвалидов;

установление общих принципов организации и осуществления медико-социальной экспертизы и реабилитации;

установление порядка проведения медико-социальной экспертизы (МСЭ);

установление порядка лицензирования и аккредитации предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих деятельность в области МСЭ и реабилитации инвалидов;

разработка методических документов по вопросам социальной защиты инвалидов;

разработка сертификационных требований к техническим средствам реабилитации инвалидов;

установление федеральных льгот учреждениям, предприятиям, организациям, которые инвестируют средства в сферу социальной защиты инвалидов;

установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов;

организация подготовки кадров, занятых в области социальной защиты инвалидов.

В ведении органов власти субъектов РФ в области социальной защиты инвалидов находятся [2, Ст.5]:

принятие законов и иных нормативных актов о социальной защите инвалидов, контроль за их исполнением;

формирование бюджетов в части расходов на социальную защиту инвалидов;

разработка, утверждение и финансирование территориальных целевых программ по вопросам социальной защиты инвалидов;

координация деятельности предприятий, учреждений и организаций в области социальной защиты инвалидов на территориях субъектов РФ;

определение приоритетов в осуществлении социальной политики в области защиты инвалидов с учетом уровня социально-экономического развития региона;

разработка в пределах своей компетенции методических документов по вопросам социальной защиты инвалидов;

утверждение и финансирование перечня реабилитационных мероприятий, осуществляемых на территориях субъектов РФ в дополнение к федеральным базовым программам реабилитации инвалидов;

создание предприятий, учреждений и организаций государственной службы МСЭ, государственной службы реабилитации инвалидов и реабилитационной индустрии, установление системы управления ими, их финансирование;

лицензирование и аккредитация предприятий, учреждений и организаций, находящихся в собственности субъектов РФ, осуществляющих деятельность в области реабилитации инвалидов;

реализация федеральных и территориальных целевых программ по вопросам социальной защиты инвалидов;

установление льгот предприятиям, учреждениям, организациям, инвестирующим средства в серу социальной защиты инвалидов, производящих специальные промышленные товары, технические приспособления для инвалидов;

установление льгот отдельным контингентам инвалидов за счет средств бюджетов субъектов РФ;

организация связей с общественными объединениями инвалидов, со средствами массовой информации;

организация и координация деятельности по подготовке кадров в области социальной защиты инвалидов, установление им льгот дополнительно к принятым на федеральном уровне;

финансирование программ научных исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области социальной защиты инвалидов.

На муниципальном уровне:

реализация федерального законодательства и субъекта федерации по социальной защите инвалидов;

формирование инфраструктуры учреждений социальной защиты инвалидов;

создание муниципальных социальных служб, обеспечивающих социальное обслуживание и необходимые социальные выплаты;

разработка нормативных актов (решений) по исполнению федерального законодательства и субъекта федерации по социальной поддержке инвалидов;

разработка и установление дополнительных к федеральному и краевому законодательству мер социальной защиты инвалидов, финансируемых за счет средств местных бюджетов;

реализация основных принципов социальной защиты инвалидов: адресности, своевременности и доступности.

Таким образом, муниципальный уровень власти должен быть освобожден от политических вопросов, его главной целью должно являться повышение благосостояния населения. Основные вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствие с Конституцией РФ и осуществляется населением или органами местного самоуправления самостоятельно. В обществе, в котором местная власть ставит перед собой такие задачи и наделяется соответствующими им полномочиями, становится понятнее, доступнее, приближеннее к гражданину.

Таким образом, в России назначение системы социальной защиты на различных уровнях состоит в том, чтобы с помощью нормативно-правовых, экономических, социально-психологических, организационно-технических средств и рычагов осуществлять поддержку и помощь инвалидам. Система законодательных, социально-экономических и морально-психологических гарантий, средств и мер, благодаря которым создаются равные для членов общества условия, препятствующие неблагоприятным воздействиям среды на человека, обеспечивающее достойное и социально-приемлемое качество их жизни. А также это важнейшая функция государства и правительства, определяющая его зрелость. Она осуществляется через внебюджетные фонды всех уровней, общественные организации и благотворительные мероприятия, которые проводятся как официальными государственными службами, так и некоммерческими организациями, частными лицами и их спонсорскими средства.

Социальная защита определяется и регулируется Конституцией РФ, Федеральными законами, законами субъектов Федерации, программами.