Закон о социальной защите инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП)

Необходимо более подробно остановиться на рассмотрении структуры и содержания закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Документ состоит из пяти глав, регулирующих различные аспекты проблемы инвалидности.

Согласно закону, в зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Социальная защита инвалидов определяется в этом документе как система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. В первой части закона, кроме этого, регулируются и вопросы соответствия федеральных и международных документов, устанавливается и регулируется компетенция органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Перечисляется перечень функций, возлагаемых на Государственную службу медико-социальной экспертизы[8].

Реабилитация инвалидов определяется как система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или, возможно, более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация. Расшифровано содержание процесса реабилитации.

Реабилитация инвалидов, согласно закону, подразумевает медицинскую реабилитацию, которая состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования; профессиональную реабилитацию инвалидов, которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства; социальную реабилитацию инвалидов, которая состоит из социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации. Статья 10 закона регулирует гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно за счет средств федерального бюджета.

Данным законом предусматривается разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов как комплекса оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающего отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида, согласно закону, является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности[9].

Координация деятельности в сфере реабилитации инвалидов осуществляется Министерством социальной защиты населения Российской Федерации. Реабилитационными являются учреждения, осуществляющие процесс реабилитации инвалидов в соответствии с реабилитационными программами. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом региональных и территориальных потребностей должны создавать сеть реабилитационных учреждений и обеспечивать развитие системы медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов, организовывать производство технических средств реабилитации, способствовать развитию негосударственных реабилитационных учреждений.

Законодательство Российской Федерации предусматривает получение инвалидами технических средств реабилитации, обеспечивающих их особые потребности, повышающие уровень их независимости в повседневной жизни. Государство обязано поддерживать разработку и производство различных вспомогательных устройств и оборудования, средств передвижения, бытового самообслуживания, коммуникации, содействовать формированию национального рынка реабилитационных изделий.

Положение с обеспечением права инвалидов на надлежащую протезно-ортопедическую помощь не решить лишь одним специализированным государственным организациям. Здесь большое поле деятельности для проявления инициативы и благотворительности со стороны зарубежных и отечественных коммерческих и некоммерческих организаций.

Предоставление основных технических средств реабилитации осуществляется бесплатно или на льготных условиях. Однако, обеспеченность реабилитационного процесса техническими средствами недостаточна. Указанное количество предприятий не решает проблему доступности данного вида реабилитации для инвалидов, имеющих потребность в протезно-ортопедической помощи. Производство средств реабилитации в недостаточном количестве обусловливает большие очереди на их получение и длительное ожидание инвалидами этих средств. Недостаточное финансирование расходов по обеспечению инвалидов протезно-ортопедическими изделиями во многих регионах приводит к низкому уровню протезно-ортопедической помощи[10].

Фундаментом социальной политики по отношению к инвалидам становится реабилитация, восстановление и активизация способностей инвалидов к относительно независимой жизни. Практическая реализация курса социальной политики приобретает разный оттенок на практике.

Так, недостаточно развита законодательная база в области медицинской реабилитации, особенно в той ее части, которая призвана служить предупреждению заболеваний, приводящих к инвалидности, в частности по организации и содержанию первичной медико-санитарной помощи, доступной всем слоям населения; по созданию системы раннего выявления и профилактики инвалидности; по четкой регламентации правил техники безопасности, производственной санитарии, приспособления рабочих мест, оборудования и производственной среды в целях предупреждения утраты профессиональной трудоспособности или предупреждения болезни (или ее обострения).

Одним из главных критериев эффективности социальной политики в отношении инвалидов, по идее, должна быть ее ориентация на выход максимально возможного числа лиц из состояния инвалидности. Полная реабилитация означает снятие статуса инвалида. Два других показателя - частичной реабилитации и утяжеления инвалидности (дереабилитация) - отражают процесс перетекания инвалидов из группы в группу. Частичная реабилитация - переход в более легкую группу (для третьей группы, естественно, отсутствует). Утяжеление инвалидности или дереабилитация - переход в более тяжелую (соответственно, для первой группы невозможен).

Изучение практических механизмов реализации даже отдельных пунктов закона на уровне отдельно взятого города раскрывает огромные просчеты и особенности практической действительности. Например, чтобы оценить, какие возможности, и ограничения в сфере трудовой деятельности налагает законодательство для социальной группы инвалидов, необходимо рассмотреть и проанализировать два взаимосвязанных аспекта:

- права и обязанности инвалидов в сфере трудовых отношений и занятости;

- возможности и ограничения, которые имеют работодатели при использовании труда инвалидов. Государственные органы медико-социальной экспертизы и реабилитации, социальной защиты населения, которые обозначают проблему инвалидов в сфере занятости, маркируют следующие права инвалидов, которые должны соблюдаться.

- инвалиды имеют право на необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;

- не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов, ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками;

- для инвалидов 1-й и 2-й групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, не более 35 часов в неделю, с сохранением полной оплаты труда;

- привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья;

- инвалидам предоставлено право перевода на более легкую работу в соответствии с медицинским заключением, временно или без ограничения срока, при таком переводе за работниками сохраняется прежний средний заработок в течение 2-х недель со дня перевода;

- работающие инвалиды имеют право на получение лекарств по рецептам врачей с 50 % скидкой, а также на обеспечение санатарно-курортными путевками по месту работы на льготных условиях;

- имеют право на льготные условия для предпринимательской деятельности;

- общественные объединения инвалидов, которые могут осуществлять предпринимательскую деятельность, имеют льготы по уплате федеральных налогов, сборов, пошлин и др. платежей в бюджеты всех уровней[11].

Согласно Закону о социальной защите инвалидов в РФ, целью социальной защиты инвалидов признается обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ. Статья 15 Закона предусматривает обеспечение свободного доступа людей с ограниченными возможностями к жилым, общественным и производственным зданиям, местам отдыха, спортивным сооружениям, культурно-зрелищным и другим учреждениям, а также беспрепятственное пользование общественным транспортом, средствами связи и информации.

К сожалению, ни данная статья Закона, ни другие постановления и акты в отношении безбарьерной среды обитания для инвалидов в России пока не выполняются.