Законодательство по социализации инвалидов в РФ

Официальная социальная политика в России осуществляется в соответствии с жизненно важными для людей, имеющих инвалидность, международными документами. С такими, как Декларация ООН о правах людей, имеющих инвалидность 1971 года, Конвенция о правах ребенка 1989 года, Всемирная декларация создания равных возможностей для выживания, защиты и развития детей 1990 года, Всемирная программа действий в отношении людей, имеющих инвалидность, 1982 года, Стандартные правила по созданию равных возможностей для людей, имеющих инвалидность, 1993 года.

Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Основные права, свободы и обязанности граждан России юридически закреплены и гарантируются государством в главном его законе - Конституции.

В Конституции 1993 года Российская Федерация квалифицирована как «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1].

В Российской Федерации охраняются также труд и здоровье людей. Устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует своим гражданам:

«1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. 2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. 3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность».[1]

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" «определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации».[3]

Федеральный закон от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» определяет, что «Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах.

Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности».[4]

Отличается актуальностью нормативного регулирования, особой емкой внутренней структурой (состоит из 7 глав, 40 статей), что обеспечивает единое согласованное нормативное регулирование отношений в области социального обслуживания указанной категории граждан. Этот закон, по сути, является базовым для института социального обслуживания, т.к. регулирует в комплексе круг вопросов, касающихся социального обслуживания двух наиболее слабо социальных групп населения - граждан пожилого возраста и инвалидов.

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» определяет, что «Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Закон регламентирует порядок предоставления материальной и консультативной помощи, осуществления социального обслуживания на дому, в стационарных учреждениях, в учреждениях социального обслуживания.

Федеральный закон устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в РФ». [5]

В законе выделяются следующие принципы социального обслуживания граждан: адресность; доступность; добровольность; гуманность; приоритетность; конфиденциальность; профилактическая направленность.

Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" Настоящий Федеральный закон в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права «регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования. Отношения, связанные с установлением и уплатой платежей на обязательное социальное страхование, контроль за их уплатой, обжалование действий (бездействия) должностных лиц, привлечение к ответственности виновных лиц регулируются настоящим Федеральным законом, федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах». [6]

Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2005 г. N 832 "О федеральной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы"

В рамках программы планируется: создание системы реабилитационных и экспертных организаций, осуществляющих реабилитацию инвалидов и интеграцию их в общество; развитие реабилитационной индустрии; оснащение оборудованием реабилитационных организаций; обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Предусмотрено три этапа ее реализации. На первом этапе (2006 г.) производится научная проработка основных направлений программы, реализация ряда мероприятий программы. На втором этапе (2007 - 2008 гг.) будут проводиться пилотные внедрения и опытные разработки, а также оценка хода их выполнения, эффективности и результативности. На третьем этапе (2009 - 2010 гг.) будут организованы анализ, обобщение и распространение выработанных инновационных технологий реабилитации инвалидов, разработка следующих этапов совершенствования системы социальной защиты инвалидов. Объем финансирования указанных мероприятий составит 3842,9 млн. руб.

Ожидается, что в результате реализации программы к 2010 г. до 6,5% увеличится ежегодный показатель, характеризующий соотношение количества реабилитированных инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы и количества лиц, прошедших переосвидетельствование. В 2005 г. этот показатель составил 5,9%. Планируется, что реализация мероприятий подпрограммы позволит возвратить к профессиональной, общественной и бытовой деятельности более 20 тыс. инвалидов. Экономический эффект, который получит государство вследствие реализации подпрограммы, составит в среднем 67 - 91 млн. руб. ежегодно.

Функции государственного заказчика-координатора программы возложены на Минздравсоцразвития России.[7]

Постановление правительства от 20 февраля 2006 года № 95; «О порядке и условиях признания лица инвалидом»

«Настоящие Правила определяют в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" порядок и условия признания лица инвалидом. Признание лица (далее - гражданин) инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее - главные бюро), а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро), являющимися филиалами главных бюро».[8]

Так же законодательную основу социализации инвалидов составляют Указы Президента РФ, распоряжения Правительства РФ, Приказы и распоряжения профильных министерств и ведомств, региональные правовые акты (Указ Президента РФ от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами", Постановление Правительства от 21 декабря 2004 года № 817;»Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь», Приказ Минздравсоцразвития РФ от 22.08.2005 №535 «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертиз» и т.д.)

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года значительное внимание уделено реабилитации и социальной интеграции инвалидов. В частности:

«….достижение к 2020 году уровня занятости инвалидов в Российской Федерации 40 процентов от общего числа инвалидов;

организационное и институциональное совершенствование систем медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;

повышение уровня социальной интеграции инвалидов и реализация мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов жилья, объектов социальной инфраструктуры, транспорта;….».

Выдержки из Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р)

«…..достижение к 2020 году уровня занятости инвалидов в Российской Федерации 40 процентов от общего числа инвалидов;

Третье направление - реабилитация и социальная интеграция инвалидов, в том числе:

организационное и институциональное совершенствование систем медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;

повышение уровня социальной интеграции инвалидов и реализация мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов жилья, объектов социальной инфраструктуры, транспорта;

создание инфраструктуры реабилитационных центров, обеспечивающих комплексную реабилитацию инвалидов и их возвращение к полноценной жизни в обществе, формирование индустрии по выпуску современных технических средств реабилитации;

укрепление материально-технической базы учреждений медико-социальной экспертизы, реабилитационных учреждений и протезно-ортопедических предприятий.

Четвертое направление - социальное обслуживание граждан старших возрастов и инвалидов, в том числе:

обеспечение доступности социальных услуг высокого качества для всех нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов путем дальнейшего развития сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги, сочетания заявительного принципа обращения за социальными услугами с выявлением нуждающихся в социальном обслуживании лиц, оказания социальных услуг в первую очередь лицам с особыми потребностями;

развитие всех форм предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам (нестационарной, полустационарной, стационарной и срочной социальной) с целью поддержания способности указанных лиц к самообслуживанию и (или) передвижению, оказания эффективной поддержки семьям, предоставляющим пожилым людям и инвалидам родственный уход на дому;

обеспечение граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, местами, соответствующими потребностям, в стационарных учреждениях социального обслуживания;

развитие платных форм социального обслуживания с учетом роста доходов граждан пожилого возраста и инвалидов и формирование сети комфортных пансионов для пожилых для постоянного и временного проживания.

Пятое направление - развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг, в том числе:

Пятое направление - развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг, в том числе:

преобразование большинства государственных и муниципальных учреждений системы социальной защиты, оказывающих услуги пожилым и инвалидам, в некоммерческие организации и создание механизма привлечения их на конкурсной основе к выполнению государственного заказа по оказанию социальных услуг;

обеспечение равенства условий налогообложения поставщиков социальных услуг различных организационно-правовых форм, сокращение административных барьеров в сфере деятельности негосударственных некоммерческих организаций;

создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению, реализация органами государственной власти и органами местного самоуправления программ в области поддержки развития негосударственных некоммерческих организаций, сокращение административных барьеров в сфере деятельности негосударственных некоммерческих организаций, введение налоговых льгот для негосударственных некоммерческих организаций, предоставляющих социальные услуги;

содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности (волонтерства).

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее - Концепция) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 21 июля 2006 г.

Цель разработки Концепции - определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 - 2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики РФ (см. Таблица1), количество лиц, впервые признанных инвалидами в РФ, в настоящее время постепенно снижается. (см. рис.1 и рис.2)

Таблица 1.

Численность лиц, впервые признанных инвалидами

1992 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Всего, тыс.человек 1113 1347 1109 1200 1184 1092 1463 1799 1474 1109
На 10 000 человек населения 74,9 90,8 76,2 82,2 82,5 75,5 101,7 126,0 103,4 78,0

Численность лиц, впервые признанных инвалидами в РФ

Рис.1 Численность лиц, впервые признанных инвалидами в РФ, тыс. чел

Численность лиц, впервые признанных инвалидами в РФ, на 10 000 тыс. человек населения

Рис.2 Численность лиц, впервые признанных инвалидами в РФ, на 10 000 тыс. человек населения

При этом количество стационарных учреждений социального обслуживания престарелых и инвалидов в РФ (см. Таблица 2) с 1970г. выросло более чем в два раза – с 393 до 1453. (см. рис.3)

Таблица 2.

Стационарные учреждения социального обслуживания престарелых и инвалидов(на конец года) [39]

1970 1980 1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Число учреждений для престарелых и инвалидов-взрослых 693 713 726 871 1033 1058 1098 1127 1150 1250 1383 1453
в них:
мест, тыс. 155 202 225 221 223 224 226 226 225 227 234 235
проживающих,
 тыс.человек
. 201 213 202 205 209 211 213 216 220 224 226
Число учреждений для инвалидов-детей 168 156 160 159 156 155 152 152 152 153 157 150
в них:
мест, тыс. 27 34 38 35 33 33 32 32 32 31 30 29
проживающих,
 тыс.человек
. 34 36 31 29 29 29 29 29 29 27 25

Стационарные учреждения социального обслуживания престарелых и инвалидов

Рис. 3 Стационарные учреждения социального обслуживания престарелых и инвалидов, ед., (на конец года)

На 1 января 2008 г. на очереди для помещения в учреждения для взрослых состояли 18,3 тыс. человек, в учреждения для детей - 0,8 тыс. детей. Работали 18 реабилитационных центров для инвалидов молодого возраста, в которых проживали 3,5 тыс. человек, 29 домов милосердия (2,1 тыс. человек), 34 геронтологических центра (8,8 тыс. человек).

Из общего числа зданий учреждений для престарелых и инвалидов 3,0% находилось в аварийном состоянии, 4,3% - в ветхом, 10,5% требовали реконструкции.

Согласно Концепции 2020, инвестиции в социальный комплекс в 2010г. составят 8,7% от общего количества инвестиций (см. Таблица 3 и рис 4)

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года

Таблица 3.

Структура инвестиций в основной капитал по комплексам отраслей (процентов)[38]

Отрасли 2007 год 2010 год 2015 год 2020 год
Обрабатывающий сектор 11,9 11,3 12 11,3
в том числе машиностроительный комплекс 2,6 2,8 3,6 4
Связь 4,4 4,7 5 5,5
Транспортный комплекс 17,5 17,2 15,6 16,1
Энергетический сектор 7,4 7,3 5,6 3,4
Аграрно-промышленный комплекс 7,6 7,5 7,6 7,7 7,7
Добывающий сектор 15,2 13,2 12,2 11,2
Недвижимость 17,3 19,1 19,7 21
Социальный комплекс 7,6 8,7 9,7 10,7 10,7
Прочее 11,1 11 12,6 13,1

 

Структура инвестиций в основной капитал в 2010г. по комплексам отраслей

Рис.4 Структура инвестиций в основной капитал в 2010г. по комплексам отраслей, %

В то же время можно проследить незначительную динамику инвестиций в социальный комплекс до 2020г. (см. Таблица 1 и рис.5)

Динамика инвестиций в социальный комплекс РФ в 2007-2020гг

Рис.5. Динамика инвестиций в социальный комплекс РФ в 2007-2020гг., %

 

Таким образом, в результате исследования, проведенного в Первой Главе можно сделать следующие вводы:

Проблема инвалидности в целом, и реабилитации инвалидов в частности, имеет многовековую историю. Очень долго она считалась в основном медицинской, а ее решение являлось прерогативой врачей. Однако с развитием общества и ряда наук, в том числе прикладных, проблема инвалидности все более становилась проблемой общественной. Таким образом, к настоящему времени накоплен определенный объем знаний об особенностях социального и личностного развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, их жизнедеятельности.

Постоянное и последовательное совершенствование системы социальной работы с инвалидами - это важнейшая задача социального развития. Технический и технологический прогресс человечества, обострение экологических проблем, рост продолжительности жизни и совершенствование системы медицинского обслуживания – всё это будет с неизбежностью приводить к увеличению числа инвалидов в обществе, и, следовательно, к необходимости постоянного развития его возможности по созданию условий для нормальной и полноценной жизни для названной категории людей.

Каждая страна имеет свои пути решения проблемы адаптации и интеграции в общество умственно отсталых людей. Организация реабилитационной помощи людям с умственной отсталостью в европейских странах характеризуется большим разнообразием форм и подходов. Эти подходы часто определяются концептуальными воззрениями на природу человека и его развитие, что предполагает использование соответствующих методов воспитания и обучения.

Выделение молодых людей с инвалидностью как целевой группы социальной политике по отношению к инвалидам в какой-то мере отклоняется от целостного подхода интеграции инвалидов в общество. Однако, это правомерно с точки зрения декларируемого в этом подходе принципа доступности. Учитывая низкую эффективность социальной политике по отношению к инвалидам в России, а также то, что молодые люди с инвалидностью – наиболее перспективная социальная группа с точки зрения их социализации, разработка специальной программы социальной интеграции молодых людей с инвалидностью основанной на позитивном зарубежном опыте целесообразна.

Конституция как основной закон государства и нормативно-правовые акты, конкретизирующие и наполняющие реальным содержанием социальные права, свободы и обязанности личности (Указы Президента РФ, Федеральные законы, Постановления Правительства, правовые акты, принимаемые субъектами Федерации, муниципальными органами власти) составляют и образуют то правовое пространство, в котором происходит социализация инвалидов.

Несмотря на обширную нормативно-правовую базу, следует констатировать, что на практике социализация инвалидов, особенно молодых, происходит весьма медленно.