Законодательство по социализации инвалидов в РФ
Официальная социальная политика в России осуществляется в соответствии с жизненно важными для людей, имеющих инвалидность, международными документами. С такими, как Декларация ООН о правах людей, имеющих инвалидность 1971 года, Конвенция о правах ребенка 1989 года, Всемирная декларация создания равных возможностей для выживания, защиты и развития детей 1990 года, Всемирная программа действий в отношении людей, имеющих инвалидность, 1982 года, Стандартные правила по созданию равных возможностей для людей, имеющих инвалидность, 1993 года.
Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Основные права, свободы и обязанности граждан России юридически закреплены и гарантируются государством в главном его законе - Конституции.
В Конституции 1993 года Российская Федерация квалифицирована как «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1].
В Российской Федерации охраняются также труд и здоровье людей. Устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статья 39 Конституции РФ гарантирует своим гражданам:
«1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. 2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. 3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность».[1]
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" «определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации».[3]
Федеральный закон от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» определяет, что «Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах.
Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности».[4]
Отличается актуальностью нормативного регулирования, особой емкой внутренней структурой (состоит из 7 глав, 40 статей), что обеспечивает единое согласованное нормативное регулирование отношений в области социального обслуживания указанной категории граждан. Этот закон, по сути, является базовым для института социального обслуживания, т.к. регулирует в комплексе круг вопросов, касающихся социального обслуживания двух наиболее слабо социальных групп населения - граждан пожилого возраста и инвалидов.
Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» определяет, что «Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Закон регламентирует порядок предоставления материальной и консультативной помощи, осуществления социального обслуживания на дому, в стационарных учреждениях, в учреждениях социального обслуживания.
Федеральный закон устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в РФ». [5]
В законе выделяются следующие принципы социального обслуживания граждан: адресность; доступность; добровольность; гуманность; приоритетность; конфиденциальность; профилактическая направленность.
Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" Настоящий Федеральный закон в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права «регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования. Отношения, связанные с установлением и уплатой платежей на обязательное социальное страхование, контроль за их уплатой, обжалование действий (бездействия) должностных лиц, привлечение к ответственности виновных лиц регулируются настоящим Федеральным законом, федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах». [6]
Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2005 г. N 832 "О федеральной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы"
В рамках программы планируется: создание системы реабилитационных и экспертных организаций, осуществляющих реабилитацию инвалидов и интеграцию их в общество; развитие реабилитационной индустрии; оснащение оборудованием реабилитационных организаций; обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
Предусмотрено три этапа ее реализации. На первом этапе (2006 г.) производится научная проработка основных направлений программы, реализация ряда мероприятий программы. На втором этапе (2007 - 2008 гг.) будут проводиться пилотные внедрения и опытные разработки, а также оценка хода их выполнения, эффективности и результативности. На третьем этапе (2009 - 2010 гг.) будут организованы анализ, обобщение и распространение выработанных инновационных технологий реабилитации инвалидов, разработка следующих этапов совершенствования системы социальной защиты инвалидов. Объем финансирования указанных мероприятий составит 3842,9 млн. руб.
Ожидается, что в результате реализации программы к 2010 г. до 6,5% увеличится ежегодный показатель, характеризующий соотношение количества реабилитированных инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы и количества лиц, прошедших переосвидетельствование. В 2005 г. этот показатель составил 5,9%. Планируется, что реализация мероприятий подпрограммы позволит возвратить к профессиональной, общественной и бытовой деятельности более 20 тыс. инвалидов. Экономический эффект, который получит государство вследствие реализации подпрограммы, составит в среднем 67 - 91 млн. руб. ежегодно.
Функции государственного заказчика-координатора программы возложены на Минздравсоцразвития России.[7]
Постановление правительства от 20 февраля 2006 года № 95; «О порядке и условиях признания лица инвалидом»
«Настоящие Правила определяют в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" порядок и условия признания лица инвалидом. Признание лица (далее - гражданин) инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее - главные бюро), а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро), являющимися филиалами главных бюро».[8]
Так же законодательную основу социализации инвалидов составляют Указы Президента РФ, распоряжения Правительства РФ, Приказы и распоряжения профильных министерств и ведомств, региональные правовые акты (Указ Президента РФ от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами", Постановление Правительства от 21 декабря 2004 года № 817;»Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь», Приказ Минздравсоцразвития РФ от 22.08.2005 №535 «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертиз» и т.д.)
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года значительное внимание уделено реабилитации и социальной интеграции инвалидов. В частности:
«….достижение к 2020 году уровня занятости инвалидов в Российской Федерации 40 процентов от общего числа инвалидов;
организационное и институциональное совершенствование систем медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
повышение уровня социальной интеграции инвалидов и реализация мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов жилья, объектов социальной инфраструктуры, транспорта;….».
Выдержки из Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р)
«…..достижение к 2020 году уровня занятости инвалидов в Российской Федерации 40 процентов от общего числа инвалидов;
Третье направление - реабилитация и социальная интеграция инвалидов, в том числе:
организационное и институциональное совершенствование систем медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
повышение уровня социальной интеграции инвалидов и реализация мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов жилья, объектов социальной инфраструктуры, транспорта;
создание инфраструктуры реабилитационных центров, обеспечивающих комплексную реабилитацию инвалидов и их возвращение к полноценной жизни в обществе, формирование индустрии по выпуску современных технических средств реабилитации;
укрепление материально-технической базы учреждений медико-социальной экспертизы, реабилитационных учреждений и протезно-ортопедических предприятий.
Четвертое направление - социальное обслуживание граждан старших возрастов и инвалидов, в том числе:
обеспечение доступности социальных услуг высокого качества для всех нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов путем дальнейшего развития сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги, сочетания заявительного принципа обращения за социальными услугами с выявлением нуждающихся в социальном обслуживании лиц, оказания социальных услуг в первую очередь лицам с особыми потребностями;
развитие всех форм предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам (нестационарной, полустационарной, стационарной и срочной социальной) с целью поддержания способности указанных лиц к самообслуживанию и (или) передвижению, оказания эффективной поддержки семьям, предоставляющим пожилым людям и инвалидам родственный уход на дому;
обеспечение граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, местами, соответствующими потребностям, в стационарных учреждениях социального обслуживания;
развитие платных форм социального обслуживания с учетом роста доходов граждан пожилого возраста и инвалидов и формирование сети комфортных пансионов для пожилых для постоянного и временного проживания.
Пятое направление - развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг, в том числе:
Пятое направление - развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг, в том числе:
преобразование большинства государственных и муниципальных учреждений системы социальной защиты, оказывающих услуги пожилым и инвалидам, в некоммерческие организации и создание механизма привлечения их на конкурсной основе к выполнению государственного заказа по оказанию социальных услуг;
обеспечение равенства условий налогообложения поставщиков социальных услуг различных организационно-правовых форм, сокращение административных барьеров в сфере деятельности негосударственных некоммерческих организаций;
создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению, реализация органами государственной власти и органами местного самоуправления программ в области поддержки развития негосударственных некоммерческих организаций, сокращение административных барьеров в сфере деятельности негосударственных некоммерческих организаций, введение налоговых льгот для негосударственных некоммерческих организаций, предоставляющих социальные услуги;
содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности (волонтерства).
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее - Концепция) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 21 июля 2006 г.
Цель разработки Концепции - определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 - 2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики РФ (см. Таблица1), количество лиц, впервые признанных инвалидами в РФ, в настоящее время постепенно снижается. (см. рис.1 и рис.2)
Таблица 1.
Численность лиц, впервые признанных инвалидами
1992 | 1995 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Всего, тыс.человек | 1113 | 1347 | 1109 | 1200 | 1184 | 1092 | 1463 | 1799 | 1474 | 1109 |
На 10 000 человек населения | 74,9 | 90,8 | 76,2 | 82,2 | 82,5 | 75,5 | 101,7 | 126,0 | 103,4 | 78,0 |
Рис.1 Численность лиц, впервые признанных инвалидами в РФ, тыс. чел
Рис.2 Численность лиц, впервые признанных инвалидами в РФ, на 10 000 тыс. человек населения
При этом количество стационарных учреждений социального обслуживания престарелых и инвалидов в РФ (см. Таблица 2) с 1970г. выросло более чем в два раза – с 393 до 1453. (см. рис.3)
Таблица 2.
Стационарные учреждения социального обслуживания престарелых и инвалидов(на конец года) [39]
1970 | 1980 | 1990 | 1995 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Число учреждений для престарелых и инвалидов-взрослых | 693 | 713 | 726 | 871 | 1033 | 1058 | 1098 | 1127 | 1150 | 1250 | 1383 | 1453 |
в них: | ||||||||||||
мест, тыс. | 155 | 202 | 225 | 221 | 223 | 224 | 226 | 226 | 225 | 227 | 234 | 235 |
проживающих, тыс.человек |
. | 201 | 213 | 202 | 205 | 209 | 211 | 213 | 216 | 220 | 224 | 226 |
Число учреждений для инвалидов-детей | 168 | 156 | 160 | 159 | 156 | 155 | 152 | 152 | 152 | 153 | 157 | 150 |
в них: | ||||||||||||
мест, тыс. | 27 | 34 | 38 | 35 | 33 | 33 | 32 | 32 | 32 | 31 | 30 | 29 |
проживающих, тыс.человек |
. | 34 | 36 | 31 | 29 | 29 | 29 | 29 | 29 | 29 | 27 | 25 |
Рис. 3 Стационарные учреждения социального обслуживания престарелых и инвалидов, ед., (на конец года)
На 1 января 2008 г. на очереди для помещения в учреждения для взрослых состояли 18,3 тыс. человек, в учреждения для детей - 0,8 тыс. детей. Работали 18 реабилитационных центров для инвалидов молодого возраста, в которых проживали 3,5 тыс. человек, 29 домов милосердия (2,1 тыс. человек), 34 геронтологических центра (8,8 тыс. человек).
Из общего числа зданий учреждений для престарелых и инвалидов 3,0% находилось в аварийном состоянии, 4,3% - в ветхом, 10,5% требовали реконструкции.
Согласно Концепции 2020, инвестиции в социальный комплекс в 2010г. составят 8,7% от общего количества инвестиций (см. Таблица 3 и рис 4)
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года
Таблица 3.
Структура инвестиций в основной капитал по комплексам отраслей (процентов)[38]
Отрасли | 2007 год | 2010 год | 2015 год | 2020 год |
Обрабатывающий сектор | 11,9 | 11,3 | 12 | 11,3 |
в том числе машиностроительный комплекс | 2,6 | 2,8 | 3,6 | 4 |
Связь | 4,4 | 4,7 | 5 | 5,5 |
Транспортный комплекс | 17,5 | 17,2 | 15,6 | 16,1 |
Энергетический сектор | 7,4 | 7,3 | 5,6 | 3,4 |
Аграрно-промышленный комплекс | 7,6 | 7,5 | 7,6 7,7 | 7,7 |
Добывающий сектор | 15,2 | 13,2 | 12,2 | 11,2 |
Недвижимость | 17,3 | 19,1 | 19,7 | 21 |
Социальный комплекс | 7,6 | 8,7 | 9,7 10,7 | 10,7 |
Прочее | 11,1 | 11 | 12,6 | 13,1 |
Рис.4 Структура инвестиций в основной капитал в 2010г. по комплексам отраслей, %
В то же время можно проследить незначительную динамику инвестиций в социальный комплекс до 2020г. (см. Таблица 1 и рис.5)
Рис.5. Динамика инвестиций в социальный комплекс РФ в 2007-2020гг., %
Проблема инвалидности в целом, и реабилитации инвалидов в частности, имеет многовековую историю. Очень долго она считалась в основном медицинской, а ее решение являлось прерогативой врачей. Однако с развитием общества и ряда наук, в том числе прикладных, проблема инвалидности все более становилась проблемой общественной. Таким образом, к настоящему времени накоплен определенный объем знаний об особенностях социального и личностного развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, их жизнедеятельности.
Постоянное и последовательное совершенствование системы социальной работы с инвалидами - это важнейшая задача социального развития. Технический и технологический прогресс человечества, обострение экологических проблем, рост продолжительности жизни и совершенствование системы медицинского обслуживания – всё это будет с неизбежностью приводить к увеличению числа инвалидов в обществе, и, следовательно, к необходимости постоянного развития его возможности по созданию условий для нормальной и полноценной жизни для названной категории людей.
Каждая страна имеет свои пути решения проблемы адаптации и интеграции в общество умственно отсталых людей. Организация реабилитационной помощи людям с умственной отсталостью в европейских странах характеризуется большим разнообразием форм и подходов. Эти подходы часто определяются концептуальными воззрениями на природу человека и его развитие, что предполагает использование соответствующих методов воспитания и обучения.
Выделение молодых людей с инвалидностью как целевой группы социальной политике по отношению к инвалидам в какой-то мере отклоняется от целостного подхода интеграции инвалидов в общество. Однако, это правомерно с точки зрения декларируемого в этом подходе принципа доступности. Учитывая низкую эффективность социальной политике по отношению к инвалидам в России, а также то, что молодые люди с инвалидностью – наиболее перспективная социальная группа с точки зрения их социализации, разработка специальной программы социальной интеграции молодых людей с инвалидностью основанной на позитивном зарубежном опыте целесообразна.
Несмотря на обширную нормативно-правовую базу, следует констатировать, что на практике социализация инвалидов, особенно молодых, происходит весьма медленно.