Зарубежный опыт социализации молодых инвалидов

Декларация о правах инвалидов – международный документ, принятый в 1975 году Генеральной Ассамблеей ООН, впервые за историю человечества рекомендует государствам обеспечить инвалидам важнейшие права: на медицинскую, психологическую и социальную реабилитацию, протезно-ортопедическую помощь; на профессиональную подготовку и трудоустройство; на различные виды социального обслуживания; на экономическое и социальное обеспечение; право на то, чтобы особые нужды инвалидов учитывались на всех стадиях экономического и социального планирования; право на квалифицированную юридическую помощь; право инвалидов, их семей и общин на свободный доступ к информации, содержащейся в настоящей Декларации [1].

Реабилитация в настоящее время прочно вошла в практику социального обслуживания большинства стран мира. Важное место в этой системе мероприятий занимает трудовое устройство инвалидов, включающее ряд этапов, начиная с освидетельствования врачами-экспертами, профориентации и подготовки к труду и кончая подготовкой производства к трудоустройству инвалида и контролем его качества.

В настоящее время можно выделить два подхода к организации рабочих мест для инвалидов:

Северо-Американский (США, Канада) и Европейский (Германия). В первом случае работодатель адаптирует рабочее место под известные ограничения занятых у него инвалидов: меняет организацию рабочего места, используемое оборудование, условия занятости, обеспечивает получение инвалидом помощи общей и/или персональной. Во втором – старается сделать все рабочие места доступными для занятости на них инвалидов.

В тех случаях, когда трудоустройство через открытый рынок труда невозможно вследствие тяжелой формы инвалидности, новый подход предлагает заменять занятость на специализированных предприятиях так называемой «поддерживающей» («суппортивной») занятостью, т.е. созданием специальных рабочих мест на обычных предприятиях (США, Австралия, Канада, Великобритания). Интерпретация понятия «поддерживающая занятость» варьирует от страны к стране. Например, в США она принимает формы индивидуального трудоустройства, создания группы рабочих мест (3-8) для инвалидов в рамках головной компании, мобильных рабочих групп, или малых предприятий.[35, c.180] Оценки эффективности таких программ различаются в разных странах. Общий аргумент в их поддержку связан с социальными и психологическими выигрышами для инвалидов по сравнению со специализированными формами занятости. Экономическая эффективность подтверждается в США, но практически не заметна в Великобритании.

Наиболее широко и эффективно социально-трудовая реабилитация инвалидов осуществляется в землях Германии, что можно объяснить имевшейся необходимостью преодолеть последствия мировой войны, оставившей после себя много инвалидов. Решением проблем социально-трудовой реабилитации инвалидов в этой стране заняты многие организации: с государственные учреждения, благотворительные агентства, различные общественные и церковные организации.

Общее руководство деятельностью по реабилитации инвалидов в Германии возложено на Федеральное управление по труду, которое организует обследование инвалидов, обучение, переобучение, трудоустройство. Фонды на материальное обеспечение, в том числе и на реабилитацию, формируются за счет взносов из заработной платы трудящихся и взносов предпринимателей. Услуги, предоставляемые инвалидам при проведении профессиональной подготовки, включают в себя:

    определение доступной профессии, опробование на рабочем месте, профессиональная подготовка, включающая общее образование;

    профессиональная адаптация, повышение квалификации, обучение и переобучение;

    помощь при предоставлении места работы и закреплении на нем, включая помощь при найме, помощь работодателю в организации рабочего места, выплате пособий.

Решающее место в этой работе отводится биржам труда, которые и осуществляют профессиональную консультацию и посреднические услуги в устройстве на работу. Специальные отделы профессиональной реабилитации инвалидов на биржах труда осуществляют врачебно-трудовую экспертизу, определяют конкретную профессию и другие меры реабилитации, например, обеспечения техническими средствами. В сложных случаях инвалиды направляются для трудовых испытаний в центры профессиональной реабилитации. Реабилитационные центры в Германии могут осуществлять только медицинскую или только профессиональную реабилитацию, а также совмещать эти оба вида реабилитации.

Центр комплексной реабилитации в г. Фольмарштейне представляет собой лечебно-санитарное учреждение, подготовка инвалидов в котором ведется по 40 специальностям. В основном, по обработке дерева, металла, торговому делу, пошиву одежды и обуви. Ежедневное обучение включает 3 часа подготовки в школе и 8 часов практической работы в мастерских. Естественно, до начала обучения в течение 6 недель изучаются возможности овладения инвалидом ряда профессий и в результате такого наблюдения дается заключение о наиболее показанной профессии. Продолжительность обучения в центре составляет от нескольких месяцев до двух лет.[26, c.118] Центр получает заказы от частных фирм, куда в дальнейшем поступают инвалиды на работу. Инвалиды с наиболее выраженной патологией остаются жить в общежитии и работают в мастерских.

Необходимо заметить, что в Германии с 1986 года повышен месячный штраф, налагаемый на предпринимателей за каждый случай уменьшения численности инвалидов на предприятии менее 6% от численности всех работающих.[26, c.141]

Примером центра, осуществляющего только профессиональную реабилитацию. Является центр в Гейдельберге. В нем 800 учебных мест и интернат с таким же числом. Этот цент осуществляет реабилитацию больных туберкулезом, сердечно-сосудистыми заболеваниями. Готовят в нем специалистов в области электроники, радиотехники, программирования. Мастерские оборудованы самой современной техникой. Это и неудивительно, поскольку центр работает под руководством двух советов – медицинского и профессионально-технического. Председателем профессионально-технического совета является один из административных руководителей фирмы Сименс. С отделами фирмы Сименс заключаются договоры на подготовку специалистов.

Обучение в любом из описанных центров заканчивается сдачей профессионального экзамена в промышленно-торговой палате, после чего возможно заключение долгосрочного контракта с инвалидами на рынке труда.

Такова кратко представленная система социально-трудовой реабилитации инвалидов в Германии. Подобные системы, представляющие интерес для отечественных социальных работников, существуют и в других европейских странах, таких как Австрия, Бельгия, Швеция, Франция, Нидерланды.

Организация помощи умственно отсталым людям в зарубежных странах осуществляется государственными и негосударственными общественными организациями. Причем, негосударственными организациями могут быть большие международные, национальные ассоциации или муниципальные учреждения.

Так, например, одной из популярных и авторитетных организаций является Международная Лига обществ помощи умственно неполноценным лицам. Ее филиалы имеются в более чем 70 странах мира. Содержанием работы этой организации является борьба за права умственно отсталых людей на международном и национальном уровнях. Члены Лиги проводят исследования умственной неполноценности, организуют конференции, осуществляют сотрудничество между странами, помогают разрабатывать национальные программы по борьбе с умственной отсталостью.[28, c.43]

В США умственная отсталость была признана национальной проблемой. В связи с этим была разработана Национальная программа по борьбе с умственной отсталостью, в соответствии с которой была поставлена задача по созданию центров по подготовке специалистов по реабилитации, профессиональному образованию, обслуживанию на местах умственно отсталых, разработке программ обучения и воспитания в школах. [28, c.52]

Обслуживание умственно отсталых людей в США включает профилактику, диагностику, обучение, клиническое обслуживание, социально-реабилитационную службу.

В социально-реабилитационной службе выделяют реабилитацию глубоко умственно отсталых лиц и общинно-реабилитационный сервис слабо умственно отсталых. Социальные службы в этом сервисе занимаются выбором путей реабилитации, имеется служба по дальнейшему трудоустройству. Весь общинно-реабилитационный сервис организуется в штатах в кооперации с государственными и частными учреждениями.

Большая роль в Бельгии при подготовке людей с умственной отсталостью принадлежит крупным реабилитационным центрам, в которых дети, подростки, а затем и взрослые проходят все этапы адаптации. Примерами могут служить центры в Антверпене и Брюсселе.

В структуру этих учреждений входит детский сад, школы, трудовые мастерские, интернат и полуинтернат (для пятидневного пребывания) для взрослых. Один из принципов реабилитации умственно отсталых детей – раннее начало. В связи с этим в детский сад поступают дети уже в 2 года. Большое внимание уделяется составлению прогноза развития ребенка, составлению индивидуальных программ, формированию опыта общения, коррекции поведения. Взрослые с умственной отсталостью работают в мастерских, продукция их труда реализуется на благотворительных базарах. Практикуется трудоустройство лиц с умственной отсталостью в сфере услуг.

Большое распространение в европейских государствах, в частности, в Германии, Бельгии, Швеции получили распространение небольшие групповые дома (общежития) для проживания умственно отсталых детей и взрослых. Для этой цели либо приобретаются дома в обычном жилом квартале, либо квартиры в многоэтажных домах. В таких групповых домах проживают от 6 до 15 человек, иногда разного возраста. Персонал – воспитатели и социальные работники, число которых зависит от степени нарушения интеллекта подопечных. Инвалиды могут проживать в таких домах постоянно, либо уезжать на выходные домой.

В Швеции, например, в 1990 году такой дом совместного проживания был открыт в одном из микрорайонов Стокгольма. Дом находится среди обычных жилых домов, в нем проживают в отдельных квартирах умственно отсталые взрослые люди. Помощь им оказывается только в тех вопросах, с которыми умственно отсталые люди не могут справиться самостоятельно.[29, c.77]

Кроме указанной формы обслуживания умственно отсталых людей, в странах Западной Европы распространены дневные центры, которые реализуют различные программы по уходу и обучению инвалидов.

Еще одной формой организации жизни умственно отсталых людей являются общины. Уже много лет существуют терапевтические общины для взрослых, основанные на принципе единения людей, имеющих какие-либо нарушения, в том числе и умственную отсталость. Эти общины располагаются, как правило, в почти заброшенной сельской местности, где сельское хозяйство имеет первостепенное значение. Это не психиатрическая клиника, а открытый поселок со всеми атрибутами сельской жизни. В общине не существует различий между обслуживающим персоналом и «пациентом». Все они – взрослые люди, вместе живут и работают. Здесь осуществляется возможность для каждого видеть в другом человеке отражение своей индивидуальности, обрести себя, открыть путь к самопознанию. В этих общинах организованы мастерские, пекарни, подсобные хозяйства и каждый, живущий в ней, работает там, где ему нравится, там, где он может реализовать себя.

Такие общины есть во многих европейских странах. В Бельгии, например, в них живут и дети и взрослые. Больные живут «семьями». В каждой семье есть «родители» - воспитатели. Дети посещают специальные школы, взрослые работают в мастерских, выполняют сельскохозяйственную работу. В Германии, наряду с семейными общинами, имеются религиозные общины, в которых проживают лица с умственной отсталостью.

Представляет интерес опыт совместного проживания и деятельности умственно отсталых лиц со здоровыми людьми в Кемпхилльских общинах. Основателем этих общин является врач-психиатр Карл Кениг (1902 – 1966), который в 1939 году организовал свой первый лечебно-педагогический центр в Шотландии в местечке Кемпхилл.

В самой первой Кемпхиллской деревне «Боттон», расположенной в Шотландии, в настоящее время живут и работают совместно около 400 человек, из них 200 селян с психическими нарушениями. В деревне имеется шесть ферм, различные ремесленные мастерские, включая типографию. Во многих деревнях мастерские уже переросли в производственные цеха по выпуску конкурентно способной продукции, которая продается в специально организованной сети магазинной.

В настоящее время насчитывается около 100 Кемпхилльских центров и деревень в 20 странах мира. Наибольшее их число в Англии, Шотландии, Германии. [28, c.48]

До сих пор речь шла о социальной политике по отношению к инвалидам и ее отдельных разделах в отношении всех инвалидов. Было показано, что эффективность политик занятости и образования инвалидов в немалой степени зависит от возраста инвалидов, которым они адресованы, и возраста наступления инвалидности.

Молодые люди с инвалидностью (МЛИ) представляют собой социальную группу, о которой известно меньше всего. Между тем, на этот возраст (19-31 год) приходится переход от детской к взрослой жизни, что предполагает приобретение навыков, прохождение процесса физического и психологического взросления и обретения социальной идентичности, которые сделают возможным полноправное участие молодых людей в жизни общества. Потребности МЛИ не отличаются от потребностей их сверстников не инвалидов: это потребности в образовании, профессиональной подготовке и занятости, а также в социализации и взрослении через участие в социальных, культурных, религиозных и экономических событиях общества. Однако в отличие от здоровых сверстников эти потребности молодых инвалидов остаются неудовлетворенными.

Наибольшими препятствиями в жизни молодых людей с инвалидностью выступают предвзятое отношение, социальная изоляция и дискриминация. Семьи, имеющие детей с серьезными нарушениями здоровья, часто ожидают их раннюю смерть и, следовательно, не заботятся об образовании. По отношению к МЛИ часто считается, что они должны как можно дольше (или совсем) оставаться жить дома. Личная помощь, предоставляемая детям-инвалидам в семьях (преимущественно, матерьми), зачастую препятствует развитию у них элементарных навыков самообслуживания, что также затрудняет переход к самостоятельной взрослой жизни. Следствием такого отношения является то, что подавляющее большинство МЛИ, достигая юношеского возраста, имеют уровень образования ниже, чем их здоровые сверстники. Качество образования инвалидов часто оказывается хуже. Иногда существуют ограничения в выборе направлений профессионального образования.

В результате, МЛИ оказываются в большей степени подвержены риску не найти работу, чем их здоровые сверстники: у них ниже уровень образования, меньше или совсем не развиты специальные трудовые навыки, для некоторых специфические физические, сенсорные или ментальные расстройства ограничивают выбор рабочих мест. В большинстве случаев они также сталкиваются с предвзятым отношением работодателей, отказывающихся или опасающихся нанимать их. Эксперты отмечают, что по сравнению с молодежью вообще МЛИ имеют меньше прав на ошибку, им редко разрешают пробовать свои силы на профессиональном поприще. Поэтому среди МЛИ больше неактивных, больше безработных и больше недозанятых (занятых на неполную ставку, на сезонных работах и пр.). Даже имея сопоставимый со сверстниками уровень образования, МЛИ дольше ищут работу, работают на рабочих местах, требующих меньшей квалификации, менее защищенных, или предоставляющих меньше возможностей для карьерного роста.

Среди них больше занятых на предприятиях неформального сектора или работающих на основе устных договоренностей.

В социальной структуре инвалидов МЛИ представляют наиболее активную, нацеленную на возможности самостоятельно зарабатывать себе на жизнь группу. Однако в отличие от взрослых инвалидов МЛИ не имеют опыта работы и стоят перед проблемой первого (а не повторного) выхода на рынок труда. Поскольку инвалидность – это социальное явление, сохранение барьеров в занятости и образовании для молодых инвалидов, включая негативные стимулы, которые могут содержать системы пособий и льгот, связанных с инвалидностью, может создать условия для социального иждивенчества даже этой социальной группы. Именно поэтому, реализуя политику социальной интеграции инвалидов, государства должны, прежде всего, обратить внимание на инвалидов молодых возрастов.

Тем не менее, большинство национальных программ в отношении инвалидов адресованы либо детям-инвалидам, либо взрослым инвалидам и, таким образом, игнорируют уникальные социальные, психологические, образовательные и экономические потребности МЛИ. Одновременно МЛИ редко попадают в поле зрения национальных программ, адресованных молодежи. Даже внутри ООН, признание или защита молодых людей с инвалидностью долгое время недооценивались. Например, Стандартные Правила, перечисляя группы инвалидов, находящиеся в наиболее уязвимом положении, упоминают детей, членов этнических общин и других меньшинств, взрослых женщин, но не включают в этот список подростков и молодых людей.[30, c.312]

Только 12% всех экспертов и организаций по проблемам инвалидов, участвовавших в международном проекте UNICEF, смогли указать специальные программы, адресованные молодым людям с инвалидностью как особой социальной группе. Почти все они были очень не большими, обслуживающими менее 100 молодых людей в странах, где миллионы людей – инвалиды.[33, c.210] Кроме того, большинство программ были адресованы городскому населению и наиболее обеспеченным молодым людям.

Таким образом, речь может идти не столько о масштабных программах, сколько о моделях.

В развитых странах позитивный опыт реализации программ образования МЛИ связан с системой кураторства (личных советников или помощников), в рамках которой к ребенку-инвалиду в средней школе прикрепляется куратор, ведущий его вплоть до трудоустройства и осуществляющий консультирование родителей инвалида, проверку профессиональных способностей своего подопечного, взаимодействие между инвалидом и школой, учреждениями профессиональной подготовки, работодателями. Улучшение сети и связей между школами, институтами профессионального обучения, родителями, социальными работниками и преподавателями в результате реализации специальных программ в отношении МЛИ в развитых европейских странах привело к повышению уровня и качества профессиональной подготовки МЛИ. Однако слабым местом практически всех программ занятости, адресованных МЛИ, остается переход от профессиональной подготовки к занятости.

Развитие новых технологий способствуют улучшению положения МЛИ на рынке труда. Молодые люди в целом легче осваивают компьютер и электронные средства связи.

Возможность установления контактов между МЛИ через Интернет, позволяющая им обмениваться опытом, информацией и другими ресурсами, включая те, что относятся к переходу к взрослой жизни, получает все большее признание.

UNICEF выделяет следующие критерии эффективных программ в отношении МЛИ: [33, c.225]

1) независимо от того, адресованы ли такие программы исключительно МЛИ или им наравне с молодыми людьми не инвалидами, они должны поощрять МЛИ участвовать в таких видах деятельности, которые формируют умения, навыки и уверенность, необходимые для того, чтобы эффективно функционировать в обществе;

2) такие программы хорошо проработаны с точки зрения ожидаемых результатов, необходимой организационной структуры и финансирования активной поддержки;

3) они включают компоненту оценки, гарантирующую, что программы и предоставляемые услуги отвечают реальным потребностям МЛИ, а также их долгосрочным целям;

4) они будут особенно эффективны, если МЛИ сами будут участвовать в разработке таких программ, контроле над их реализацией и оценке их эффективности; если они будут способствовать развитию навыков лидерства, защиты и самодостаточности у МЛИ.