Значение социальной защиты в жизни общества

Развитие института социальной работы неотделимо от общественной истории. Как показывают исторические исследования, первые ростки того, что сегодня принято называть социальной работой, появились еще в период общинно-родового строя в качестве института общинной или мирской взаимопомощи, для которого уже тогда были характерны формы материальной и социально-психологической поддержки, оказываемой общиной своим членам в трудные моменты их жизни. Безусловно, содержание помощи, ее размер и процедуры предоставления значительно варьируются в зависимости от времени и от культурных особенностей. Однако во всех случаях просматриваются общие черты:

-    оказание помощи всегда регулируется морально-нравственными нормами действующими в общине;

-    носит, говоря современным языком, адресный и целевой характер, т.е. неизменно связано с конкретным человеком или людьми и направлено на преодоление той сложной ситуации, в которую он или они попали;

-    так или иначе снимает социальное напряжение и поддерживает связи и отношения внутри общины, чем обеспечивает ее целостность.

Государство в первую очередь ориентировано на выражение общего интереса и уже через него на удовлетворение интереса частного, в то время как институт социальной работы, напротив, направлен на создание благоприятных общественных условий для реализации частных интересов, благодаря чему поддерживается ценность жизнедеятельности в данном обществе для отдельных людей и обеспечивается интерес общественный. Таким образом, государство и социальная работа противоположны друг другу по своей сути, что, однако, не мешает им объединять усилия при решении насущных проблем общества.

Важный этап развития социальной работы - процесс формирования системы пенсионного обеспечения, исторически пришедшийся на расцвет абсолютизма государственной власти. Однако это была система государственная и обеспечивающая государственных людей от преданности которых зависело существование абсолютной монархии. Здесь зародилось социальное государство, поскольку государство впервые выступает как нравственный субъект, добровольно принимающий на себя социальные обязательства, которые теперь носят целевой и адресный характер. К Х1Х в. государство гарантировало штатским и военным чиновникам выплату материального содержания (пенсий), обеспечивающего им и их семьям определенный прожиточный минимум (в зависимости от ранга) в старости, болезни, а также после увольнения со службы по собственному желанию. Более того, в ряде случаев государство предоставляло также льготы по поступлению и обучению в учебных заведениях для детей чиновников.

Однако социальная работа не становится видом государственной деятельности. Институт социальной работы никогда не был и не должен быть институтом государства, хотя нельзя отрицать, что государство, особенно современное социальное, всячески к этому стремится.

Институт социальной работы, является одним из социальных институтов гражданского общества, а значит, ей свойственны те же закономерности развития, что и гражданскому обществу.

Понятие «социальная работа» вошло в обиход в конце Х1Х века вследствие изменения некоторыми благотворительными организациями политики оказания помощи людям. Эти организации первыми отошли от принципа разделения нуждающихся на «достойных» и «недостойных». В качестве основной причины бедности стали рассматривать объективную социально-экономическую ситуацию в обществе, вследствие чего получают развитие новые модели оказания помощи. К социальной работе начали привлекать добровольцев, которые с готовностью несли помощь «бедным», которая перестала сводиться только к материальной поддержке, но и включала в себя морально-психологическую и социальную поддержку. Не получая материального вознаграждения за свой труд, добровольцы действовали по собственной инициативе, руководствуясь, в первую очередь, нравственными побуждениями.

Однако чистосердечного отношения к делу недостаточно, практика высветила целый ряд проблем, требующих научного осмысления и специальной подготовки к работе. Начали проводиться научные исследования, а также предпринимались первые попытки научного обоснования социальной работы как особого вида деятельности. Важным шагом в этом направлении стала «Научная социальная работа» Мэри Ричмонд, в которой она предложила обширный обзор схем оценок, экспертиз качества социальной работы, диагностики социальных проблем, которые приходится решать социальному работнику, осуществляющему свою деятельность в благотворительных организациях. В то же время в ряде стран Запада по инициативе и на деньги благотворительных организаций открылись специальные школы социальной работы, занявшиеся профессиональной подготовкой желающих посвятить себя оказанию помощи нуждающимся.

Постепенно в западном обществе начинает формироваться система некоммерческих социальных служб, финансируемых из средств различных благотворительных организаций. В числе важных особенностей этой системы можно назвать:

-    индивидуальный подход к клиенту и его проблеме;

-    гуманитарный характер деятельности;

-    стремление к комплексному подходу в оказании помощи;

-    активное использование в работе добровольцев, которые не только были непосредственными исполнителями, но и нередко выступали с инициативой организации социальных служб.

Одновременно развивалась и ширилась система профессиональной подготовки социальных работников, формировалось профессиональное сообщество, в котором большое внимание уделялось поддержанию гуманистического и альтруистического духа в среде специалистов, а также, что отличало его от других сообществ, выражение активной гражданской позиции по проблемам человека и общества.

Социальные работники осознали, что проблемы общества напрямую связаны с социально-экономической обстановкой в стране. Это послужило основанием для борьбы за изменение существующего устройства государства и проведение целенаправленной государственной социальной политики сначала в области создания государственной системы социальной защиты населения, а впоследствии повышения ее эффективности.

Социальная работа последовательно проходит в своем развитии от общественного вида деятельности в его негосударственном состоянии к государственным формам организации.

На нынешний день социальной работе по-прежнему присуща важная особенность, кардинально отличающая ее от других сфер профессиональной деятельности, которая заключается в сохранении за добровольческим сектором активной роли в решении значительного круга проблем клиентов. Во многом именно благодаря добровольцам сохраняется гуманистический дух социальной работы, который когда-то и породил ее.

Нельзя не заметить, что отношения между «бюрократической» и «небюрократической» формами социальной работы носят сложный, противоречивый характер. Приятен тот факт, что в государственной системе не редкость социальный работник, который не только выполняет обязанности службы, но и стремится найти возможность индивидуального подхода к человеку, необходимые для решения проблемы ресурсы или же выступает с инициативой реформирования системы. В то же время и в некоммерческих организациях, занимающихся социальной работой, можно встретить самого «типичного бюрократа».

Качественные изменения в содержании деятельности института социальной работы неминуемы. Более того, здесь они происходят намного чаще, чем в других профессиональных областях, поскольку именно в повседневной жизни индивида проявляются его потребности и интересы, которые всегда содержат элемент некоторой новизны, а значит и скрытую в этом потенциальную проблему его реализации в существующих социальных условиях, которая может проявиться от бытового и до общесоциального уровня.

Современных социальных работников в западных странах в основном готовят к двум типам работ: к работе с социальной микросредой сообщества (community work) и к работе с индивидуальным случаем (casework[3]).

Социальной работе с микросредой сообщества отводится особое место, поскольку сообщество служит промежуточным звеном между системой общества в целом и системой семейной и личной поддержки. Для индивида же именно эта промежуточная система образует естественную опору в случае потери семьи или ближайшего окружения, а также является источником обогащения его жизни за счет дополнительных социальных контактов.

В рамках сообщества возможно сочетание формальных и неформальных видов оказания социальной помощи. Известно, что если у людей есть возможность выбора, то они предпочитают, чтобы в случае нужды им оказывалась помощь на дому и желательно близкими людьми. Лишь при отсутствии такой возможности они соглашаются отправиться в официальное учреждение на попечение платного персонала. Для государственной системы обслуживания это выгодно потому, что содержание человека в стационаре обходится дороже, чем уход за ним на дому. Сама система социальных связей складывается так, что общество поощряет естественное для человека предпочтение неформальных видов помощи. Скажем, неспособность обеспечить себя и свою семью воспринимается как нечто постыдное. Степень осуждения может варьироваться от общества к обществу, но этот момент практически всегда существует. Подобные установки отражают характерную для социальной организации систему межличностных отношений и отношений власти, поддерживают ее и в свою очередь поддерживаются господствующей системой взглядов на общество. В случае отсутствия семьи как основного источника заботы о человеке активизируются другие типы межличностных связей. Сообщество, будучи инструментом организации связей такого рода, облегчает ориентацию индивида в этой сложной системе, складывающейся спонтанно, но в определенной мере поддающейся и планомерному формированию. Социальная работа на уровне сообщества как раз и представляет собой возможные каналы преднамеренного воздействия на этот важный элемент социальной организации.

Работа с индивидуальным случаем - второй тип организации социальной работы. В ней непосредственным объектом воздействия оказывается именно человек в сообществе, а не само сообщество, как это было в предыдущем типе. Обычно ее проводят с индивидами или семьями с целью профилактики, устранения или смягчения социальных последствий действия различных неблагоприятных факторов. Социальный контекст самого направления заданы классической формулой «человек в ситуации». Социальный работник пытается воздействовать не только на человека, но и на ситуацию, добиться гармонии между ними. Работа с индивидуальным случаем проводится, исходя из следующих принципиальных установок:

 -    каждый клиент является личностью, способной к изменениям и развитию, как под воздействием внутренних факторов, так и внешних условий жизнедеятельности;

 -    отношения клиента с социальным работником не постоянны и в процессе работы могут изменяться;

 -    отношения клиента с его социальным окружением также не постоянны и могут быть подвержены изменениям;

 -    оказываемая клиенту помощью должна учитывать индивидуальность клиента, его социально-экономическое положение в обществе, национальную и социальную принадлежность;

 -    в процессе оказания помощи происходит коррекция поведения клиента, изменяется его мировоззрение.

Целью работы с индивидуальным случаем является организация самопомощи, то есть социальный работник решает задачу научить клиента справляться с его жизненными проблемами самостоятельно, грамотно используя ресурсы, предоставляемые системой государственных и частных организаций и учреждений.

Социальный работник как главный важный элемент реализации социальной политики

Социальная работа - это профессиональная деятельность, ориентированная на комплексное решение проблем клиента. Поскольку всякую проблему клиента можно рассматривать как проблему целостности и ценности, то социальный работник выступает здесь как профессионал, позволяющий преодолеть «узким» специалистам ограниченность их профессионального видения проблемы, определиться с их местом и ролью в рамках ее комплексного решения. Благодаря выработке общей картины видения проблемы различными специалистами создаются реальные условия для их продуктивной совместной деятельности, а само решение социальных проблем переходит на качественно новый, более эффективный уровень. В результате не только человек, социальная группа, общество с их проблемами приобретают абсолютную ценность и значимость, но и совместная деятельность приобретает особый смысл и ценность для участвующих в ней разнообразных специалистов.

В наше время большинство социальных работников работает в государственных и иных официальных учреждениях. Но при всем том их отличает от обычных государственных работников особая нравственная позиция и обладание знаниями, опираясь на которые, они не только самостоятельно оценивают ситуацию, но и выбирают вариант своего дальнейшего поведения. Гуманистические профессии основаны на научной объективности и часто ставят задачу «инженерии», «проектирования» человеческих отношений, но непременно с целью, определяемой интересами клиента. В основе профессиональной позиции социальных работников лежат две концепции: во-первых, сама идея профессионализма; во-вторых, представление о правах человека.

Идея «профессионализма» существенно повлияла на организацию социальной работы на всех уровнях общественной жизни. Несмотря на разнообразие сфер деятельности (различные категории клиентов, разные стили работы, разные теоретические подходы), в социальной работе определилась общая специфика, которая позволяет считать ее единой профессией, а не просто пестрым перечнем функций и организаций.

Профессионализм - ключевое понятие в определении сути социальной работы. Важнейшим фактором, определяющим профессиональную автономию специалиста и независимость его позиции, наряду со знаниями, навыками, умениями, выступает профессиональная этика. Именно в этических принципах заложены основы ценностной профессиональной позиции, очерчен предел допустимого со стороны специалиста поведения, заданы некие «правильные» способы общения с клиентами, коллегами, внешними инстанциями. В преамбуле международных этических стандартов сказано: «Социальная работа исходит из гуманитарных, религиозных и демократических идеалов и философских теорий и является универсальной возможностью удовлетворения человеческих потребностей, возникающих в процессе взаимодействия между личностью и обществом, а также развития потенциала человека. Предназначением социальных работников является служение во имя повышения благосостояния человека и его самореализации, помощь в нахождении ресурсов для удовлетворения потребностей и чаяний индивидов, групп, наций, в достижении социальной справедливости».

Социальная работа отстаивает необходимость комплексной социальной политики, ориентирующейся в первую очередь на индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается. Сегодня она остается верна идеям прав человека и профессионализма и придерживается следующих принципах профессиональной этики.

-    человек ценен своей индивидуальностью, которую следует учитывать и уважать;

-    человек имеет право на самореализацию до той степени, пока не нарушаются подобные права других людей;

-    общество должно функционировать так, чтобы предоставлять максимум благ всем его членам;

-    социальные работники обязаны все свои знания и навыки направлять на оказание помощи отдельным людям, группам, общинам;

-    социальный работник должен оказывать помощь каждому, кто нуждается в ней вне зависимости от пола, возраста, физических и умственных способностей, цвета кожи, социальной и расовой принадлежности, языка, политических взглядов, сексуальной ориентации клиентов;

-    социальный работник должен уважать основные человеческие права;

-    социальный работник соблюдает принцип личной неприкосновенности, конфиденциальности и ответственного использования информации о своей деятельности;

-    социальный работник тесно сотрудничает со своими клиентами на их благо, но не в ущерб остальным;

-    социальный работник должен свести до минимума применение правового и иных видов принуждения при решении проблем клиента.

Но не все так идеально на практике. Постепенное огосударствление социальной работы сковывает свободу индивидуального выбора специалиста, отдаляет от человека, реальных проблем, мешает увидеть и оценить их индивидуальность. В системе все более выражено проявляются бюрократические тенденции и стремления найти универсальный и рациональный подход к решению проблем клиентов.

Осуществляемая социальным работником в нашем случае систематизация знания относительно проблемы не исключает позиционного подхода. Однако позиция эта не является раз и навсегда заданной, а каждый раз заново формируется в процессе работы с проблемной ситуацией и обусловлена как ее спецификой, так и индивидуальностью личности клиента (самобытностью сообщества). Эффективность деятельности социального работника во многом зависит от того, насколько его профессиональная позиция по отношению к проблеме отвечает требованиям полидисциплинарности, а если быть еще более точными, требованиям полипозиционности.

Профессиональная позиция социального работника должна допускать существование и включать в себя как можно больше объясняющих и разрешающих проблему гипотез, каждая из которых может иметь как узко специальную, так и полидисциплинарую ориентацию. Фактором, объединяющим все это многообразие подходов к проблеме в единое целое, в профессиональную позицию, является конкретный человек, абсолютная ценность и целостность которого для социального работника безусловны. Основным критерием выбора практического способа разрешения социальной проблемы можно назвать адекватность предполагаемых результатов интересам, ценностям и возможностям как отдельного человека, социальной группы, так и общества в целом.

Работа с проблемой изначально предполагает целенаправленные действия по изменению существующего в обществе порядка вещей, а также некоторую структурную организацию предпринимаемых ходов. Все это дает нам основания для того, чтобы по аналогии с технической сферой определить социальную работу как своего рода социальную инженерию, конструирующую «технику» решения социальных проблем. В этом контексте социальная работа, как и привычная для нас технически ориентированная инженерия, должна включать в себя выполнение в обществе работ двух типов:

-    социально - инновационных, создающих и совершенствующих «механизмы» решения социальных проблем;

-    обеспечивающих качественное функционирование существующих в обществе «механизмов» решения социальных проблем.

Социальная работа - это вид профессиональной деятельности, направленной на поддержание конкретного человека и создание в обществе условий для его наиболее полной самореализации и гармоничного сосуществования с другими людьми. Сегодня ни одно развитое государство не может обойтись без социальных работников. Усилия социальных работников связаны не только со снятием социальной напряженности, они также участвуют в разработке законодательных актов, призванных более полно выразить интересы различных слоев населения. Целью и ценностью социальной работы является конкретный человек с его индивидуальностью.