Изучение влияния агрессивного поведения в СМИ на уровень агрессивности подростков

В последние годы педагоги и родители отмечают тенденцию к увеличению уровня агрессии детей и подростков: они более крикливые, шумные, быстрее и легче вступают в конфликты, неуступчивы, драчливы, часто бывают жестоки. Статистика фиксирует общее увеличение правонарушение несовершеннолетних в том числе и тяжких преступлений. Сталкиваясь с агрессивностью ребенка необходимо знать определенные симптомы, свидетельствующие о расстройстве психики и принимать соответствующие меры. Но причины агрессии могут быть разными, включая семейные отношения, основанные на недопонимании между взрослым и подростком, а также средства массовой информации. Можно привести много ситуаций, чтобы показать всю сложность и многофакторность детской и подростковой жестокости. Но при этом важно знать, что в подростковом возрасте переходная зона между нормой и патологией весьма широка и изменчива.

Поэтому, на сегодняшний день проблема агрессивного поведения подростков наиболее актуальна. В связи с широким распространением жестокости в средствах массовой информации, одной из ведущих причин агрессивности принято считать СМИ. И это не случайно, ведь вербальная и физическая агрессия на телеэкранах вовсе не редкость. В связи с тем, что дети так часто сталкиваются с насилием в масс-медиа, напрашиваются выводы, что подобная «видеодиета» может повысить у детей склонность к агрессивному поведению. Таким образом, эта тема, представляющая особый интерес для науки и обладающая высокой социальной значимостью, последнее время притягивает к себе все более пристальное внимание исследователей.

Объектом данного исследования является подростки в возрасте 13 лет (6 класс).

Предмет исследования: средства массовой информации как один из источников воздействия на поведение школьников.

Цель: изучение влияния агрессивного поведения в СМИ на уровень агрессивности подростков.

Гипотеза: предположим, что агрессивное поведение в СМИ негативно влияет на уровень агрессивности подростков.

К основным задачам данного исследования относятся:

1. Анализ литературы.

2. Изучение теоретических аспектов агрессивности.

3. Изучение влияния агрессивности в СМИ на уровень агрессивности подростков.

4. Анализ показателей агрессивности подростков.

Методики: опросник Басса-Дарки и метод опроса.

Опросник Басса-Дарки

Опросник Басса-Дарки разработан А. Басс и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий. [6]

Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басc и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».

1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:

1. Физическая агрессия:

«да» = 1, «нет» = 0: 1,25,31,41,48,55,62,68, «нет» = 1, «да» = 0: 9,7

2. Косвенная агрессия:

«да» – 1, «нет» = 0:2, 10, 18, 34,42, 56, 63, «нет» = 1, «да» – 0: 26,49

3. Раздражение:

«да» = 1, «нет» = 0: 3,19,27,43, 50, 57,64,72, «нет» = 1, «да» = 0: 11,35,69

4. Негативизм:

«да» = 1, «нет» = 0: 4, 12, 20, 28, «нет» – 1, «да» = 0: 36

5. Обида:

«да» = 1,» нет» – 0: 5, 13, 21,29,37,44,51,58

6. Подозрительность:

«да» = 1, «нет» = 0: 6,14,22,30,38,45,52,59, «нет» = 1, «да» = 0: 33, 66, 74,75

7. Вербальная агрессия:

«да» = 1, «нет» = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73, «нет» – 1, «да» = 0: 33,66,74,75

8. Чувство вины: «да» – 1, «нет»= 0: 8, 16, 24, 32, 40, 47,54,61,67

При составлении опросника использовались принципы:

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности – 6, 5–7 плюс-минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.