Изучение межэтнических установок

Изучение аттитюдов или социальных установок проводилось и проводится в самых разных контекстах, наиболее распространенным из которых является область межэтнических взаимоотношений. Актуальность исследования межэтнических установок обусловлена, прежде всего, тем фактом, что отслеживание состояния взаимоотношений между различными этнокультурными группами, образующими общество, составляет, наряду с политическими и экономическими аспектами взаимоотношений этих групп, важнейший элемент концепции национальной политики государства.

В современной психологической науке накоплен достаточно большой опыт изучения межэтнических установок. Наибольшее количество работ по данной проблематике было выполнено психологами из стран, принимающих большое количество мигрантов - США и Канады. Геополитические процессы последних десятилетий привели к активизации внимания к этим вопросам со стороны ученых из стран Западной Европы и России.

Ключевым понятием для понимания того, как и почему формируются негативные межэтнические установки, является этноцентризм. Основы теории этноцентризма были заложены У. Самнером еще в 1906 году. Он полагал, что «в большинстве ситуаций межгруппового общения, своя собственная группа является центром всего, и все другие группы измеряются и соотносятся с ней». Именно У. Самнер впервые попытался сформулировать основные различия между ингруппой (группа, к которой принадлежит индивид) и аутгруппой (любая другая группа). Ученый также выдвинул гипотезу о том, что ингруппа обычно оценивается более позитивно, чем аутгруппа. Данная этноцентричная тенденция к ингрупповому фаворитизму была позднее обнаружена во многих обществах, что привело к утверждению о том, что эта тенденция является характерной универсальной чертой межгруппового взаимодействия. Концепция этноцентризма также достаточно широко используется в качестве синонима общей антипатии к аутгруппам. В таком понимании, она очень близка к понятию «толерантность».

Теория этноцентризма изучалась как на групповом, так и на индивидуальном уровне. Исследования показывают, что группы в целом могут демонстрировать достаточно умеренный уровень ингруппового предпочтения, в то время как степень интолерантности отдельных членов групп может значительно отличаться.

Второй важнейшей составляющей понятийного аппарата социально- психологических исследований межэтнических установок является мультикультуризм, который, по определению известного канадского психолога Д. Берри, представляет собой «ориентацию, предполагающую как сохранение культурной идентичности и отличительных характеристик всех этнокультурных групп, так и контакт и участие всех этих групп в жизни поликультурного общества в целом». Проведенный нами теоретический анализ показал, однако, что существуют и другие трактовки этого концепта. В понимании некоторых исследователей мультикультуризм - это главным образом сохранение множества культур в рамках одного общества. Стремление поделиться своей культурой с представителями других этнокультурных групп не включаются ими в это понятие, а вовлеченность в жизнь общества в целом, наряду с более доминантными культурными группами, рассматривается сторонниками данного объяснения значения мультикультуризма как угроза сохранения национальными меньшинствами своей культуры и идентичности.

Тем не менее, в большинстве современных плюралистических сообществ, мультикультуризм рассматривается не как сепаратистская, а скорее как «интеграционная стратегия межкультурного взаимодействия, предполагающая наличие некой гибкой системы ценностей, разделяемых всеми этническими группами, составляющими нацию».

Западная традиция изучения межэтнических установок представлена двумя основными концептуальными подходами. В рамках одного из них исследуется взаимоотношение между присутствием определенной этнической группы и установками по отношению к ней. В таком контексте межэтнические установки изучались с точки зрения различных теоретических и методологических перспектив. Одна из концепций основывается на модели, которая рассматривает внутригрупповую конкуренцию за ограниченные экономические и политические ресурсы. Данный подход известен также как теория реалистического конфликта. На основе этой теории проводилось множество социально-психологических исследований в США для выявления зависимости между концентрацией чернокожего населения в определенном регионе и предубеждением и дискриминацией по отношению к нему. В соответствие с теорией реалистического конфликта, конкуренция между белым населением и афроамериканцами за обладание экономическими ресурсами и политической властью возрастает, если концентрация чернокожего населения увеличивается. Гипотеза о возможной зависимости между расовыми предубеждениями и концентрацией афроамериканцев, рассматривалась еще Г. Олпортом, который видел причину такой зависимости в угрозе белому населению со стороны афроамериканской этнической группы. Его точка зрения нашла поддержку в исследованиях Т. Петтигрю, который обнаружил, что в регионах США, где преобладает чернокожее население, негативные межэтнические установки по отношению к нему выше. Позднее М. Гайлз также выявил прямую зависимость между концентрацией афроамериканцев и враждебностью по отношению к ним.

Были выдвинуты и другие гипотезы, объясняющие рост дискриминационных установок по отношению к чернокожему меньшинству в США. В 1967 году Г. Блэлок, в частности, предположил, что мобилизация белого населения с целью сохранения своей власти над чернокожим населением должна возрастать прямо пропорционально увеличению процента численности афроамериканцев. В некоторых исследованиях зависимость между расовой интолерантностью и концентрацией чернокожего населения соответствовала перевернутой U- кривой. Как показали результаты данных исследований, пик враждебности находится между 40% и 60% концентрации чернокожего населения, так как, по-мнению авторов, именно в этом диапазоне властные ресурсы двух этнических групп распределены относительно ровно, и, поэтому, сохранение доминирующей позиции белого населения находится под угрозой.

Второй подход к изучению взаимоотношения между этническим присутствием и межэтническими установками можно проследить в исследованиях, основанных на гипотезе контакта. Гипотеза контакта предполагает, что контакт между членами разных социальных групп, в том числе этнических, при определенных обстоятельствах благоприятствует улучшению их отношений и, соответственно, приводит к формированию позитивных межэтнических установок. К условиям, способствующим снятию предубежденности между контактирующими группами, относятся следующие факторы:

•    контактные группы должны иметь примерно равный социальный статус;

•    необходима взаимозависимость групп, вступающих в контакт, при выполнении ими общей деятельности. Выраженность межгруппового конфликта уменьшается, если члены разных групп стремятся к достижению общей цели, осуществляют совместную деятельность;

•    контакт должен проходить в благоприятной нормативной среде, т.е. социальные нормы, существующие с самой группе и вокруг нее, должны благоприятствовать этому контакту;

•    контакт между группами должен быть добровольным;

•    необходима определенная поддержка (а не запрет) вступлению в контакт;

•    участники контакта должны пребывать в хорошем настроении и находиться неподалеку друг от друга;

•  межгрупповой контакт наиболее оптимален в том случае, когда его участники обладают такой информацией об аутгруппе, которая позволяет им поверить в позитивность будущего контакта с ее представителями;

•     характер предыдущего взаимодействия между группами также определяет влияние контакта на отношения между их членами. В частности, если кооперативному взаимодействию предшествовало конкурентное, то в случае неудачи совместной межгрупповой деятельности отношения между группами становятся хуже, чем, если бы кооперативной неудаче не предшествовало межгрупповое соревнование;

•    явное внешнее различие между членами групп приводит к тому, что неудача в межгрупповом взаимодействии порождает негативные установки.

Эмпирическая проверка гипотезы контакта проводится уже на протяжении нескольких десятков лет. Ряд проведенных в США исследований показал, например, что в городах, отличающихся большей «интегрированностью» уровень предубежденности этнических групп по отношению друг к другу ниже. Исследование, участниками которого стали белые и чернокожие студенты американских университетов, выявило благотворное влияние опыта межэтнического взаимодействия на межэтнические установки Было также установлено, что контакты способствуют росту потенциала формирования межрасовых дружеских связей

Множество исследований по верификации гипотезы контакта было осуществлено в другом поликультурном регионе - Канаде, стране, в которой в 1971 году мультикультуризм был провозглашен как основа концепции национальной политики государства. Канадские психологи попытались установить наличие зависимости между этническим составом школьников и их межэтническими установками. Как оказалось, дети из школ, в которых обучается больше «новых канадцев», имеют лучшие навыки кросс- культурного общения, и они более склонны выбирать себе в друзья детей с небелым цветом кожи. Самыми социально значимыми и востребованными стали исследования, выполненные известными канадскими психологами Р. Калиным и Д. Берри, подтвердившие правильность выбранной правительством этой страны национальной доктрины. Как продемонстрировали результаты данных эмпирических исследований, мультикультуризм, предполагающий сохранение своей культуры и идентичности с одной стороны, и ориентацию на интеграцию с другой стороны, способствует росту потенциала взаимодействия между различными этническими группами, проживающими в Канаде. А это, в свою очередь, приводит к формированию позитивных межэтнических установок и этнической толерантности.

Гипотеза контакта эмпирически проверялась и в Европейских странах. Обширное исследование было проведено, в частности, У. Вагнером и А. Зиком во Франции, Великобритании, Германии и Нидерландах, участвующих в проекте «Евробарометр», целью которого является выявление установок коренного населения этих стран к основным этническим меньшинствам (например, северо-африканцам и мигрантам из юго-восточной Азии во Франции). Анализ полученных учеными результатов, также подтвердил гипотезу о том, что контакты способствуют формированию этнической толентности.

Особого внимания заслуживает мета-анализ более чем 2000 исследований по проверке гипотезы контакта, выполненный сравнительно недавно Т. Петтигрю и Л. Троппом. О надежности результатов работ, которые были выбраны психологами, которых говорит тот факт, что в числе респондентов были как члены доминантных групп, так и представители этнических меньшинств; условия экспериментальных исследований варьировались - в одних случаях контакт был добровольным, а в других носил вынужденных характер; группы-участники были высоко- и малоконтактными; гипотеза проверялась в самых разных контекстах — школа, работа, отдых, туризм.

По итогам своей работы ученые пришли к выводу, что межгрупповой контакт действительно негативно коррелирует с предубеждениями. Кроме того, Т. Петтигрю и Л. Тропп сформулировали ряд практических рекомендаций, а именно:

•    при структурировании межгруппового взаимодействия, следует учитывать условия, способствующие снижению уровня предубежденности;

•    контакт должен быть направлен на все компоненты предубеждений (стереотипы, установки, дискриминацию);

•     акцент должен быть на более длительном взаимодействии, хотя менее продолжительные контакты, например в сфере туризма, также не должны исключаться.

В отечественной психологии работы, посвященные исследованию межэтнических установок немногочисленны, что объясняется целым рядом объективных причин. В первую очередь - это особенности становления российской этнопсихологии, возрождение которой началось немногим более четверти века назад и было во многом обусловлено ростом этнического самосознания многих этнических меньшинств, проживающих на территории Российской Федерации. Еще одним немаловажным фактором, стимулирующим активизацию этнопсихологических исследований в нашей стране и, в частности, разработку и изучение проблем межкультурного взаимодействия, в том числе межэтнических установок, является тот факт, что наше общество становится все более открытым для различных категорий мигрантов из других стран мира.

Изучая адаптацию групп русских старожилов в Закавказье, Н. М. Лебедева пришла к выводу, что одним из значимых факторов, влияющих на валентность межэтнических установок, является степень целостности и самостоятельности группы как субъекта межгруппового (межэтнического) взаимодействия и взаимовосприятия. Полученные результаты подтвердили гипотезу автора о том, что чем более сохранна группа как самостоятельный и целостный субъект межгруппового взаимодействия, тем более позитивно она оценивает другие группы, с которыми она контактирует. И наоборот, чем более разрушена группа, как самостоятельный субъект группового взаимодействия, тем более негативно она оценивает взаимодействующие с ней группы.

Н. А. Татарко попытался выявить взаимосвязь характеристик этнической идентичности (валентность и определенность) с межгрупповыми установками. Проведенное психологом в Южном федеральном округе исследование установило, что межгрупповые установки представителей различных этнических и субкультурных групп зависят от состояния их групповой/этнической идентичности. Позитивная этническая идентичность взаимосвязана с толерантными межгрупповыми установками. При негативной этнической идентичности взаимосвязь носит менее однозначный характер, но чаще всего негативная этническая идентичность связана с интолерантными межгрупповыми установками. Толерантность и интолерантность межгрупповых установок, как оказалось, также связана с такими характеристиками этнической идентичности как «определенность/неопределенность» Определенная этническая идентичность преимущественно связана с толерантными межгрупповыми установками, а неопределенная этническая идентичность - с интолерантными установками.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что реалии современного мира требуют смещения акцентов в исследованиях межэтнических установок. В настоящее время изучение межэтнических установок в поликультурных обществах преимущественно сводится к исследованию установок этнического большинства по отношению к этническому меньшинству. Установки же меньшинств по отношению к этническому большинству изучаются значительно реже. Кроме того, наиболее адекватным при изучении межэтнических установок, по признанию большинства психологов, является множественный сравнительный подход, под которым подразумевается исследование и анализ взаимных установок разных этнических групп, проживающих на территории одного и того же государства [Berry, 2004]. И, наконец, рост мобильности населения и оформление, кроме вынужденных мигрантов, значительных потоков добровольных временных мигрантов (трудовые, бизнес, образовательные и рекреационные миграционные потоки), обусловливает актуальность выхода исследований этнических установок за пределы изучения взаимных установок этнических групп, контактирующих внутри одного общества.