Изучение проблем неполных отцовских семей
Современный период социальных изменений сопряжен с перестройкой сознания человека, ведущей к пересмотру прежних устоявшихся отношений, к поиску иного стиля взаимодействий между людьми. Не каждому человеку удается быстро приспособиться к меняющимся условиям. Не удивительно, что заметное место в области психологии, социологии занимает проблема одиночества. Его преодоление становится для многих не только актуальной, но порой и неразрешимой задачей.
Не всегда состояние одиночества воспринималось индивидом как личная проблема. Первоначально оно возникало у человека лишь в моменты его полной физической изоляции от общества, принимающей формы обрядов и испытаний, насильственного изгнания из рода или добровольного уединения с целью самосовершенствования.
Интерес к обсуждаемому феномену как социально-психологическому возник с 18 века, что совпало с расцветом романтизма в искусстве. Ведущий мотив творчества данного периода – рефлексия истоков уединения, противостоящего конформному обществу и помогающего сохранить свою индивидуальность. В 20 веке проблема одиночества выходит за рамки традиционной формы – одиночество становится сугубо личностным явлением. Теперь иначе осмысливается степень влияния общества на индивида и большое значение придается тому, как сам человек определяет свое положение в обществе в зависимости от своего внутреннего мира.
В зарубежной психологии разработан ряд теоретических моделей одиночества, ставших уже традиционными [45]. Так, например, экзистенционалисты видят истоки одиночества в самой природе человека [47]. По мнению неофрейдистов, состояние одиночества определяют внешние условия, формируя у человека патологические черты характера или мешая ему реализовывать свои глубинные потребности [47]. В гуманистической психологии феномен одиночества понимается как конфликт между “истинным” и “социально желательным” Я [47]. В социологической традиции одиночество индивида рассматривается как нормативный среднестатистический показатель, зависящий от процессов, происходящих в обществе [47].
Особняком от других стоит модель одиночества У. Садлера [45], в которой изучаемый феномен определяется через внутренний мир личности, или мир Я, как динамический процесс, обусловленный переживаниями индивида к контексте жизненных отношений и связей человека: утрата основополагающих связей, личностно значимых для человека в его внутреннем мире, ведет к переживанию чувства одиночества. Одиночество – субъективное переживание, которое вызывает комплексное и острое чувство, выражающее определенную форму самосознания, и показывает раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности.
Одиночество принадлежит к числу тех понятий, реальный жизненный смысл которых казалось бы отчетливо представляется даже обыденному сознанию, однако подобная ясность обманчива, поскольку она скрывает сложное, противоречивое философское содержание, как бы ускользающее от рационального анализа.
Часто люди просто не представляют, что одиночество станет существенной стороной их жизни. Будучи не подготовленными, они сначала теряются, и затем страдают от его ударов. Одиночество становится еще более мучительными, превращаясь в хроническое переживание. Когда чувство одиночества глубоко пронизывает человека и устойчиво сохраняется, оно истощает душевные силы и начинает вызывать серьезные опасения. Более того, оно может содействовать возникновению чувства безнадежности, которое влечет за собой изменение поведения, что может оказаться пагубным для человека и общества.
Никому не известны точные причины и истоки одиночества, так же как и его последствия. Этим незнанием и запутанностью вопроса и объясняется тот факт, почему мы располагаем столь незначительным числом существенных исследований по проблеме одиночества в социологии и медицине. Другая причина затруднений, испытываемых в силу страданий, вызванных одиночеством - это неполное осознание сложности данного переживания.
Существуют различные возможности для углубления нашего понимания одиночества. Если признать, что одиночество – всеобщее явление, то станет ясно, что первоначально можно ограничиться анализом собственного индивидуального бытия. Но нельзя, однако, универсализировать личные переживания. Существуют различные типы и степени одиночества. Некоторые формы могут стимулировать развитие одиночества и углублять его; в других же формах прежде всего ярко выражен разрушительный и истощающий эффект этого явления.
Игнорировать ситуацию при которой возникает одиночество нельзя, так как это ведет к тому, что не учитывается множество динамических факторов, непосредственно связанных с сущностью одиночества.
Одиночество не может быть приравнено к физическому состоянию изолированности человека. Довольно часто предполагается, что изоляция должна быть мучительна, но иногда изолированные индивиды получают удовольствие от уединения. В противоположность состоянию изоляции, которое является объективным, внешне обусловленным, одиночество – субъективное внутреннее переживание. Изоляция может содействовать одиночеству, но простое сведение второго к первой игнорирует специфические качества и сложность одиночества. Многие люди испытывают мучительное одиночество не в изоляции, а в каком-либо сообществе, в семье, среди друзей.
По выражению У. Садлера [45,47] “чтобы обнаружить физическую изоляцию, достаточно иметь одни глаза, но чтобы узнать одиночества, необходимо испытать его”. Одиночество воспринимается как остросубъективное, сугубо индивидуальное и часто уникальное переживание. Однако при всей своей уникальности одиночество имеет определенные элементы, общие для всех его проявлений. Одна из самых ярких черт одиночества – это специфическое чувство полной погруженности в самого себя. Чувство одиночества не похоже на локальные ощущения, переживания, оно целостно, абсолютно, всеохватно.
Часто одиночество – это ощущение, которое проявляется в форме потребности быть включенным в какую-то группу, быть в контакте с кем-то.
Основополагающим моментом в таких случаях выступает осознание отсутствие чего-либо, чувство потери, крушения. Это может быть осознание своей исключительности и неприятия тебя другими.
Одиночество может быть причиной многих разочарований, но хуже всего, когда оно становится причиной крушения надежд. Одинокие люди чувствуют себя покинутыми, забытыми, обделенными, ненужным. Это весьма мучительные ощущения, потому что они возникают вопреки нашим ожиданиям. Надежда требует того, чтобы ее разделяли, чтобы к ней кто-то был причастен. Одиночество же представляет разрыв связей или их полное отсутствие, тогда как наши обычные надежды, ожидания сориентированы на согласованность, соединение, связь. Тяжелая форма одиночества может означать беспорядок и пустоту и вызывать индивидуальное чувство бесприютности. Даже те люди, которые способны преодолевать одиночество без особых усилий, соглашаются, что это очень тревожное переживание. Одиночество усугубляет ощущение противоестественной и неожиданной пустоты, пронизывающей весь внутренний мир личности.
К сожалению проблема мужского одиночества не нашла должного рассмотрения в отечественной литературе, хотя за рубежом данная тема активно исследуется в рамках философии, психологии, социологии и др. наук [22,49,47,70 ]. Однако, ряд публикаций, посвященных данной проблематике [40,51,75] свидетельствует о растущем интересе отечественных исследователей к мужчинам, переживающим состояние одиночества.
В зарубежной культуре имеется два различных представления о мужском одиночестве. Один – это героический образ, который ассоциируется с сильным, независимым мужчиной. Другой образ мужского одиночества – трагический мужчина. Побежденный неудачник, который запер дверь и сидит в одиночестве за кухонным столом, со стаканом алкоголя, который ему друг и утешитель [49]. Для одиноких мужчин характерны более частые состояния депрессии, обеспокоенности другие формы психических расстройств. Верные долгу они ходят на работу, но вне ее чувствуют общее социальное и психическое одиночество. Обычно одиночество, это самое страшное чего боятся мужчины. Затем следует страх проявить свою слабость, немужественность, страх ошибиться на работе и проблемы связанные с импотенцией.
На вопрос исследования, проведенного в Кризисном центре для мужчин в городе Гетеборге (Швеция) “Какие наиболее важные проблемы возникают в связи с ситуацией развода?”, одиночество также звучало как основная проблема [47,49]. Более половины мужчин, которые не желали развода, полагают, что чувство одиночества – самое худшее. Даже мужчины, которые имеют друзей, переживают очевидное физическое одиночество и не знают, как жить одному и быть без партнера. Дружеские отношения не компенсируют партнера или наоборот.
Тяжелые чувственные потери колеблют основы всего существования и бытия. Мужчина начинает сомневаться в собственной способности делать оценку, боится ошибиться и потому боится будущих отношений.
Многие мужчины страшатся не только одиночества в данный момент, но и высказывают тревогу, беспокойство по поводу того, как долго придется выдерживать такое одиночество.
Основными переживаниями, связанными с разводом, смертью и одиночеством которые были описаны некоторыми мужчинами, пришедшими в указанный выше Кризисный центр, являются следующие [47,49]:
“Очень печально. Чувство опустошенности. Не ясно как жить”.
“Чувство хаоса, беспорядка. Покинутость. Одиночество. Бессмысленность”.
“Страх остаться в одиночестве. Все потеряло значение. Хочется забыться”.
“Чувствую себя неудачником и оскорбленным. Иногда я плюю на это и думаю, объясняю себе, что можно прожить без кого-либо. Останусь ли я в одиночестве?”
“Я должен справиться, одолеть чувство одиночества. Первое время было просто невыносимо. Хочется логически разобраться в том, что было раньше”.
Характерно то, что одиночество мужчинами часто не переживается. Вместо этого мужчина может испытывать чувство необъяснимого страха, отчаяния, сильного беспокойства. Несмотря на это, именно одиночество вынуждает некоторых злоупотреблять алкоголем и наркотиками, даже если они не признают себя одинокими.
Мужское одиночество предполагает исключительную сосредоточенность мужчины на самом себе и своих внутренних переживаниях, повышенную тревожность и восприимчивость на последствия ситуации, преувеличение враждебных или добрых намерений других людей, застенчивость и др.
Одними из базовых потребностей людей являются потребности признания, контроля, принятия обществом. Если мужчина переживает проблемы с удовлетворением в области приятия, или в области признания, или в области контроля, тогда он избегает окружающих, держит их на расстоянии. Такой мужчина боится, что его никто не любит, что он не нравится людям. Постепенно он сам научается не доверять людям и поэтому замыкается в себе.
Некоторые исследователи [22] отмечают, что мужчины тяжелее переживают одиночество в силу особенностей мужской психологии. Природа распорядилась так, что мужчина как бы вкладывает свои силы, энергию в будущее, в завтрашний день. Для мужчины естественнее представить и ощутить завтра, чем прислушаться к потребностям сегодня. Поэтому, когда он не видит рядом с собой близких людей (жену, детей), то возникает мысль о никчемности, бессмысленности собственного существования, деятельности, так называемый кризис смысла жизни. Чуть ли не инстинктивным у мужчины является потребность передать свою генетическую информацию как можно большему числу потомков. В ситуации же одиночества, очевидно, что эта инстинктивная потребность остается неудовлетворенной, а лишь рождает тягостные психологические, а иногда и соматические переживания.
Кроме того, можно предположить, что мужчинам в отличие от женщин сложнее адаптироваться к утрате, ситуации одиночества, заброшенности, поскольку женщины чаще всего глубже вовлечены в межличностные отношения с окружающими – с детьми, родственниками или подругами.
Практика показывает, что женщины активно объединяются в различные общественные движения, поддерживающие права одиноких женщин. Мужчины по своей природе не столь активны в данной области, однако, это не означает, что их проблемы менее актуальны.
В отечественной литературе изучение мужского одиночества как фактора, оказывающего влияние на воспроизводство населения приводит к выводу, что в дальнейшем можно ожидать дальнейшего увеличения числа мужчин не состоящих в браке.
В целом одиночество как социальный и психологический феномен оказывая деструктивное воздействие на индивидуальную и социальную субъектность человека может привести к дестабилизации, фрустрированности жизненных сил личности.
Таким образом, в рамках концепции жизненных сил помощь людям, попавшим в ситуацию одиночества должна быть направлена на оптимизацию жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности личности, усилению ее толерантности к кризису.