Инвалидность по слуху

Инвалидность – одна из серьезнейших социальных проблем современного российского общества. Признание человека инвалидом в связи со стойким нарушением здоровья зачастую влечет за собой существенное ограничение жизнедеятельности. Вследствие этого инвалиды являются одной из многочисленных клиентов системы социальной работы.

Среди многообразных категорий инвалидов выделяются лица с нарушениями слуха и речи, которых называют инвалидами по слуху (глухие, слабослышащие, позднооглохшие).

Нарушения слуха могут быть врожденными и приобретенными. Врожденные нарушения слуха встречаются реже, чем приобретенные. К данному типу нарушений следует отнести наследственную аномалию слухового органа (физические дефекты). Врожденные нарушения слуха возникают как следствие воздействия на развивающийся плод различных вредных факторов со стороны организма матери. Это вирусные инфекции (корь, грипп), особенно в случае их возникновения у матери в первые три месяца беременности, внутриутробные интоксикации химическими, лекарственными веществами, алкоголем. Слуховой анализатор может быть поражен вследствие травмы плода.

Приобретенные нарушения слуха встречаются чаще. Среди причин, вызывающих эти недостатки слуха основное место занимают инфекционные заболевания (менингит, корь, скарлатина, свинка, пневмония); воспалительные процессы (воспаление среднего уха - отит); последствия заболеваний носа и носоглотки (хронический насморк, аденоиды и др.), вызывающие непроходимость органов среднего уха, евстахиевой трубы; невриты слухового нерва; травмы головы (родовые и послеродовые).

глухие (ранооглохшие) - потерявшие слух до начала речевого развития или на ранних его этапах. К этой группе относят людей с такой степенью потери слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия и самостоятельного овладения речью. Речевое развитие происходит зрительным (чтение с губ) и слухозрительным (при помощи аппаратуры) восприятием только в условиях специального обучения.

слабослышащие (тугоухие) - имеющие частичную потерю слуха. В зависимости от степени сохранности слуха в некоторых случаях присутствует возможность самостоятельного овладения речью, но такая речь обычно имеет ряд существенных недостатков, подлежащих коррекции в процессе обучения. По глубине нарушения слуха при тугоухости можно выделить четыре степени - легкую, умеренную, значительную и тяжелую.

позднооглохшие «глухие, сохранившие речь» (P.M. Боскис, 1971) - потерявшие слух после формирования речи. В этом случае различаются степень нарушения слуха и уровень сохранности речи, поскольку без специальной педагогической поддержки речь начинает распадаться. Эта категория неслышащих имеет различные навыки словесного общения. Здесь важную роль играет освоение навыков зрительного или слухозрительного восприятия словесной речи. Развитие мышления здесь в большей степени сходно с его развитием у слышащих детей. Сходство оказывается тем большим, чем лучше сохранены речевой запас и связанные с ним возможности отражения действительности при помощи словесных обобщений.

Различные поражения слухового анализатора вызывают неоднозначную степень выраженности дефекта слуховой функции. Характер последствия зависит и от времени возникновения патологического процесса, и от того, в какой степени и в какой период развития был нарушен слух.

У всех вышеприведенных категорий лиц с нарушением слуха затруднены возможности установления коммуникативных связей с окружающим миром в силу расстройства слухового восприятия и речевого общения. Авторитетнейший российский ученый Л. С. Выготский писал, что глухонемота человека оказывается неизмеримо большим несчастьем, чем слепота, потому что она изолирует его от общения с людьми. Немота, лишая человека речи, отрывает его от социального опыта, выключает из общей связи. Глухонемота - недостаток социальный по преимуществу. Она прямее, чем слепота, нарушает социальные связи личности. Задача сводится к тому, чтобы нарушение социальной связи с жизнью было налажено каким-то другим путем.

По статистическим данным, до 3% населения страдает нарушением слуха в такой степени, при которой затруднено социальное общение. При этом деформируется личность человека, возникает дефицит необходимой для нормальной жизнедеятельности информации. Ограничение способности к общению негативно сказывается на обучении инвалида и его профессионально-трудовой деятельности, адаптации и ориентации в окружающем мире, опосредованно - на свободе передвижения.

Сегодня в отношении указанной категории инвалидов на государственном уровне проводятся комплексные мероприятия по устранению языкового барьера и включению их в общественную жизнь как полноправных граждан страны, потому что, как считал Л. С. Выготский, оба эти языка, язык жестов и дактилология, неизмеримо легче для глухонемого; а язык жестов составляет его естественный язык. Но, вместе с тем, жестовая, дактильная речь все же остается языком, непонятным для окружающих, и ставит между немыми и миром посредующее звено в виде человека, понимающего эту речь и служащего как бы переводчиком ее на общий язык».

В 1996 г. Центром социологии образования при РАО был проведен социологический опрос неслышащих подростков с целью исследования их социального становления. Социологи пришли к выводу, что «...для глухого подростка расширение социальной среды связано с усилением фиксации на своем дефекте, поскольку среда часто оказывается агрессивной к нему именно в связи с его физическим дефектом» и, соответственно, характер переживаний подростка осложнен переживанием им своего дефекта именно как дефекта социального.

Л. С. Выготский писал, что слепота и глухота есть нормальное, а не болезненное состояние для слепого или немого человека, и указанный порок ощущается им лишь опосредованно, вторично, как отраженный на него самого результат социального опыта.

В человеческом обществе, если характеристики какой-либо группы рассматриваются в качестве стандарта, а другие «отличаются», то оказывается, что от «отличий» недалеко и до «отклонений» или «неполноценности». Поэтому глухие должны пройти долгий путь, чтобы «исправиться», «подогнать себя под слышащих»: они тратят массу времени на занятия речью, но в подавляющем большинстве полной идентичности достичь не удается.

В настоящее время получила распространение идея «средовой инвалидности»: физическое и социальное окружение создает инвалидность: инвалидность – не естественный атрибут человека-инвалида, а общественный конструкт, это - проблема несовершенства окружающей среды, создающей барьеры для человека с физическими недостатками. Устранить эти барьеры можно, создав условия, которые уравняют возможности инвалидов с остальными членами общества. Ключ к пониманию инвалида состоит не в его недостатке, а в реакции на него здорового в физическом плане индивида.

Это более позитивный взгляд на инвалидность по сравнению с рассмотрением инвалидности как дефекта. Но, так или иначе, общество рассматривает инвалидность как негативное качество. И соответственно отношение общества к человеку с дефектом может быть далеко от гуманного, культура общества может социально культивировать дефект.

Глухие часто становятся жертвами стереотипов, когда слышащим индивидом на основе ограниченной информации об отдельном глухом строятся предвзятые выводы относительно всех глухих вообще. Эффект гомогенности "чужой" группы: "они - похожи; мы - разные". Причем, многочисленные исследования подтверждают, что подобное явление равно справедливо и к сообществу людей с нарушением слуха. К сожалению, основная масса средств массовой информации культивируют подобные заблуждения, укореняя из лучших побуждений ложные стереотипы и негативные межгрупповые отношения.

Нарушение слуха и речи - фактор, на который люди с нормальным слухом обращают внимание, и, соизмеряясь с собственными стереотипами, обращаются с глухими согласно своим собственным представлениям и умозаключениям.

Отношение к глухим сопоставимо с расовыми предрассудками - им приписывается психическая, моральная и эстетическая (из-за жестового языка) ущербность. Отсюда непонимание мотивов поведения человека с нарушенным слухом, отторжение. Нередки искренние недоумения, когда человек с нарушением слуха демонстрирует профессионализм, ум, компетентность и многие другие качества, которые не укладываются в рамки ложных стереотипов восприятия.

Все эти факторы порождают серьезные социальные препятствия: в общественных учреждениях, трудоустройстве, покупке квартиры, машины, страховании, и т.д. способствуя формированию у человека с нарушенным слухом чувства непреодолимости барьеров.

В среде людей с нормальным слухом распространено заблуждение, что все неслышащие люди стремятся стать слышащими. Существует также тенденция приписывать индивидам такие качества, как "шестое чувство" или "особое внимание". Так, слышащие считают, что глухие имеют острое зрение и обостренное чувство обоняния.

Важную роль в процессе социализации и развития лиц с нарушениями слуха играет не только их социально-психологическое самочувствие в обществе слышащих, но и уровень адекватности отношения слышащих к неслышащим, понимание слышащими проблем, с которыми приходится сталкиваться глухим в процессе общения со слышащими. В. И. Флери писал, что глухонемой не хуже и не лучше других людей, он несет в себе одинаковые страсти, владеет одинаковыми возможностями усовершенствования; всю разницу, которая в нем заметна, можно приписать обстоятельствам.

Права инвалидов и интеграция в общество.

- медицинская модель усматривает причины затруднений инвалидов в их уменьшенных возможностях.

Согласно ей, инвалиды не могут делать что-то, что характерно для обычного человека, и поэтому вынуждены преодолевать трудности с интеграцией в обществе. Согласно этой модели, нужно помогать инвалидам, создавая для них особые учреждения, где они могли бы на доступном им уровне работать, общаться и получать разнообразные услуги. Таким образом, медицинская модель выступает за изоляцию инвалидов от остального общества, способствует дотационному подходу к экономике инвалидов.

Медицинская модель долгое время преобладала в воззрениях общества и государства, как в России, так и в других странах, поэтому инвалиды по большей части оказывались изолированными и дискриминированными.

- Социальная модель предполагает, что трудности создаются обществом, не предусматривающим участия во всеобщей деятельности в том числе и людей с различными ограничениями.

Такая модель призывает к интеграции инвалидов в окружающее общество, приспособление условий жизни в обществе и для инвалидов в том числе. Это включает в себя создание так называемой доступной среды (пандусов и специальных подъемников для инвалидов с физическими ограничениями, для слепых дублирование визуальной и текстовой информации по Брайлю и дублирование звуковой информации для глухих на жестовом языке), а также поддержание мер, способствующих трудоустройству в обычные организации, обучение общества навыкам общения с инвалидами.

Социальная модель пользуется все большей популярностью в развитых странах, а также постепенно завоевывает позиции и в России. Активным пропагандистом такой модели в России стала региональная общественная организация инвалидов «Перспектива».

- МКФ (Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья) в качестве модели инвалидности.

Обычно выделяют две главные концептуальные модели инвалидности. Медицинская модель рассматривает инвалидность как свойство, присущее человеку в результате болезни, травмы или иного воздействия на состояние здоровья, которое требует медицинской помощи в виде непосредственного лечения у специалистов. Инвалидность по этой модели требует медицинского или иного вмешательства или лечения с тем, чтобы «исправить» проблему человека. С другой стороны, социальная модель рассматривает инвалидность как социальную проблему, а не как свойство человека. Согласно социальной модели, инвалидность требует политического вмешательства, так как проблема возникает из-за неприспособленности окружающей среды, вызываемой отношением и другими свойствами социального окружения.

Сами по себе, эти модели недостаточны, хотя обе они частично обоснованны. Инвалидность – это сложный феномен, который является проблемой как на уровне организма человека, так и на социальном уровне. Инвалидность всегда представляет собой взаимодействие между свойствами человека и свойствами окружения, в котором этот человек проживает, но некоторые аспекты инвалидности являются полностью внутренними для человека, другие же, наоборот, только внешними. Другими словами, и медицинская и социальная концепции подходят для решения проблем, связанных с инвалидностью; мы не можем отказываться ни от того, ни от иного вмешательства. Наилучшая модель инвалидности, таким образом, будет представлять собой синтез всего лучшего из медицинской и социальной моделей, не совершая присущих им ошибок в преуменьшении целостного, комплексного понятия инвалидности к тому либо иному аспекту. Такая более выгодная модель инвалидности может называться биопсихосоциальной моделью. МКФ основывается на такой модели, совмещающей медицинский и социальный аспекты.

Инвалидность по слуху относится к III группе по инвалидности. Как я считаю, люди, с данной группой инвалидности по слуху, могут так же жить и работать вместе со слышащими людьми. Главную работу по введению инклюзивного образованию, соблюдению квотирования рабочих мест должно обеспечивать государство и различные социальные службы.