Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата

Современная потребность социальной защиты и реабилитации людей с особенными потребностями является ответом на обострение социальных проблем разных категорий этих граждан в непростых условиях формирования нового общества. Снижение социальных гарантий, обнищания, безработицы, дискриминация к сожалению, особенно остро касаются именно тех граждан, которые и раньше жили трудно в силу ограничений здоровья, нарушений двигательных функций, ориентации, восприятия и интеллектуальных способностей.

Много стран успешно преодолели путь признания прав инвалидов наравне со здоровыми людьми. Россия также уверенно двигается в этом направлении. Декларируя европейский выбор, наша страна обязана начать создание стандартов достойной жизни и для этих людей. В стране есть ряд общественных организаций инвалидов, которые стоят на ведущих в России позициях по делу выработки и внедрения европейских и мировых подходов к решению проблем неполноценности. Но целью государственного управления у этой общей сфере есть, прежде всего, создание предпосылок для динамического развития системы услуг, мероприятий и условий, которые бы гарантировали людям с инвалидностью постепенное продвижение к европейским стандартам жизни[1].

Это может обеспечиваться путем реабилитации и интеграции детей, молодежи и взрослых с особенными потребностями, внедрение неинституционных форм проживания и опеки, базированных в обществе, организации прогрессивных форм учебы, трудоустройства, досуга и спорта инвалидов, приспособления заведений, инфраструктуры городов, транспорта и информации к потребностям людей с инвалидностью. При этом значительная доля ответственности и финансирования может биты делегированная путем социального заказа негосударственным субъектам.

Проблемы, которые появляются перед людьми с функциональными ограничениями в обществе, основываются на низкой самооценке, дискриминации. Это сказывается еще в начальный период через высокий уровень абортов при неблагоприятном дородовом диагностировании. В постнатальный период развития инвалида это имеет проявление через: отказ родителей от ребенка; клеймение медицинским диагнозом (мистификация); отсутствие равных возможностей в получении образования, а также в личностном росте; неравенство на рынке труда; общую изолированность в социальной среде.

При современных условиях прослеживается тенденция к росту внимания именно к социализации, социальной реабилитации и адаптации инвалидов, которые включают у себя как материальную, так и духовную психолого-педагогическую помощь[2].

За рубежом, где такая деятельность имеет достаточно длинную историю развития - как практики, так и теории, принято различать понятие абилитации и реабилитации.

Абилитация - это комплекс действий, направленных на формирование новых и мобилизацию имеющихся ресурсов и возможностей социального, психического и физического развития инвалида. Реабилитация в международной практике - это возобновление потерянных в результате болезни или травмы способностей. Адаптация, таким образом, выступает как понятие, которое объединяет в себе абилитацию и реабилитацию.

Личность человека с функциональными ограничениями развивается в полном соответствии с общечеловеческими закономерностями развития личности. Дефектные состояния или болезни являются причинами производных симптомов, которые возникают опосредствовано под воздействием аномального социального развития через невосприятие человека с функциональными ограничениями со стороны общества[3].

Под понятием "равные возможности" следует понимать положение, в результате которого разные социальные институты и материальное окружение являются доступными для каждого при удовлетворении всех своих потребностей.

Термин "нормализация" развивает содержание предыдущего понятия и касается жизнедеятельности инвалида во всех областях нормированной жизни общества. Содержание этого понятия включает у себя обычный дневной распорядок, соответствующую конфиденциальность, нормализованное привлечение инвалида к социальным, эмоциональным и сексуальным отношениям с другими, возможности для развития личности, работы, участия в принятии решений относительно собственной жизни.

"Интеграция" является завершающим понятием в процессе развертывания содержания социализации инвалидов. Она проявляется через тенденцию учить детей с функциональными ограничениями в обычных школах, создания интегрированных групп в высших учебных заведениях и т.п. В первую очередь это способствует демистификации, дестигматизации инвалидности в глазах "обычного" населения. Интеграция является перспективной относительно поднятия самооценки и само ожидание детей и молодежи с особенными потребностями, они получают возможность строить отношения с "обычными" людьми, однолетками, которые, в свою очередь, учатся с пониманием относиться к людям с функциональными ограничениями, отличая их самих от их изъянов.

В русле реализации этой тенденции в России, например, принята Концепция ранней социальной реабилитации детей-инвалидов, которая определяет сущность и основные направления процесса социальной реабилитации ребенка-инвалида[4].

Главной целью ранней социализации детей-инвалидов является предоставление возможности:

      ·    детям-инвалидам преодолеть трудности развития, усвоить быту и социальные навыки, развить свои способности, полностью или частично интегрироваться в социальную жизнь общества;

      ·    родителям осознать суть проблем своих детей, завладеть методикой выполнения индивидуальных реабилитационных программ, превратиться в активного участника реабилитационного процесса и на этой основе достичь прогресса в преодолении изъянов ребенком, в ее интеграции в детский коллектив и общество.

Исследование проблем людей с особенными потребностями достаточно объемны. Выделим одно из последних исследований, опубликованное в сборнике "Социальная реабилитация молодежи с ограниченной дееспособностью". В нем прослеживается тенденция развития социальной реабилитации и адаптации молодых инвалидов в направлении увеличения внимания к социально-психологической реабилитации и адаптации.

Организация социальной помощи детям и молодежи, которые лишенные возможности придерживаться полноценного образа жизни в результате изъянов физического развития, нуждается, прежде всего, в изменении отношения общества к инвалиду и проблеме инвалидности в России вообще. Через ограничение в общении, самообслуживании, передвижении развитие этих детей в значительной степени зависит от удовлетворения их потребностей другими людьми, а это представляет многогранный процесс социально-педагогической реабилитации[5].

Проблема инвалидности традиционно рассматривается как, в первую очередь, медицинская, а потом уже - экономическая, то есть проблема удовлетворения материальных потребностей инвалида. Но проблема инвалидности не ограничивается этими важными аспектами. Социально-психологический фактор, самоощущение инвалида в обществе - вот еще одна болезненная точка. Человек с ограниченными возможностями имеет проблемы не просто в результате болезни, увечья или прирожденных ограничений, но и через неприспособленность социального окружения к ее специфическим потребностям, суеверия общества, штампы массовой психологии. Тенденция в изменении отношения человечества к проблеме инвалидов прослеживается на основе сравнительного анализа международных законодательных актов, призванных защищать права инвалидов. Так, в 1971 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о правах умственно отсталых лиц, основное внимание в которой обращается на медицинское, экономическое обеспечение инвалидов, провозглашается "право на покровительство для развития своих возможностей" и возможность "производительно работать".

Через 18 лет, то есть в 1989 г., Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. В ней закреплено право детей, которые имеют отклонение в развитии, вести полноценную и достойную жизни в условиях, которые позволяют им сохранить чувство собственного достоинства, уверенности в себе, облегчают активное участие в общественной жизни. Цель создания таких условий - максимально полное включение инвалида в социальную жизнь и всестороннее развитие его личности.

Такие изменения предопределены общей тенденцией развития человечества в направлении максимальной информатизации, создания постиндустриального общества, в котором способность к нормальной коммуникации становится ведущим фактором нормальной жизнедеятельности.

Интегрированным юридическим документом, который определяет общественные требования к нормализации положения инвалидов и отображает тенденцию к приспособлению общества к инвалидам, а не наоборот, как было раньше, есть "Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов", принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 20.12.93 г. Например, правило № 5 рекомендует всем государствам разрабатывать и реализовывать программы действий по тому, чтобы сделать материальное окружение доступным для инвалидов, и принимать меры для обеспечения им доступа к информации и коммуникациям[6].

В современных условиях экономической нестабильности инвалиды оказались одним из наиболее незащищенных слоев населения. Главной проблемой, которая нуждается в немедленном решении, является преодоление социальной изоляции инвалидов. Эта проблема формулируется приблизительно так: структурные нарушения, или ярко выраженные, или такие, которые диагностируются с помощью медицинской аппаратуры, могут привести к потере или несовершенству навыков, необходимых для определенных видов деятельности, в результате чего и формируются "ограниченные возможности" для жизнедеятельности; это, в свою очередь, при соответствующих условиях будет влечь социальную дезадаптацию, замедленную социализацию.

В наше время помощь людям с нарушенной дееспособностью становится все более важным общественным заданием.

Социальная защита молодежи с ограниченной дееспособностью приобретает все более глубокий характер, то есть общество стремится удовлетворять все более широкий круг их потребностей, приближать условия их жизни к условиям жизни здоровой молодежи.

Постепенно расширяются возможности получения инвалидами образования, приобретения профессии, осуществления личностного самоутверждения. Устраиваются национальные и международные выставки творчества инвалидов, спортивные соревнования, которые включают и Олимпийские игры для этой категории людей, - паралимпийские.

К сожалению, в современных условиях поисков разных путей эффективной социализации и реабилитации людей с физическими изъянами использования некоторых традиционных подходов в отношении к людям с ограниченными возможностями осуществляется без учета всех возможных негативных последствий. Идет речь о деятельности некоторых центров социальной адаптации в направлении "духовной реабилитации". Провозглашая вполне правильно сверхконфессиональный характер духовных ценностей, некоторые центры ориентируются на патронажные отношения с православными епархиями. Это в любом случае не является злом или ошибкой, но, кроме межконфессиональной напряженности в православии, которая несет определенную опасность для духовного развития, сама традиционная христианская модель отношения к лицам с физическими изъянами имеет определенные особенности, какие почасту не учитываются в работе с такими людьми. Дело в том, что православная, вообще христианская религиозная культура традиционно рассматривала людей, которые имеют физические или умственные ограничения для жизнедеятельности, как "бесноватых" или как таковых, которые отмечены "Божьим промыслом". "Убогий" - это такой же резко отличающийся от нормального статус инвалида в обществе, как и статус "неполноценного" члена общества. Бесспорно, намного более гуманное отношение к инвалиду как к "убогому" лучше, чем отсутствие внимания вообще. Но такое отношение не решает основной социально-педагогической проблем - создания ощущения полноценного, просто обычного члена общества. Сохранение ощущения отличия, пусть даже в лучшую сторону, от других на основе своего физического ограничения хранится, а именно его общество и должен помочь преодолеть[7].

Подводя итог, следует заметил в первую очередь, что "духовная" реабилитация должна иметь двусторонний характер. По большей части объектом ее считается человек с особенными потребностям, которую надо приспособить к обществу. Теперь нужно развивать обратный аспект проблемы - приспосабливать общество до того, что все более его членов имеют функциональные ограничения.