Индия, как крупнейшая страна в БРИК

Несмотря на слабое развитие «чистой» науки Индия - ведущий мировой центр некоторых видов высокотехнологичных услуг, в частности софтверного и бизнес- аутсорсинга, инжиниринга. Этого ей удалось добиться за счет эффективной системы поддержки инноваций. Согласно прогнозу Goldman Sachs Индия должна демонстрировать самый впечатляющий экономический рост.

Доля ВВП в мире

Индия на 12-м месте по объему ВВП в текущих ценах. Составляет порядка 1,210 млрд. долл. США(рис.2). Прирост ВВП в 2009-2010 ф.г. – около 1,3%. При пересчете по методологии ООН по “паритету покупательной способности” Индия по объему ВВП занимает четвертое место в мире после США, КНР и Японии. Объем ВВП Индии по “паритету покупательной способности” составляет порядка 3,23 трлн. долл. США, объем ВВП на душу населения по этому показателю – около 3045 долл. США.

В структуре ВВП продолжает снижаться доля промышленного и сельскохозяйственного секторов (21 и 22 % соответственно), а удельный вес отраслей инфраструктуры и сферы услуг (57%) постоянно растет.

Среднегодовой уровень инфляции в 2009-2010 ф.г. составил 4,7%. Внешний долг на июнь 2009г. составил 294,94 млрд. долл. США. Уровень золотовалютных резервов превысил 130 млрд. долл. США. Прямые зарубежные инвестиции в экономику Индии в 2008-2009 ф.г. составили 34,9 млрд. долл, портфельные – 235,4 млрд. долл. США.

В 2008-09 ф.г. внешнеторговый оборот Индии достиг 324,9 млрд. долл. США, экспорт-125,2 млрд. долл. США, импорт – 199,7 млрд. долл. США. Основа индийского экспорта – сельскохозяйственное и промышленное сырье, продовольственные и текстильные товары, драгоценные камни и изделия из них, машины и оборудование, программное обеспечение. Крупнейшими торговыми партнерами Индии являются США, Китай, Япония.

Основные отрасли экономики имеют следующий удельный вес в производстве ВВП: сельское хозяйство - 31%, промышленность и строительство - 28%, транспорт и связь - 7% и сфера услуг - 34%. Национальный доход на душу населения составляет около 300 долл. в год. Всего около 5% населения имеет подушевый доход выше среднего американского уровня; численность среднего класса - 250 млн. человек. В то же время около 26% (2007г.) населения живут за официальной чертой бедности.

Государственный сектор играет важную роль в развитии национальной экономики Индии, обеспечивая производство 28% ВВП и 39% промышленной продукции. На долю государственных предприятий приходится 100% добычи и переработки нефти, 98% каменного угля, 94% выработки электроэнергии, 80% производства стали. Как уже было сказано выше, госсектор занимает ведущие позиции в таких областях, как оборонная промышленность, атомная энергетика, железнодорожный, авиационный и морской транспорт, связь. Осуществляются программы частичной приватизации госсектора путем продажи до 49% акций финансово-кредитным учреждениям, а в дальнейшем и частным лицам.

Частный сектор преобладает в сельском хозяйстве, машиностроении, химической, легкой, пищевой и медицинской промышленности, строительстве, торговле, автомобильном транспорте. К частному сектору так же относятся индийские монополии такие, как "БИРЛА", "ТАТА", "ТХАПАР", "СИНГХАНИЯ" и другие. Их названия даны по фамилиям их владельцев, как правило, это целые династии бизнесменов. Некоторые из индийских монополий входят в число богатейших корпораций мира.

Самой крупной монополией является Группа Компаний ТАТА, годовой оборот капитала которой достигает 14 млрд. долларов США, а прибыль - 10,37 млрд. долларов США или 2,4% ВВП Индии. На долю Группы приходится 6% экспортного потенциала страны. Интересы Группы сконцентрированы в таких отраслях, как: металлургия, тяжёлое машиностроение, химия, электроэнергетика, информатика и телекоммуникации, автомобилестроение, гостиничный бизнес, производство чая, кофе, потребительских товаров, в т.ч. - кожевенных изделий, инвестирование, финансы и экономический консалтинг.

Соотношение внешнего долга Индии к ВВП значительно улучшилось, в марте 2008 года размер внешнего долга был равен 20% - один из самых низких показателей среди развивающихся стран. Сам внешний долг в настоящее время превышает 294 млрд. долл. (начало 2009г.). Экономическое развитие в разных штатах идет весьма неравномерно - в применении как к секторам и отраслям, так и регионам и штатам страны. Если в 1980/81 ф.г. высший показатель уровня душевого дохода (2674 рупии в штате Пенджаб) превышал низший (917 рупии в штате Бихар) в 2,9 раза, то в 1992/93 ф.г. этот разрыв составил уже 3,31 раза (10857 рупий в Пенджабе и 3280 рупий в Бихаре). Региональная неравномерность развития служит питательной средой различных автономистских и сепаратистских тенденций. По размеру валового национального продукта, экономика Индии занимает 12-е место в мире (1 триллион долларов). Рост экономики Индии составляет 9% (2008-2009 гг.), что ставит ее на второе место (после Китая) в числе самых быстроразвивающихся стран мира. Годовой доход на душу населения составляет менее 1000 долларов (примерно 120 место в мире), что сравнимо с доходами в других бедных странах.

Объем ВВП Индии в долл. США, 2009г

Рис.2. Объем ВВП в долл. США, 2009г

Главные причина тому – огромное и все возрастающее население Индии (ок. 1,2 млрд), слаборазвитая инфраструктура, огромный разрыв между богатыми и бедными, а также территориально-неравномерное развитие экономики. Треть индийцев живут за чертой бедности.

Доля в мировой торговле

Внешний товарооборот Индии за 2008-2009г составляет-324,7 млрд.долл. США. Экспорт составляет-125,2 млрд.долл. США, импорт-199,7. Крупнейшие экспортеры: Арабские Эмираты, США, Сингапур, Великобритания, Нидерланды, Германия(рис.3)

Крупнейшие импортеры Индии

Рис.3 Крупнейшие импортеры: Китай, Арабские Эмираты, США, Саудовская Аравия, Германия, Иран, Швейцария.(табл.6)(рис.4)

Экспорт Индии

Индия добилась внушительных успехов во внешнеэкономической деятельности. Экспорт ежегодно увеличивается в среднем на 10-13%, а импорт стабилизировался. Обменный курс рупии становится все более устойчивым. Темпы роста инфляции удерживаются на уровне 6-8%. Внешнеэкономическая либерализация Индии продолжается, и в значительной степени страна отказалась от протекционистской политики, сняла административные запреты на импорт сырья и оборудования частными предпринимателями. Максимальный уровень импортных тарифов за 15 лет был снижен с 400% до 65%. С целью поощрения экспорта правительство девальвировало рупию на 24% и сняло большинство ограничений на обмен. В настоящее время рупия фактически является конвертируемой валютой. Иностранные инвестиции, которые раньше всячески ограничивались, стали поощряться: например, для покупки иностранными инвесторами пакетов акций индийских предприятий теперь уже не требуется специальных разрешений, если пакет акций не превышает 51%.

Правительством Индии был приведен в действие протекционистский механизм, обеспечивающий адекватную защиту прав отечественных производителей. Изменения в тарифной политике выразились, в первую очередь, в максимальном увеличении ставок ввозных таможенных пошлин на некоторые виды товаров, собственное производство которых в Индии имеет решающее значение для экономики страны.

На ряд сельскохозяйственных товаров и продукции садоводства, которые ранее входили в список для свободного импорта, были установлены верхние пределы ставок таможенных пошлин. В отношении таких "чувствительных" товаров были приняты соответствующие постановления Правительства Индии для того, чтобы в законодательном порядке зафиксировать повышение таможенных тарифных ставок. Было также решено ввести изменения в Закон о внешней торговле 1992 года (Forcing Trade Act) для того, чтобы придать законную силу действиям правительства, как временным, необходимым и предохранительным от последствий отмены количественных ограничений.

Введены повышенные ввозные пошлины для обеспечения защиты внутреннего производителя:

      ·    на импорт таких сельскохозяйственных продуктов, как пшеница, рис, кукуруза, другие зерновые культуры, копра и кокосовое масло, отнесенных к категории товаров государственной торговли. Аналогично производится импорт нефтяных товаров, включая бензин, дизельное топливо и авиационное топливо, отнесенных к категории товаров государственной торговли. Импорт карбамида (мочевины) также осуществляется через механизм государственной торговли;

      ·    на импорт всех товаров распространяется действие таких существующих нормативных правовых актов внутреннего регулирования, как Закон о фальсификации пищевых продуктов, Положение о мясных продуктах, Порядок контроля над сбором, обработкой и отходами чая;

      ·    на импорт текстильных материалов, использующих не разрешенные красители, запрещен;

      ·    импорт иностранных алкогольных напитков, готовых продуктов питания и чая подчинен существующим внутренним правилам регулирования, касающихся здоровья и гигиены.

Доля Индии в мировой торговле составляет менее 1%. Правительством поставлена задача достижения не менее 20% ежегодного роста экспорта.

Для реализации задач повышения доли страны в мировой торговле повышается внимание к мерам и средствам содействия экспорту, ускоряется поиск новых механизмов, способствующих его расширению.

В экспортно-импортной политике Индии (ЭИП) на 2002-2008 гг. предполагается создание таких условий для развития экспорта, которые позволили бы достичь цели, поставленной в 10-ом пятилетнем плане и Среднесрочной экспортной стратегии, - увеличить к 2008 году долю Индии в мировой торговле с 0,7% до 1%. Объем экспорта к 2009 году возрос с 46 до более 125 млрд. долларов США.

Экспортно-импортная политика на 2002-2008 гг. закрепляет и развивает принятые ранее решения, направленные на развитие экспорта и повышение конкурентоспособности индийских товаров путем создания для экспортеров благоприятных условий, которые не противоречили бы при этом правилам ВТО и не являлись бы дискриминационными по отношению к местным производителям, ориентированным на внутренний рынок.

Новые предложения, сформулированные в экспортно-импортной политике на 2002-2008 гг., структурно объединены в шесть основных направлений:

      ·    Меры по дальнейшему развитию Специальных экономических зон

      ·    Меры по росту экспорта в таких отраслях экономики, как сельское хозяйство, ремесленно-кустарное производство, предприятия малого и среднего бизнеса, кожевенная, текстильная и ювелирная промышленность;

      ·    Меры по развитию экспорта высокотехнологичной продукции;

      ·    Меры по увеличению объемов и расширению географии экспорта;

      ·    Меры по сокращению операционных издержек и упрощению регулирования экспортно-импортных сделок;

      ·    Меры по дальнейшему развитию схем содействия экспорту.

Индия выступает крупным экспортером рабочей силы. Из страны происходит большой отток квалифицированных работников и учащейся молодежи. Выходцы из Индии занимают заметное место среди исследователей и инженеров в США. Эмигранты обеспечивают крупный приток денежных средств- свыше 50 млрд.долл. в 2007г.

В целом положение Индии в структуре международных экономических отношений отражает усиливающееся влияние внешних факторов, повышение их значения в развитии страны, что отражает общую тенденцию к интернационализации хозяйственной жизни.

Доля в мировом производстве

Несколько лет после обретения независимости Индия зависела от помощи других стран из–за нехватки пищевых продуктов. За последние 40 лет производство пищевых продуктов устойчиво растет, в основном, благодаря расширению оросительных земель и широкому использованию высококачественных, урожайных семян, удобрений и пестицидов. Индия имеет огромный запас зерновых культур, а также является экспортером зерновых культур. Доходная часть, особенно чай и кофе, являются главным экспортом. Индия является самым большим производителем чая в мире, ежегодное производство около 470 млн. тонн, 200 млн. тонн которого экспортируется. Индия также содержит около 30 % мирового рынка специй, с экспортом около 120, 000 тонн в год. С целью к укреплению сектора, формированию инфраструктуры для обработки, транспортировки и хранения зерна и продовольствия был предоставлен статус инфраструктуры, что предполагает освобождение от налогов.

После десятилетия реформ производственный сектор готовится удовлетворять потребности нового тысячелетия. Инвестиции в индийские компании к 1994 году достигли рекордного уровня, и множество транснациональных корпораций решили открывать свои магазины в Индии с целью использования преимущества улучшенного финансового климата. С целью дальнейшего роста промышленного производственного сектора были разрешены прямые иностранные инвестиции по автоматическому маршруту почти во всех отраслях промышленности с некоторыми ограничениями. Структурные реформы были предприняты в режиме акциза с целью введения единой ставки и упрощения процедур и правил. Компании в производственном секторе объединились в области их основной компетентности, налаживая связи с иностранными компаниями с целью приобретения новых технологий, экспертизы менеджмента и доступа к иностранным рынкам. Выгодно низкие затраты, связанные с производством в Индии, зарекомендовали Индию как привлекательный сектор для производства и источник для мировых рынков.

Легкая промышленность – это традиционная отрасль экономики Индии. Индия обладает сильной текстильной базой, основанной на натуральных тканях. По выпуску хлопчатобумажных тканей Индия является одной из ведущих стран мира, а по производству изделий из джута (технических, упаковочных, мебельных тканей, ковров) занимает первое место. Крупнейшими центрами хлопчатобумажной промышленности являются Бомбей и Ахмадабад, джутовой – Калькутта.

Текстильная промышленность занимает значительное место, как в экономике Индии, так и в международной экономике. Ее вклад в экономику Индии проявляется в производстве промышленных товаров, занятости населения и получении иностранной валюты. Индийская текстильная промышленность имеет преимущества перед другими крупнейшими странами-производителями текстиля относительно стоимости сырьевых материалов и стоимости рабочей силы при производстве различных типов текстильной продукции.

Отличный менеджмент, высокая производительность и опыт привели в Индию увеличивающееся число мировых производителей автомобилей. Сузуки и Хендай создали в Индии центр экспорта своих всемирно известных автомобилей.

В мировом производстве, несмотря на огромные базовые сдвиги индийской экономике, страна выделяется сырьевыми и базовыми отраслями. В начале 2000-х годов на долю Индии приходилось 60% мирового производства слюды, 30-земляных орехов, 28%-чая, 21%-риса, 11%- молока и сахара, 10%- пшеницы. Индия является одной из крупнейших производителей каучука, кофе.

Производительность труда остается низкой. По общей конкурентоспособности индийское хозяйство занимает 34-е место в мире.. На сегодняшний день Индийские компании успешно конкурируют на международных рынках в фармацевтике, производству стали, цемента и частей для автомобилей.

Десятилетиями Индия шла по экономическому пути, радикально отличному от выбранных такими странами, как Китай, Южная Корея, Китай. В то время как ее конкуренты в Азии делали ставку на производство и экспорт, Индия сосредотачивала силы на внутреннем рынке и рынке услуг. Развивалась она медленнее, чем соседи, но вот начались перемены. Годовой рост производства в Индии в настоящее время более 9% и догоняет рост в сфере услуг – 10%.

Экономика Индии структурно меняется: некогда доминирующие отрасли занимают теперь более скромное положение, при этом в полной мере обеспечивая потребности внутреннего рынка и экспортеров. Сегодня сельское хозяйство составляет только 20% ВВП, а доминируют промышленный сектор и сектор услуг. Вклад промышленности в ВВП – 26%, а сектор услуг, как и в России – 54%. Этот важный сегмент экономики формируют самые различные услуги: финансовые, общественные, социальные, частные. К ним относятся, в том числе транспортные, связь, торговля, гостиничное хозяйство. К началу нового тысячелетия около 60% рабочей силы было занято в сельском хозяйстве и всего 17% в промышленности, на сферу услуг приходилось 23%.

Наука и технология

Индийские студенты предпочитают получать высшее инженерно-техническое образование - оно считается довольно качественным. Всего в Индии около 250 университетов, в них чётко выделяется группа из 20-30 лучших, чьи выпускники высоко котируются. В системе технических вузов Индии семь технологических институтов (Indian Institutes of Technology - IIT) занимают особое место. Эти институты получают значительные гранты от правительства и множество заказов на НИОКР от частных компаний. Выпускники сети IIT высоко котируются на международном рынке: среди них - один из основателей Sun Microsystems, нынешний CEO Vodafone, член совета директоров Citibank и вице-президент Microsoft. Образование, действительно хорошее, настолько, что многие, получив диплом IIT, сразу получают приглашения на работу за границей.

В Индии университеты не являются научными центрами в западном понимании, а концентрируются на техническом образовании, и если проводят исследования, то чаще для внешних заказчиков. Поскольку университеты не генерируют заметного потока публикаций, они занимают низкое положение в мировых рейтингах. К слову, в середине прошлого столетия ситуация была противоположной: в основанных англичанами университетах Мадраса, Аллахабада, Дели и Калькутты существовали крупные научные центры, ныне пришедшие в упадок. Исследования мирового уровня ведутся лишь в упоминавшейся выше сети IIT, в Индийском научном институте Бангалора (IIS) и паре-тройке других вузов.

Структура науки в стране довольно запутанная. В Совет по научным и промышленным исследованиям (CSIR), индийский аналог РАН, входят 38 институтов, где работают 8 500 учёных, выпускающих лишь около 3 000 статей в год со средним импакт-фактором 2. Общий бюджет CSIR в 2007 году составлял лишь 340 млн долларов.

В Индии всё же существует ряд исследовательских центров мирового уровня, финансируемых совместно CSIR и правительством через систему грантов. Ряд таких центров имеет в штате более 1 000 научных сотрудников, которые, однако, публикуют в среднем меньше одной статьи в год. Тем не менее, наиболее успешные центры максимально используют свои преимущества - связи и навыки вернувшихся в Индию из США и Великобритании специалистов, низкий уровень зарплат и знание английского местными исследователями - для того, чтобы добиваться заказов на НИОКР от ведущих транснациональных корпораций.

Несмотря на некоторый упадок «чистой» науки, патентование и коммерциализация инноваций в Индии всячески поддерживаются: их стараются стимулировать через множество правительственных и общественных программ разной степени масштабности и успешности, осуществляющих поддержку проектов на различных стадиях развития. О некоторых их этих программ стоит рассказать для примера.

В рамках «Программы поддержки инноваторов» (Technopreneur Promotion Programme- TePP) все граждане, имеющие оригинальные ноу-хау, могут получить финансовую помощь в размере около 1 000 долларов на воплощение своих идей. За 8 лет было профинансировано более 150 проектов; в результате на свет появились технологии создания пятилитрового пульверизатора, экстракта из сосновых иголок, масла дерева ним для лечения труднозаживающих ран и десятки других полезных в хозяйстве вещей.

Программа развития и демонстрации технологий (TDDP) помогает инноваторам пройти этап от концептуального прототипа до опытного производства. Программой поддержаны более 150 проектов на общую сумму около 1 млн долларов. В числе успешных проектов - создание автомата для лепки кирпичей и разработка процесса промышленного синтеза пиразинамида. Аналогичная Программа поддержки отечественных технологий (HGTP), нацеленная на масштабирование инновационного производства, позволяет получить льготный кредит, обычно не превышающий половины требуемой на проект суммы.

Индийский Фонд развития технологий (ТDF) был сформирован ещё в 1987 году. Вслед за ним появились и другие национальные и государственные квазивенчурные фонды, из которых несколько принадлежат крупным индийским банкам, например, работающему и в России ICICI.

В 1992 году была создана Индийская ассоциация венчурного инвестирования (IVCA), до недавнего времени объединявшая лишь индийских игроков. Чтобы оставаться лидером рынка обслуживания иностранных инноваций, стране необходимо уметь быстро внедрять собственные инновации. В Индии инноваторов поддерживают через множество правительственных и общественных программ (SIBDI) - это Национальный венчурный фонд программного обеспечения и информационных технологий объёмом 250 млн долларов и Фонд развития мелких и средних предприятий (SME Growth Fund) объёмом более 1 млрд долларов.

В последние годы в состав IVCA вошли многие американские и европейские фонды, что значительно ускорило рост венчурных инвестиций. В прошлом году в Индии было зафиксировано 299 сделок прямого инвестирования в венчурные проекты, объём прямых венчурных инвестиций достиг 7,5 млрд долларов в год.

Основные направления инвестиций в венчурные компании в Индии - информационные и коммуникационные технологии, ритейл и биомедицина. Многие венчурные фонды Силиконовой долины, зачастую имеющие индийцев-менеджеров, открывают офисы в Бангалоре и других центрах процветающей индустрии ИТ, нацеливаясь на проекты, ориентированные на обслуживание трёхсотмиллионного индийского среднего класса, который всё активнее приобщается к сотовой связи, интернету и прочим благам современной цивилизации. В 2007 году Yahoo приобрела долю bharatmatrimony.com - сайта знакомств, демонстрирующего, что традиционная индийская культура и кастовое устройство вовсе не препятствуют проникновению хай-тека в общество.

Поддержку компаниям на стадии расширения оказывает также созданный в 1996 году правительством Индии Совет по технологическому развитию (TDB). Он предоставляет льготные кредиты, а также участвует в уставном капитале инновационных компаний, планирующих коммерциализовать разработки аккредитованных научно-исследовательских центров или получивших поддержку в рамках госпрограмм типа вышеупомянутой TePP. Предлагаемые суммы редко превышают 50%, а то и 25% стоимости проекта, при этом получателям запрещается их тратить на создание лабораторий, проведение фундаментальных исследований, рефинансирование и т.п. Общие средства, которыми располагает TDB, составляют порядка 1,5 млрд долларов, причём большая часть их уже инвестирована. Согласно отчёту Совета, наиболее активно он поддерживает компании, работающие в сфере здравоохранения, а также транспорта, инжиниринга, в химии и в сельском хозяйстве. Биомедицина по объёму привлечённых госсредств лидирует с большим отрывом и, стоит заметить, серьёзная поддержка сектора со стороны государства изменила отношение к нему и частных инвесторов: в 2006-2007 годах число венчурных сделок в секторе биомедицины начало стремительно расти. Помимо TDB, биомедицинские технологии поднимают с помощью специальной целевой программы, схожей с нашей ФЦП по науке и технике, и льготных кредитов на разработку лекарств по ставке 3% годовых.

Программа «Инициативы по развитию технологий в Индии в новом тысячелетии» (New Millenium Indian Technology Initiative) - тематики исследований и коммерциализации инноваций в ней также задаются правительством. По данной программе уже финансируется 42 проекта на общую сумму около 750 млн долларов. Каждый проект разбивается на несколько задач, главные исполнители которых отбираются, как указано на сайте программы, путём проведения «строгого и прозрачного» конкурса. Государственным учреждениям средства выделялись в форме грантов, частным - в форме льготных кредитов под 3% годовых. Мониторинг результатов проводился в два этапа: сначала на уровне советов директоров организаций-исполнителей, затем каждые шесть месяцев шла проверка советом экспертов.

Сеть технопарков - самый известный элемент индийской инновационной системы. К сегодняшнему дню только правительственное агентство по созданию научно-технологических парков и поддержке науки и технологий (STEP) создало более 30 парков. Технопарки рассматриваются как ещё одна мера поддержки предприятий, ориентированных, прежде всего, на экспорт высокотехнологичной и наукоёмкой продукции. На их резидентов - организации или компании - не распространяется ограничение на иностранные инвестиции; им предоставляются серьёзные налоговые и таможенные льготы; поощряются их связи с вузами, в том числе иностранными; в их распоряжении развитая инфраструктура - недорогие офисные помещения, дешёвый широкополосный интернет.

Притоки и оттоки капитала

С момента введения процесса реформ в начале 1990-х Индия стала свидетелем значительного увеличения трансграничных потоков капитала, и эта тенденция представляет собой явный разрыв с предыдущими десятилетиями. Чистый приток капитала увеличился с 7,1 млрд долл в 1990-1991 гг до 45,8 млрд.долл США в 2006-2007гг, и далее 108,0 млрд. долл США в 2007-2008 гг. Индия страна с самым высоким чистым притоком капитала из формирующейся рыночной экономики Азии.

Чистый приток капитала, который увеличился с 2,2 % ВВП в 1990-1991гг до 36,6% в 2007-2008 году. Значительная часть этого прироста было компенсировано соответствующим оттоком капитала, в значительной степени за счет иностранных инвесторов, индийские инвестиции за рубежом и погашение внешних займов. Отток капитала увеличился от 5,0% ВВП в 1990-1991 гг до 27,4% ВВП в 2007-2008 гг.

Приток в 2007-2008гг составил 428 700 000 000 по сравнению с оттоком в размере 320 700 000 000.

Валютные резервы Индии составили 308 400 000 000 долл. США в 2008 г.

С начала 1990-х отмечено повышение величины притока прямых иностранных инвестиций в Индии, что отражает рост доверия инвесторов. Доля Индии в глобальных потоках ПИИ увеличилась с 2,3% в 2005 году до 4,5% в 2006 году. Большая часть притока была компенсирована значительным оттоком средств за границу, инвестиции индийских корпораций.

Индийские фирмы создавали маркетинговые и дистрибьюторские сети за рубежом для достижения глобальных масштабов. Инвестиции в совместные предприятия за рубежом стали важным средством содействия глобальному расширению индийских компаний.

Отличительной чертой ПИИ в Индии является то, что они были сосредоточены в сфере услуг, в отличие от господства производства в странах Восточной Азии. Это отражает рост экономики и ее сравнительное преимущество в международной торговле в сфере услуг. Это позволило повысить возможности реализации ряда деловых и профессиональных услуг.

Компьютерные услуги также являются ключевым сектором для ПИИ.

Как и ПИИ, доля Индии в чистый приток портфельных инвестиций в странах с формирующимся рынком и развивающихся стран расширилась. В отличие от потоков ПИИ, у которых более устойчивая тенденция по годам, поток портфельных инвестиций является более изменчивым.

Внешняя помощь со стороны двухсторонних и много сторонних источников являлась основным источником финансирования для Индии в 1950-1960гг. Его значение значительно снижалось в течение последних трех десятилетий. Индия начала оказывать помощь другим странам, главным образом субсидии и займы на подготовку кадров и технического сотрудничества.

Экономика Индии в большей степени социалистическая, чем капиталистическая. Сразу после обретения независимости, индийское правительство взяло в свои руки полный контроль над производством и распределением природных ресурсов. Развитие страны определяется пятилетним планом, который разрабатывает специальная плановая комиссия во главе с Премьер-министром. В последнее время Индия постепенно движется к капитализму. Многие сферы производства и услуг приватизируются, государство постепенно ослабляет контроль за импортом-экспортом и инвестициями. Благодаря активным экономическим реформам, которые начались в 90-х года 20-го века и процессу приватизации, Индия становится более открытой и привлекательной для западных инвесторов. По оценкам многих экспертов, по своей инвестиционной привлекательности Индия занимает второе место в мире после Китая. Общая сумма иностранных инвестиций в экономику Индии в период с 1991 г. по апрель 2008 г. составляет ок. 80 млрд. долларов США.

Общий внешний долг Индии по состоянию на 31 декабря 2009 г. достиг 294,4 млрд. долларов США, в том числе долгосрочная задолженность 166,2 млрд. долларов.