Инновационные технологии в работе с детьми из неполных отцовских семей

В целях выявления перспективных социальных технологий, обеспечивающих повышение эффективности деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей, расширение спектра социальных услуг и улучшение их качества, проводятся конкурсы на лучшие проекты по решению проблем семьи, детей, возникших в связи с социально-экономическими преобразованиями последнего десятилетия и традиционных (например, работа с детьми-инвалидами).

В зависимости от типа семьи, нуждающейся в помощи, используются различные технологии социальной работы, цель которых – сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи в отдельности.[68]

Основные трудности семьи, потребность в профессиональной помощи обусловлены ее типом (неполная семья, многодетная, семья инвалидов или семья, воспитывающая ребенка-инвалида и другие). Вместе с тем семейные проблемы (дисфункциональность семейных связей, патологизация отношений между супругами, родителями и детьми) не зависят от социального статуса семьи и могут быть присущи равно обеспеченной, интеллигентной и малообеспеченной и малообразованной семье.

Социальные работники в настоящее время могут оказывать помощь семье преимущественно на этапе ее кризиса, в момент конфликта или распада, заниматься же профилактикой семейных дисфункций, налаживанием семейных коммуникаций в предкризисном состоянии большинство социальных учреждений пока не в состоянии. Между тем это одна из важнейших задач социальной работы в стабильном обществе. По мере улучшения социальной ситуации в нашей стране, когда задачи обеспечения собственно социальной защиты семьи и детей отойдут на второй план, проблемы семейной терапии, совершенствования и стабилизации семейных отношений выйдут на первое место.

Остра проблема семейного насилия и жестокости, которая только отчасти связана с внешними социальными трудностями. Защита более слабых членов семьи, в первую очередь детей, от жестокого обращения в семье – одна из важнейших задач социального работника. Используя технологии стабилизации семейных отношений, социальный работник должен учитывать факторы личностного риска, а также варианты, в которых социальная терапия будет наиболее эффективна.

К технологиям, используемым в случаях семейного насилия, относится организация специализированных учреждений для несовершеннолетних, кризисных центров для женщин и мужчин, центров социальной помощи семье и детям, которые дают возможность женщинам и детям переждать в безопасном месте кризис семейной ситуации.[68]

Однако, как правило, ограничиваться только таким видом помощи бывает непродуктивно, неразрешенные семейные конфликты периодически обостряются. Поэтому социальные работники используют в своих технологиях разработку среднесрочных программ помощи, ориентированных на стабилизацию семьи, восстановление ее функциональных связей, нормализацию отношений между супругами, между родителями и детьми, взаимоотношений всех указанных членов семьи с окружающими.

При работе с семьями алкоголиков используются другие технологии, предусматривающие выявление основных причин злоупотребления спиртными напитками и сопутствующих обстоятельств. Работа с такими семьями подразумевает формирование мотивации клиента и его семьи к безалкогольному образу жизни и построению иной системы взаимоотношений.

Технологии коррекции семейных взаимоотношений многочисленны; их выбор определяется как обстоятельствами конкретной социальной ситуации, так и профессионализмом самих социальных работников.[69]

Социальные проблемы присущи различным категориям населения и обусловлены возрастом, социальным, имущественным или семейным положением, состоянием здоровья, жилищными условиями. Население, с которым ведется социальная работа, разделяется на категории по различным критериям. В последнее время все большее внимание уделяется гендерному аспекту социальных проблем, анализу социальной ситуации клиента в зависимости от его принадлежности к мужскому или женскому полу.

Социальная работа с мужчинами вполне заслуживает того, чтобы быть выделенной в отдельную область, уже есть один кризисный центр для мужчин, работающий в г. Барнауле, однако в силу ряда причин в этом направлении делаются только первые шаги и в России, и во всем мире.

Социальная работа с женщинами признается одной из наиболее важных и масштабных сфер социальной работы в целом. Основная причина выделения женщин в особую социально-демографическую группу и специфическую категорию клиентов – выполнение ими генеративной функции, наличие у них способности к деторождению, что является биологической предпосылкой целого ряда культурных и социальных особенностей.

Комплексность социальных проблем женщин, обусловленность их общей социально-экономической и социально-психологической ситуацией общества определяют необходимость системного подхода к их разрешению, использования самых разнообразных технологий для получения конкретных позитивных результатов.

Невозможно охарактеризовать все социальные технологии, применяемые в учреждениях социального обслуживания семьи и детям для решении проблем социально незащищенных категорий населения, адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также технологии по профилактике семейного неблагополучия, беспризорности, безнадзорности детей, индивидуальной помощи семье и детям.

Целесообразно назвать адреса центров социальной помощи семье и детям, в деятельности которых разрабатываются и успешно применяются новые подходы, новые технологии, формы и методы работы.

По инициативе мэрии Калининграда, Центром социальной помощи семье и детям (директор – Н. Н. Воронцова) в рамках программы “Общегородская система выявления детей, нуждающихся в социальной защите государства” разработана концепция эффективной и долговременной помощи семье и детям, а также технологии раннего выявления детей, нуждающихся в социальной защите, сформирован целевой комплексный план действий и проведена работа по формированию общественного мнения.[81]

Новизна программы в том, что впервые на уровне районов города создана комплексная, многоуровневая система выявления детей, нуждающихся в социальной защите государства, позволяющая с минимальными финансовыми и кадровыми затратами выявлять на ранних стадиях развития ребенка существующие и потенциально возможные проблемы, вследствие которых он может стать клиентом социальных служб. Программа сочетает профилактическую направленность, выражающуюся в определении потенциальных проблем ребенка, и устанавливает уже проявившиеся, но не привлекшие внимания со стороны персонала учреждений образования и воспитания проблемы в социализации и развитии ребенка.

В качестве условий для более эффективной реализации программы сотрудниками Центра социальной помощи семье и детям проведен цикл семинаров и тренингов с руководителями социальных служб города, детских дошкольных учреждений, учреждений образования, общественных организаций, женских консультаций, районных администраций.

Экспериментальная часть состоит в исследовании личностных особенностей беременных женщин, принадлежащих к группе повышенного риска; детей старшего дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные учреждения, и их семей; детей младшего школьного возраста, посещающих общеобразовательные школы, и их семей.

Реализация программы позволила определить состояние дел в области выявления детей, требующих социальной защиты государства. В социальной помощи нуждаются: дети до 1 года – 23 процента, старшего дошкольного возраста – 42 процента, младшего школьного возраста – процента.[81]

По итогам программы Центром социальной помощи семье и детям не только внедрена система раннего выявления детей, нуждающихся в особой заботе государства, но и предложены формы коррекционной работы с семьями.

Реализация поставленных в программе задач была бы невозможна без четко отлаженной системы взаимодействия различных подразделений администрации районов Калининграда.

В результате социального партнерства был изучен ряд проблем, решение которых было предложено в рамках реализации новых программ:

“Дом семьи в Калининграде” – создание учреждения, оказывающего комплексную помощь женщинам в состоянии кризиса и позволяющая им преодолеть трудную жизненную ситуацию;

“Мой мир” – оказание психолого-педагогической помощи детям с минимальной мозговой дисфункцией и их родителям в общении и воспитании ребенка.

Среди инновационных технологий, применяемых специалистами Областного центра социальной помощи семье и детям в Тюмени (директор центра – Курышева Л. И.) в течение последних лет, можно выделить следующие, зарекомендовавшие себя как наиболее эффективные:

- технологии междисциплинарного взаимодействия, включающие технологии работы нескольких узких специалистов с одним клиентом (семьей). Эффективность междисциплинарного подхода определяется тем, что при работе команды упор делается на определенном порядке взаимодействия между ее членами и на согласованности. Регулярные встречи членов междисциплинарной команды позволяют проводить оперативное обсуждение и контролировать качество ведения случая.[81]

В отделении помощи женщинам, оказавшимся в кризисной ситуации, с 2001 года растет число клиентов, которым была предоставлена помощь в форме правового сопровождения случая: в рамках отработки технологии междисциплинарной команды проводятся совместные консультации специалистами отделения и юриста; анализ показал эффективность такой работы как для клиента, так и для специалистов. Существует практика правового сопровождения клиента в судебных инстанциях, когда юрист центра по доверенности представляет интересы клиента в суде. Также широко используется социально – психологическое сопровождение клиента в следственном процессе;

- технологии системного подхода, основывающиеся на положении о единстве всех элементов семьи как системы и необходимости работы со всеми членами семьи для решения проблем одного из членов семьи.

В отделении дневного пребывания подростков осуществляется социальная реабилитация подростков из семей с социально уязвимой позицией (неполные, конфликтные, асоциальные, многодетные), работа с родителями или лицами, их заменяющими. Специалистами разработаны методика семейной диагностики, позволяющая выявить причины имеющихся проблем с учетом внутрисемейных факторов и, соответственно, организовать воздействие не только на ребенка, но и на его родителей, ближайшее социальное окружение и методика мотивации родителей на активную совместную деятельность;

- технологии комплексного подхода, основывающиеся на практике, показывающей, что помимо заявленной или актуализируемой клиентом в момент обращения проблемы существует целый ряд других, без решения которых невозможно обеспечить эффективность работы в целом.

В стационарном отделении центра реализуется программа комплексной реабилитации несовершеннолетних, включающая социально-медицинское, социально-педагогическое, социально-психологическое, социально-правовое направления.

В настоящее время Областным центром социальной помощи семье и детям, являющимся базовым экспериментальным учреждением Минтруда России, проводится внедрение отдельных элементов социальных технологий работы с различными категориями населения. В текущем году планируется закончить апробацию и распространить для внедрения в практику социальных учреждений области следующие технологии:

- технология работы с неполной семьей;

- технология работы с многодетной семьей;

- технология работы с семьей с различными видами домашнего насилия;

- технология работы с семьей с нарушением детско-родительских отношений;

- технологии работы на микроучастке.

С целью развития технологий наставничества в 2002 году специалистами центра разработано Положение о супервизии, которым регламентируется организация и проведение различных форм супервизии специалистов, их периодичность. Супервизорская деятельность получает развитие для дальнейшего распространения в учреждениях социального обслуживания семьи и детей в Тюменской области.

В настоящее время в Тюменской области складывается следующая система разработки и внедрения инновационных технологий социальной работы:

- имеется четыре базовых учреждения социального обслуживания (по работе с семьей и детьми; по работе с несовершеннолетними; по работе с детьми-инвалидами; по работе с пожилыми людьми), каждое из которых осуществляет методическое сопровождение деятельности территориальных учреждений по профилю своей работы;

- базовое учреждение разрабатывает технологии работы с определенной категорией или по определенной проблематике, апробирует ее на своей базе с целью определения эффективности, при необходимости внести коррективы;

- базовое учреждение предлагает технологию для внедрения в территориальном учреждении, осуществляет контроль соблюдением технологических условий, отслеживает эффективность;

- базовое учреждение после подтверждения эффективности предложенной технологии решает вопрос о рекомендации к широкому внедрению в территориальных учреждениях Тюменской по профилю работы.

Перечислены технологии работы двух центров социальной помощи семье и детям, являющихся базовыми экспериментальными учреждениями Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Практически в каждом из 512 центров социальной помощи семье и детям, действующих в системе социальной защиты населения, имеется набор социальных технологий, разрабатываемых и используемых для решения тех проблем, которые актуальны именно для сферы деятельности конкретного учреждения с учетом специфики категорий населения, нуждающихся в разных видах социальных услуг.

Развивающейся формой предоставления долговременной помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, стал социальный патронаж семей как инициируемая и специально создаваемая учреждением система взаимоотношений с семьей на основе ее долгосрочного обслуживания и предоставления комплекса услуг. В последнее время социальный патронаж получает все большее признание и распространение (на начало 2010 года на социальном патронаже находились 562 тысячи семей). [81]

Одинокие матери защищены государством лучше, чем одинокие отцы. В этом убеждают вдохновители украинского движения против дискриминации пап. Например, женщине, которая воспитывает ребенка-инвалида, позволено на 5 лет раньше уходить на пенсию. А отцы-одиночки такого права лишены. По данным Министерства семьи, молодежи и спорта, в Украине есть только 2% отцов-одиночек. Какие же права предусмотрены в украинских законах для родителей-одиночек? Отличаются ли подходы в воспитании детей среди мужчин и женщин? Как эти нормы прописаны в государствах Евросоюза?[77]

Житель Краматорска, Донецкой области Михаил Данков уже больше года через суд пытается вернуть себе сына. По утверждению мужчины, после рождения ребенка жена стала устраивать дома шумные вечеринки и о сыне перестала заботиться. Однако суд встал на сторону матери, говорит Михаил Данко. «В суде, при определении места жительства ребенка, я обратил внимание на то, что мать уже полгода не посещала ребенка и не имеет никакого своего дохода. На это органы опеки и суд не обращали внимания и говорили, что матери нужно дать еще один шанс. После решения суда мать опять же к ребенку не приходила». [77]

В настоящее время Михаил Данков платил с зарплаты 35% алиментов (25% - на ребенка и 10% - на мать.) Поскольку ребенок проживал с отцом, мужчина подал в суд заявление о снятии алиментов. «И здесь суд сразу постановил принудительно отобрать ребенка. Сказал, что у нас есть первое решение суда, определившего место проживания ребенка с матерью и мы должны его выполнять. Хотя факта, что сын проживал с ней не было вообще».

Одинокого отца в Украине дискриминируют по половому признаку, утверждает Евгений Коновалов, основатель «папиного движения» в Украине.[77] Он призывает разрушать стереотипы советских времен, по которым мать имеет больше прав на воспитание ребенка, чем отец. «Судьи почему-то до сих пор считают, что неважно, если мать ведет аморальный образ жизни (пьянствует или наркоманка) и совсем нет никакого примера для ребенка. Судьи так и говорят: «она родила - она мать, поэтому нужно ей предоставить еще один шанс», хотя знают законодательством Украины и Семейным кодексом Украины уже многое предусмотрено». Общество не привыкло к папам-одиночкам.

В сознании современных украинцев до сих пор преобладает мнение, что мать лучше, чем папа сможет воспитать ребенка, к тому же, сами мужчины иногда боятся брать на себя такую ответственность, отмечает Элла Ламах, директор Департамента семейной и гендерной политики Министерства Украины по делам семьи, молодежи и спорта. «А кто у нас более всего насилует детей в семьях? Это родные отцы и отчимы. Поэтому общество готово защищать ребенка от нападений мужа. Столько к нам обращается женщин, у которых отчим насилует дочь. Понятно, что подходить нужно индивидуально к ситуации. Нужно делать паритет, чтобы ребенок видел и мать, и отца. Если мы не говорим о случаях, где мать - алкоголичка или отец - алкоголик».

Элла Ламах поддерживает отцов, борющихся за свои права. И удивляется, что сегодня в Украине есть только Указ о Матери-героине, но почему-то нет Отца-героя или Семьи-героя.[77]

Настойчивые папы Западной Европы уже давно сравняли свои права с женщинами, отмечает корреспондент в государствах ЕС. Например, в Голландии и Бельгии одинокий отец пользуется такими же преимуществами, что и одинокие матери.[77]

Уже более десятилетия бельгийское законодательство предусматривает для мужчин оплачиваемые декретные отпуска по уходу за младенцами или так называемые «карьерные паузы» - специальные выходные как для матери, так и для отца на воспитание детей до 12 лет. Сумы государственных пособий одинаковые, так же, как и продолжительность предоставленных отпусков.

Довольно распространенным решением при разводе является поочередный (чаще понедельный) уход за ребенком. Причем, уплату алиментов нередко совершают женщины, когда ребенка удерживает отец.

Хотя общество и декларирует равенство в правах между мужчинами и женщинами, скажем во Франции только 10% отцов получают право на полное содержание детей.

В украинском законодательстве, в частности в новом гражданском и семейном кодексах, мать и отец имеют равные родительские права. Однако практика судебных решений свидетельствует о другом. Статистика и практика действительно показывает, что судебная практика больше ложится на сторону женщины. Есть ряд стереотипов в обществе, и они на сегодня еще не опровергнуты до конца. Поэтому параллельно с законотворческой и нормотворческой деятельностью, наверное, нужно проводить и социально-информационную работу. Поскольку на протяжении лет независимости у нас ломался стереотип гендерного равенства (у нас женщина не имела таких прав, как сейчас (избирательных, социальных, экономических), то я считаю, что должно быть равенство прав как матери, так и отца.

Принимая решение, с кем должен остаться ребенок после развода родителей, во внимание принимают все факторы: от материальных до психологических, утверждает Ирина Летникова, заместитель начальника Службы по делам детей Шевченковской районной госадминистрации в Киеве. «Кто больше участвует в воспитании, к кому более склонен ребенок, характеристики на родителей, психологическая готовность ребенка к проживанию с кем-то из родителей и условия проживания. Но такого нет, чтобы матери дать, отцу - нет».

В государствах, где развито феминистическое движение, больше всего одиноких родителей. В частности, в США и Австралии после развода с папой остается каждый пятый ребенок, в Швеции - каждый третий. В Украине, по данным Министерства по делам семьи, молодежи и спорта, насчитывается лишь 2% отцов-одиночек. Правда, количество их возрастает.

В рамках развивающегося в России института социальной работы осуществляется напряженный поиск оптимальных моделей как долговременных, так и кратковременных видов помощи и поддержки семьи и детей. Социальная работа в целом и система социального обслуживания населения в частности развиваются интенсивно с использованием различных технологий.[68] Возникновение новых социальных проблем в обществе потребовало разработки новых технологий для их решения. При помощи социальных технологий можно своевременно снимать социальное напряжение, разрешать индивидуальные и коллективные социальные конфликты, принимать и реализовывать оптимальные управленческие решения.