Истоки русской благотворительности

Историю благотворительных организаций в России можно разделить на два этапа.

Первый - с середины XVI века до 1862 г. Это период становления благотворительных организаций в России.

Второй - 1862-1906 гг. - это период расцвета русской благотворительности.

После крещения Руси помощь сирым и убогим сосредоточилась вокруг церквей. До середины XV века частная благотворительность носит религиозный характер, так как основными законодательными актами, регламентирующими благотворительную деятельность, были церковные уставы и положения. Финансовым источником, обеспечивающим благотворительную деятельность, являлась церковная десятина и свойственный только для некоммерческого хозяйствования добровольный труд волонтеров (монахинь, священнослужителей). Проблемы страждущих становятся предметом внимания княжеской власти, которая носила скорее характер частной благотворительности. Развитие благотворительности в Киевской Руси было прервано татаро-монгольским нашествием, и только после избавления от татаро-монгольского ига (во второй половине XV века) появилась возможность на государственном уровне решать сложные социальные проблемы, среди которых - помощь немощным и наиболее нуждающимся.

Постепенно благотворительная деятельность приобретает все более широкий размах - расширяются социальный состав благотворительности и ее финансовая база. Однако в процессе развития общества возникает ситуация, когда частное лицо или церковь оказывается не в состоянии решить все социальные проблемы, и во второй половине XVI века появляется и затем развивается система государственного призрения.

В 1682 году выходит указ царя Федора Алексеевича о том, что неспособные к работе должны найти себе приют при монастырях или богадельнях, а здоровые же нищие должны работать и воспитывать детей в труде. Этот указ имел важнейшее значение для развития некоммерческого сектора в России, - он стал прообразом принципа дифференцированного подхода к различным категориям нуждающихся и принципа социальной профилактики, соблюдение которых является основным преимуществом некоммерческой деятельности.

«Призрение - дело государственное»

В отличие от подаяния призрение носит организованный характер и осуществляется государством, церковью, обществом, а также частными лицами; выражается прежде всего в предоставлении кому-либо приюта и пропитания. Сосредоточение дела призрения в государственных учреждениях началось после воцарения династии Романовых в 1613 году. Был учрежден Аптекарский Приказ - высший медицинский орган, ведающий медицинским и аптечным делом, а с 1670 года при царе Алексее Михайловиче (1645 - 1676) - Приказ строения богаделен (все богадельни были отнесены к ведомству патриаршего дома). Но эта мера, по-видимому, была вызвана не решением осуществить какую-нибудь систему общественного призрения, а только усилением благотворительной деятельности, как самого царя Алексея Михайловича, так и ближайших к нему лиц. Но уже в этот период времени появляется необходимость перехода к системе общественного призрения. При этом ясней начинает обозначаться и сама система общественного призрения, в задачи которой входит не только милостыня бедным, но и предоставление трудоспособным нуждающимся заработка, а позднее даже и наказания за тунеядство.

Очевидно, что общественное призрение в это время как отрасль государственного управления не отрицает благотворительность как проявление известного религиозного или морального настроения. Напротив того, признавая законность ее, видит в ней важнейший источник средств для призрения. При этом новое направление в общественном попечении о бедных стремится урегулировать и направить благотворительность, привести ее в известный порядок и более или менее подчинить ее государственным интересам, однако пока еще без всякого стеснения и насилия над благотворителями. Государство еще не налагает обязанностей на общество, не обязывает его различать нищенствующих, выделять из них порочных ленивцев и принимать по отношению к каждой отдельной категории нуждающихся определенные меры попечения. Эти обязанности оно склонно принять на себя и свои органы и позаботиться устранением злоупотреблений нищенством; частные же благотворители могут по-прежнему подавать милостыню по своему усмотрению всем тем, кому правительство разрешит нищенствовать. Но помощь в закрытых заведениях, очевидно, предпочитается обязательной раздаче пособий, и благотворители приглашаются направлять свои пожертвования в богадельни, госпитали, школы. К концу царского периода нашей истории зарождается новая мысль, по которой помощь общества в деле призрения должна быть не только добровольной, факультативной, но и обязательной.

Развитие благотворительности в петровское время

Развитие мер общественного призрения в определенную систему принадлежит Императору Петру Великому. Систематизируя обширный ряд узаконений и распоряжений его, нельзя не видеть, что им были затронуты все важнейшие и, так сказать, основные вопросы призрения. Он подробно останавливается на необходимости различать нуждающихся по причинам их нужды и определять помощь в соответствии с этой нуждой. Он указывает на предупреждение нищеты как на лучший способ борьбы с ней; выделяет из нуждающихся работоспособных, профессиональных нищих и другие категории их. Он принимает решительные меры к урегулированию частной благотворительности, определяет организованную помощь общества, устанавливает органы призрения и необходимые для развития дела средства. Таким образом, применяемые им меры составляют уже не ряд разрозненных и не связанных между собой попыток, а цельную систему, отличающуюся известной выдержанностью и последовательностью.

Заботясь о «пристройстве» истинно нуждающихся, Император в 1700 году пишет о постройке по всем губерниям богаделен для старых и увечных: «кои работать не могут» и о необходимости «старым зело и увечным кормовщикам, также и вдовам старым давать кормовых денег до их смерти, да недорослям малым до указной меры в полы прежних их окладов, а молодым и здоровым кормовых денег не давать и от кормовых денег им отказать».

В 1706 году митрополитом Иовом основан первый в России приют для незаконнорожденных детей. Император сочувствовал такому учреждению и немедленно определил на его содержание денежные средства. Позже он повелел учредить в городах госпитали для «зазорных» (незаконнорожденных), а затем и общие сиротские дома.

В 1712 году Петр снова настаивает на принятии энергичных мер по призрению. Он требует повсеместного в губерниях устройства госпиталей для «увечных и самых престарелых, не имеющих возможности снискивать пропитание трудами». В 1715 году Петр приказывает строить в Москве в церковных оградах каменные госпитали, а в других городах деревянные и «объявить указ, чтобы зазорных младенцев в непристойные места не отметывали, но приносили бы к вышеозначенным гошпиталям и клали тайно в окно чрез какое закрытие, дабы приносимых лиц не было видно». За умерщвление же новорожденного Государь грозил смертной казнью. Если впоследствии дети, выросшие в госпитале, заболевали, становились нетрудоспособными или умственно неполноценными, то они «могли возвращаться в эти приюты, как в родительские дома».

Большое внимание великий преобразователь России обращал и на призрение военных чинов. По отношению к ним были изданы распоряжения в 1716, 1722, 1724 гг. и некоторые другие. По отношению к нищим, способным к труду, Петр I постоянно подтверждал, что их нужно привлечь к работе, а больных и увечных помещать в богадельни. Следуя европейским примерам, он усиливает наказания для здоровых нищих: телесные наказания, каторжные работы, денежные штрафы.

Все эти узаконения Петра Великого, в большей части своей, направлены к тому, чтобы создать сознательное отношение к нищенствующим, стремление различать их по нуждам и по причинам нищеты и установить, в зависимости от этих причин, способы и виды призрения (смирительные дома, прядильные дома, гошпитали, сиротские дома). В целях выяснить количество нуждающихся, Император предписал произвести переписи всех бедных.

Относя призрение бедных к обязанностям общества, Петр Великий относился отрицательно к древнейшей форме благотворительности - к безразборчивой милостыне. В ней он видел зло, с которым нужно бороться. Прямым следствием такого воззрения было воспрещение раздавать милостыню отдельным категориям нуждающихся, но не заслуживающих помощи. Лицам, желающим оказать милостыню, рекомендовалось отсылать ее в богадельни.

Необходимо отметить, что внося в дело общественного призрения так много нового, Петр I не мог не сознавать крайней необходимости новых источников средств на призрение, а потому при нем:

1) вдвое был увеличен сбор венечных денег со вступающих в брак;

2) запрещена вольная продажа восковых свечей и предоставлена исключительно церквам;

3) установлен вычет из жалованья у всяких чинов людей, кроме солдат;

4) введено в монастырях обучение монахинь рукоделиям с целью обращения вырученных за эти работы денег «на общую монастырскую пользу»;

5) сбор доброхотных подаяний в церквах;

6) штрафные деньги с раскольников обращать на богоугодные дела. Сам факт обособления этих незначительных средств, со специальным назначением, указывает на сильное желание прочно организовать и поставить дело общественного призрения.

Таковы в общем важнейшие течения в области общественного призрения, появившиеся за время царствования Петра Великого. Несомненно, что великий преобразователь России, устанавливая деление нуждающихся на категории и виды призрения сообразно с нуждами этих категорий, принимая на себя и на государство законодательное упорядочение призрения и поручая выполнение его организованным общественным силам, отрицая при этом безразборчивую раздачу милостыни, стоял на совершенно твердой почве и на правильном пути. К сожалению, Петр во многом не успел осуществить своих планов. Непосредственно же после смерти Петра наступил период законодательного затишья. Ближайшие преемники его мало заботились о полном проведении мер по призрению во всей их совокупности и лишь повторяли и усиливали указы о жестоких наказаниях нищенствующих. По некоторым отраслям призрения произошло даже заметное ухудшение дела. Так, хотя Императрица Екатерина I, а затем и Елизавета и издавали указы о призрении новорожденных, но не имели энергии настоять на исполнении, вследствие чего даже те приюты, которые были открыты при Петре I, постепенно закрылись. За этот период общее «число нищих умножилось, а паче при церквах и в рядах». Так продолжалось дело до Екатерины II.

Расцвет русской благотворительности

С восхождением на престол Екатерины II начинается вторая попытка на протяжении XVIII века изменить социально-экономическую структуру страны. При преемниках Петра Великого и до издания учреждения о губерниях (1775) заведывание призрением лежало на Правительствующем Сенате, без определения которого никто не мог быть помещен в богадельню. До этого же времени в области призрения правительство придерживалось предначертаний Петра I. Екатерина II первые годы своего царствования тоже следовала им, значительно смягчив, однако, карательную систему его по отношению к нищим.

Во время царствования Екатерины II создаются новые органы управления общественным призрением, двухуровневая система социальной помощи нуждающимся - приказы общественного призрения и местные органы попечительства сословного характера (дворянская опека, сиротский суд).

Крупнейшим делом периода царствования Екатерины II было учреждение двух больших заведений для призрения незаконнорожденных детей. Вопрос о них был серьезно разработан под руководством известного филантропа И. И. Бецкого и получил практическое осуществление с основанием в 1763 году в Москве Воспитательного дома, а в 1770 году - и в Петербурге. Устройством этих двух домов было положено прочное начало призрения незаконнорожденных детей если не во всей Империи, то в ближайших к столицам губерниях.

Более самостоятельным характером отличается крупнейшая организационная мера Екатерины II, заключающаяся в создании целой сети специальных учреждений под названием «Приказов общественного призрения», открытых в сорока губерниях на основании «учреждения о губерниях» 1775 года. По этому закону, «приказу общественного призрения поручается попечение и надзирание о установлении и прочном основании:

1) народных школ;

2) установление и надзирание сиротских домов для призрения и воспитания сирот мужского и женского пола, оставшихся после смерти родителей без пропитания;

3) установление и надзирание госпиталей, или больниц для излечения больных;

4) установление и надзирание богаделен для мужского и женского пола, убогих, увечных и престарелых, кои пропитания не имеют;

5) установление и надзирание особого дома для неизлечимо больных, кои пропитания не имеют;

6) установление и надзирание дома для сумасшедших;

7) установление и надзирание работных домов для обоего пола;

8) установление и надзирание смирительных домов для обоего же пола людей. <…>

Таким образом, законодательным актом от 7 ноября 1775 года, получившим название «Учреждения для управления губерний Всероссийской Империи», была заложена государственная система общественного призрения, процветавшая долго и сохранившаяся в общих чертах до наших дней. Законодательство Екатерины II решительным образом поворачивало дело призрения от земского общественного принципа, где помощь бедным оказывали земские люди на общественные средства, в сторону централизации на государственной бюрократической основе, где призрением сирых и убогих занимались чиновники полиции и приказов.

В 1785 году создаются городские участковые попечительства, в ведение которых передаются благотворительные учреждения. Таким образом, к решению социальных задач привлекаются широкие слои населения, которые получают доступ как к процессу принятия решения, так и к процессу реализации благотворительных функций.

Екатерина II положила начало созданию в России благотворительных обществ, которые впоследствии стали институционной основой современного некоммерческого сектора. Филантропическая и просветительская деятельность, развитая Екатериной II, продолжилась и после ее смерти.

Супруга Павла I - Императрица Мария Федоровна - в течение 30 лет основала целую сеть благотворительных заведений. В ноябре 1796 года она приняла на себя непосредственное начальствование над Воспитательным обществом благородных девиц и мещанским его отделением; пожаловав ему в ежегодную выдачу из своей казны по 15 тыс. рублей. Затем, в 1797 году, Императрица приняла по воле Государя главное начальствование и над Воспитательными домами, Сохранными казнами и Коммерческим училищем, чем и положила основание Ведомству, впоследствии названному ее именем. Вступив в управление, Императрица назначила из своих средств ежегодно по 9 тыс. рублей на содержание грудных младенцев с кормилицами. Особое внимание Мария Федоровна обращала на Воспитательные дома.

Заботясь об устройстве уже существующих, Императрица открывала и новые учебные и благотворительные заведения. К 1802 году в Петербурге и Москве были открыты женские учебно-воспитательные учреждения им. Св. Екатерины. В 1807 году основан Павловский военно-сиротский институт, в 1817 году - Харьковский институт благородных девиц для дочерей дворян и купцов всех гильдий с обучением приходящих девиц за плату и без платы. При Марии Федоровне были открыты училища для солдатских дочерей в Севастополе и Николаеве, для глухонемых детей в Павловске (на даче Императрицы), больницы, воспитательные дома.

К числу наиболее значимых учреждений Императрицы относятся Вдовьи дома - один в Санкт-Петербурге, другой в Москве. Дома были открыты для вдов военных и гражданских чиновников и содержались на доходы Воспитательных домов. В 1803 году Мария Федоровна основала две больницы для бедных на средства Воспитательных домов, которые впоследствии в память о Марии Федоровне были названы Мариинскими.

В 1854 году эти благотворительные заведения были объединены в «Ведомство учреждений Императрицы Марии» (ВУИМ). Учреждения этого ведомства делились на 15 групп, которые, в свою очередь, подразделялись на разряды. К 1904 году ВУИМ включало 140 учебных заведений, Императорский Воспитательный Дом, 55 Домов призрения, 47 лечебниц и больниц, 376 приютов, 298 попечительских детских приютов, 2 попечительства о слепых и глухонемых (включающих 44 учебных заведения, 16 домов призрения и 17 лечебниц, 31 благотворительное общество).

Помимо ВУИМ действовали и Императорское человеколюбивое общество, Российское общество Красного Креста, Попечительство в домах трудолюбия и работных домах и т.д.

Все существующие в это время благотворительные организации можно разделить на две группы: благотворительные общества и благотворительные учреждения. Благотворительные общества оказывали преимущественно разовую помощь, а благотворительные заведения помимо разовой помощи обеспечивали приют и пропитание постоянно проживающим в этих заведениях.

До 1865 года большинство обществ считали себя общеблаготворительными, но в течение следующего десятилетия помощь обществ стала носить целенаправленный характер, что позволило сформировать механизм эффективной деятельности некоммерческого хозяйствования.