История благотворительности на Кавказских Минеральных Водах в XIX-XX вв

В связи с тем, что существующие работы по истории благотворительности в регионе Кавказских Минеральных Вод (КМВ) носят фрагментарный характер и не имеют целостного взгляда на анализируемый феномен благотворительности в регионе, назрела необходимость критической оценки опубликованных материалов ввиду отсутствия в них временных границ исследуемого явления на региональном уровне в контексте сущностных характеристик благотворительности в масштабе Российской империи в XIX- начале XXвв.

Адекватная периодизация возможна только на основе четкого понимания места и роли благотворительной деятельности в развитии общества. XIXв. считается в истории России «золотым веком» благотворительности. Благотворительная практика в России исторически выросла из парадигмы христианской благотворительности, как имеющей более ранние корни. Вторая половина XIXв. характеризуется ростом интереса к государственному подходу в области социальной политики, как новому этапу исторического развития благотворительности в России. Чтобы вычленить отрезки времени, необходимые для разработки периодизации, рассмотрим исторические факты, составляющие российский благотворительный   процесс, как системообразующие моменты.

Государственное, общественное и частное призрение в России складывалось на протяжении почти двух столетий, начиная с XVIIIв. по вторую половину XIXв. Первая половина XIXв. характеризуется оформлением административной системы помощи и поддержки, включающей в себя территориальные институты, превентивные и защитные государственные программы по оказанию помощи определенным категориям нуждающихся, усиление законодательной базы функционирования системы поддержки. Наблюдаются тенденции развития системы помощи, оказываемой различными ведомствами, как общественными, так и частными. - "

Среди государственных органов призрения в первой половине XIXв. особо выделяется деятельность созданных еще при Екатерине II Приказов общественного призрения. В период правления Александра I(1802 - 1825) с 1802 г. Приказы находились в ведении Министерства внутренних дел, но с 1810г. они вновь перешли к Министерству полиции. Источником финансирования Приказов были доходы губерний, доходы от ведения самостоятельных банковских, имущественных и хозяйственных операций, а также частные пожертвования. Министерство полиции, а затем Министерство внутренних дел стимулировали Приказы общественного призрения к увеличению и накоплению средств. К таким мерам можно отнести, в частности, разрешение на ведение хозяйственных и имущественных операций (сдача в наем лавок, домов, кузниц, мельниц, садов, огородов, сенокосов и т. д.; поощрение добывания торфа, распилки бревен, дров для продажи; разрешение продажи игральных карт; открытие суконных фабрик) [122].

Деятельность Приказов общественного призрения была организована не во всех губерниях сразу и одновременно. Министерства, в чьем ведении находились Приказы, контролировали не все территории. Так, например, дела общественного призрения в областях Кубанского, Донского и Терского казачьего войска осуществляло военное министерство, а также социальная помощь оказывалась за счет войсковых капиталов. В Кавказской области делами общественного призрения ведал Кавказский (в дальнейшем Ставропольский) приказ общественного призрения (1804 г.). Н. В. Вантеева в своем исследовании подробно рассматривает состояние приказной системы на Ставрополье, выделяя два периода в деятельности Кавказского (Ставропольского) приказа общественного призрения: 1804-1833 гг. - период финансовой и кредитной деятельности приказа ввиду отсутствия собственных заведений; 1833-1913 гг. - период активизации открытого призрения наряду с развитием некоторых форм закрытого призрения (богадельня, больница для душевнобольных). Исследователь справедливо отмечает, что факт увеличения общего объема на содержание заведений не может служить показателем особой эффективности деятельности Приказа в силу некоторых изначально заложенных в приказную систему изъянов [123]. Примеры финансовой и коммерческой несостоятельности в деятельности Кавказского приказа общественного призрения мы рассмотрим далее в главе второй.

Е. Д. Максимов так определяет основные причины несостоятельности приказной системы общественного призрения: «Канцелярская рутина поглотила живое дело; средств было мало и казна не могла представить их больше; деятели Приказов были оторваны от жизни, не заинтересованы в местных делах и служили святому делу любви к ближнему, как и другие чиновники, по установленным регламентам и правилам. Число их было недостаточно для того, чтобы <...> вести менее сложное дело и хозяйство в закрытых заведениях Приказа. Поэтому сознание необходимости в деле попечения о бедных общественных организованных сил, добровольных деятелей и жертвователей постепенно становилось все распространеннее и настоятельнее. Очевидно было, что борьба с беспомощностью многих сотен тысяч или даже миллионов людей сделается возможной только в том случае, если в борьбе этой примут участие лица, проникнутые любовью к ближнему, добровольно идущие на помощь ему, знающие местные условия и способы, которыми можно помочь, отыскивающие эти способы и средства на местах, несущие для дела свои сбережения и не ищущие за все это ни прав государственной службы, ни казенного содержания» [124].

Как и по всей Российской империи, приказная система помощи и поддержки в Кавказской области, с 1847 г. переименованной в Ставропольскую губернию [125], имела ряд недостатков: их структура и принципы организации были несовершенны, деятельность их не была постоянной, к тому же в 1856 г. приказам было запрещено заниматься кредитно — ссудными операциями, что серьезно подорвало их финансовое положение. Усложняло социальную ситуацию и то, что общественные и частные благотворительные учреждения и общества также испытывали определенные трудности, т. к. и те, и другие имели право на существование только с ведома Министерства внутренних дел и личного разрешения императора. «В итоге, к 1861 г. благотворительные общества существовали лишь в 8 городах империи» [126]. Поэтому параллельно с государственными институтами помощи развиваются институты частной благотворительности, ведомственные институты социальной помощи, благотворительные общества.

«Отечественная война 1812 г. вызвала не только новый гигантский всплеск благотворительности, но и новаторские организационные решения. Возникают первые благотворительные общества, в сборе пожертвований активно участвуют периодические издания («Сын отечества», «Русский инвалид»), благотворители закладывают основу для решения ряда крупных государственных задач (так, например, пожертвования, собранные П. П. Пезаровиусом, становятся основой деятельности будущего Комитета о раненых, к помощи которого военные инвалиды будут обращаться вплоть до самой революции 1917 г.)». Таким образом, первое десятилетие XIXв. в России отмечено резким подъемом благотворительной деятельности. За это время частные благотворители только на призрение военных инвалидов и других нетрудоспособных направили свыше 3.4 млн. руб., на больницы и другие виды медицинской помощи около 2 млн., на развитие образования - около 1.9 млн. руб. Общая же сумма благотворительных пожертвований превысила 9 млн. руб. [127]

18 августа 1814 г. были созданы Патриотическое общество, в задачи которого входило попечение о больных и раненых защитниках Отечества, и специальный Комитет, который занимался попечением о раненых генералах, офицерах (и их семейств). Если они были в состоянии нести гражданскую службу, то им предоставлялись места полицмейстеров, городничих, смотрителей богоугодных заведений, комиссаров при пограничных карантинах, земских исправников. При определении к должности офицеры не лишались пенсии. Увечным штаб-офицерам и обер-офицерам разрешалось бесплатно из аптек отпускать лекарство. Нижним чинам «по смерть» клался оклад жалованья, «который получали в своих полках по мирному положению». Таким образом, государство ищет самостоятельные формы и способы помощи и поддержки не за счет разрушения монастырской системы призрения, а на основе законодательных, правовых регламентации [128]. Предпринимаются попытки на основе военной системы управления использовать частичный труд призреваемых военных инвалидов. Еще в 1796 г. были сделаны первые попытки создания инвалидных рот. При сохранении воинского регламента инвалидные роты предполагалось использовать на посыльных работах, но «военные трудовые формирования» такого образца оказались неэффективными, и в 1823 г. их расформировали.

Более образованные классы населения в первой четверти XIXв. были проникнуты самыми гуманными идеями. Помощь эта выражалась прежде всего в значительных пожертвованиях с благотворительными целями. В связи с наметившимися тенденциями Правительство издало Положение относительно пожертвований на устроение заведений для призрения неимущих. Число пожертвований под влиянием духа времени было довольно велико. Так, например, в 1803 г. граф Шереметев на свои средства (2 500 000 руб.) устроил в Москве странноприимный дом на 100 чел. и при нем больницу на 50 чел.; помещик Мценского уезда Орловской губернии Лутовинов устроил в 1806 г. больницу с флигелем, аптеку и лабораторию. Коллежский советник Злобин пожертвовал в 1808 г. 40 000 руб. на устройство в разных местах больниц для бурлаков. В 1807 г. князь Радзивилл открыл в Бердичеве больницу на 60 чел. В 1810 г. именитый гражданин Герценшцов построил в Ямпольском уезде богадельню на 48 чел., а купец Синцов открыл богадельню в г. Орлове на 50 чел. [129] В Москве князь Д. М. Голицын финансировал строительство больницы в 1802 г. [130]

Однако уже в 1815-1817 гг. в деятельности благотворителей наблюдается резкий спад. Почти иссякают поступления в капитал Пезаровиуса, и он вынужден передать его под государственную опеку; Медико-Филантропический комитет спасает от банкротства только поглощение его созданным Императорским Человеколюбивым обществом, существовавшим в эти годы почти исключительно за счет личных пожертвований императора и государственных субсидий, даже Приказы общественного призрения ощутили спад благотворительной активности. Так, по собранным директором Российского государственного исторического архива А. Р. Соколовым из различных источников сведениям динамика крупных пожертвований в Приказы во второй половине царствования Александра Iвыражается следующими величинами (в руб.) [131]:

Таблица 1 Численность крупных пожертвований в Приказы общественного призрения

1812г. 1813г. 1814г. 1815г. 1816г. 1817г. 1818г. 1819г. 1820г. 1822г.
65832 212723 254337 269265 26400 50400 51512 21600 127380 25040

Приказы общественного призрения в первой половине XIXв., получив в самом начале своего существования первоначальный уставный капитал (по 15000 руб. на каждый приказ), действовали не только на частные пожертвования. В середине 1820-х гг. в число доходных заведений приказов входили жилые дома, лавки, кузницы, мельницы, сдававшиеся в наем; сады, огороды, сенокосы, рыбные ловли и т. п.; кирпичные и черепичные заводы; добыча торфа, распилка бревен в доски и на дрова для продажи; продажа игральных карт; суконные фабрики, учрежденные в июле 1808 г. для поставки солдатского сукна в армию [132]

Однако во второй четверти XIXв. финансовое состояние приказов резко ухудшилось. В 1856 г. приказам было воспрещено заниматься кредитно-ссудными операциями, что предполагало возвращение их к роли чисто благотворительных организаций. К 1857 г. было предложено вовсе упразднить приказы.

Примеры награждения дворянства и купечества за благотворительную деятельность на КМВ.

Обратимся к истории традиций государственного поощрения общеполезной деятельности, в частности благотворительности, которые сложились в России уже к началу XIXв. Награды являлись значительным стимулом к служебной и благотворительной деятельности, способствовали притоку пожертвований на благо страждущих. В течение XIXв. Высочайшие награды за те или иные отличия имели следующую градацию:

1. Объявление Высочайших (Его Императорского Величества) благодарности и благоволения.

2.  Чины.

3.  Ордена.

4.  Назначение аренд.

5.  Подарки от имени Его Императорского Величества.

6.  Единовременные денежные выдачи.

7.  Звания личного и потомственного гражданства.

8.  Медали.

9.  Кафтаны.

10. Зачет времени в действительную государственную службу.

11. Предоставление прав государственной службы лицам, «этими правами не пользующимся».

12.   «Несчитание судимости» препятствием к наградам и другим преимуществам по службе.

В конце XVIII- начале XIXвв. появились наградные медали, которыми отмечались самые разные заслуги перед государем и Отечеством: «За усердие» (1801), «За полезное» (1801), «За любовь к Отечеству» (1812), «За спасение человечества» (1818) и другие. Золотые и серебряные медали «За полезное» были учреждены для награждения купцов за различные заслуги перед государством в области торговли и за крупные пожертвования в казну. Медаль носилась на шейной ленте одного из орденов (Св. Анны, Св. Александра

Невского, Св. Владимира) в зависимости от заслуг награждаемого [133]. В 1802г. Тобольский купец Л. Матушкин был «пожалован Государем» серебряной медалью «За полезное» с изображением улья за постройку каменной богадельни на 20 чел. [134] За содействие в распространении оспопрививания в Астраханской губернии в 1805 г. медалью «За полезное» был награжден мулла Аж-Даут Аджаев [135]. Медалью «За усердие» на Аннинской ленте в 1831 г. московский купец третьей гильдии М. Я. Маслов «за содействие в прекращении болезни холеры». За благотворительные деяния купцы награждались орденами Св. Станислава и Св. Анны различных степеней, реже - орденом Св. Владимира [136].

Исследователь благотворительных и меценатских традиций русского купечества М. Л. Гавлин считает, что среди причин этого явления наряду с честолюбивым стремлением выделиться и разбогатеть, к получению милостей двора, почестей и наград, льгот и привилегий, были вначале религиозные мотивы, затем внутренние побуждения российских предпринимателей, чему способствовало развитие национального духа и роста самосознания в их среде [137].

Поскольку в первой половине XIXв. большую часть населения региона КМВ составляли военнослужащие, то они были основными объектами благотворения в этот период. Я. Н. Длуголенский подчеркивает активность российских военных и как субъектов благотворительности в целом по России: в 1811 г. помещики Краснослободского уезда Пензенской губернии лейб-гвардии подпоручик П. Хрущев и прапорщик А. Хрущев в своем имении в с. Оброчное бесплатную больницу на 36 кроватей для больных разного звания и отдельный каменный флигель для чиновников и дворян. Для лечения больных был нанят иностранный доктор и лекарский помощник. В 1810 г. в Пензенской губернии гвардии подпоручик Караулов построил в г. Городищске на свои средства лазарет на 10 кроватей для местной инвалидной команды. В 1840 г. в Ораниенбауме построил больницу полковник Потемкин, в 1843 г. в Ямбургском уезде Петербургской губернии построил больницу штаб-ротмистр Сахаров [138].