История и историко-культурные памятники Чувашии

Краткая история освоения территории

Во 2 тыс. до н.э. на территории Чувашии проживали племена балановской (по селу Баланово, Чувашия), срубной и абашевской (по селу Абашево, Чувашия) культур. В 1 т до н.э. - племена ананьинской и городецкой культур. В 7-9 вв. н.э. на территорию Чувашии началось переселение болгар и сувар с Нижнего Поволжья. Из этих народов впоследствии сформировались чувашские племена. В 10-13 вв. на территории Чувашии существовало государство Волжская Болгария. В 1236-41 Болгария была завоевана монголо-татарами, к 14 в. окончательно пришла в упадок. В 15-16 вв. территория Чувашии в составе Казанского ханства.

В письменных источниках Чебоксары упоминаются с 1469 года, когда русские воины остановились здесь на последний привал по пути в Казанское ханство. Участники похода "ночевали на Чебоксари, а от Чебоксари шли день весь да ночь всю ту шли, и приидоша под Казань". Однако люди жили здесь значительно ранее даты первого письменного упоминания. По данным археологических раскопок на месте будущего города в XIII-XIV веках существовало болгаро-чувашское поселение. Стояло оно на правом берегу Волги при впадении в неё двух речек - Чебоксарки и Кайболки. Местному населению, оказавшемуся между двумя воюющими государствами, Русью и Казанским ханством, жилось трудно. То татары совершали набег на русские земли, то Москва шла "воевать Казань".

К Московскому государству поселение отошло после взятия Казани войсками Ивана Грозного в 1552 году. Царским указом в 1555 году здесь была заложена крепость, сторожевой пункт в системе укреплений, защищавших Русь с востока. Крепость утверждала власть Москвы на вновь присоединённых землях. Новую крепость назвали Чебоксарами. Двойные стены с башнями и въездными воротами, глубокий ров и высокий земляной вал сделали её надёжной защитой от внешних врагов для селившихся здесь жителей. Гарнизон внимательно следил за дорогами и за судами, шедшими по Волге. Местные крестьяне снабжали служилых людей продуктами. Вскоре многие стали сами селиться у крепостных стен, и возле города вырос торгово-ремесленный посад.

С первых лет существования крепость Чебоксары использовалась не только для борьбы с кочевниками. На её гарнизон возлагались карательные функции по "усмирению недовольных" и сбор налогов с населения. Бунтовщиков было много. В начале XVII века Чебоксары дважды захватывали повстанцы. После расправы с воеводами они делили казну, хранящуюся в крепости, и уничтожали долговые расписки и документы о закреплении этих земель за новыми владельцами, дворянами и монастырями. До конца XVII века царское правительство было вынуждено держать в Чебоксарах значительный гарнизон на случай, как писал немецкий путешественник Адам Олеарий, посетивший Чебоксары в середине столетия, "что покорённые татары захотели бы возмутиться, чтобы легко можно было собрать войско и усмирить их". В 1670-1671 годах жители Чебоксар и крестьяне окрестных деревень активно участвовали в восстании Степана Разина. Даже после разгрома войск Разина под Симбирском борьбе здесь не ослабела. всюду горели поместья, чебоксарский воевода бежал из крепости в Казань. Только жестокие расправы карательных полков над восставшими положили конец восстанию.

С конца XVII века военное значение Чебоксар упало. Сгоревшую крепость не стали восстанавливать, часть служилых людей перевели в податные сословия. Чебоксары постепенно становились торговым городом. Любопытно, что к середине XVIII века по численности мужского посадского населения Чебоксары превосходили Вятку, Рязань, Брянск, Воронеж и среди 202 городов России по этому показателю занимали 41-е место. Ремесленное производство в городе представляли кожевники, колокольники, кирпичники, скорняки, сапожники, даже свои часовщики. В Чебоксарах начали создаваться небольшие промышленные салотопенные, солодовенные, мыловаренные предприятия, работавшие на местный рынок и на вывоз. В городе открылась соляная контора с большим запасом соли, которую вывозили в глубинные районы Сибири. Увеличилось купеческое сословие. Среди чебоксарских купцов были даже гостинодворцы. Беднейшие слои населения становились бурлаками, занимались рыболовством или шли в услужение к посадским богачам.

В 1781 году Чебоксары получили статус уездного города Казанской губернии. К концу столетия население города составило более четырёх тысяч человек. В городе работало 14 разных заводов, более 40 ремесленных мастерских и примерно столько же торговых лавок. Изменился его облик. Каменные здания казны и архива, магистрата, кружечного двора, 10 церквей придали небогатому уездному городу вполне зажиточный вид.

Середина XVIII века стала для Чебоксар периодом наивысшего развития. В дальнейшем город не смог выдержать конкуренции с такими центрами торговли, как Нижний Новгород и Казань. Вятские мастера колокольного дела оказались предприимчивее и удачливее в торговле. Раньше чебоксарские колокола знали в Лондоне и Париже, но в дальнейшем Вятка вынудила Чебоксары постепенно свернуть производство литья колоколов и перейти к изготовлению бубенцов для ямских троек.

В начале XIX века Чебоксары переживали времена застоя. В течение века прирост городского населения составил мене тысячи человек, и теперь 400 городов Российской империи обогнали Чебоксары по количеству жителей. Не достиг город успехов и в развитии промышленности. Его предприятия ограничивались лесопилкой и несколькими маленькими заводами. Кустари и ремесленники продолжали заниматься традиционными промыслами, хотя, появились и новые специальности: слесари, токари, столяры и моляры.

В начале XX века в Чебоксарах, где проживало пять тысяч человек, насчитывалось 800 домов, из которых лишь 33 были каменные, 90 лавок и магазин, 3 училища, 2 больницы, банк и небольшая общедоступная библиотека. Город славился храмами. В Чебоксарах к XX веку сохранились 25 церквей и 4 монастыря, большинство из которых были построены в XVI - первой половине XVII века. Лишь обилие церквей, разнообразных по архитектуре, богатых колоколами и памятниками старины говорило о былом процветании города. [21]

Культурно-исторические памятники

Чувашия богата памятниками истории и культуры, которых насчитывается 655 (из них 45 - федерального значения), в том числе: 346 памятников архитектуры и градостроительства, 177 - археологии, 120 - истории, 12 - искусства. Чувашия - великолепный уголок Поволжья с интересным сочетанием древности и современности. Туристам есть, что посмотреть в Чувашии. Большой интерес представляют памятники культовой архитектуры.

Главный храм Чувашии - Введенский собор, построенный в 1655-57 годах, - поражает своей тяжеловесностью: в ширину он больше, чем в высоту, а главки непропорционально малы. Еще сильнее собор впечатляет внутри: огромный и очень темный зал, богатейшее позолоченное убранство, а главное - почти полное отсутствие внешнего света: окна и световые барабаны настолько малы, что освещается он преимущественно свечами. И весь этот вид грандиозного черно-золотого зала оставляет очень сильное впечатление. В этом кафедральном храме хранится уникальная святыня - икона Владимирской Божьей матери, которой город был благословлен первокрестителем отцом Гурием при закладке крепости.

Среди достопримечательностей центра города также интересна церковь Михаила Архангела, где хранится икона "О прибавлении ума", Свято-Троицкий мужской монастырь, территория бывшей крепости 1555 года, старейшие улицы города, дома купцов Кадомцева и Ефремова.

Не оставляет равнодушными своих посетителей и музей-заповедник легендарного комдива, частого персонажа различных анекдотов и историй В. И. Чапаева, родившегося в селе Будайки на окраине нынешних Чебоксар и бывшим этническим чувашом. Между прочим, фамилия Чапаев у чувашей вообще весьма распространенная. Музейный комплекс, созданный в 1974 году, включает здание самого музея, спроектированное в форме развернутого знамени и украшенное барельефами и фресками; воссозданный дом Чапаева, представляющий немалый интерес еще и как традиционное чувашское жилище конца XIX века; и узнаваемый с первого взгляда памятник герою - своеобразный символ советских Чебоксар. Экспозиция музея рассказывает о личности В. И. Чапаева, его соратниках, представителях военной династии, дивизии им. Чапаева, наследниках боевых традиций, а также о создании образа Чапаева в искусстве.

В Чувашии есть еще много интересных для посещения мест: залы и хранилища Республиканского государственного художественного музея, Чувашского национального музея, выставочных залов и художественных салонов, галерей, многочисленных тематических музеев столицы и малых городов республики - Музея космонавтики в с. Шоршелы, на родине третьего космонавта Советского Союза Андрияна Григорьевича Николаева, Геологического музея, Музея пива, Литературного музея, Музея Воинской Славы и десятков краеведческих и этнографических музеев, - берегут уникальные сокровища народного таланта и народной мудрости. [16]

Чувашия - удивительная республика с уникальной историей и культурой, заслуживающая посещения, как своими жителями, так и его соседями.