История и перспективы формирования научно-производственных комплексов
История формирования и развития научно-производственных комплексов
Термин "наукоград" был введен в научный оборот в августе 1991 года, что дает формальное основание считать эту дату началом формирования государственной политики в отношении наукоградов. Однако сами объекты политики - поселения, за которыми в 90-х годах прошлого столетия закрепился термин "наукоград", - образовались значительно раньше (в период существования СССР).
С учетом указанной исторической особенности образования и развития наукоградов процесс формирования государственной политики в отношении городов с высокой концентрацией интеллектуального и научно-технического потенциала (наукоградов) правомерно разделить на два этапа:
- на период с середины 30-х до конца 80-х годов прошлого века - период образования поселений с высокой концентрацией интеллектуального и научно-технического потенциала и их развития в условиях СССР;
- на период с начала 90-х годов прошлого века по настоящее время - период развития наукоградов в условиях становления и развития обновленной государственности России.
Строительство поселений с высокой концентрацией интеллектуального и научно-технического потенциала не во всех случаях было прямой целью государства. Указанные поселения образовались в большей части вследствие строительства научно-производственных объектов и высокотехнологичных оборонных комплексов (далее - Комплексов).
Указанные Комплексы строились для решения государственных задач стратегического характера, связанных с обеспечением конкурентоспособности государства и его национальной безопасности. Строительство Комплексов осуществлялось в рамках второго в истории Отечества периода индустриализации, известного как "советский период индустриализации", начавшегося в середине 30-х годов.
Решение о строительстве нового Комплекса принималось на самом высоком государственном уровне в связи с государственной потребностью в обеспечении развития новых оборонных отраслей промышленности, а также получения и эксплуатации новых источников энергии.
Для соблюдения условий секретности Комплексы, как правило, строились вне системы традиционного расселения. При строительстве некоторых Комплексов первоначально не планировалось строить соответствующий населенный пункт. В подобных случаях работать на Комплексе предполагалось вахтовым методом. Однако в результате объективных социальных процессов поселки и города стихийно образовывались и развивались. Комплексы, по существу, стали градообразующим фактором. Новые населенные пункты с высокой концентрацией интеллектуального и научно-технического потенциала, как правило, явились следствием строительства Комплексов.
Однако не во всех случаях строительство городов и их социальной сферы было на втором плане. По свидетельству ряда экспертов, в некоторых отраслях проектирование городов осуществлялось с опережением и по повышенным социальным нормам с целью обеспечения творческой атмосферы и достаточного для этого социального комфорта.
Закладка новых Комплексов продолжалась вплоть до середины 70-х годов. Экономическую основу развития поселений, возникших в результате строительства Комплексов, составляло, по существу, прямое стабильное финансирование из государственного бюджета, осуществляемое через налоговые механизмы и в других формах, в том числе и посредством оказания "шефской помощи". Использованные в СССР формы финансирования развития наукоградов в большей степени соответствуют таким современным финансовым механизмам, как "государственный заказ" или "федеральная целевая программа".
Формирование социальной сферы поселений осуществлялось преимущественно в рамках государственного финансирования строительства Комплексов. Управление развитием поселений осуществлялось преимущественно из центра (союзного министерства и других центральных ведомств, Академии наук СССР).
К середине 70-х годов процесс закладки новых Комплексов стратегического назначения практически прекратился. Однако государственная политика поддержки существующих Комплексов продолжалась до середины 80-х годов прошлого столетия. К указанному сроку в соответствующих поселениях был накоплен и сконцентрирован значительный интеллектуальный и научно-технический потенциал страны.
Именно на этом основании для идентификации указанных поселений часто используется термин "поселения с высокой концентрацией интеллектуального и научно-технического потенциала". Этот термин часто подвергается критике за то, что он не дает однозначного представления о поселении. Под этим названием могут пониматься, например, и город Москва, и другие крупные административные центры, имеющие значительный интеллектуальный потенциал. Именно по этой причине в начале 90-х годов для идентификации специальных городков был предложен термин "наукоград".
При строительстве Комплексов и связанных с ними поселений не закладывались и не планировались альтернативные варианты развития возникших поселений, например, на случай сокращения государственного заказа или полного закрытия соответствующего Комплекса.
Реформирование государственного устройства СССР на рубеже 80 - 90-х годов прошлого столетия и последовавший впоследствии его распад предопределили становление России как суверенного государства. Возникший в результате системный кризис негативно отразился на социально-экономическом состоянии городов и отраслях экономики России. Особенно уязвимыми в отношении наступившего кризиса оказались города с высокой концентрацией интеллектуального и научно-технического потенциала, а также отрасли народного хозяйства и военно-промышленного комплекса, ориентирующиеся на выпуск наукоемкой продукции.
Анализ процесса формирования и развития государственной политики в отношении наукоградов дает основание характеризовать этот процесс в целом как противоречивый и непоследовательный. Основным противоречием является резкое расхождение между официальными документами и практикой их реализации. Поэтому говорить о государственной политике в отношении наукоградов как о целостном явлении можно лишь с определенной долей условности.
Судить о политике, проводимой в отношении наукоградов, как о государственной политике можно только формально (на основе принятых документов). Государство в лице органов государственной власти не было активным источником политики. Реальным источником политики в отношении наукоградов были органы местного самоуправления, инициатива которых отчасти принималась государством в виде пролоббированных документов. Поэтому нет оснований относить политику России в отношении наукоградов к приоритетным направлениям развития российской государственности.
Таковое отношение государства к наукоградам стало причиной того, что государственная политика в отношении наукоградов в значительной степени определялась реальными приоритетами развития российской государственности и менялась в зависимости от смены приоритетов. Как было отмечено во Введении, наукограды в настоящее время являются объектами по меньшей мере двух приоритетных направлений государственной политики, развивающихся относительно независимо: развития местного самоуправления и становления инновационной экономики.
В процессе становления и развития государственной политики в отношении наукоградов можно выделить следующие ключевые события (периоды):
- зарождение государственной политики, произошедшее по инициативе лидеров местного самоуправления наукоградов (1991 год);
- разработка концепции государственной политики по сохранению и развитию наукоградов по инициативе муниципальных политиков (1993 год) и ее продвижение (1993 - 1997 годы);
- издание Указа Президента Российской Федерации от 7 ноября 1997 года N 1171 "О мерах по развитию наукоградов как городов науки и высоких технологий";
- принятие Федерального закона от 7 апреля 1999 года N 70-ФЗ "О статусе наукограда Российской Федерации";
- принятие Федеральных законов от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ.
Принятие Федерального закона от 7 апреля 1999 года N 70-ФЗ "О статусе наукограда Российской Федерации" стало определенной кульминацией в процессе формирования государственной политики в отношении наукоградов. В 2004 году в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ государственная политика в отношении наукоградов начала, по существу, сворачиваться. Позже, в 2005 году, эта тенденция получила свое подтверждение в связи с принятием Федерального закона от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".
Современное состояние вопроса о научно-производственных комплексах РоссииАдминистративно-территориальные образования (города, поселки, обособленные части городов) с высоким научно-техническим потенциалом создавались в СССР для решения крупных научных и прикладных задач, в том числе для проведения исследований и разработок в интересах обороны государства.
Сейчас в России насчитывается около 70 образований подобного типа. Их размещение на территории страны неравномерно. В Московской области расположено 29 таких административно-территориальных образований, в Челябинской области - 5, в Свердловской и Новосибирской областях - по 4, в Нижегородской и Ленинградской областях и Красноярском крае - по 3, в Ярославской, Томской, Тверской и Владимирской областях - по 2, в Ульяновской, Тамбовской, Пермской, Пензенской, Омской, Калужской, Иркутской, Астраханской, Архангельской областях, Краснодарском, Хабаровском и Алтайском краях, городах Москве и Санкт-Петербурге - по 1 образованию. Распределение таких территорий по федеральным округам также весьма неравномерно. Основная их масса расположена в Центральном (37 территорий), Сибирском (11 территорий) и Уральском (10 территорий) округах.
Общая численность населения территорий с высоким научно-техническим потенциалом составляет более 3 млн. человек, в том числе непосредственно в организациях научно-производственных комплексов занято свыше 1 млн. работников.
По направлениям развития науки, технологий и техники проводятся работы в области фундаментальных исследований, атомной энергетики, приборостроения, машиностроения, электроники, энергетики, космоса, авиации, химии, биотехнологий и АПК.
В настоящее время в нашей стране 58 государственных научных центров согласно распоряжению Правительства РФ от 31 декабря 2006 г. N 1769-р. Это следующие научные центры:
- Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского (г. Жуковский, Московская область);
- Ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский физико-химический институт имени Л. Я. Карпова (г. Москва);
- Центральный институт авиационного моторостроения имени П. И. Баранова (г. Москва);
- Физико-энергетический институт имени А. И. Лейпунского (г. Обнинск, Калужская область);
- Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (г. Москва);
- Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии "Вектор" (пос. Кольцово, Новосибирская область);
- Всероссийский научно-исследовательский институт неорганических материалов имени академика А. А. Бочвара (г. Москва);
- Всероссийский электротехнический институт имени В. И. Ленина (г. Москва);
- Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (г. Москва);
- Государственный научно-исследовательский институт генетики и селекции промышленных микроорганизмов (ГосНИИгенетика) (г. Москва);
- Летно-исследовательский институт имени М. М. Громова (г. Жуковский, Московская область);
- Научно-исследовательский институт атомных реакторов (г. Димитровград, Ульяновская область);
- Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (г. Санкт-Петербург);
- Институт медико-биологических проблем (г. Москва);
- Государственный научно-исследовательский и проектный институт редкометаллической промышленности "Гиредмет" (г. Москва);
- Государственный научный центр прикладной микробиологии (пос. Оболенск, Серпуховской район Московской области);
- Государственный научно-исследовательский институт теплоэнергетического приборостроения (г. Москва);
- Научно-исследовательский институт органических полупродуктов и красителей (г. Москва);
- Центральный научно-исследовательский и опытно-конструкторский институт робототехники и технической кибернетики (г. Санкт-Петербург);
- Троицкий институт инновационных и термоядерных исследований (г. Троицк, Московская область);
- Научно-производственный комплекс "Технологический центр" Московского государственного института электронной техники (г. Москва);
- Центральный научно-исследовательский институт имени академика А. Н. Крылова (г. Санкт-Петербург);
- Центральный научно-исследовательский институт конструкционных материалов "Прометей" (г. Санкт-Петербург);
- Акустический институт имени академика Н. Н. Андреева (г. Москва);
- Центральный научно-исследовательский институт "Гидроприбор" (г. Санкт-Петербург);
- Центральный научно-исследовательский институт "Электроприбор" (г. Санкт-Петербург);
- Центральный научно-исследовательский институт технологии судостроения (г. Санкт-Петербург);
- Обнинское научно-производственное предприятие "Технология" (г. Обнинск, Калужская область);
- НПО "Астрофизика" (г. Москва);
- НПО "Орион" (г. Москва);
- Всероссийский научный центр "Государственный оптический институт имени С. И. Вавилова" (г. Санкт-Петербург);
- Российский научный центр "Курчатовский институт" (г. Москва);
- Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (г. Москва);
- Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии имени Д. И. Менделеева (г. Санкт-Петербург);
- Научно-производственное объединение по технологии машиностроения (ЦНИИТМАШ) (г. Москва);
- Институт иммунологии (г. Москва);
- Государственный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт химии и технологии элементоорганических соединений (г. Москва);
- Центральный научно-исследовательский институт химии и механики (г. Москва);
- Государственный научно-исследовательский институт органической химии и технологии (г. Москва);
- Российский научный центр "Прикладная химия" (г. Санкт-Петербург);
- Институт физики высоких энергий (г. Протвино, Московская область);
- Институт теоретической и экспериментальной физики (г. Москва);
- Всероссийский научно-исследовательский институт зернобобовых и крупяных культур (пос. Стрелецкий, Орловская область);
- Государственный научно-исследовательский институт цветных металлов "Гинцветмет" (г. Москва);
- Всероссийский научно-исследовательский институт геологических, геофизических и геохимических систем (г. Москва);
- Ордена Трудового Красного Знамени Комплексный научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт водоснабжения, канализации, гидротехнических сооружений и инженерной гидрогеологии "НИИ ВОДГЕО" (г. Москва);
- Гидрометеорологический научно-исследовательский центр Российской Федерации (г. Москва);
- Научно-исследовательский центр "Строительство" (г. Москва);
- Всероссийский научно-исследовательский институт растениеводства имени Н. И. Вавилова (г. Санкт-Петербург);
- Институт биофизики (г. Москва);
- Научно-исследовательский институт физических проблем имени Ф. В. Лукина (г. Москва);
- Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений (пос. Менделеево, Солнечногорский район Московской области);
- Центральный научно-исследовательский институт черной металлургии имени И. П. Бардина (г. Москва);
- Государственный научно-исследовательский институт биологического приборостроения (г. Москва);
- Государственный научно-исследовательский институт особо чистых биопрепаратов (г. Санкт-Петербург);
- Южное научно-производственное объединение по морским геологоразведочным работам (г. Геленджик, Краснодарский край);
- Всероссийский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт металлургического машиностроения имени академика Целикова (г. Москва);
- Уральский институт металлов (г. Екатеринбург).