История смертности населения России

Общая постановка проблемы и краткая история ее изучения. Россия была одной из последних среди развитых европейских стран, вступивших на путь эпидемиологического перехода, связанного со снижением смертности, глубокой перестройкой структуры смертности по возрасту и причинам смерти. Начав последовательное движение к более высокой продолжительности жизни в конце XIX - начале XX века, Россия отставала к этому времени от западных стран на полвека и более. Отставание от стран Центральной и Восточной Европы было менее значительным, но также существенным. Кроме того, стартовые позиции по уровню смертности в России были намного менее благоприятными, чем в любой из развитых стран накануне перехода. Основными чертами российской смертности были чрезвычайно высокая детская и особенно младенческая смертность (более 300 умерших до года на тысячу родившихся), а также особо неблагоприятная ситуация с инфекционно-паразитарными заболеваниями, включая такие смертельно опасные как холера, тиф, дифтерия, скарлатина, корь, оспа. Хотя туберкулез выступал в качестве одной из ведущих причин смерти в то время, Россия не выделялась среди других европейских стран особо высоким уровнем смертности от него.

Путь, пройденный Россией по пути эпидемиологического перехода с начала нашего века и вплоть до середины 50-х годов, отличался от пути, пройденного другими развитыми странами, главным образом по причине длинной цепочки социальных катастроф, в которую оказалось, втянуто российское население в первой половине ХХ века. В результате российская траектория динамики смертности отличается извилистостью, огромными скачками в периоды наибольшего обострения социально-экономической ситуации. Определенные успехи, достигнутые в контроле над инфекционной патологией и детской смертностью в относительно спокойные годы, сводились на нет, частыми кризисами социальной этиологии, которые вызывали новые витки подъема общей и детской смертности из-за насилия, голода, недоедания и новых вспышек эпидемий. По-видимому, среди развитых стран Россия выделяется наибольшими абсолютными и относительными демографическими потерями, понесенными в ХХ веке по причине войн, революций, голода, эпидемий, массового насилия государства по отношению к собственному народу.

В связи с этим, естественно, встает вопрос, как отразилась столь массовая хроническая деривация на жизнестойкости поколений, переживших катастрофы. Обнаруживается ли повышенная смертность у когорт, оказавшихся в наименее благоприятных условиях на том или ином отрезке своей жизнедеятельности. В последние годы усиленное внимание многих исследователей уделяется такому антропометрическому показателю, как рост человека - вероятно, наилучший на сегодня индикатор условий жизни и физического развития в детстве. Получившие широкую известность исследования показывают, что существует удивительно сильная обратная связь между ростом человека и вероятностью умереть от болезней сердца. Причем связь остается сильной даже при условии контроля за такими традиционными поведенческими факторами риска, как курение, характер питания, поддержание уровня кровяного давления, а также факторами, непосредственно не связанными с текущим поведением человека: образование, профессия, место проживания, наличие таких патологий в анамнезе, как ангина, диабет, уровень холестерина и др. Таким образом, в арсенале исследователей появился индикатор, не только обладающий значительной объяснительной силой, но и способный в явном виде внести исторический контекст в изучение факторов, дифференцирующих население по уровню смертности. Применительно к России изучение вопроса о различиях в смертности лиц, принадлежащих к различным поколениям по году рождения, имеет сравнительно недавнюю историю. В современной России, правопреемницей СССР, неизбежно сохраняются те же демографические тенденции, что отличали ее непосредственного исторического предшественника. Иначе быть не может: тот же народ, те же традиции.