Китай и Россия в Африке

Положение и состояние африканских стран в 90-е гг. и начало XXI века

С окончанием холодной войны радикально изменилась роль Африки в международных отношениях. Перестав быть ареной конфронтации Востока и Запада, этот регион утратил свое стратегическое значение в системе внешнеполитических координат ведущих держав, а опыт их политического и экономического сотрудничества с африканскими странами подвергся критической переоценке. Были предприняты шаги с целью преодоления чрезвычайно затратного характера помощи, оказываемой африканским государствам на двусторонней и многосторонней основе. К началу 90-х годов Африка отстала не только от развитых индустриальных государств, но и от большинства развивающихся стран, переживавших период бурного экономического подъема.

Представляют угрозу для Африканского континента и другие серьезные проблемы. Во всех странах южнее Сахары крайне остро стоит проблема СПИДа. Несмотря на усилия мирового сообщества, не удается решить проблему голода. Периодически нехватка продовольствия приобретала драматический характер в Эфиопии, Сомали, Судане, Анголе, Руанде, Заире, Сьерра-Леоне. Чрезвычайные масштабы приняла и проблема беженцев. В Африке насчитывается почти 50 % от общемирового количества беженцев (более 7 миллионов человек) и 60 % перемещенных лиц (20 миллионов человек).

Крайне неблагоприятные последствия для интересов международной безопасности имеют многочисленные внутренние и межгосударственные конфликты в различных районах Африки. За постколониальный период на континенте было зафиксировано 35 вооруженных конфликтов, в ходе которых погибло около 10 млн. человек, большая часть из которых - гражданское население.

В 90-е годы военные действия велись на территории более чем полутора десятков африканских государств.[14]

Однако, несмотря на серьезность угроз регионального и глобального масштаба, отмечаемых на Африканском континенте, мировой порядок, складывающийся на рубеже третьего тысячелетия, определяется не только теми факторами, которые были вполне очевидны в 90-е годы, но и новыми перспективными тенденциями. Хотя 90-е годы были трудным и противоречивым периодом эволюции африканских стран, ко второй половине десятилетия в подавляющем большинстве государств наметились положительные сдвиги. Внутриполитические и международные отношения в Африке постепенно начинают входить в нормальное русло.

Россия и Китай в Африке в канун XXI века

Для характеристики роли Африки в современных международных отношениях необходимо отметить и некоторые особенности политики отдельных стран в отношении проблем континента после окончания холодной войны.

Политика России в Африке претерпела в 90-е годы очень существенные изменения. Распад Советского Союза, одним из следствий которого стала суверенизация внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности новых независимых государств, негативно сказался на российско-африканских отношениях. Хотя африканское направление не было приоритетным во внешней политике СССР, советско-африканские отношения носили достаточно активный характер. Обмен визитами по всем линиям, обширные культурные связи, экономическая помощь, позволившая ряду стран континента добиться успехов в создании собственной промышленной базы, - все это африканское «наследство», доставшееся России, заслуживает того, чтобы им не пренебрегали. Сегодня чаще вспоминают о негативных аспектах советско-африканского сотрудничества: неэффективных проектах, неумеренны расходах на военную помощь, финансовых инъекциях коррумпированным режимам. Все это действительно имело место. Тем не менее, престиж СССР в Африке был достаточно высок, и многие африканцы испытывают ностальгию по тем временам. После окончания холодной войны российская дипломатия последовательно осуществляла отказ от конфронтационных и затратных аспектов своей практической деятельности. Что касается России, то она не вправе захлопнуть двери в африканский мир. Представляется, что сейчас самое время извлечь уроки из прошлого и попытаться построить российско-африканские отношения на новом фундаменте, используя при этом позитивный опыт, накопленный в советский период. Повернуться лицом к Африке Россию побуждают и ее национальные интересы.

В начале XXI века наша страна оказалась в незавидном положении. Зависимость от западных кредиторов, напряженные отношения с бывшими советскими республиками, включая страны СНГ – все это говорит о том, что России как никогда нужна поддержка международного сообщества. И при этом не следует сбрасывать со счетов африканские государства, которым принадлежат 54 голоса в ООН. Россия – постоянный член Совета безопасности, где страны Африки имеют статус непостоянного члена, что позволяет объединяться с ними при решении тех или иных вопросов: меры по укреплению доверия и международной безопасности, по борьбе с терроризмом и преступностью, наркоманией и СПИДом, сотрудничество в вопросах охраны окружающей среды. Россия, как никто иной, разделяет заинтересованность Африки в решении проблем развития, ибо сама она оказалась в положении страны с переходной экономикой. Немало у России и государств континента общих проблем частного характера. Например, проблемы судоходства и рыбной ловли. Существует взаимная заинтересованность в развитии некогда активного технико-экономического и торгово-экономического сотрудничества. Так, наличие у России природных богатств, к использованию которых она в последнее время подходит достаточно расточительно, вовсе не означает, что наша страна не нуждается в африканском минеральном сырье. Наконец, укрепление российско-африканского сотрудничества способно внести вклад в борьбу против сползания мира к монополярной системе.

Значимость и вес Африки в международных делах высоко оценивают многие государства. С большим вниманием относится к Африке и такое крупное государство как Китай.

Опыт Китая – наиболее динамично развивающегося государства, сумевшего установить и продолжающего активно развивать отношения взаимовыгодного сотрудничества с подавляющим большинством африканских стран – представляет, наверное, особый интерес для России. Полезный сам по себе китайский опыт особо важен для России – и в силу географической близости государств, имеющих общую границу, и потому, что эти страны прошли схожий путь в своем развитии.

Хотя в конце 90-х годов российская дипломатия в Африке несколько активизировалась, что подтверждают визиты на континент в 1998 году министра иностранных дел РФ и министра обороны, а в 2000-2001 годах – министра иностранных дел в Египет, Алжир, а также посещение России президентами Намибии, Анголы и вице-президентом ЮАР Н. Манделой в 1999 году и лидерами Нигерии, Алжира и Габона в 2001 году. Но состояние политических контактов России со странами Африки несопоставимо по масштабам с аналогичными контактами Китая. Всего с момента образования КНР состоялось свыше 150 визитов в КНР глав 49 африканских государств и свыше 40 визитов более 20 глав правительств.

Отдавая должное роли экономического фактора в современных международных отношениях, Китай делает акцент в своей африканской политике на технико-экономическом и торгово-экономическом сотрудничестве. И в этой области его опыт как нельзя более полезен для России, столкнувшейся с трудностями, аналогичными тем, которые пришлось преодолеть Китаю на заре реформ.

Интересен и китайский опыт развития сельского хозяйства в Африке. Знаменателен уже тот факт, что государство, испытывавшее ранее острую нехватку продовольствия, сумело выйти на первое место в мире по производству зерна и обеспечить пищей более чем миллиардное население, причем, все это – в условиях нехватки пахотных земель, эрозии почв, отсутствии техники. Свой поистине уникальный опыт Китай применяет и в Африке. Китайские специалисты работают во многих странах континента, помогая местному населению выращивать рис и овощи, выводить новые сорта растений, создавать оросительные сооружения, столь необходимые в засушливом климате.[15]

Россия, обладающая несравненно более благоприятными исходными условиями для развития сельского хозяйства, не может похвастаться подобными достижениями. Разрушение колхозов и совхозов не привело к автоматической замене их фермерскими хозяйствами. А энтузиасты, взявшиеся поднимать сельское хозяйство, не получили поддержки государства.

Очень целесообразно как для России, так и для Китая создание совместных предприятий в странах континента. Но в данном направлении успехи России достаточно скромны. Китай же, в свою очередь, давно оценил преимущества данной формы экономического сотрудничества. Были созданы: китайско-кенийское предприятие по сборке теле- и радиоаппаратуры, китайско-угандийское предприятие по производству грузовиков, китайско-зимбабвийский цементный завод и многие другие объекты.

К началу XXI века популярность Китая и его политики в Африке была достаточно велика, чего, к сожалению, не скажешь о России и ее политике. Это объясняется расплывчатостью проводимых в России реформ, политическими катаклизмами, сотрясающими Россию и большую часть постсоветского пространства, нестабильностью политической ситуации. При наличии многих препятствий становлению российско-африканских отношений, тем не менее, представляется необходимым изыскивать резервы и возможности развития сотрудничества, выгодного и полезного обеим сторонам.

Приоритетные направления политики Китая и России в Африке в XXI веке

В последние годы наблюдается всплеск международного интереса к Африке, которую еще недавно называли «забытым континентом». Одна из причин – впечатляющий экономический рост стран континента, который в 2007 году превысил 6 %[16].

Отношения с Африкой – неотъемлемый компонент пекинской стратегии многополюсного мира. Рассматривая США как державу, стремящуюся к гегемонии во всемирном масштабе, Китай выдвигает задачу создания нового справедливого международного экономического порядка в качестве одного из своих главных внешнеэкономических приоритетов. В то же время отношения с Африкой отвечают насущным потребностям развития экономики КНР. Континент, богатый природными ресурсами, рассматривается Пекином как важный фактор успешного роста Китая, чья экономика сегодня особенно нуждается в минеральном сырье.

Со своей стороны, Африка проявляет заинтересованность в китайских инвестициях и технологиях, в технико-экономическом сотрудничестве с Китаем, во взаимовыгодном торговом обмене. С помощью КНР страны континента надеются занять более достойное место в мире, добиться равноправного участия в мирохозяйственных связях.

Основополагающей китайской доктриной сотрудничества с Африкой является формула «Юг – Юг», предполагающая расширение торговли между развивающимися странами, сотрудничество в освоении промежуточных технологий, техническую взаимопомощь. В Пекине полагают, что потенциал африканских стран позволяет им добиться ускоренного экономического роста, но для этого необходимо установление нового, справедливого и рационального мирового порядка.[17]

На рубеже веков важное место в китайских концепциях экономического развития Африки отводится вопросам борьбы с бедностью. Китайский премьер Вэнь Цзябао в своем выступлении в Аддис-Абебе (Эфиопия) в декабре 2003 года назвал бедность, болезни (такие, как СПИД) и отсутствие демократии в политических системах Африки главными угрозами глобальному мировому порядку, призвав богатые страны проявлять больше внимания к африканским проблемам.

С 2001 по 2005 года Китай заключил свыше 300 соглашений о помощи странам Африки. Важным видом помощи является льготное кредитование. Китай стремиться контролировать целевое освоение предоставляемых кредитов на местах, делая упор на реализацию проектов социально-экономического развития, которые он сам определяет. Наиболее важные направления кредитных ассигнований – строительство объектов инфраструктуры, здравоохранения и сельского хозяйства. Приоритетное направление сотрудничества – помощь в развитии сельского хозяйства.

Одна из наиболее острых проблем континента, которую также помогает решить Китай, - обеспечение населения питьевой водой.

Важное место в китайской программе помощи отводится подготовке кадров. На саммите 2006 года было решено подготовить к 2009 году 15 тысяч специалистов различного профиля. В 2009 году в Эфиопии начинает работать профессионально-технический колледж – крупнейшее учебное заведение, построенное с китайским участие за рубежом.

Весьма показателен опыт закрепления на рынках стран Африки, который приобрел Китай за время претворения в жизнь политики «открытости» и стимулирования внешней торговли. В 2006 году объем торговли со странами Африки оценивался в 55, 5 млрд. долл., а в 2007 году – в 74 млрд. долл. Рост китайской внешней торговли – заслуга предприятий с иностранным капиталом. Росту объема китайского экспорта в Африку способствовали меры, направленные на улучшение экспортной структуры, повышения качества выпускаемой продукции, расширение ассортимента. Стимулом для китайского экспорта в Африку были и остаются товарные кредиты, которые предоставляются для закупки в КНР различного оборудования.[18]

Растет и импорт Китая из стран континента. В 2000 году импорт впервые превысил его экспорт в Африку. Разумеется, рост импорта из Африки объясняется, прежде всего, заинтересованностью Пекина в африканском сырье. По импорту углеводородов Китай обогнал Японию и вышел на второе место после США. При этом 25 % своего нефтяного импорта Китай получает из Африки. А в 2010 году по прогнозам специалистов эта цифра достигнет 45 %.

Объектом интереса китайских компаний является не только нефть. Китай также импортирует из Африки руды различных металлов, уголь, лесную продукцию, золото, платину, алмазы, железо, хром, бумагу, целлюлозу, шерсть, табак, а также машинотехнику и технологии.

Все более заметное место в экономических связях Китая со странами Африки занимает инвестиционное сотрудничество. Финансовый кризис вынудил многие западные компании сократить инвестиции в Африке, что объективно позволило китайским бизнесменам увеличить объем инвестирования.

За последнее десятилетие товарооборот Китая с африканскими странами увеличились с 6,3 млрд. фунтов стерлингов в начале 2000-х годов до более чем 60 млрд. фунтов стерлингов в конце 2008 года. В африканскую экономику вкладываются средства свыше 800 китайских компаний. Соглашения об инвестиционном сотрудничестве подписаны более чем 20 африканскими странами[19].

И все же глобальный экономический кризис затронул деятельность китайских компаний, вынудив некоторые их них завершить операции в Африке и пересмотреть ряд сделок, стоимость которых превышает миллиард долларов. Тем не менее, Китай собирается по-прежнему направлять инвестиции в африканские страны и оказывать им помощь.

Инвестиции Китая в страны Африки не только помогают обеспечивать сырьем китайскую экономику, но и вносят вклад в экономический рост стран континента.[20]

Хотя экспансия Китая затрудняет торгово-инвестиционную деятельности в Африке России, последняя, в известной степени, включается в конкурентную борьбу с азиатским гигантом.

Становление новых форм взаимоотношений зарождающегося российского бизнеса с африканскими партнерами на протяжении полутора десятков лет постсоветского периода было обусловлено, с одной стороны, недостаточным пониманием африканскими партнерами смысла и значения перехода российской стороны к принципам рыночной экономики, а с другой – слабым восприятием и пониманием российскими компаниями специфики африканского рынка, а также их крайне недостаточной экономической вооруженностью для масштабного выхода на этот рынок.

В результате этих и многих других причин (отсутствие новых институтов и механизмов, способных отстаивать национальные интересы в условиях глобализации, надежных форм содействия и поддержки экспорта и инвестиций, четко сформулированной внешнеэкономической политики и т.д.) казалось, что объемы торгового оборота с африканскими странами, достигнутые в последние годы советского периода, недостижимы для современной России. Однако, несмотря на наличие комплекса негативных факторов, анализ динамики российско-африканского внешнеторгового оборота за прошедший период позволили выявить весьма обнадеживающие тенденции.[21]

Если главной целью Китая является получение ресурсов, Россию выгодно отличает от него то, что она сама является экспортером углеводородов и минералов. Вместе с тем, учитывая экономический рост Африки, сокращение ее делового бремени, темпы экономических реформ в ряде государств, а также появление в таких странах как ЮАР, Кения, Нигерия растущего класса потребителей, с одной стороны, и финансовые возможности ряда российских компаний, с другой, последние могут составить конкуренцию Китаю в сфере финансовых услуг и высоких технологий. Оценивая инвестиционные возможности России в Африке, в первую очередь следует иметь в виду ЮАР – один из самых динамично развивающихся и многообещающих рынков мира.[22]

Активизация инвестиционной деятельности, рост капитальных вложений в африканские производительные активы находит свое выражение в приобретении уже функционирующих компаний или создании совместных горнодобывающих предприятий с участием местного, африканского или западного капитала. Побудительными мотивами экспансии российского капитала в разработку минерально-сырьевых ресурсов континента являются:

- стремление создать благоприятные условия для обеспечения дефицитным сырьем отечественной промышленности;

- добиться расширения и упрочения своих позиций на мировых сырьевых рынках.[23]

Дело в том, что, будучи крупнейшим в мире экспортером минерального сырья и продуктов его переработки, Россия вместе с тем, по ряду позиций столкнулась с растущим дефицитом некоторых полезных ископаемых (марганец, хром, бокситы, высококачественный каолин, бентонит, свинец, титан, цирконий и другие)[24].

Если говорить о конкретных отраслях и целевых установках инвестиционного сотрудничества, то наиболее масштабная деятельность российского капитала сконцентрирована в топливно-энергетическом комплексе (нефть, газ, уран) и добыче и переработке твердых полезных ископаемых (бокситы, марганец, алмазы).

2006 год ознаменовался невиданной до сих пор экспансией российских горнодобывающих компаний на Африканском континенте. Так, прочно обосновавшийся в Гвинее российский концерн «Русал» весной 2006 года. За 19 миллионов долларов купил у правительства Гвинеи боксито-глиноземный комплекс «Фригиа», которым российская компания управляла с 2004 года.

Россия заинтересована в расширении рынков сбыта для производимой продукции, особенно на тех направлениях, где российская промышленность долгосрочно конкурентоспособна. Расширение рынков сбыта, в конечном счете, должно вести к повышению качества и количества создаваемых в России рабочих мест. Применительно к Африке стоит говорить, прежде всего, о различных видах продукции военно-технического и двойного назначения, об оборудовании и услугах в области спутниковой связи, о ряде технологий в области энергетики, геологоразведки и др.

Как постоянный член Совета Безопасности ООН Россия активно участвует в миротворчестве на континенте - в выработке общей стратегии урегулирования региональных конфликтов, линии международного сообщества в каждой конкретной кризисной ситуации, в т.ч. в Демократической Республике Конго и районе Великих озер в целом, Судане, других "горячих точках", согласовании шагов, направленных на обеспечение комплексного решения задач постконфликтного восстановления. Российские наблюдатели, представители и контингенты задействованы во всех операциях ООН по поддержанию мира в Африке (в Бурунди, Демократической Республике Конго, Западной Сахаре, Кот-д'Ивуаре, Либерии, Судане, Сьерра-Леоне, Эфиопии и Эритрее).

Крупное направление российского содействия Африке - облегчение долгового бремени государств региона в рамках Инициативы по беднейшим странам с большой задолженностью (БСБЗ/HIPC). Только к 2005 году Россия списала или приняла на себя обязательство списать задолженность африканских стран на сумму 16,5 млрд. долл. США, включая 2,2 млрд. долл. США в соответствии с условиями БСБЗ/HIPC. С целым рядом стран региона в последние годы были подписаны двусторонние межправительственные соглашения об урегулировании задолженности.[25]

Государствам континента предоставляются широкие торговые преференции. Российским законодательством предусмотрено, что товары традиционного экспорта наименее развитых стран, в том числе африканских, не облагаются импортными таможенными пошлинами. В отношении этих товаров не применяются количественные ограничения импорта и не вводятся компенсационные или специальные защитные меры. Под преференциальный режим подпадает основная часть импорта России из Африки.

Россия оказывает существенное содействие в таких областях, как подготовка кадров и здравоохранение. Ежегодно странам Африки предоставляется более 700 стипендий за счет федерального бюджета. На континенте работают российские преподаватели и врачи. Наша страна вносит средства в Глобальный фонд по борьбе с ВИЧ/СПИД, туберкулезом и малярией, а также на реализацию Всемирной инициативы по ликвидации полиомиелита.

Африканским странам предоставляется гуманитарная помощь в целях ликвидации последствий стихийных бедствий. В последний период такая помощь оказывалась населению Алжира, Анголы, Марокко, Эфиопии, Эритреи и Мали. В 2003 г. был осуществлен добровольный взнос в бюджет Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев для финансирования гуманитарных операций в Африке. Принято решение о внесении Россией, начиная с 2005 года, взносов на гуманитарную деятельность по линии Всемирной продовольственной программы ООН на регулярной основе.[26]

Среди политических приоритетов России в Африке следует отметить поддержку африканской государственности. Чем самостоятельнее и устойчивее будут африканские государства, тем больше экономических возможностей будет открываться на континенте для России и российских компаний, и тем лучше для России с точки зрения интересов безопасности[27].

В 2009 году Россия приступила к реализации амбициозного проекта по возрождению былой славы Москвы на африканском континенте. Российский президент Дмитрий Медведев и более ста российских бизнесменов посетили в июле 2009 года Египет, Нигерию, Намибию и Анголу. Это было самое длительное турне в ряду визитов, совершенных российскими лидерами после распада Советского Союза.

В Каире Медведев и президент Хосни Мубарак подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве сроком на 10 лет. Оно несколько напоминает советские договоры о дружбе и сотрудничестве с развивающимися странами. По условиям соглашения Россия может возобновить поставки своего оружия в Египет, который когда-то был крупным покупателем советских систем вооружений. Российская государственная корпорация "Росатом" нацелилась на крупный контракт на 1,8 миллиарда долларов, в рамках которого она намерена помочь Египту в строительстве его первой атомной электростанции. Это примерно половина стандартной мировой цены за реактор, которая составляет около 3,5 миллиарда долларов.

Далее Медведев отправился в Нигерию, являющуюся самым крупным в Африке экспортером нефти. Там они договорились о реализации совместного проекта стоимостью 2,5 миллиарда долларов между государственной корпорацией "Газпром" и нигерийской государственной нефтяной компанией. В рамках этого проекта планируется разработка крупных нефтегазовых месторождений и строительство газопровода из Нигерии в Европу. Новый трубопровод даст Москве возможность контролировать поставки нигерийского газа в Европу, что в свою очередь усилит зависимость европейских потребителей от России.

В Анголе Медведев заключил еще одно соглашение об экономическом сотрудничестве и договорился о выделении кредита на 300 миллионов долларов для обеспечения запуска ангольского спутника Angosat. Российская сырьевая компания "Зарубежнефть" стремится получить более широкий доступ к ангольским нефтяным месторождениям и хочет развивать сотрудничество с государственной нефтяной компанией этой страны Sonangol. Наряду с этим, целый ряд российских компаний стремится обрести доступ к урановым месторождениям Намибии.[28]