Классификация анкетных опросов

Как уже упоминалось выше, одним из самых распространенных методов, сбора социальной информации, является анкетный опрос. Суть метода заключается в опросе респондентов, по заранее разработанной анкете, который осуществляется либо путем самозаполнения, либо путем интервьюирования face-to-face (лицом к лицу, очно), когда интервьюер зачитывает респонденту вопросы и отмечает варианты ответов либо записывает развернутые ответы).

Разнообразие используемых в социологических исследованиях анкетных опросов позволяет классифицировать их по различным основаниям:

По способу распространения анкет:

 почтовый (анкета для заполнения рассылается респонденту почтой) В последние годы – малоэффективный (возврат анкет: 1 – 1,5%);

 прессовый (анкета для заполнения передается респонденту через печать - газеты, журналы) (возврат анкет не более 3%);

 телетайпный (распространение и сбор инструментария и документов социологического исследования осуществляется с использованием телеграфно-телетайпной связи и E-mail, в случаях, когда объекты социологического исследования находятся на достаточно большом расстоянии друг от друга и от головного исследовательского центра);

 раздаточный (анкетный опрос, при котором социолог лично сам вручает и получает анкету от респондента);

 Интернет-опрос (когда анкета для заполнения предлагается через Интернет-сайт) В настоящее время данный метод исследования становится все более и более популярным среди социологического сообщества.

По месту проведения:

 по месту жительства респондента;

 по месту работы респондента (в ситуациях, когда исследуются проблемы производственной жизни).

По составу аудитории:

 индивидуальный анкетный опрос (основанный на индивидуально-личном анкетировании конкретного респондента анкетером);

 групповой анкетный опрос (где одновременно анкетируют целую группу респондентов).

По степени охвата генеральной совокупности:

 сплошной (опросом охвачена вся генеральная совокупность);

 выборочный (опрашивается только часть генеральной совокупности в соответствии с выборкой).

По масштабу исследуемых проблем:

 широкий анкетный опрос (касающийся многих проблем);

 «молния» (анкетный опрос, касающийся лишь одной проблемы с небольшим количеством вопросов).

Инструментарием при проведении анкетного опроса является анкета - совокупность структурированных определенным образом вопросов, логически связанных между собой, а также с задачами и целями исследования.

Вопросы, используемые социологом при анкетном опросе, весьма разнообразны и могут классифицироваться по различным основаниям:

По форме:

 открытые вопросы предоставляют право респонденту свободно формулировать варианты ответов и применяются в том случае, если познавательная задача заключается в получении данных о структуре представлений опрашиваемых по изучаемой проблеме, круге ассоциаций в связи с предметом опроса, вербальных навыках, связанных со способностью формулировать свое мнение и аргументировать его.[7] Статистическая обработка таких вопросов весьма трудоемка (необходима предварительная кодировка вариантов ответов);

  закрытые вопросы, т.е. ситуация, когда респондентам уже задан список вариантов ответов на вопрос, среди которых осуществляется выбор в соответствии с мнением респондента по поводу изучаемого явления. В данном случае исследователь имеет возможность более строго интерпретировать ответ, сокращается время на обработку таких вопросов и заполнение анкеты респондентами.

  полузакрытые вопросы - дают возможность респонденту не только выбрать варианты ответа, но и сформулировать и зафиксировать свой, дополнительный вариант ответа на вопрос. Для этого вместе с перечнем вариантов ответов к вопросу оставляют еще свободные строки, в которых респондент может вписывать свой ответ.

По функциям:

  основные вопросы - формулируются для получения необходимой информации по проблеме исследования;

  контрольные вопросы - служат для проверки искренности, правдивости ответов на основные вопросы, уточнения полученных сведений, а контроль осуществляется путем изменения формулировки основного вопроса при сохранении его внутреннего содержания;

  вопросы-фильтры, которые ставятся в дополнение к основным вопросам и используются для селекции респондентов по определенному признаку или отсева некомпетентных.

По смыслу формулировки:

 прямые (лобовые) вопросы - не содержат скрытого смысла, направлены на выражение отношения респондента по поводу поставленной проблемы с собственных позиций;

 личные вопросы - адресованы непосредственно самому респонденту;

 косвенные (безличные) вопросы - при ответе на них респондент высказывается по существу проблемы, опираясь на свой опыт, но с позиций группы, коллектива, в безличной форме, что снижает остроту критических оценок, характерных для высказываний от первого лица. Необходимость использования косвенных вопросов обусловлена невозможностью в ряде случаев использовать прямые воппросы, например, при исследовании проблем, касающихся частных, интимных дел человека, где прямой вопрос некорректен и часто остается без ответа;

 трюковые вопросы (вопросы-ловушки) - служат для определения искренности ответов. В связи с этим, спрашивается о несуществующем;

 прожективные вопросы - направлены на изучение реального поведения через призму отношения к искусственной, вымышленной или виртуально возможной ситуации.

По содержанию получаемой информации:

  вопросы о фактах, т.е. о действиях в прошлом и настоящем. Эти вопросы могут касаться как мнения респондента относительно происходящих событий (т.е. вопросы о фактах сознания), так и нести информацию о его действиях и поведении - поступках, результатах деятельности (т.е. вопросы о фактах поведения);

  вопросы о знаниях, т.е. о том, что знает и что может изложить респондент. Цель этих вопросов - выявить уровень информированности респондента и его знаний в определенной области. Поэтому часто эти вопросы экзаменационного характера, могут содержать задания, экспериментальные или игровые ситуации, решение которых требует от опрашиваемого использования определенных навыков, знания определенных фактов, событий, имен;[8]

 вопросы о статусе респондента или демографические вопросы, которые позволяют получить сведения об образовании, возрасте, месте жительства респондента и др.