Коммуникационные барьеры

Передача устной коммуникации затрудняется коммуникационными барьерами. Они представляют собой препятствия на пути движения смысла от коммуниканта к реципиенту. Один из самых ранних и наиболее полных списков этих барьеров включает семь основных категорий:

1. Организационные барьеры: проблемы, связанные с удаленностью участников общения друг от друга; со специализацией задач; с различиями в объеме власти, авторитета и статуса общающихся; с собственностью на информацию.

2. Межличностные барьеры: проблемы психологического климата, системы ценностей и негативных установок участников общения.

3. Индивидуальные барьеры: проблемы, связанные с индивидуальными особенностями мышления и деятельности, которые могут определяться физическими недостатками, болезнями, и проблемы, связанные с личными коммуникативными навыками в получении и передаче информации, которые могут определяться неумением слушать, плохим вниманием при чтении и психологическими особенностями и состоянием.

4. Экономические, географические и временные барьеры: проблемы временных и денежных ресурсов, различного местоположения и влияние времени получения сообщения.

5. Проблемы каналов и средств распространения информации: проблема конфликта между способами передачи информации: какой из них лучше. (Например, что лучше: передать сообщение лично или в письменной форме?)

6. Психологический барьер ил смысловой: проблемы в понимании смысла, значения отправляемого или получаемого сообщения. Он возникает вследствие искажений в восприятии, неизбежно сопровождающему коммуникацию. Это восприятие использует этические и эстетические критерии, ситуационные расчеты, привычные симпатии и антипатии. В результате в сознании общающихся людей формируется образ партнера, который может быть привлекательным или отталкивающим, безразличным или волнующим и так далее. Большое значение имеет коммуникационная ситуация: являются ли люди равноправными сотрудниками, делающими общее дело, или они находятся в отношениях начальник - подчиненный. Кроме того, в сознании и коммуниканта, и реципиента всегда присутствует их собственный образ, то есть представление о себе самом.

Итак, в сознании коммуниканта складываются:

собственный образ - Як;

образ реципиента - Рк.

В сознании реципиента в свою очередь образуются:

собственный образ - Яр;

образ реципиента - Кр.

В случае межличностного общения возникает следующая ситуация: коммуникант говорит в качестве Як, обращаясь к Рк, реципиент отвечает ему как Яр и адресуется при этом к Кр. Ск и Ср - сообщения, которыми обмениваются К и Р.

Ясно, что в реальной жизни Як и Кр, также как Яр и Рк не совпадают, а в лучшем случае имеют сходство. Коммуниканту трудно предугадать его образ в сознании реципиента, и наоборот. В результате каждый из них обращается "не по адресу" и сам это не осознает. В этом и заключается суть психологического барьера, который, строго говоря, неустраним во всех видах и формах социальной коммуникации, кроме подражания (рис.2.6.).

  Абстрактная и реальная схема коммуникации

Рис.2.6 Абстрактная и реальная схема коммуникации

Абстрактная и реальная схемы показывают расхождение в процессе коммуникации. Если бы образы отправителя и получателя сообщений совпадали. А так же если бы сообщения совпадали со смыслами, то схема коммуникации имела бы вид абстрактной схемы. Но в реальной жизни этого не происходит и имеет место расхождение между образами и сообщениями.

Краткая характеристика коммуникационных барьеров показывает их принципиальную неустранимость ни в настоящем, ни в обозримом будущем. Однако попытки преодоления этих барьеров ведутся давно и иногда бывают весьма впечатляющими.

"Коммуникация подразделяется на ряд этапов, обеспечивающих процесс обмена информацией:

1) выбор содержания сообщения,

2) его кодировка,

3) передача,

4) декодировка,

5) выбор содержания ответного сообщения.

Послания могут быть одноуровневыми и многоуровневыми. Звук захлопнувшейся двери - одноуровневый, он передается только по слуховому каналу. В непосредственном общении между людьми послания всегда двухуровневые - вербальные и невербальные. Они является конгруэнтными, если их содержание, передаваемое по двум каналам, совпадает".