Компетентности в успешной социализации

К сожалению, единое определение компетентности к настоящему времени еще не сформулировано. Различные авторы предлагают различные определения, а иногда один автор предлагает несколько определений без явного прописывания связей между ними (Равен, 2002 )

О. М. Бобиенко пишет, что психолого-педагогической теории и практике существуют различные подходы к пониманию терминов «компетенция» и «компетентность». Понятия «компетентность» и «компетенция» трактуются по-разному. Словарь толкования иностранных слов раскрывает понятие «компетентный» как обладающий компетенцией - кругом полномочий какого-либо учреждения, лица или кругом дел, вопросов, подлежащих чьему-либо ведению: Competent (франц.) - компетентный, правомочный. Competens (лат.) - соответствующий, способный. Competere - требовать, соответствовать, быть годным. Competence (англ.) - способность (компетенция).(Бобиенко, 2004)

Например, В. М. Шепель в определение компетентности включает знания, умения, опыт, теоретико-прикладную подготовленность к использованию знаний. В. С. Безрукова под компетентностью понимает «владение знаниями и умениями, позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения, оценки, мнения» (Безрукова, 1996).

В. А. Демин дает свое определение компетентности: «компетентность - это уровень умений личности, отражающий степень соответствия определенной компетенции и позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся социальных условиях» (Демин, 2000). Автор выделяет особо общекультурную компетентность как основу профессиональной компетентности, считая, что основными направлениями общекультурной компетентности обучающегося при личностно-ориентированном подходе являются личностные потенциалы.

Ю. Г Татур определяет компетентность как интегральное свойство личности, характеризующее его стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной деятельности в определенной области (Татур, 2004). О. Е. Лебедев определяет компетентность как способность действовать в ситуации неопределенности (Лебедев, 2004).

И. А Зимняя говорит о том, что «понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и т.д.» (Зимняя, 2003).

По Равену (Равен, 2002) компетентность – специфическая особенность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимания ответственности за свои действия.

По – видимому компетентность не сводится лишь к накоплению опыта в некоторой узкоспециальной предметной сфере. Поэтому компетентность в широком смысле этого слова (о которой говорит Равен) предполагает общее интеллектуальное развитие человека и, в частности, формирование базовых компонентов ментального опыта человека: на уровне когнитивного опыта – механизмов эффективной переработки информации, на уровне метакогнитивного опыта – механизмов непроизвольной и произвольной регуляции работы собственного интеллекта, на уровне интенционального опыта – механизмов индивидуальной избирательности интеллектуальной деятельности, позволяющих тонко сбалансировать особенности своего ума с объективными требованиями окружающей действительности.

Из всех представленных определений компетентности видно, что авторы часто повторяются в своих определениях, трактуют определение компетентности в общем смысле, не вдаваясь в детали. С такими определениями очень трудно работать.

Наиболее четкое определение компетентности и компетенции (кстати, во многих публикациях эти термины не различаются) предложено Б. И. Хасаном. Он определяет компетентность как соответствие занимающего или претендующего месту, вменению, т.е. способность осуществлять деятельность в соответствии с требованиями и ожиданиями. А компетенцию как область правомочий, заданную в точных границах, т.е. как то, на что претендуют или то, что назначается, как должное быть достигнутым. Если притязание и вменение совпадают – компетентен. Если не совпадает в ту или иную сторону, то либо недостаточно компетентен, либо сверхкомпетентен, т.е. превосходит ожидания и собственные притязания.

То есть социум представляет набор функциональных мест, каждое из которых может быть охарактеризовано набором требований профессионального и личностного характера. Этот набор требований включает в себя как знания, умения и навыки, так и личностные качества. Равен называет набор этих требований компонентами компетентности (Равен, 2002). Следовательно, как профессиональные функциональные места, так и социальные роли (компетенции) могут быть представлены списками соответствующих компонентов компетентности. Компоненты компетентности – характеристики и способности людей, которые позволяют им достигать личностно значимых целей – независимо от природы этих целей и социальной структуры, в которой эти люди живут и работают.

По мнению Равенна компетентность включает в себя не только способности. Она подразумевает также внутреннюю мотивацию, которая не входит в понятие способности как таковой. Причем виды компетентности проявляются в отношении личностно значимых целей. Тем не менее, представляется странным как это делает Равен жестко привязывать внутреннюю мотивацию к определенному виду компетентности.

Дело в том, что мотивации могут быть очень разными, а набор навыков для достижения цели один и тот же (у одного учеба в университете – удовлетворение неуемного любопытства, у другого – получение статуса, у третьего – желание доказать своему старшему брату, что он умнее его, у четвертого – быть вместе с друзьями, у пятого – желание не огорчать родителей и т.п.). Если цели (или мотивации, так как Равен говорит о них не особо разделяя) входят в компетентность, то придется признать, что это все разные виды компетентности. Это слишком громоздко для рабочего употребления. Кроме того, человек часто не осознает истинные мотивы, которые им движут, а значит, выделение той или иной компетентности будет наталкиваться на серьезные трудности. Равен сам утверждает, что «Виды компетентности могут быть перенесены с одной категории ценностей на другую. Если определенный вид компетентности развивался в процессе достижения некой конкретной цели, то человек будет способен реализовать его и при достижении другой цели». Фактически это признание относительной независимости целей и других компонентов компетентности.

Для построения модели социализации (выделения строительных блоков модели) нужно, следуя Равену, каждую компетентность разложить на "элементарные" составляющие, так называемые компоненты компетентности.

Рассматриваемый Равеном и другими авторами общий (не ограниченный конкретной профессией) список компонентов компетентности, необходимых для достижения успешности, может быть разбит на группы, соответствующие разным сторонам или свойствам личности. К ним относятся:

1) знания, умения и навыки, которые в свою очередь делятся на:

- средства решения внешних проблем (профессиональные навыки и умения, навыки эффективной коммуникации, навыки познавательной деятельности, навыки эффективного мышления);

- знания (в смысле, профессиональные сведения, эрудиция, информированность);

- когнитивную аксиоматику (операциональные, деятельные знания, организующие познавательную активность, “знания об универсуме” в противовес мозаичному сознанию (Ортега-и-Гассет, 2001)).

2) личностные качества (инициатива, самостоятельность, настойчивость, уверенность в себе и др.)

3) мотивационно-ценностные компоненты компетентности (на необходимость их учета Равен делает особый акцент, и действительно, чтобы человек что-то сделал он должен этого хотеть). Сюда можно отнести ценности или критерии значимости, целевые ориентиры, социальные нормы.

4) мета-средства (средства решения внутренних проблем, что включает рефлексию, контроль своего поведения, контроль эмоциональных прявлений и т.п.

Ниже в качестве более детального примера компонентов компетентности приведены уже обобщенные и освобожденные от повторов навыки и умения, которые упоминаются Равеном и другими указанными выше авторами. Эти навыки уже разбиты по выделенным группам:

1. средства для решения внешних проблем:

      ·    - умение оперативно и адекватно реагировать на изменение ситуации;

      ·    - умение решать сложные вопросы с учетом большого количества различных факторов;

      ·    - умение анализировать и замечать проблемы и находить пути их решения в разных сложных ситуациях;

      ·    - умение использовать новые идеи для достижения цели;

      ·    - умение прогнозировать будущие препятствия, привычка к абстрагированию;

      ·    - самостоятельность и оригинальность мышления;

      ·    - навык активного исследования собственного окружения для выявления потенциальных возможностей и ресурсов;

      ·    - способность к совместной работе ради достижения цели;

      ·    - эффективное мышление, как нахождение решения в незнакомых ситуациях;

      ·    - умение общаться и сотрудничать;

      ·    - умение извлечь максимум из того, что уже имеется (предприимчивость);

      ·    - умение ставить и достигать реалистические цели в работе;

      ·    - способность побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели;

2. личностные качества:

      ·    - уверенность в себе;

      ·    - инициативность;

      ·    - готовность полагаться на собственные оценки ситуации и идти на умеренный риск;

      ·    - умение из критических замечаний вычленять обратную связь и нейтрально воспринимать их эмоциональный заряд;

      ·    - настойчивость в достижении цели;

      ·    - самоорганизованность;

      ·    - самоконтроль (тенденция избегать поспешных решений, основанных на неполной; информации);

3. мотивационно-ценностные компоненты компетентности:

      ·    - ответственность;

      ·    - установка на взаимный выигрыш и широта перспективы;

      ·    - установка на лидерство;

      ·    - терпимость по отношению к различным стилям жизни окружающих;

      ·    - разумное отношение к другим людям;

      ·    - уважение к людям других национальностей;

4. мета-средства

      ·    - способность к самостоятельному освоению знаний и навыков;

      ·    - умение реконструировать цели, лежащие в основе правили инструкций, и действовать в соответствии с ними;

      ·    - способность управлять своим поведением в соответствии со своими представлениями и найденными ориентирами (стратегическая доминанта в тактических действиях);

      ·    - способность использовать опыт при выборе стратегии собственного поведения;

      ·    - умение понимать свои ценности и установки по отношению к конкретной цели (умение оценивать личную значимость);

      ·    - склонность к анализу своей роли и роли других людей в организации, а также работы организации и общества в целом;

5. знания

      ·    - социальная грамотность (адекватное понимание смысла целого ряда терминов: лидерство, принятие решения, демократия, равенство, ответственность, подотчетность и делегирование ответственности);

      ·    - расширение научного кругозора;

      ·    - профессиональная эрудиция;

      ·    - экологическая грамотность;

      ·    - общекультурная эрудиция;

6. когнитивная аксиоматика

      ·    - формирование научной картины мира;

      ·    - формирование целостного, универсального восприятия мира;

      ·    - фундаментальное образование;

      ·    - знание общекультурного наследия человечества;

      ·    - экологическое сознание;

Освоение того или иного компонента компетентности требует затрат жизненных ресурсов личности (времени, денег, здоровья). Невозможно освоить все компоненты компетентности по максимуму и поэтому перед социализируемым встает проблема выбора только тех компонентов компетентности, освоение которых обеспечит ему успешное вхождение в систему общественных отношений. Ситуация выбора является одним из важных элементов личностного самоопределения. В литературе отмечается, что «существенной особенностью самоопределения является его ориентированность в будущее» (Гинзбург, 1994). Умение осуществлять адекватный сбалансированный выбор в условиях ограниченности ресурсов является необходимым условием успешной социализации в современном обществе. Это умение тоже должно быть включено в модель успешной социализации. Способы оценки умения осуществлять сбалансированный выбор обсуждаются в следующем разделе.