Корпоративная социальная ответственность
Современная ситуация в мире, отягощённая множеством острых социальных проблем, обусловила возникновение в конце XX века такого понятия как «корпоративная социальная ответственность бизнеса » или «социальная ответственность бизнеса», связанного с разработкой, изготовлением и поставкой продукции и услуг, торговлей, финансами, так как именно они обладают основными финансовыми и материальными ресурсами, позволяющими вести работу для решения стоящих перед миром социальных проблем.[17]
Корпоративная социальная ответственность бизнеса предусматривает ответственность субъектов бизнеса за соблюдение норм и правил, неявно определённых или неопределённых законодательством (в области этики, экологии, милосердия, человеколюбия, сострадания и так далее), влияющих на качество жизни отдельных социальных групп и общества в целом.
Говоря о «социальной ответственности бизнеса» большинство авторов ставят знак равенства (или придают одинаковое смысловое значение) между несколькими терминами: «корпоративная социальная ответственность», «корпоративная ответственность», «ответственный бизнес».
Феномен «корпоративной социальной ответственности» зародился в западных странах. Одной из первых стран, где появились первые предпосылки корпоративной социальной ответственности бизнеса, является США. В 1953 году была опубликована книга американского экономиста Г. Боуена «Социальная ответственность бизнесмена», в которой впервые упоминался этот термин и подразумевал ту политику, и те действия компаний, которые отвечали бы целям и ценностям общества, так как бизнес – это часть общества, перед которым он несёт ответственность.[18]
Не смотря на то, что термин «корпоративная социальная ответственность» впервые был упомянут в 1953 году в США, на самом деле, это явление стало активно развиваться еще в 30-е годы, в период великой депрессии. Теоретики и бизнесмены понимали, что в огромной массе людей, потерявших работу и средства существования, начнёт расти недовольство. Единственной мерой по сдерживанию общественного возмущения были социально-ориентированные действия со стороны правительства и бизнеса. Как раз в эти годы Р. Вудом, главой фирмы «Sears» была предложена концепция, согласно которой бизнес обязан учитывать социальные аспекты в процессе своей деятельности и влияние этой деятельности на работников, потребителей и местное сообщество, а также содействовать решению социальных целей общества.[19]
В числе первых, кто поставил вопрос о социальной ответственности бизнеса, был Э. Карнеги. Он сформулировал два основных положения, на которых основывается понятие социальной ответственности. Первое - принцип благотворительности, второе - принцип служения.
В конце 60-х – начале 70-х годов XX века в США, Великобритании, Японии и Германии стала формироваться концепция социально ответственного бизнеса. В наиболее общем виде она раскрывается так: бизнес должен не только заботиться о прибыли и уплате налогов, которые распределяются государством на решение социально значимых проблем, но и разделить с обществом ответственность за социальную несправедливость, экономическое неравенство и экологические проблемы, участвуя в экономической адаптации социально незащищённых слоёв населения, в охране окружающей среды. Тогда же возник широкий спектр подходов к трактовке и оценке концепции социально ответственного бизнеса. Например, теория корпоративного альтруизма, которая гласит, что корпорации обязаны вносить значительный вклад в улучшение качества жизни людей, и совершенно противоположная по своей сути - теория корпоративного эгоизма (М. Фридман, Д. Хендерсон), утверждающая, что бизнес ответствен только за увеличение дохода своих акционеров.[20] Выше названные теории относятся к крайним позициям.
Помимо перечисленных теорий существуют ещё так называемые «промежуточные». Среди них теория просвещенного эгоизма, которая берёт своё начало от философских построений таких выдающихся мыслителей XVII века, как Дж. Локк, Т. Гоббс, С. фон Пуфендорф, Г. Гроций. Она объясняет природу нравственного поступка индивида сознательным подчинением личной выгоды общему делу, от успеха которого, в конечном счёте, выигрывает и сам индивид. Согласно этой теории, расходуя на социальные и благотворительные программы, корпорация, уменьшая текущую прибыль, задаёт благоприятную социальную среду для устойчивой прибыли в будущем.
Ещё одной теорией, через призму которой можно рассматривать «корпоративную социальную ответственность» является теория социально ответственного поведения, основанная на стремлении бизнеса повысить свой социальный статус посредством осуществления благотворительных и социальных программ.
На сегодняшний день существует много различных трактовок и пониманий корпоративной социальной ответственности.
По мнению В. Н. Якимцева корпоративная социальная ответственность – это отвечающая специфике и уровню развития корпорации, регулярно пересматриваемая и динамично изменяющаяся совокупность обязательств, добровольно и согласованно вырабатываемых с участием ключёвых заинтересованных сторон, принимаемых руководством компании с учётом мнений персонала и акционеров, выполняемых в основном за счёт средств корпорации и нацеленных на реализацию значимых внутренних и внешних социальных программ, результат которых содействует развитию компании (рост объёмов производства, повышение качества продукции и услуг и другое, улучшение её репутации и имиджа), становлению корпоративной идентичности, развитию корпоративных брендов, а также расширению конструктивных партнёрских связей с государством, деловыми партнёрами, местными сообществами и гражданскими организациями.[21]
Другой подход к определению «корпоративная социальная ответственность» отражён в одном из докладов Ассоциации менеджеров, «корпоративная социальная ответственность» определяется как «… собирательное понятие, пересекающееся с концепциями деловой этики, корпоративной филантропии, корпоративного гражданства, устойчивого развития и защиты окружающей среды; … добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определённого законом минимума».[22]
Некоторые авторы воспринимают корпоративную социальную ответственность как обязанность деловых кругов действовать в соответствии с решениями, которые в той или иной степени выходят за рамки непосредственных экономических интересов корпораций. Другие – рассматривают социальную ответственность как настоятельную необходимость для корпораций и иных частномонополистических ассоциаций осуществлять в рамках существующей экономической системы операции, которые отвечали бы интересам и потребностям различных социальных кругов и организаций. Сопоставляя эти различные концептуальные позиции, можно сделать вывод о том, что все они правомерны и отражают разные аспекты сложного процесса взаимосвязи общества, государства, политики и бизнеса.
Социальная ответственность в широком понимании выступает как определённые ожидания общества по отношению к собственникам и менеджменту, производственным структурам, с одной стороны, и осознание ими своего долга перед обществом, коллективом, индивидом за свои действия и их социальные последствия – с другой.
Все выше прописанные определения позволяют понять, что корпоративная социальная ответственность – это добровольная деятельность по реализации как внутренних, так и внешних социальных программ и которая подразумевает вклад компаний, зачастую выходящий за рамки определённого законом минимума, в развитие общества.
В разных странах существуют свои особенности реализации корпоративной социальной ответственности и на сегодняшний день чаще всего выделяют следующие модели корпоративной социальной ответственности. Это: американская модель, европейская модель и британская модель.[23]
Американская модель корпоративной социальной ответственности инициируется самими компаниями. Законодательство поощряет со своей стороны социальные вклады через налоговые льготы и регулирует корпоративную социальную ответственность на минимальном уровне.
Европейская модель корпоративной социальной ответственности подразумевает регулирование нормами, стандартами и законами со стороны государства. По сравнению с Америкой в европейских странах благотворительность не так популярна. Это объясняется уровнем налогового бремени, значительно превышающего американские налоги.
И, наконец, британская модель корпоративной социальной ответственности. Эта модель сочетает в себе элементы выше перечисленных моделей, то есть бизнес активно поддерживается со стороны государства и так же сам выражает инициативность в области корпоративной социальной ответственности.
Вначале XXI века Организация Объединённых Наций (ООН) сформулировала десять принципов Глобального договора, обращённых к предпринимательскому сообществу, в которых прописаны обязательства, как и перед человеком, так и перед окружающей средой и являются практически основой для проведения корпоративной социальной ответственности.[24] В 2004 году в Москве на XIV съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) была одобрена Социальная Хартия российского бизнеса.[25] В этом документе определены общие морально-этические принципы социальной деятельности российского бизнеса, которые соответствуют Глобальному договору ООН. Также в России в 2001 году была создана независимая общественная организация, представляющая интересы российского профессионального делового сообщества - Ассоциация менеджеров России (АМР).[26]
В Российской Федерации проблема социальной ответственности бизнеса возникла в конце 1990-х годов XX века, основными причинами для этого стали как внутренние процессы развития бизнеса, так и изменения общественных отношений в стране в ходе проведения радикальных социально-экономических преобразований в последнее десятилетие XX века.
Именно в этот период в российской политике произошли изменения - «… начало складываться понимание, что социальное развитие вообще и социальные реформы, в частности, - это не просто дорогостоящие мероприятия, направленные на поддержание уровня жизни населения и избежание социального напряжения. Напротив, через инвестиции в «человеческий капитал» они осуществляют эффективное инвестирование в экономический рост».[27] Но всё же под влиянием не очень благоприятных политических и социально-экономических факторов развитие корпоративной социальной ответственности в России было несистемным и до начала 2000-х годов имело характер благотворительности. Но последние годы во многих крупных российских компаниях произошли процессы переосмысления роли, места и конечных целей бизнеса.
Как выше уже было указано, в 1990-х годах социальная ответственность бизнеса в России приобрела благотворительный характер, была направлена на помощь детским домам, на содействие в благоустройстве городов, на территории которых расположены предприятия, и на разработку программ обучения персонала. На состояние корпоративной социальной ответственности определяющее влияние оказывала власть. Безусловно, изменения есть, но всё же это влияние привело не столь к качественным изменениям, как лишь к некоторым количественным изменениям в сфере корпоративной социальной ответственности. Но всё же постепенно российский бизнес приходит к пониманию необходимости системного подхода к управлению социальным участием и целесообразности увеличения социальных инвестиций. Сегодня социальная ответственность из разовых актов участия в жизни общества стала неотъемлемой частью деятельности многих отечественных компаний, основанной на добровольной инициативе.
К числу наиболее выраженных направлений социальной активности бизнеса в России относятся: содержание и развитие социальной инфраструктуры как внутри компании, так и за её пределами; развитие образования; предоставление медицинских и рекреационных услуг своим работникам; поддержка социально незащищенных слоёв населения, ветеранов, пенсионеров, инвалидов, сирот, малоимущих и других; поддержка развития детей и молодёжи; программы, направленные против распространения наркомании и алкоголизма; спонсирование культурных и спортивных мероприятий; строительство храмов и прочее.[28] Всё это свидетельствует о том, что социальная ответственность из области обсуждений и проведения отдельных мероприятий переходит в формат обычной практики бизнеса. Многие социальные проекты перестают существовать в качестве только проектов и сопровождают компанию на протяжении всей её деятельности. Такое положение объясняется не столько стремлением компаний разделить принципы корпоративного гражданства, сколько прагматической заинтересованностью в долгосрочном устойчивом развитии.[29] Фактически деятельность в области корпоративной социальной ответственности позволяет минимизировать нефинансовые риски, которые, в конечном счёте, получают вполне определённое экономическое измерение.[30]
К таким рискам в первую очередь можно отнести социально-трудовые риски, связанные с дефицитом квалифицированных кадров, угрозами забастовок; общественно-политические риски, происходящие из специфики взаимодействия с местными и федеральными органами власти; экологические риски; репутационные риски как результат изменения отношения к компании со стороны основных групп заинтересованных сторон.[31]
Как отмечалось ранее «корпоративная социальная ответственность» это определённая политика компании, в которой можно выделить, в зависимости от адресата, внутреннюю и внешнюю политику.
Внешняя корпоративная социальная ответственность – социальная политика, проводимая для местного сообщества на территории деятельности компании или её отдельных предприятий. Она практически «… всегда синхронизируется с запросами властей, а точнее - стимулируется властями городов и регионов, где размещены активы крупных компаний».[32]
Внутренняя корпоративная социальная ответственность – это социальная политика, проводимая для работников своей компании, а потому ограниченная рамками данной компании. Она главным образом представляет собой социальные гарантии и социальные льготы для работников компании, которые относятся к такому понятию как «социальный пакет».