Критерии и показатели эффективности социального обслуживания

Одним из важнейших условий совершенствования организации социального обслуживания является наличие базовой информации, объективно отражающей состояние работы Центра и его структурных подразделений. Для получения такой информации необходима система критериев и показателей эффективности оказания социальных услуг. Она должна содержать данные о клиентах, предоставленных им услугах и их результатах.

Каждый критерий – это объективный, отличительный признак, отражающий качественно-количественную информацию о функционировании Центра и его структурных подразделений.

Критериями оценки эффективности социального обслуживания в нашем Центре являются:

1. Уровень удовлетворенности клиентов действиями по решению социальных проблем их жизнедеятельности.

2. Качество, оперативность и адресность предоставления услуг.

3. Оптимальность затрат на социальное обслуживание.

4. Рациональное использование кадрового потенциала учреждения и уровень профессиональной квалификации персонала.

5. Психологический климат в трудовом коллективе и удовлетворенность работников условиями и результатами труда.

Исходя из критериев, определены основные показатели эффективности деятельности Центра:

1. Отсутствие заявлений и жалоб на работу КЦСОН.

2. Охват нуждающихся различными видами и формами социального обслуживания и оперативность предоставления услуг.

3. Выполнение мероприятий по социальной поддержке нуждающихся граждан за текущий период.

4. Уровень квалификации персонала и организации мероприятий по повышению профессионального мастерства работников Центра.

5. Состояние психологического климата в коллективе.

Выбор методов и методик оценки работы Центра

Нами определены методы и методики, с помощью которых оценивается деятельность Центра и его структурных подразделений.

Методы оценки

- метод сравнения - посредством этого метода проводится сравнение данных отчетного периода с показателями работы за соответствующий период прошлого года. Этот метод используется для оценки достигнутого уровня социального обслуживания по отношению к плановым, областным показателям и нормативным данным.

- социологический метод – используется для сбора первичной информации с помощью анкетирования, беседы, интервью.

- метод оценки эффективности на основе удовлетворения потребностей обслуживаемых граждан – позволяет выявить удовлетворяемые, не полностью удовлетворяемые потребности граждан. Мониторинговые исследования, опросы клиентов, в сочетании с параметрическим методом (сравнение того, что положено клиенту по нормам, нормативным или соответствующим стандартам, с тем, что фактически выполняется в процессе социального обслуживания).

- метод экспертной оценки – позволяет с помощью информационных источников оценки (руководители, специалисты, социальные работники, обслуживаемые, СМИ) оценить изучаемое явление.

- метод оценки затрат – позволяет проанализировать стоимость услуг для одного обслуживаемого и всего контингента.

- метод оценки факторов эффективности и неэффективности – позволяет систематизировать факторы эффективности и факторы неэффективности; представить их в наглядном виде, например, с помощью соответствующей таблицы; разрабатывать и выполнять программы (планы) по совершенствованию деятельности учреждения.

- графический метод – обеспечивает наглядность информации, ее доступность и возможность для сопоставления.

- компьютерный метод – позволяет в кратчайший срок обработать большой объем информации, получить достоверные, объективные, всесторонние данные.

Таблица 1.1. Основные предметы и методики оценки эффективности социального обслуживания

Основные предметы оценки эффективности Более детальные предметы оценки эффективности Виды методик оценки эффективности
Деятельность Центра и его структурных подразделений Используемые формы и методы управления социальным обслуживанием. Результаты деятельности за определенный период времени Методики оценки:

- эффективности форм и методов управления;

- результативности.

Качество и уровень организации труда работников КЦСОН. Условия труда – физические, социальные, организационные, социально-психологические. Ресурсное обеспечение социального обслуживания, мотивация персонала КЦСО. Методики оценки:

- условий труда;

- ресурсного обеспечения;

- мотивации и эффективности средств мотивации.

Уровень квалификации работников КЦСОН. Численность и квалификация персонала. Мероприятия по повышению профессионального уровня работников. Методики оценки:

- квалификация персонала;

- выполнение мероприятий по повышению профессионального уровня работников.

Качество и уровень социального обслуживания различных категорий граждан. Виды обслуживания: социально-бытовое обслуживание; социально-медицинское обслуживание;

Срочное социальное обслуживание. Методики и технологии соц. обслуживания. Результаты социального обслуживания.

Методики оценки:

- эффективности видов социального обслуживания;

- методов и технологий социального обслуживания;

- результатов социального обслуживания.


Основные показатели по организации социального обслуживания являются:

1. Формирование информационной базы и наглядной агитации.

2. Правильность и оперативность ведения учета и отчетности.

3. Работа с кадрами.

При определении первого показателя проверяется наличие:

- нормативно-правовых документов;

- информационных и тематических стендов, альбомов, буклетов и др.

При определении второго показателя проверяется ведение документации в соответствии с номенклатурой дел и методическими рекомендациями (правильность ведения дневников, журналов и т.д.)

При определении третьего показателя оценивается:

- качество проводимых проверок;

- перечень вопросов, выносимых на производственные совещания;

- качественный уровень отчетов работников;

- степень выполнения планов отделения;

- уровень квалификации, формы и содержание проводимой профессиональной учебы;

- состояние психологического климата в коллективе;

- текучесть кадров;

- удовлетворенность работников условиями и результатами труда;

- мотивация персонала.

При определении показателей по организации социального обслуживания используются следующие методы: экспертная оценка, изучение документации, анкетирование, опрос и другие.

Естественно, информация, полученная с помощью всех описанных выше методов, обрабатывается, анализируется.

Аналитический метод – это такой путь исследования, в процессе которого рассматриваемое явление разлагается на составляющие его части и каждая часть подвергается тщательному изучению.

При анализе используются такие мыслительные операции, как:

- обобщение, которое заключается в объединении, группировании информации на основе отдельного признака или нескольких признаков;

- сравнение, предполагающее сопоставление полученных данных, выявление сходных и общих фактов, обуславливающих возникновение проблемной ситуации или проблемы.