Культура Венесуэлы

Испанские завоеватели принесли в Новый Свет свой язык, обычаи, религию, архитектуру. Влияние испанской культуры в Венесуэле сказывается во всем — от названий и облика городов до музыки и зрелищ. Однако венесуэльская культура представляет собой результат многих влияний. И наиболее значительными из них помимо испанского были индейское и африканское. Многие топонимы в стране аравакского (Парагуана, Кумаребо), карибского (Кумана, Пириту) и другого индейского происхождения, а такие, как Ганга, Биронго, Тариа, африканского происхождения. Об этом же говорят и названия штатов: Баринас, Сулиа, Тачира — названия индейские, Ансоатеги, Мёрида, Миранда — испанские, а Монагас связано с африканским влиянием.

Испанские переселенцы переняли у местных индейцев их сельскохозяйственные навыки, приемы добывания и приготовления пищи, заимствовали многие элементы их быта и жилья, способы врачевания и даже некоторые суеверия и т. д. Позднее метисы уже не знали, откуда идут те или иные способы рыбной ловли или охоты, трудовые навыки и обычаи, которые они передавали своим детям. До сих пор, например, крестьяне в некоторых районах Венесуэлы используют индейские способы ловли рыбы, охоты на игуану или броненосца, приготовления некоторых блюд, а также "американского хлеба" — кассабе. Гамак стал для венесуэльца ложем и качалкой. В качестве транспортного средства крестьянин нередко использует каноэ и пирогу, а льянеро ловит скот с помощью лассо.

Индейские языки оказали заметное влияние на лексику, фонетику и синтаксис испанского языка Венесуэлы. В нем насчитывается до трех тысяч индейских слов. Некоторые из них широко используются в произведениях венесуэльских прозаиков и поэтов. До сих пор весьма ощутимо индейское влияние в венесуэльском народном искусстве и устном народном творчестве. Образ индейца фигурирует во многих народных драмах и пантомимах. Популярный народный танец "маре-маре" восходит к старинному индейскому ритуальному танцу в честь древних божеств Ягуара и Луны. Индейское происхождение имеет и другой популярный танец — "туре". Многие индейские сказки (бытовые и о животных), легенды и сказы перешли в современный венесуэльский фольклор.

Влияние африканцев и европейцев на культуру

Африканцы-рабы принесли в Венесуэлу многие черты культуры своей родины, что сказалось и в языке, и в особенностях кухни и быта, и в фольклоре. Черные рабы выполняли почти все виды работ, и это способствовало живучести трудовых навыков и приемов, пришедших из Африки. Одни блюда венесуэльских крестьян ведут свое происхождение непосредственно из Африки, а в другие местные блюда африканцы только внесли некоторые изменения. Так, к широко распространенной здесь кукурузной каше (масаморре) метисы по примеру африканцев стали добавлять кокосовое молоко.

Африканцы же ввели в употребление камбур — обертку из бананового листа, а также использование бананов для приготовления лакомств.

На африканских сказках о Дядюшке Кролике и Дядюшке Ягуаре воспитывалось не одно поколение венесуэльцев. Некоторые католические праздники в сельских районах носят явный отпечаток африканского влияния. Например, торжества в день святого Иоанна по существу празднество солнцестояния, издавна слившееся здесь с католическим культом. Играют в этот день обычно на африканских инструментах. Популярные в Венесуэле праздники дьявола и чертенят ведут свое происхождение из Конго.

Наконец, у африканцев и индейцев имелись и сходные черты культуры и быта, такие, как использование пальмовых листьев при постройке жилья, как пилон — ступа для зерна, барабан, или марака, некоторые обычаи. Все эти сходные черты разных культур слились на венесуэльской земле и сохранились до наших дней.

Кроме того, за последние полтора века венесуэльская культура впитала некоторые новые элементы, пришедшие как из иных — помимо Испании — европейских стран, так и из США В частности, в последние десятилетия XIX в. многие венесуэльцы, главным образом в городах, стремились говорить по-французски, готовили французские кушанья, следовали французской моде. Во второй половине XX в. сюда хлынул поток североамериканских газет и журналов, бестселлеров, кинофильмов, пластинок и т. д. Широкая иммиграция в страну в 40—50-х годах итальянцев и португальцев, несомненно, также оказала свое влияние на развитие венесуэльской культуры.

Сельское население

Сельское население живет в основном в деревнях. Почти в каждой деревне имеется площадь, в центре которой обычно высится дерево-великан — сейба. Дома крестьян, как правило, глинобитные постройки, крытые черепицей или пальмовыми листьями. Пол — земляной или цементированный — покрыт циновками. У индейцев гуараунов, живущих в болотистой дельте Ориноко, и индейцев на берегах оз. Маракайбо хижины построены на сваях.

Обстановка сельского жилища обычно весьма скромна: стол, стулья, кухонная утварь. Кровати здесь редкость, так как прохладнее спать на воздухе в "амака" — гамаке из плотной ткани. В Венесуэле им пользуется почти все сельское население. Во дворе из камней, обмазанных глиной, устроен небольшой очаг для приготовления пищи. Дом обычно огорожен живой изгородью из кактусов, кустов желтой акации и других растений. Часто рядом находится огородик с грядками батата, перца, бобов и, конечно, маниоки. В сельских жилищах и небольших лавках венесуэльских городов всегда можно увидеть стопки больших серовато-белых хрупких лепешек, приготовленных из маниоки. Это и есть касабе. Индейцы гаухиро предпочитают маниоку в вареном и жареном виде.

Но большинство традиционных блюд приготавливается из кукурузы. Это кукурузные лепешки — арепа, алъякита — мука из жареной кукурузы и альяка — типично национальное и почти ритуальное блюдо, так как едят его только на рождество и Новый год. Любят в деревнях также санкоче — похлебку из говядины и овощей, чичу — крепкий напиток из кукурузы. Важное место в рационе крестьянской семьи занимают бобы, ямс, картофель, батат, а также бананы, папайя и другие тропические плоды, применение которых весьма многообразно. Популярны также картилъо — прохладительный напиток из риса или кукурузы, сваренных с сахаром, и гуарапо — сок сахарного тростника. Во многих районах крестьяне дополняют свой рацион рыбой и мясом диких животных. Они охотятся на броненосцев, зайцев, голубей и уток, игуан и черепах.

Венесуэльский крестьянин обычно одет в белую хлопчатобумажную рубаху и такие же штаны. Поверх рубахи в прохладное время надевается короткая накидка. На голове обязательно защищающее от палящего солнца сомбреро, сплетенное из соломы или травы "путе". На рогах алъпаргатас — плетеная обувь, похожая на лапти. Женщины носят широкие длинные платья, а поверх сомбреро иногда набрасывают платок. В последнее десятилетие, однако, сельские жители все чаще стали носить рубашки, брюки и пиджаки европейского покроя, которые давно уже распространены в городе. При этом в районах, где проживают африканцы, преобладает одежда очень ярких цветов, особенно выделяется красный.

Одно из любимых зрелищ венесуэльцев - бой быков. Раньше повсюду в стране устраивались петушиные бои, но в последние и пятилетия огромную популярность в стране приобрел бейсбол, и его можно назвать главным видом спорта. Очень популярны футбол и бега на ипподромах. Венесуэльцы любят музыку и танцы. В городах и деревнях можно увидеть и услышать гуарачас — венесуэльские песни и танцы, исполняемые в быстром темпе под аккомпанемент куатро — четырехструнной гитары, а иногда и аккордена. Среди многих праздников выделяется карнавал, длящийся обычно десять дней, заполненных весельем и танцами. Улицы и площади в эти дни наводняют толпы людей в народных костюмах, масках зверей, с украшениями из перьев, лент и блестящей мишуры.

"Деревенские" индейцы

В деревнях метисы и особенно индейцы занимаются ремеслом — плетут из травяных волокон и пальмовых листьев циновки, пояса, гамаки, вырабатывают на самодельных ткацких станках разноцветные ткани с изображениями домашних и диких животных, птиц и растений. Для хранения воды и пищи выделывают из глины сосуды различной формы. Украшают тонкой резьбой посуду из выдолбленных плодов бутылочного дерева. На городских рынках можно встретить искусно изготовленные ремесленные изделия: причудливо разрисованные трубки, резные трости, керамику с красивым орнаментом. На вырученные деньги крестьяне покупают различные предметы обихода, сельскохозяйственный инвентарь, одежду фабричного производства и другие промышленные товары.

"Цивилизованные" индейцы, как правило, живут общиной и двуязычны: в быту, общаясь между собой, говорят на своем языке, а при сношениях с "внешним миром" — на испанском. Основное занятие их — земледелие. Подготовкой почвы и севом занимаются мужчины, уборкой урожая — женщины, но устаревшие методы обработки земли — причина низкой урожайности. Индейцы занимаются также ремеслом, охотой, ловлей рыбы, собиранием дикорастущих плодов, разводят свиней и домашнюю птицу.

Община помогает индейцам сохранить не только свои земли, но и некоторые этнические черты. Однако, хотя земля и считается общинной собственностью, обрабатывается она группами из нескольких семей, да и эта система постепенно уступает место фактическому разделу общинной земли на участки индивидуального пользования.

Индейцы гуахиро, оттесненные на пустынный полуостров Гуахира, для обеспечения себя водой вынуждены рыть колодцы до 10 м глубиной. Земледелие из-за постоянных засух развито у них слабо и ограничивается небольшими участками под кукурузой и маниокой. Главными занятиями гуахиро стали скотоводство, ловля черепах, ремесла. Кожи и другие товары они продают в Маракайбо, а также на острова Аруба и Кюрасао.

"Лесные" индейцы

"Неассимилированные", или "лесные", индейцы живут главным образом в пограничных с Колумбией горных лесах штата Сулия и на Гвианском плоскогорье. Основное занятие мотилонов, живущих в лесах хребта Сьерра-де-Периха, — подсечно-огневое земледелие. Но в отличие от большинства других племен мотилоны почти не знакомы с кукурузой. Они выращивают маниоку, батат, бананы. Важнейшим продуктом питания является рыба.

В лесах и саванне Гвианского плоскогорья, по берегам рек можно встретить разбросанные на далеком расстоянии друг от друга поселения индейцев карибской языковой семьи — племен макиритаре, каринья, яварана, пемоне, панаре. Индейцы этих племен отличаются крупным ростом и более светлой кожей. Племена макиритаре находятся на стадии разложения первобытнообщинного строя. Среди них все шире распространяются европейского типа одежда и современные орудия труда. Индейцы пиароа, ведущие полукочевой образ жизни, а также индейцы аравакской языковой семьи — гуаибокуибо, куррипако, гуар-кена и другие — меньше ростом и почти не носят одежды. Для охоты они пользуются не только луками, но и стрело-метательными трубками длиной до 3 м, а также маленькими стрелками, смазанными ядом кураре. Одни из древнейших аборигенов этого района — индейцы яноама, или вайка, — делятся на ряд племен и ведут полукочевой образ жизни. Большинство их занимается подсечно-огневым земледелием, охотой, рыболовством. Особенностью их поселений являются большие дома — "малоки", или "шабоно". Численность живущих в них родственников часто превышает 100 человек.

Но хотя индейцы венесуэльской Гуаяны в целом еще и сохраняют традиционный образ жизни, современная цивилизация и культура все шире проникают и в этот район страны. Часть индейцев ассимилируется пришлым населением и постепенно утрачивает некоторые элементы самобытной культуры. Среди них распространяются современные навыки строительства жилищ, новые орудия труда, европейская одежда, утварь и т.д.

Образование

В Венесуэле давно существует закон о бесплатном и обязательном начальном образовании, но до сих пор 25% населения старше 15 лет неграмотна, cотни тысяч детей остаются вне школы. Высшее образование трудящимся почти недоступно. Государственные расходы на образование составляют менее 5% национального дохода.

Из имеющихся в стране шести университетов старейшие — Центральный в Каракасе (основан в 1725 г.) и Андский в Мериде (1785 г.). Есть также Католический университет, педагогические и другие институты. Еще в XIX в. были основаны Национальная библиотека, Венесуэльская академия языка, Национальная академия истории, в первой половине XX в. — Национальная медицинская академия, Академия физических, математических и естественных наук, Ассоциация содействия развитию науки, в 1960 г. — Институт экономических и социальных исследований и т. д. Имеется ряд научных обществ и музеев.

Архитектура

Памятников древней индейской культуры в Венесуэле сохранилось сравнительно немного: наскальные рисунки, каменные блоки с изображениями ягуаров, крокодилов, змей, символов Солнца и Луны, керамика с гравировкой и росписью.

Испанцы принесли свое градостроительное искусство. Города в колониальную эпоху разбивались по принципу шахматной доски, жилые дома строились из камня и кирпича, с черепичной крышей, внутренним двориком — патио, деревянными балконами и металлическими узорными решетками на окнах. Живопись ограничивалась церковными росписями. В XIX в. строятся общественные здания и многоквартирные дома в классическом и неоготическом стилях, появляется местная школа портретной, а позже исторической живописи и скульптуры. В XX в. возникает, а затем начинает преобладать реалистическая живопись (Т. Салас, Ф. Брандт, Г. Брачои и др. графика (А. Гонсалес) и скульптура (Ф. Нарваэс).

В архитектуре уже в 40-50-х годах сначала в связи с перестройкой центра, а затем застройкой новых кварталов Каракаса, но особенно в 60—х и 70-х годах, в период бурного развития экономики, роста старых и строительства новых городов и промышленных компаний, выдвинулась группа талантливых архитекторов и ректоров: К. Р. Вильянуэва, Г. Бермудес, X. М. Галиа, С. Домингес и др.

В процессе напряженных поисков своего, национального стиля, синтеза новаторского и традиционного ими в эти десятилетия были созданы уникальные сооружения и целые ансамбли зданий, отличающиеся оригинальностью архитектурных решений, новизной форм с использованием монолитных и сборных бетонных конструкций и полихромии. Это Сентро-Боливар (Центр Симона Боливара) с многоярусной Пласа-эль-Силенсио (площадь Молчания), а также спроектированный Вильянуэвой один из крупнейших и красивейших на континенте университетский городок. Расположенный в центре столицы, он отделен от ее шума и суеты Ботаническим садом. Здания факультетов и общежитий, два стадиона и бассейны отличаются разнообразием объемов, красотой форм и утопают в зелени. Смелое конструктивное решение, чередование прозрачных и решетчатых стен, тонкая деталировка фасадов, цветные панели, мозаика и скульптура делают университетский комплекс в Каракасе заметным явлением в мировой архитектуре.

Нельзя не отметить и "Эликоид" архитекторов X. Ромеро и Д. Борноста. Рока-Тарпейя — большой холм со скалой к западу от университетского городка — был превращен в сложное сооружение, напоминающее издали опоясанную спиралью автомобильной дороги пирамиду. Это торговый и культурный центр с магазинами, кафе и ресторанами, выставками, кинотеатром, площадками для игр, отелем и телевизионной станцией.

Гористый рельеф и дороговизна земли в Каракасе заставляют возводить административные, деловые и жилые здания в 20—30 и даже 40 этажей, за что Каракас теперь нередко называют южноамериканским Нью-Йорком. И когда с круглой башни отеля "Гумбольдт" на вершине горы Авила видишь внизу огромный город, застроенный сотнями белых, голубых, розовых высотных зданий, трудно поверить, что еще в 1952 г. в нем почти не было домов выше четырех этажей.

Венесуэльские архитекторы сумели придать национальный характер абсолютно современной по образному языку архитектуре, сделав ее важной и неотъемлемой частью своей национальной культуры.

В отличие от столицы Маракайбо, Валенсия, Баркисимето и другие старые города, как правило, сохраняют испанскую прямоугольную планировку, но и в них, не говоря уж о новых промышленных городах, также появились десятки современных деловых и общественных многоэтажных зданий.

Литература и театр

Большое влияние на формирование венесуэльской литературы оказали идеи французских просветителей XVIII в. и публицистика вождей войны за независимость Ф. Миранды и С. Боливара. В первые десятилетия республики в литературе преобладал просветительский классицизм, виднейшими представителями которого были общественный деятель и поэт А. Бельо, прозаик Ф. Торо, поэт Р. М. Баральт. В 40—80-х годах в ней господствовал романтизм, а в конце XIX в. появилось реалистическое направление (Р. Бланко Фомбона, X. Р. Покатерра и др.). В начале XX в. расцветает модернизм, который в 20—30-х годах сменяется футуризмом и другими модными течениями. Но одновременно под влиянием демократического и революционного движения возникает и крепнет критико-реалистическое направление: Р. Гальегос (в русском перевода романы "Донья Барбара" и "Канайма"). М. Брисеньо Иррагорри, М. Отеро Сильва. А. Услар Пьетри и многие другие к своих произведениях рисуют широкую картину жизни народа.

Периодическая печать в стране существует с XIX в. В настоящее время крупнейшие газеты — "Эль насиональ", "Эль мундо", "Эль универсаль" и др.

Первый театр в Венесуэле был открыт лишь в 1853 г. в Маракайбо. В XX в. театральная жизнь активизировалась в связи с появлением сайнете — жанра музыкальной комедии. В начале 40-х годов возникло Общество друзей театра, в 50-х годах открылось несколько школ сценического искусства и начали проводиться фестивали театра. Постоянные театры имеются в нескольких городах. Кинофильмы в стране демонстрируются в основном зарубежные. Полнометражных художественных фильмов выпускается немного, остальные — документальные либо рекламные.