Культурная маргинальность

Феномен маргинальности, когда человек не может со всей определенностью отнести себя к конкретной культуре, во многом обусловлен усилением глобальной миграции населения и интенсификацией диффузных процессов в мировой культуре. Сама постановка вопроса о том, хорошо это или плохо – некорректна. Естественно, что велик слой маргиналов в США, потому что это страна эмигрантов. В бывшем СССР и в современной России по причине многонационального состава населения, множества языков, разнородных традиций и обычаев, нарастающих миграционных процессов человек все чаще оказывается на границе, в промежутке разных культур или их пересечении.

Итак, культурными маргиналами возможно считать тех, кто противостоит культуре истеблишмента. Однако сама культура истеблишмента может быть носительницей как положительной, так и отрицательной программы. При определении культурных маргиналов этот факт не учитывать нельзя. Культурные маргиналы появляются, как правило, в старой культуре, когда она не несет в себе необходимых ценностей, и они начинают рождаться изнутри индивидов. Таким образом, доминантная культура сама порождает собственную маргинальную сторону, формируя сознание своих носителей и сознание тех, кто ей оппозиционен. Только в этом конфликте возможен прорыв к чему-то совершенно новому. Культурные маргиналы, как правило, гении. Возможно выделение маргинальной личности в культуре по принципу национальной принадлежности. Осмелимся высказать гипотезу, что их можно классифицировать как «национальных», например, Пушкин, Шекспир, межнациональных, например, Шнитке и Набоков, и вненациональных, например, создатели самых примитивных форм безликой масс-культур.

Хорошо известно, что сегодняшнее состояние культуры вообще (во всяком случае, европейски-центрированной), и философии в частности характеризуется усиленным акцентированием маргинальных аспектов. Причем, последнее время эта тенденция становится насколько всеохватным и принципиальным моментом любого проектного разворачивания, что впору говорить о возникновении тотальности маргинальных полей.

Может создаться впечатление, что весь ХХ век это затянувшийся столетний переход. Однако, представляется, что основой понимания историко-культурного (историко-философского) процесса последних полутора столетий должно служить представление о растущем многообразии альтернативных и взаимодополняющих программ, общая маргинализация, формально предстающая как дробление великих, классических систем предыдущих веков, ориентированных, прежде всего, на четко осознаваемую и многократно повторяемую монологичность традиции.

Одновременно с этим, понятия и представления сближаются, начинают различаться смысловыми нюансами и интерпретациями, слабеют нормативные ограничения; жестокость формулировок, принципов и размягчается, обретая вид прихотливо-причудливой этюдности. Размытость теоретических границ создает предпосылки свободной миграции понятий, идей, установок на всем поле философии. Прежний статус маргинала становится некой эмблемой предпочитаемого, желаемого, неопробованного, а потому требующего наибольшего внимания. Маргинальность – это не только характеристика социальных групп, но и феномен социальных процессов, вызванный крупномасштабной маргинальной ситуацией. Фундаментальным, системообразующим типом социальных перемещений являются социально-профессиональные перемещения, связанные с изменениями в профессионально-должностном статусе – базовом статусе личности. Эти процессы создают новую ситуацию социальной маргинальности, являются импульсами для образования маргинального статуса, образующегося в процессе трансформации базового статуса личности. Все это и обусловливает значимость именно такого типа перемещений.

Маргинализация, с одной стороны, выступает признаком социальной мобильности и означает состояние пограничности, периферийности (промежуточности) по отношению к каким-либо социальным общностям, а с другой – не является неким исключительным социальным феноменом, характерным как для стран индустриальных, так и для постсоциалистических (конкретно для России). Это позволяет выделить некоторые общие тенденции развития процессов маргинализации. Специфика маргинализации, которой подвергается современное общество, состоит в том, что в ее процессе на окраинах социальной структуры появляются наряду с традиционными маргиналами – люмпен-пролетариатом с низким образовательным уровнем, упрощенной системой потребностей, отстраненностью от общественных процессов – новые маргиналы, имеющие образование и квалификацию, развитую систему потребностей, большие социальные ожидания и политическую активность. Важную часть процессов маргинализации составляет нисходящее перемещение социальных групп, еще полностью не отторгнутых от общества, но постепенно «сползающих» со своих социальных позиций.

По мере деклассирования маргинальные группы меняют систему ценностей, которая сложилась у них прежде. Для вновь приобретенной системы характерны нетерпимость по отношению к существующим социальным институтам, крайние формы проявления асоциального поведения, индивидуализм, моральный релятивизм, отрицание любых форм организованности. Углубление маргинализации приводит к тому, что свойственная маргиналам система ценностей, выходит за рамки групповой и распространяется на другие социальные слои, таким образом, проникая в традиционные мировоззренческие структуры. Отчуждение и отторжение различных слоев и групп на периферию социальной структуры общества приводят к появлению маргинальных субкультур и контркультур, которые могут оформляться в альтернативные движения самого разного направления. Постоянный рост и воспроизводство маргинальных групп влекут за собой существенные сдвиги в расстановке социальных и политических сил, которые в конечном счете становятся источником социальных конфликтов. Крупные потоки маргинализации создают безработные; лица, вынужденные заниматься трудом, не требующим полученной квалификации; национальные меньшинства (иностранные рабочие).

Будущая культура информационного общества – это культура молодых людей. В информационном обществе молодые люди имеют реальное действенное преимущество. Они быстрее осваивают новые языки программирования. Они также быстрее адаптируются к новым условиям в компьютерной среде. Люди старшего возраста попадут в очень тяжелые условия. Даже сейчас видно, что они не в состоянии угнаться за прогрессом в программировании. А поскольку пока конца прогресса в этой области не предвидится, видимо, в течение минимум нескольких десятков лет люди после сорока будут оказываться не только на задворках культуры, но и производства: они будут проигрывать молодежи экономически! Подобной ситуации в истории еще не было. По-видимому, следует ожидать трагической маргинальной культуры исключенных из жизни стариков. Впрочем, видимо, политика будет оставаться в руках старшего поколения дольше (в этой связи возможно появление надуманных законов, сдерживающих обновление языков программирования).

Смещение ценностей в сторону молодого возраста, по-видимому, будет затрагивать устройство научного истеблишмента, и будет внедряться система обязательного ухода на пенсию. Скорее всего, те, кто, таким образом, окажется выведен из культуры, будут писать горькие маргинальные книги, однако не исключена более экзотическая ситуация: дома престарелых станут оплотами альтернативной культуры. Еще одной тенденцией культурной маргинальности в современном обществе является так называемая «черная культура» - порождение средств массовой коммуникации (СМК). Не подлежит сомнению тот факт, что СМК в настоящее время стали важным институтом социализации личности. На фоне «размытости» нравственных ориентиров и неустойчивости переходного периода весьма заметной становится властная сила современной демократии и современного индустриализма, стремящихся удержать основную массу людей, и без того ущербную в культурном отношении, на как можно более низком уровне духовности. «Черная культура» (термин М. М. Князевой) – это явление, которое возникло «на стыке трех источников: больных проблем, которые были выполнены классическим искусством, форм, которые были изобретены авангардом, и специальных средств воздействия на сознание и подсознание людей. Именно в точке их соединения сложился особый, отдельный комплекс явлений черной культуры»[45].

Основными объектами изображения становятся пограничные, криминальные или патологические обстоятельства: акты насилия, вандализма, смерти. Такая прицельная демонстрация ужасов и насилия приводит к кризису сочувствия: многократно перейдя поры восприимчивости, человек растрачивает природную сострадательность, в него закладывают тотальное равнодушие к проявлениям зла. О влиянии средств массовой коммуникации на молодого человека – биологического, или возрастного, маргинала – пишет А. Ю. Дроздов[46]. Автором статьи в течение двух лет был проведен комплекс исследований по выявлению социально-психологических факторов агрессивного поведения молодежи. «Результаты проведенных исследований позволяют утверждать о наличии взаимосвязи между склонностью к просмотру телевизионных сцен насилия и дальнейшим агрессивным поведением лиц подросткового и юношеского возраста»[47]. Каждая культура стремится к созданию системы ролей человека, принципов его поведения и переживания этого мира. Главенствующий принцип «черной культуры» – принцип «тотального отторжения, всеобщей неслиянности человека с человеком, с миром и с самим собой[48]. Разрывая нити естественной связанности людей, она развивает в личности чувство отчужденности, эмоционального оскудения и, как следствие, порождает вывод: «если связи и чувства так непрочны, то их можно отбросить в любой момент, нарушить и разрушить. Каждый человек постоянно чувствует эту опасность: быть отброшенным»[49].

Изменения на рубеже ХХ и ХХ1 веков носят глобальный характер и на языке культурологии именуются сменой культурных парадигм. Процессы маргинализации в этот период тесно связаны с процессами глобализации и фрагментации[50].

Русская культура находится в настоящее время «на перепутье», в неком «культурном промежутке» - пространстве между концом чего-то определенного и началом чего-то неизвестного, маргинальном по своей сущности. Эта ситуация порождает изменение картины мира. Человек «культурного промежутка» не логически ориентированный субъект европейской культуры Нового времени, не авангардист ХХ века, создающий новые эстетические и социальные утопии, его точнее всего можно охарактеризовать в терминах культурной идеологии постмодерна. Он живет в радикально изменившемся пространстве и времени, он перестал ощущать себя центром Вселенной, перестал быть на месте Бога, как это было со времен Возрождения, ибо центр мироздания перестал сводиться к нему одному. Вследствие этого вокруг человека возникли разнообразнейшие возможности. Оказалось, что нет одной-единственной точки зрения на проблему, нельзя абсолютно однозначно ответить на один и тот же вопрос. «И то, что ощущалось однолинейным, прямолинейным, абсолютно адекватным, связанным с поиском абсолютной истины, вдруг обернулось неким театрализированным игровым поиском одного из возможных ответов.

Возникло нечто вроде голографии: множество планов, ракурсов, точек зрения на один и тот же предмет». Такова картина мира в постмодерне, и человек в ней – «играющий», вступивший в некую игру с миром, испытывающий варианты новых культурных возможностей. И в этой «игре» выделяются три типа поведения людей. Один тип поведения условно можно назвать «пассивно-деструктивной реакции на не нормированность культурной ситуации»[51]. Для этого типа поведения характерен поиск точек опоры в том, что уже хорошо известно, в прежних культурных образцах. Второй тип поведения – «активно-деструктивный, или агрессивный». Состояние деструкции и агрессии направлено на новое и культурно неосвоенное.

Третий тип поведения в период «культурного промежутка» - ориентирован на конструктивное освоение нового и неосвоенного, его условно можно назвать адаптивным. Эта ситуация дает им уникальную возможность внедрять культурные инновации, формируя будущие культурные нормы и образцы. Мобильность и быстрая адаптация – черты третьего, конструктивного типа реагирования на стрессовую культурную ситуацию. Маргиналы могут переходить в консолидационное с доминирующей культурой состояние, могут изменять свой былой статус, могут вновь обретать его. В настоящее время много групп «новых маргиналов в российской ситуации: людей первого традиционного типа реагирования, утративших социальную закрепленность (безработные, переселенцы, беженцы). Есть и другой вариант – группы, ощущающие себя маргинальными по отношению к господствующей культуре, агрессивно-деструктивные, стремящиеся свою культуру или субкультуру (национальную, сексуальных меньшинств, рок-культуру) утвердить как стабильную и обладающую приоритетными ценностями и нормами. Это еще одна тенденция культурной маргинальности на современном этапе.

Инновативные, игровые маргиналы на рубеже ХХ и ХХI веков заметно отличаются от маргиналов 70-80-х годов, какими были диссиденты. Новая литература привлекла читателя в утрате этических критериев как доминирующего качества художественного сознания. Этика в постмодерне ситуативна, и человек ведет себя ситуативно. Для игрового, стилизаторски-активного варианта постмодерна вся предыдущая культура и культурные стили – лишь материал для «собственного языка». Эта тенденция, пожалуй, самая опасная, на наш взгляд, так как вслед за разрушением незыблемых для российского менталитета духовных ценностей следовало разрушение и социальных структур. Впрочем, некоторые исследователи современной маргиналистики высказывают предположения, будто «на горизонте российской художественной культуры появились признаки того, что наступает новый период… В искусстве, это вечно лакмусовой бумажке культуры, есть ожидание и предощущение новых культурных идеологий, обладающих, судя по всему, гораздо большей этической проявленностью, демиургичностью и ригиоризмом. А это значит, «что культурному промежутку» в России наступает конец». Если даже признаки этого «нового периода» неочевидны, не проявлены, то, на наш взгляд, он неизбежно должен наступить, потому что это в логике развития культуры, существующей по своим законам, имеющей свои механизмы, своих «культурных героев».