Лесные ландшафты Башкортостана

В Республике Башкортостан антропогенные лесные ландшафты распространены довольно широко, особенно в западной ее части, где выше плотность населения. На карте растительности Республики масштабом 1: 2500000, можно увидеть, что восточная часть Башкирии вся покрыта лесом, лишь в юго-восточной (восточнее хребта Урал-тау) части нет лесов.

В восточной части Башкирии находятся заповедники, такие как Южно-уральский, Башкирский, Шульган-таш. По карте (общегеографическая карта РБ 2008г.) видно, что в лесной части республики очень низка плотность населения, мало населенных пунктов, а те, которые, есть нельзя назвать крупными (до 2000 жителей максимум).

Степень антропогенного воздействия на природу здесь крайне низка, она выражена лишь в виде прокладывания транспортных магистралей и лесных просек. Как объект для изучения антропогенных ландшафтов восток Башкирии не очень подходящий, так как воздействие человека на природу здесь пока невелико. Это связано с трудностями освоения территории, ландшафт здесь имеет довольно большие перепады высот - гора Катушка на хребте Баштау - 1043 метра над уровнем моря, гора Шуралькаснан на хребте Ушарлан - 700 метров над уровнем моря и другие факторы, препятствующие преобразованию ландшафта человеком (такая же ситуация в Сибири – там тоже имеется много лесных первозданных ландшафтов) (общегеографическая карта РБ 2008г.)

Совсем другая картина открывается при взгляде на западную часть территории Башкортостана.

Рельеф здесь более доступный для освоения человеком, поэтому уже по карте можно определить, что степень антропогенного воздействия на природу в западной части территории значительно выше, чем на востоке. Местности, полностью покрытые лесом, здесь встречаются нечасто, и, как правило, они невелики по площадям. Очень много здесь и крупных населенных пунктов - Октябрьский, 107658 человек, Стерлитамак, 266217 человек (по данным на апрель 2008 года, согласно общегеографической карте РБ)

Поэтому западная часть территории Республики более интересна для изучения антропогенных лесных ландшафтов.

На крупномасштабных топографических картах РБ можно разглядеть отмеченные на ней примеры антропогенных лесных ландшафтов.

Как правило, это узкие лесополосы, специально насажденные для улучшения хозяйственной деятельности.

Вдоль федеральной трассы М-5 на топографической карте Чишминского района Республики Башкортостан видны полосы лесонасаждений. Видимо, они указаны не все, а только самые широкие из них, но в целом по трассе лесополосы практически непрерывны. К примеру, на участке Алкино – Арсланово (он не виден на данном фрагменте) имеются лесополосы шириной 5 - 6 метров, состоящие из берез и тополей, но на карте они не указаны.

Такие же узкие лесополосы имеются вдоль железнодорожных транспортных путей. Как правило, эти насаждения высаживаются для борьбы с эрозией почвы. После строительства дорожного полотна часто уровень близлежащих грунтовых вод повышается, местами встречаются очень крупные заболоченные участки вдоль дорог (сопутствующее антропогенное воздействие). В местах выхода грунтовых вод на поверхность начинается разрушения дорожного полотна. Высаживая вдоль дороги влаголюбивые породы деревьев (тополь, ива в подлесок) можно уменьшить заболоченность прилегающих участков до минимума, так как лесонасаждения регулируют уровень грунтовых вод, используя влагу для роста и испаряя с поверхности листьев.

Так же на карте видны защитные лесонасаждения по краям сельскохозяйственных угодий.

Защитные лесополосы оберегают плодородный слой почвы от пересыхания, переувлажнения, выдувания сильными ветрами, а также насыщают его микроэлементами и органическими удобрениями. Плюс к тому защитные лесополосы очищают и поднимают близлежащие грунтовые, поверхностные водные ресурсы, способствуют насыщению атмосферного воздуха кислородом, что позволяет сделать более плодородным режим значительных территорий, в том числе и сельхозугодий.

Согласно исследованиям академика Российской академии сельскохозяйственных наук О. Г. Котляровой, урожайность уже к 10 году после высаживания лесополосы увеличивается на 20 - 30%, а затраты на высаживание лесополосы окупаются уже через 4 - 7 лет.

Средняя урожайность сельхоз культур при их «лесной» защите выше чем на безлесных полях примерно на 25 %.

По мнению руководителей Министерства сельского хозяйства РБ, многолетние полезащитные лесополосы хорошо задерживают суховеи, выравнивают климат над полями (зимой задерживают на полях снег, весной не дают почве размываться талыми водами).

Ярким примером может послужить село Акбарисово Шаранского района. Практически все поля вокруг него обрамлены защитными лесополосами, которые были посажены до Великой Отечественной войны. Состоят они из тополя (один ряд в середине лесополосы) и по 4 ряда с каждой стороны от тополей акации, клена ясенелистного, дуба черешчатого. В настоящее время тополя достигают высотой 22 метров, обхват ствола - 30-35 сантиметров.

Такие лесополосы можно увидеть на всей западной части Республики Башкортостан.

Следует не забывать о том, что узкие полосы леса посреди необлесенной территории не очень устойчивы к внешним воздействиям, поэтому нуждаются в антропогенном вмешательстве для дальнейшего развития. Также на территории Башкирии можно обнаружить антропогенные лесные ландшафты, возникшие в результате выпаса скота в лесах и на обширных вырубках. Это приводит к поеданию подроста, из-за чего деревья приобретают кустарниковый тип. Как следствие - уменьшение объема опада. В дальнейшем скот вытаптывает землю до твердого состояния. Такой низкорослый, кривобокий лес есть в районе санатория Юматово, в Гафурийском районе и других. Эти ландшафты уже являются в отличие от лесополос результатом нерациональной хозяйственной деятельности человека. Перед разрешением на выпас скота в лесах и на вырубках необходимо учитывать почвенно-грунтовые условия в районе предполагаемой пастьбы, иначе древесина, получаемая в таких лесах не, будет иметь никакого хозяйственного значения, кроме как в качестве топлива.

Так же можно включить в список антропогенных ландшафтов различные питомники лесничеств, в которых выращиваются различные породы деревьев для нужд лесного хозяйства. Подлесок в них полностью удален, травяные сообщества нельзя отнести к лесным, так как здесь можно найти различные виды полевых растений. Такие ландшафты есть в Уфимском, Зауфимском, Демском и других лесничествах. К примеру, выше по течению реки Уфа от монумента Дружбы имеются посадки взрослых тополей, между рядами которых высажены более молодые сосны. Таким образом, это пример воссоздания хвойно-лиственного леса, который более уместен для территории Башкирии. Возможно, через какой-то промежуток времени, этот ландшафт максимально приблизится по свойствам к природному, но пока до этого далеко, ландшафт полностью антропогенный.

Следует вспомнить также антропогенные лесные ландшафты, использующиеся в рекреационных целях. К примеру, лесопарк лесоводов Башкирии, расположенный вдоль ул. Менделеева от Ботанического сада до ипподрома Акбузат. Он не является полностью антропогенным, но влияние человека здесь велико.

Со времен «холодной войны» Республике Башкортостан достались в наследство от СССР различные лесопосадки, высаженные искусственно для маскировки различных военных объектов (воинских частей, баз, складов и других). Для таких лесонасаждений характерно наличие упрощенной структуры лесных сообществ, присущее всем антропогенным ландшафтам.