Личностные особенности маргиналов (бомжей)
Категория лиц без определенного места жительства весьма неоднородна: здесь и бывшие заключенные, и сироты, и психически больные, и алкоголики, и бездомные, и беспризорники. Бродяжничество как социальное явление достаточно стихийно и масштабно, что дает основание говорить о существовании «обособленного мира» лиц без определенного места жительства со своими законами и нормами развития. Замкнутость и изолированность от общества лиц данной социальной категории затрудняет изучение бродяжничества как социально-психологического явления.
Самую большую возрастную группу среди бездомных составляют люди 40—59 лет — 62 %. Вторая по численности группа 20—39 лет — 32 %. Совсем незначительно представлены возрастные группы 16—19 лет — 2 %, 60—79 лет — 4 %. Это связано с кризисами развития человека. Исходя из принятых в практической психологии трактовок, человек проходит через ряд кризисов, которые разрешаются в зависимости от внутренних ресурсов самого индивида и благополучия окружающей его обстановки. Баланс двух этих составляющих влияет на развитие личности человека. [44]
Когда произошел развал СССР, тем, кому сейчас 40—59 лет, было 28—47 лет. Задачи развития возрастов 28—47 лет — это развитие карьеры, выработка стиля жизни, принятие обязательств и их оценка, принятие родительской роли, ощущение значимости в обществе, установление прочных связей вне семьи. Благоприятное разрешение этих задач выражается в способности к социальному бытию, обновлению и значимости в обществе. Неблагоприятное — ведет к отчужденности от социума, отстраненности и незначительности. Таким образом, сами по себе задачи развития человека на данном возрастном этапе связаны с интеграцией человека в общество. В период, когда общество с его ценностями, традициями перестало существовать как единое целое, часть людей не смогла разрешить задачи своего развития. Вероятно, это дало толчок усилению маргинальных тенденций в обществе. [34]
Не менее интересен возраст 20—39-летних, которым в период изменений в стране было 8—27 лет. Возраст 8—27 лет — это время, когда решается вопрос о налаживании социальных связей, принадлежности к какой-либо группе, общности. [18]
Идентичность лиц без определенного места жительства.
Идентичность — это эмоционально — когнитивное единство представлений о самом себе, своем месте в мире, в системе межличностных отношений. Индивидуальная идентичность или эго — идентичность — это осознание собственной неповторимости, стремления к развитию своих способностей, понимание своего жизненного пути как неповторимого. Групповая идентичность — это осознание своей принадлежности к разным группам и социуму в целом
Для лиц без определенного места жительства характерна оценка прошлого как времени, которое ушло и не имеет ничего общего с реальной действительностью. Следует отметить, что для большинства прошлое тесно связано с детскими воспоминаниями, с жизнью в семье родительской или собственной. Для многих прошлое оценивается как время счастья и беззаботности. Для части бездомных прошлое имеет негативную окраску и связано с физическими наказаниями. То есть, для большинства бездомных прошлое не связано с собственной личностью. Представления о себе, своем Я в ответах практически не фигурируют, либо носят инфантильный характер. С окружающими значимыми людьми связывают свои воспоминания лишь 6 % от общего числа бездомных, т. е. воспоминания об окружающих практически отсутствуют и ограничиваются воспоминаниями о семье 53 %.
Друзья не фигурируют ни в одном из блоков ответов. Четко выражена тенденция не принятия своего прошлого — 79 % лиц без определенного места жительства, которые хотели бы изменить его. Ничего не хотели бы менять в своем прошлом 14 % опрошенных (для 7 % из них характерно несоответствие между желанием измениться и невозможностью это сделать). Следует отметить, что от 14—17 % опрошенных при ответах на вопросы этого блока отказываются отвечать, ссылаясь либо на плохую память, либо на незнание правильных ответов. Это может свидетельствовать о защитных механизмах лиц без определенного места жительства, либо об отсутствии четкой картины прошлого, либо незначительности этого периода для опрашиваемых в настоящем. [33]
Для личностного самоопределения в настоящем для лиц без определенного места жительства характерно: с одной стороны, активные действия (бороться, искать выход) 46% опрошенных, с другой стороны — смирение со сложившейся ситуацией 24% опрошенных, для третьей группы, 30% опрошенных, характерна полная растерянность и не знание своих действии в сложившейся ситуации. Таким образом, лица без определенного места жительства занимают пассивно-оборонительную позицию в настоящем, при этом в качестве оправдания своей жизненной стратегии одиночество назвали 12% опрошенных особенности характера 45% опрошенных, вредные привычки 25% опрошенных, сложившиеся жизненные обстоятельства 18% опрошенных. Оценка возможности разрешить ситуацию и изменить свое настоящее показала, что 39% видят ее только в постоянной работе, 43% в способности измениться и жить нормально, но конкретно не поясняют в чем эти изменения дол выражаться. Посчитали, что «способны на все» 13%, что в свою очередь свидетельствует об отчаянии опрошенных. Для бездомных настоящее характеризуется отсутствием четких планов. Актуальными потребностями для них является работа и поиски жилья. Сами они выпали из реальности.[33]
Исследование восприятия себя в настоящем лицами без определенного места жительства позволило выделить 2 тенденции: с одной стороны четко выражена негативная установка на будущее и опасения, что будет еще хуже у 43% опрошенных, с другой стороны 36% оценивают его положительно. Нормальным считают свое будущее 17%, скорее всего здесь проявляется защитные механизмы, либо это проявление демонстраций полного смирения со своим положением. Лишь для 4% будущее связано с достижением конкретной цели поисками жилья и работы. Характерно, тем не менее, что 68% надеются на благоприятное развитие событий, на себя возлагают надежду лишь 16%, на окружающих возлагают надежды 12%, для 4% будущее связано с отсутствием всяких надежд на улучшение ситуации. Четко можно выделить ассоциацию будущего со смертью, как способа разрешения настоящей ситуации, 10% от общего числа опрошенных с одной стороны, возможностью разрешить вопрос одиночества и личной жизни 11% от общего числа опрошенных. При этом старость отрицают 44%, объясняя это отдаленностью события, либо своей скорой смертью. На продуктивную старость (создание семьи и появление внуков, интересную работу) надеются 34%. С одиночеством, безнадежностью, немощью ассоциируется старость у 22% лиц без определенного места жительства. [43]
В целом, для индивидуальной идентичности лиц без определенного места жительства характерно не связанность всех трех времен. Представления о себе в прошлом либо вообще отсутствуют, либо представлены ранними воспоминаниями детства. В большинстве случаев прошлое отвергается как значимый временной отрезок своей жизни. Настоящее окрашено преимущественно 2 тенденциями: агрессией против создавшейся действительности и смирением с ней. Отсутствие реальных планов разрешения ситуаций дополняется недооценкой собственных возможностей и пассивностью. Большинство оценивают свое положение в настоящем, как неразрешимое и непреодолимое. Представления о себе в будущем у опрошенных с одной стороны положительно, с другой стороны — негативно, достаточно расплывчато и нереально. Будущее воспринимается, как возможность разрешения проблем настоящего, но при этом разрешение не обязательно положительное. Таким образом, основной акцент в индивидуальной идентичности «БОМЖ» делают на настоящее, которое обусловлено невозможностью удовлетворения своих потребностей. [43]
Большинство лиц без определенного места жительства в своих оценках семейных взаимоотношении опирались на опыт родительской семьи 74% опрошенных, 26% на опыт собственной семьи с которой не живут, либо разведены. «Нормальными» посчитали свои взаимоотношения с семьей 42% опрошенных, что можно расценить как проявление защитных механизмов. Благополучной и счастливой оценили свою семью 31% опрошенных, проблемной и несчастной — 27% опрошенных. Исследование отношения к лицам без определенного места жительства, как к членам семьи показало, 52% отказались отвечать, мотивируя отказ отсутствием семьи, либо утратой связи с ней. Это может свидетельствовать об отсутствии четких представлений о семейных отношениях, а значит, отсутствии чувства принадлежности к людям, на основе которого строятся взаимоотношения в социуме. Равенство с остальными членами семьи отмечают 26%. Закрытый ответ «нормально» дали 22% Исследование мнения лиц без определенного места жительства о большинстве семей, как возможность перенесения своего опыта показал, что воспринимают их как нормальные 71%, что свидетельствует об отсутствии информации о жизни других семей, либо из-за отсутствия собственного опыта семейных отношений. Лишь 21% отметили, что в основном семьи счастливы. Для 11% большинство семей несчастны, неблагополучны. [43]
Исследование отношения опрошенных к своему положению в обществе показало, что 40% считают себя «бичами, отбросами, изгоями». Это указывает на полное смирение со своей положением в обществе и признанием безвыходности ситуации. Лишь 20% дали ответ «человек». «Нормален» — на это указали 17%, что свидетельствует о стремлении защитить свой образ жизни и показать, что они являются полноценными членами общества. «Находятся среди друзей» — 13% опрошенных, вероятно, подразумевается общение с лицами без определенного места жительства. 10% ответили, что они одиноки в обществе. Взаимоотношения с людьми 43% опрошенных оценивают как положительные и хорошие. «Нормальными» считают свои взаимоотношения 41%. Данный показатель свидетельствует о наличии проблем у лиц без определенного места жительства, но при этом ситуация игнорируется, либо не осознается. Стремление идти навстречу в отношениях с окружающими высказали 9% опрошенных, на сложности во взаимоотношениях указали 7%. Среди основных причин дезадаптации в обществе лица без определенного места жительства назвали следующие: характер — 35% опрошенных (абсолютно адаптированными считают себя в обществе 25% опрошенных, что свидетельствует о привычности собственного образа жизни); вредные привычки — 13%; образ жизни, внешний вид — 16% опрошенных; сложность в установлении взаимоотношении с людьми — 11% опрошенных. [25]
Большинство лиц без определенного места жительства не считают себя одинокими 98% опрошенных, лишь 2% признались, что одиноки в настоящий момент. Ситуация, в которой лица без определенного места жительства чувствуют себя одинокими следующие: никого нет рядом, либо нет близкого человека — 74%, при этом привыкли к одиночеству, либо чувствуют себя комфортно, когда одиноки — 22%. Остро переживают свое одиночество сейчас 4% опрошенных. Исследования эмоционального восприятия одиночества показало, что для 48% опрошенных это «несчастье»; «тоска, печаль» — 20 % опрошенных. Для 11% это отсутствие собеседника, человека с которым можно поделиться. Одиночество как привычку, не вызывавшую никаких эмоции, рассматривают 17% опрошенных, хотели бы побыть одинокими 4%. Следует отметить, что одиноких людей лица без определенного места жительства воспринимают как замкнутых и нераскрытых 49% опрошенных, не имеющих близких людей 23% опрошенных. Счастливых и самодостаточных 13%. Как людей, которым очень тяжело и плохо 18%. Отказались отвечать 10 % опрошенных, что может быть связано либо с отрицанием собственного одиночества, либо актуальностью и болезненностью данного вопроса. [25]
Таким образом, для групповой идентичности лиц без определенного места жительства характерно отсутствие значимых социальных ролей в группе и социуме в целом. Чувство принадлежности к обществу практически отсутствует, четко выражена изолированность от значимых для жизни человека общественных процессов. Роль семьи в социализации лиц без определенного места жительства слабо выражена или почти отсутствует, что выразилось в отсутствии преемственности социального опыта между поколениями. Следует отметить, что сами опрошенные оценивают свои взаимоотношения с людьми положительно и не считают себя оторванными от общества.
Система ценностных ориентации определяет направленность личности, составляет основу взаимоотношения с людьми и социумом в целом. Проведенное исследование показало, что наиболее актуальными ценностями для лиц без определенного места жительства являются: «нормальная жизнь» — 44% опрошенных, «создание семьи» — 22%. «Благополучия» хотели бы 15%. Не знают, что является для них ценным в настоящий момент, — 13%. Быть состоятельными хотели бы 6%. [21]
Анализ ценностей, при реализации которых человек был бы счастлив, показал, что для 29% опрошенных такой ценностью является семья. Наличие жилья и работы сделали бы счастливыми 25% этих людей. Главной составляющей счастья для 14% является любимый или близкий человек. Уверенности в себе не хватает для счастья у 10%, благоприятной обстановки — у 10%. Уважительное отношение со стороны людей сделало бы счастливыми 6%; наличие денег — 6% опрошенных. [21]
Анализ ценностей, которые опрашиваемые хотели бы реализовать в будущем, показал, что к созданию семьи стремятся 15%. Желание любви, счастья высказали 22%. Нормальная жизнь, поиск работы актуальны для 16%. Обретения благоприятной обстановки и покоя хотели бы 22%. Изменить жизнь, быть не бомжом — хотели 8%. Иметь все — хотели бы 7%. В целом, не имеют представлений о том, что они могут желать в своей ситуации, 10% опрошенных. [25]
Таким образом, основными ценностями для лиц БОМЖ являются долговременные (ценности-цели), т.е. те, к которым следует стремиться как к конечной цели индивидуального существования. Среди них наиболее значимыми являются: нормальная жизнь — 42%; семейная жизнь — 25%; любовь — 14%; уверенность в себе, самостоятельность — 13%; богатство — 6%.
Ценности, необходимые для успешного развития человека (ценности — средства: ответственность, аккуратность и т. д.) в любой ситуации у лиц БОМЖ практически отсутствуют или неявно выражены. Это значит, что ценности, актуальные для развития «здесь и сейчас», не востребованы в настоящем, что не способствует адаптации. Сама иерархия ценностей слабо развита. Следовательно, у лиц без определенного места жительства можно констатировать обеднение ценностной сферы, своеобразный ценностный вакуум.
Самооценка — это оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка тесно связано с уровнем притязаний, степенью трудностей целей, которые ставит перед собой человек. В нашем исследовании мы рассматривали самооценку лиц без определенного места жительства с позиции соотнесения собственных сил с задачами разной трудности и требованием окружающих. [29]
Анализ обстоятельств, при которых возникают трудности, показал, что 25% опрошенных считают таковыми трудоустройство на работу. Неуверенность в себе назвали 24%. Полное отсутствие трудностей в жизни высказали 20%. Сама жизнь является трудностью для 14%. Трудность в установлении контактов с людьми для преодоления одиночества указали 11%. Плохое состояние здоровья назвали 6% опрошенных. [29]
Исследование актуальных задач, при решении которых возникают трудности у лиц без определенного места жительства, показало, что на первое место они ставят собственную жизнь — 30%. Поиск работы занял второе место — 19%. Взаимоотношения с окружающими 15%. Отсутствие трудностей указали 12% лиц без определенного места жительства. Создание семьи актуально для 10%. Умение сдерживать и контролировать себя отметили 7%. Испытывают трудности при восстановлении отношении с родственниками 7% опрошенных. [25]
Исследование личных причин, мешающих эффективно разрешать трудности, показало, что 45% опрошенных считают таковым «не умение жить в окружающем мире, в обществе». Не задумывались над этим 23%. «Не умею разрешать проблемы» 19%. Полностью игнорируют препятствия и считают, что у них все получится 9%. Способны проявить гибкость при разрешении вопросов 4% опрошенных. [27]
Таким образом, самооценка лиц без определенного места жительства связанна с узким кругом задач развития. При этом для большинства опрошенных характерно оценивать собственную жизнь, как самую большую трудность. Оценок собственной личности, своих способностей, качеств, поступков, места среди других людей практически нет, либо они носят неопределенный и завуалированный характер. Четко выражена негативное отношение к жизни, беспомощность пред сложившимися обстоятельствами, отсутствие критичности и требовательности к себе. В целом, самооценка лиц без определенного места жительства неадекватно занижена и эмоционально обеднена.
Таким образом, бродяжничество — это явление общероссийское. Бродяжничество — это, несомненно, социальное явление. И как социальное явление оно требует немедленного разрешения, поскольку является источником роста криминогенной обстановки, показателем неэффективной правовой системы защиты граждан. Бродяжничество это показатель ценностей, норм, представлении общества о дозволенном. Сами лица без определенного места жительства — люди, которые отрицают цели, нормы и средства общества. И основными чертами данной категории является пассивность в достижении поставленных целей, настрой на поражение, неудачу в любом случае, что ведет к полному отказу от успеха и, как следствие отчужденности, от общества. Венцом данной психологии становится смирение со своим положением и отказ что-либо менять. Именно поэтому, чем раньше оказывается помощь человеку, тем быстрее его можно вернуться в общество. Лиц без определенного места жительства, которые бродяжничают более 5 лет вернуть в обществе очень трудно, а чаще всего невозможно.