Макроэкономика Литвы 2006 г

Банковская деятельность регламентируется: законом «О Банке Литвы» (в редакции от 13 марта 2000г. №IX-205), законом «О коммерческих банках» (от 21 дек. 1994г. №1-720) и законом «О превенции отмывания денег» (в редакции от 28 марта 2006г. №IX-821). В 1990г. Сеймом была принята и ратифицирована Конвенция Совета Европы по предотвращению отмывания средств, поиску и конфискации средств, полученных от незаконной деятельности.[13, с. 51]

На конец 2006г. да в Литве действовало 10 коммерческих банков, 3 отделения и 3 представительства иностранных банков. Центральная кредитная уния Литвы и 58 кредитных уний. В конце 2006г. три крупнейших банка Литвы («Ханзабанкас», «Вильняус банкас», Nord LB Lietuva) по количеству предоставленных финансовых услуг занимали 81% рынка, а их имущество составляло 71% всего имущества банковского сектора.

Общие показатели деятельности банков Литвы, на последний день года, в млн. долл.

                                         1.01.04     1.01.05   1.01.06   1.01.07

Активы                            3273,8    3837,7     4692,4   6475,8

Вклады и аккредитивы 2149,0     2603         3181, 6   4207,2

Частных предприятий 617,6        769,5        1022,9   1347,7

Физических лиц           1260,8     1589,3        1874,0  2384,0

Ссуды                             1379,8     1625,7        2161,6  3333,7

Собств. акционеров      327,2       360,3         471,5    631,0

Прибыль                          13,2         5,6             40,1      76,14

В 2006г. общая прибыль банков Литвы составила 76,14 млн. долл. Практически все банки получили прибыль.

Крупнейшие банки Литвы в 2006г., в млн. долл.

Название банка Активы Вклады Выд. кредиты Прибыль

«Вильняус банкас»   2615,3 1572,9  1517,7  43,2

«Ханзабанкас»  1672,6 1404,2  804,2   19,9

Nord LB Lietuva 830,5 494,6   524,3   5,3

Snoras 437,3   241,6   150,5   2,7

«Уке банкас»   312,1   170,8   57,2 1,6

В 1995г. доля иностранного капитала в банковском секторе Литвы составляла 13%, а в 2006г. она выросла до 88%. В банковском секторе преобладает скандинавский капитал (шведские SEB контролирует «Вильняус банкас», а «Сведбанк» – «Ханзабанкас»). Немецкий капитал приобрел третий по величине с/х банк, который стал называться Nord LB Lietuva. В Литве также действуют финские банки «Сампо» и «Нордеа». Все активнее в Литве действует латвийский «Парэкс банк».

Доминирование иностранного капитала в банковском секторе страны имеет как позитивные, так и негативные аспекты. Принадлежность к крупным иностранным финансовым структурам позволяет банкам Литвы иметь доступ к их финансовым ресурсам, что обеспечивает большую ликвидность и большие возможности по финансированию различных проектов. Использование стандартизированного иностранного опыта позволяет улучшить работу, уменьшить расходы на разработку собственных финансовых программ. Зависимость от иностранных инвесторов ограничивает самостоятельность литовских подразделений. Это мешает открывать свои подразделения за рубежом, так как обычно материнская структура ведет экспансию через свое центральное подразделение. Активную работу за рубежом ведут только «Снорас» и «Уке банкас». Группы SEB планирует открыть представительство на Украине через свое литовское подразделение – «Вильняус банка». Кроме «Снораса» за рубежом активно действует «Уке банкас», контролируемый литовским капиталом, этот банк активно работает и в России. Банк занимается инвестиционными проектами на Балканах, где им приобретен Борасский глиноземный комбинат (Босния).

Финансовые услуги. В Литве отмечается быстрый и качественный рост рынка финансовых услуг. Меняется психология физических лиц – потребителей кредитных средств, которые намного охотнее начинают пользоваться услугами кредитования. Быстрый рост практически всех секторов экономики стимулирует использование большого количества кредитных средств. Литовские компании активно готовятся к вступлению ЕС, с его высокими требованиями, для которых нужны дополнительные инвестиции.

Вступление Литвы в ЕС открывает дополнительные возможности для банковского сектора страны. Для финансирования проектов, использующих структурные и другие фонды ЕС, потребуются большие заемные средства. При этом доля национального участника проекта, в котором используются средства ЕС, составляет от 20 до 75% всей стоимости проекта. После вступления в ЕС, конкуренция на финансовом рынке страны значительно ужесточится, так банки стран ЕС смогут напрямую участвовать в освоении финансового рынка Литвы. Это актуально для крупных финансовых проектов, где местным банкам будет сложно конкурировать с Европейскими структурами. Для физлиц – потребителей банковских услуг, вступление в ЕС позволит уменьшить расходы на международные переводы, так как стоимость переводов внутри страны и внутри ЕС станут равны.[20, с. 52]

Крупный передел банковскому сектору Литвы не грозит, так как на этот рынок уже пришли крупные иностранные игроки и не осталось государственных банков для приватизации.

Достаточно активно в 2006г. развивался сектор ипотечного кредитования. Этому способствует рост благосостояния населения и сравнительная дешевизна кредитных средств. Процентные ставки, применяемые литовскими банками, достаточно умеренны. Можно получить кредит на жилье на 25-40 лет с 3,5-4,5% годовых. Эта кредитная ставка не является постоянной и меняется в зависимости от состояния дел на межбанковских рынках. Кредитная ставка состоит из двух частей: постоянной составляющей банка в 1,5-2,5% и изменяющейся части (в литах индекс Vilibor, в евро Libor). Потребительские кредиты выдаются под 7-11% годовых.

Так как национальная валюта страны привязана к евро, разница в процентных ставках между кредитами в литах и иностранной валюте незначительна. Относительная «дешевизна» кредитов связана, как с высокой конкуренцией на банковском рынке, так и относительной «дешевизной» заемных средств на международных рынках.

Ипотека, лизинг

Активизацию ипотечного кредитования стимулирует и правительство. Для определенных категорий населения частично компенсируются банковские ставки по ипотечному кредитованию. Госкомпания «Бусто пасколу драудимас» всем желающим (и имеющим достаточные доходы для получения ипотечного кредитования) страхует ипотечные кредиты. Это позволяет получателю ипотечного кредита в коммерческом банке уменьшить начальный взнос (рассчитываемый от стоимости покупаемого жилья) с требуемых банками 15-35% до 5%.[20, с. 60]

Активный рост ипотечного рынка помимо других объективных причин стал предпосылкой для активного роста цен на недвижимость (стоимость жилья за год в Вильнюсе выросла на 30-50%, в Каунасе на 30-40%). Все чаше недвижимость покупается населением для инвестиционных целей (перепродажи, аренды).

Объем выданных кредитов по секторам экономики, в млн. литов

Сектор экономики   2005г. 2006г.

Всего 26449,8 35669,8

Обрабатывающая промышленность 6773,1  9522,4

Торговля   6217,2  8223,8

Финансовое посредничество   3046,6  5006,8

Недвижимость 1920,4  3195

Поставки электроэнергии, газа, водоснабжение 2079,3  2718,2

Транспорт и связь   1620,1  1684,6

Строительство 1133,6  1574,1

Управление государством, оборона   1974,6  1179,6

Сельское хозяйство, лесное хозяйство, охота 491,7   791,9

Прочие 1193,2  1773,4

В 2006г. банки Литвы столкнулись с ситуацией, когда на фоне быстрого роста реализуемых финансовых услуг (потребительских, ипотечных кредитов) уменьшились темпы роста вкладов населения, несмотря на рост экономики и улучшение финансового положения граждан. Более активно используются лизинговые финансовые и услуги связанные с получением потребительских кредитов. Видимо, поэтому со II пол. 2006г. банки стали предлагать более высокие процентные ставки.

С начала 2004г. в Литве введена новая система нумерации банковских счетов Iban, а также новая система взаиморасчетов между банками Litas, которая позволяет выполнять переводы между банками страны в реальном времени. Активно росло количество пользователей систем интернет банкинга. Использование интернет банкинга в Литве

Тыс. литов

Операций   Местные   Международные

2004г.   600   3507406 16328973

2005г.   2475 9089465 29269191

200г.   5719 39483480 40236440

Банки предлагают допуслуги для юрлиц – интеграцию интернет банкинга с системами бухучета предприятий, системами логистики, складирования и т.д. Активная информатизация является средством уменьшения операционных расходов. В банке Nord LB открыто первое полностью автоматизированное отделение, в котором клиенты могут вносить средства и выполнять различные банковские операции с использованием электронного оборудования. В 2006г. продолжалось активное внедрение платежных карточек, количество которых за год выросло на 47%. Платежные карточки, выданные литовскими банками

Международных

Всего Местных Всего Виза   Мастеркард*

2005   683748  4542   679206  436949  242257

2006   1463978 6923   1457055 957683  499372

2006   2148520 7676   2140844 1406937 733907

Дебетные

2005   670753  4542   666211  434193  232018

2006   1427702 6923   1420779 947218  473561

2006   2096381 7676   2088705 1398585 690120

Кредитные

2005   12995   -   12995   2756   10239

2006   36276   -   36276   10465   25811

2006   52139   - 52139   8352   43787

* Мастеркард/Маэстро

Лизинговые услуги. Продолжал расти рынок финансовых лизинговых услуг, общий портфель которых в 2006г. по сравнению с 2005г. вырос на 47,8%.

Портфель финансовых лизинговых услуг, в млн.литов

2001 2002 2003 2004 2005 2006

По виду

Финансовый лизинг 619,6   559,9 648,5 1069,2 1659,9   2488,8

Лизинг деятельности 3,3 12,3 31,8 51,5 87,7 207,8

Всего 622,9   572,2 680,3 1120,7 1747,6   2696,6

По видам имущества

Недвижимость 13,3 39,1 136,6 209,9 308,5   457,5

Нематериальное имущество   - - 0,012 0,792 -   -

Движимое имущество: 609,6 533,1 543,7 910,8 1439,1   2239,1

Промышленное оборудование   126,8 145,5 170,7 262,3 397,5   553,8

Оргтехника 16,9 16,9 16,0 39,7 76,2 84,7

Средства дорожного транспорта 290,8 203,7 189,7 286,7  467,2 774,1

Легковые автомобили 157,6 125,9 145,7 215,7  297,9   510,7

Суда, самолеты и ж/д средства 6,8 4,9   2,3 30,0

Прочее имущество 175   41,1   14,8   100,7 198,0 285,8

Всего    622,9   572,2 680,3 1120,7 1747,6 2239,1

Главенствующую роль на рынке занимают две дочерние лизинговые компании крупнейших банков страны «Вильняуся банкаса» и «Ханзабанкас». Они контролируют 72% рынка. Лизинговые компании крупных банков ориентируются на крупных частных клиентов (покупки новых автомобилей, недвижимости) и юрлиц, более мелкие компании – на розничную торговлю. Любой товар или услугу дороже 150 литов можно купить в рассрочку. В секторе розничной торговли по объемам оказания финансовых лизинговых услуг ведущее положение занимает банк «Снорас». Ожидается, что в 2004г. рост рынка составит 30-35%. Это связано с растущей платежеспособностью населения и необходимостью для предприятий инвестировать все большие средства в модернизацию, оборудование в связи с предстоящим вступлением в ЕС.

Рынок услуг факторинга в 2006г. вырос на 58% с 1,69 до 2,57 млрд. литов. В 2006г. было подписано 1041 договоров на 431,9 млн. литов.

Страховые услуги

Базовым законодательным документом, регламентирующим страховую деятельность в Литве, является закон Литовской Республики «О страховании» от 10 июля 1996г. №1-1456 в редакции от 13 июля 2000г. После относительно быстрого роста рынка отмеченного в 2006г. (он был связан с вводом обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев), в 2006г. отмечен умеренный рост в 10,1%.

Динамика роста рынка страховых услуг за 1997-2006гг.

2000 2001   2002   2003   2004   2005   2006

Жителей   3707,2  3704   3700,8 3698,5 3500,0 3468,0 3453,2

Подписано премий, млн.лт. 253,2 396,0 408,9 436,4 478,9 740,5 815,6

Рост рынка, %   37,2 56,4 3,2   6,7   9,6   54,6   10,1

Рост ВВП страны, %   7,3 5.1 -3,9 4,0   6,5   6,7   8,9

Доля страх. премий в ВВП, % 0,51 0,77   0,79   0,77   1,00   1,46   1,51

Премии на 1 жит., лт. 68,3 106,9 110,5 130,5 147,24 213,1 236,2

Инвестиции литовских страховых компаний, в млн.долл.

Инвестиция В Литве   За рубежом Всего

Государственные ценные бумаги 244,44  7,38 251,82

Недвижимость 34,67   0,00 34,67

Срочные вклады 13,40   0,76 14,15

Ипотечные ссуды 1,27 0,00 1,27

Акции, наиболее котируемые на бирже   1,22   0,04 1,26

Акции, не наиболее котируемые на бирже 11,89 0,41 12,30

Облигации, наиболее котируемые на бирже   0,00   2,98   2,98

Акции, не наиболее котируемые на бирже   0,81   0,00   0,81

Ценные бумаги инвестиционных фондов 0,08   5,89   5,96

Касса и остаток на текущем счете 11,06   1,65   12,71

Прочие инвестиции 0,46 0,00   0,46

Всего 319,30  19,11 338,41

Большая часть участников страхового рынка Литвы контролируются иностранным капиталом. Крупнейшая компания «Летувас драудимас» принадлежит датчанам, «Эрго Летува» немцам, «Балтикумс драудимас» и «БТА драудимас» -латышам, «ИФ драудимас» – финнам. В 2006г. польская компания PZU, уже владевшая контрольным пакетом акций компании «Линдра» и «Линдра гивибес драудимас», приобрела дочернюю компанию банка Nord LB, Nord LB Draudimas. Объявленная цель польской компании – достичь 25% страхового рынка Литвы.

В 2006г. позиции российского капитала на страховом рынке Литвы несколько увеличились. Если до прошедшего года он был представлен ЗАО «Балтик гарант» (контролируемую «Ингосстрахом»), то в конце года дочерняя компания Банка «Снорас» (принадлежащего российскому «Конверсбанку») была приобретена российской страховой группой «Рессо Гарантия». Сразу же после приобретения были объявлены планы активной экспансии на рынке Литвы и стран ЕС.

Инвестиции

Рост внутренних инвестиций (относительно пред. г.) в 2005г. составил 25%, что характеризует эффективность проводимых в стране структурных реформ. Приватизирован госсектор. Внедрен и действует механизм системы процедур банкротства и реструктуризации предприятий. Органы госвласти не допустили увеличения дефицита госбюджета. С 2006г. налог на прибыль был снижен с 29% до 15%. Законодательство гарантирует одинаковые права для внутренних и иностранных инвесторов, а также предоставляет государственные гарантии на кредиты и проводит страхование всех видов инвестиций.

Объем прямых иноинвестиций в 2006г. составил 35 млн.долл., что на 3,1% больше, чем за предыдущий год.

Страны-инвесторы в литовскую экономику, в млн. долл.

01.10.05   % ПИИ  01.10.06 % ПИИ

3426,4  100   4343,3  100

Швеция 567,4   16,6 673,2   15,5

Дания   548,5   16,0 755,6   17,4

Эстония 343,6   10,0 334,1   7,7

Германия 336,2   9,8 443,4   10,2

США 302,1   8,8 372,3   8,6

Финляндия   216,3   6,3 370,9   8,5

Россия 207,7   6,1 218,2   5,0

Великобритания 182,7   5,3 216,3   5,0

Швейцария 104,6   3,1 135,8   3,1

Норвегия 104,5   3,1 137,7   3,2

Др. страны   512,4   14,9 685,9   15,8

ПИИ в виде прямых иностранных инвестиций

Прямые иноинвестиции в различные сферы экономики, в млн. долл.

ПИИ   в % на 1.10.06

Всего 4343,3  100

Сельское, лесное хозяйство, рыболовство   31,04   0,71

Добывающая промышленность  37,84   0,87

Обрабатывающая промышленность 1301,1  29,96

Электроэнергетика, газ и водоснабжение 181,1   4,17

Строительство 50,56   1,16

Оптовая и розничная торговля   806,8   18,58

Отели и рестораны   74,38   1,71

Транспорт и складское хозяйство   149,35  3,44

Почта и телекоммуникации   604,4   13,92

Сфера финансовой деятельности 682,94 15,72

Недвижимость, рента   340,49  7,84

Образование, здравоохранение  6,60 0,15

Прочие сферы   6,60 1,77

Предпринимательство

Правовая база имущественных и производственных отношений в промышленности, которая регулирует общий порядок создания, функционирования, реорганизации и ликвидации предприятий различных форм собственности, а также другие правовые вопросы, включает в себя: Гражданский кодекс от 01.07.2000г.; закон ЛР «Об акционерных обществах» №VIII-183 5 от 13.07.2006г.; закон ЛР «Об индивидуальных предприятиях» №IX-1805 от 6.11.2006г; закон ЛР «О банкротстве предприятий» №IX-216 от 20.03.2005г.; закон ЛР «О конкуренции» №VIII-1099 от 23.03.1999г.

Вышеуказанные законодательные и нормативно-правовые акты полностью приведены в соответствие с требованиями Евросоюза. По информации Агентства по защите окружающей среды при министерстве окружающей среды Литвы особые требования со стороны ЕС предъявляются к совершенствованию законодательства в экологической области, в частности, сокращению выброса вредных отходов в окружающую среду от промышленных предприятий.

В соответствии с Директивой ЕС 96/61 от 1996г. с окт. 2007г. для контроля над вредными выбросами от производства в окружающую среду для промышленных предприятий будут введены специальные разрешения. Функции по контролю за вредными выбросами и выдаче разрешений будут возложены на региональные Департаменты окружающей среды при министерстве окружающей среды Литвы (всего их восемь в г.г. Вильнюс, Каунас, Клайпеда, Шяуляй, Панявежис, Алитус, Утяна и Таураге). Данная Директива Евросоюза распространяется на 165 литовских промышленных предприятий энергетики, металлообработки, электроники, строительства, стройматериалов, химической промышленности, сбора и переработки отходов, сельского хозяйства, бумажной, легкой, пищевой, молочной промышленности.[23, с. 30]

Высокий уровень внимания и принятые в последние годы правительством документы (в особенности «Долгосрочная стратегия государственного развития») показывает, что одним из важнейших направлений деятельности государственных органов является политика развития малого и среднего предпринимательства (МСП).

В среднесрочных стратегических задачах правительства до 2009г. в области МСП предусмотрены следующие цели: обеспечить приоритетное развитие сектора МСП; увеличить конкурентоспособность МСП, создавая условия для инновационной деятельности и применения новых технологий; поощрять международное сотрудничество, способствовать увеличению экспорта продукции и услуг МСП; завершить создание основных звеньев системы развития МСП.

В процессе выполнения положений Стратегии развития МСП от 22.10.02г. №IX-1142 принят в новой редакции Закон «О развитии мелкого и среднего предпринимательства», положения которого приведены в соответствие с рекомендациями Европейской Комиссии о концепции МСП. Обновлены и дополнены некоторые положения Стратегии развития предпринимательства, а также принято правительственное постановление «О госсредствах, выделенных на развитие МСП» (№1175 от 19.07.06г.).

Утвержден новый состав Совета по развитию предпринимательства при министерстве хозяйства Литвы, созданы три новых его комитета, в т.ч. Комитет поощрения малого и среднего предпринимательства. Функционирование инфраструктуры помощи малому бизнесу субсидируется государством и местными самоуправлениями. Поддержка деятельности малого бизнеса финансируется из госбюджета (в 2006г. выделено 15 млн. литов (5 млн.долл.). Финансовая поддержка малой предпринимательской деятельности осуществляется как централизованно, так и децентрализовано, имеет трехуровневую систему и состоит из: государственной поддержки, а также поддержки на уровне администраций уездов и самоуправлений.

В соответствии с законодательством ставка налога на прибыль составляет 15% (для малых, средних и крупных предприятий) и 13% – для микропредприятий (с численностью работающих до 10 чел. и годовым оборотом до 500 тыс. литов (165 тыс.долл.). Готовится пакет нормативных актов (который будет рассмотрен на осенней сессии парламента Литвы) для внесения изменений в Закон Литовской Республики «Об индивидуальных предприятиях», в соответствии с которыми предлагается упразднить налог на прибыль для микропредприятий.

Органы местного самоуправления имеют право принимать решения о снижении величины налогов, уплачиваемых предприятиями в местные бюджеты (за аренду недвижимости, земли), а также предоставлять иные налоговые льготы (при упорядоченной системе реализации своей продукции через рынки, при этом малые и микропредприятия могут освобождаться от уплаты ряда налогов – до 70%). Предприниматели, получившие патент на осуществление индивидуальной трудовой деятельности (ремонт обуви, переводы текстов и др. мелкие услуги), платят единый (фиксированный) налог. Указанная категория предпринимателей пользуется упрощенной системой ведения налоговой отчетности.

Для осуществления финансово-кредитной поддержки малой предпринимательской деятельности учреждена компания ЗАО «Инвега» (с уставным капиталом 7 млн. долл.), учредителем которой выступает министерство хозяйство Литвы. «Инвега» имеет уставный капитал 20 млн. литов (7 млн. долл.). Основным направлением деятельности компании является предоставление гарантий коммерческим банкам по кредитам, выдаваемым малым и микропредприятиям. Гарантии, выданные данной компанией, считаются как государственный долг в соответствии с Законом Литовской Республики «О государственном долге». Максимальная сумма кредита, на которую предоставляются гарантии «Инвега» не может превышать 500 тыс. литов (167 тыс. долл.). С 1.09.2006г. «Инвега» предоставляет гарантии по банковским кредитам, взятым для осуществления инвестиционных проектов на сумму до 1 млн.литов (330 тыс.долл.), а для пополнения оборотных средств – до 500 тыс.литов (167 тыс.долл.). Стоимость поручительства «Инвега» для малого и микропредприятий за взятые банковские кредиты составляет 5% от суммы гарантии, из которых 80% компенсирует государство.

Малым предприятиям, получившим банковский кредит под гарантии «Инвега», государством через эту компанию субсидируется половина суммы, уплаченных банку процентов ставки рефинансирования. Ставка банковского кредита, под которую «Инвега» предоставляет гарантии, не может превышать 6% годовых. Максимальная сумма обязательств, под которые «Инвега» предоставляет гарантии, не может превышать 30 млн.литов (10 млн.долл.). В случае если малое предприятие не в состоянии вернуть банку кредит, взятый под гарантию «Инвега», банк имеет право для покрытия понесенных убытков реализовать имущество, заложенное клиентами для получения кредита. Если после реализации имущества клиента, банк остается в убытке, «Инвега» компенсирует банку 80% недополученной суммы, а 20% – составляют убытки банка.

Банком Литвы установлена единая для всех комбанков страны система залогов при получении кредитов малыми предприятиями: под недвижимость (сумма кредита составляет 70% от его стоимости), под имущество за исключением автотранспорта (50%), автотранспортные средства (30%).

В 2006г. продолжали реализовываться сформулированные правительством Литвы, приоритетные задачи по поддержке малого и среднего бизнеса: развитие его сети, соответствующей требованиям ЕС, участие в многолетней программе Европейского союза на 2005-05гг., подготовка к администрированию и освоению средств структурных фондов ЕС. Особое внимание уделялось развитию инфраструктуры помощи малому бизнесу, в частности, расширению и совершенствованию сети информационных центров (в стране насчитывается более двадцати, планируется создать еще более десяти) и бизнес-инкубаторов (созданы 7), учредителями которых выступают Министерство хозяйства Литвы и местные самоуправления. Данные Департамента статистики при правительстве показывают, что бум учреждения мелких предприятий (до 9 работников), который наблюдался до конца 1999г. – завершился. Процент таких предприятий стабилизировался на цифре – 79,5%. В общей структуре предприятий отмечается рост удельного веса предприятий с количеством работников от 10 до 49 – с 11,4% в 1999г. до 16,4% в 2006г. Данные Департамента статистики показывают, что предприятия, в которых занято до 9 работников, составляют наибольшую часть МСП. Уменьшение количества мелких средних предприятий в 1999-2006гг. обусловлено[11, с. 29]:

– изменением порядка выдачи патентов и осуществления деятельности по патенту (постановление правительства №1491 от 28.12.99г. установлено, что патенты могут приобретать только физлица);

– упрощением процедур ликвидации за нарушение порядка декларирования налогов предприятий, не осуществляющих деятельности (закон «Об упрощенном снятии с учета предприятий, не имеющих статуса юрлица»);

– повышением стоимости рабочей силы (29 дек. 1999г. Сейм принял Закон «Об утверждении показателей бюджета Фонда государственного социального страхования на 2000г.», которым установлен общий тариф взносов государственного социального страхования для страхователей – 31% и тариф взносов государственного социального страхования для застрахованных – 3%. Данные тарифы взносов увеличили бремя налогов и повысили стоимость рабочей силы);

– введением дополнительных налогов (12 сент. 2000г. Сейм принял закон «О гарантийном фонде», согласно которому зарегистрированные предприятия вынуждены платить взносы в Гарантийный фонд);

– увеличением бремени налогов (в результате принятия 4 июля 2006г. Сеймом закона «Об изменении и дополнении статьи 34 закона о государственном социальном страховании» и вступления в силу 1 янв. 2006г. Закона «О подоходном налоге с населения») заставило владельцев индивидуальных (персональных) предприятий Литвы ликвидировать мелкие предприятия, либо реорганизовать ИП (ПП) в закрытые акционерные общества;

– созданием дополнительных бюрократических барьеров в области трудовых отношений (служебные удостоверения, сообщение о предоставлении (прекращении) неоплачиваемого отпуска, сообщение о начисленных пенсионерам за календарный месяц суммах застрахованных доходов);

– возникновением крупных торговых сетей в секторе торговли (крупные сети максимально снизили затраты на деятельность и цены на продукцию. Торговые МСП не смогли конкурировать с такими ценами и были вынуждены прекратить деятельность.