Машиностроение как ведущая отрасль промышленности

Роль и содержание машиностроительного комплекса

Как ведущая отрасль промышленности, машиностроение определяет уровень и темпы индустриализации мирового хозяйства в целом и каждой страны в отдельности. Его основное назначение – производство средств производства и предметов личного потребления.

Машиностроение – главная по числу занятых, по стоимости продукции и соответственно по доле во всем промышленном производстве отрасль современной промышленности. В развитых государствах на её продукцию приходится 35-40% стоимости промышленного производства и в нем заняты 25-35% всех работающих в промышленности. В развивающихся странах значение данной отрасли много меньше.

На развитие машиностроения всегда оказывал сильное влияние научно-технический прогресс, особенно в эпоху НТР, которая радикально изменила всю структуру отрасли, её систему организации и управления. Как следствие, машиностроение – наиболее наукоемкая отрасль всей индустрии с самой высокой долей выпускаемой инновационной продукции. Эта продукция – материальный носитель всех возможных для практического применения достижений НТР. От уровня развития машиностроения в решающей степени зависит рост производительности общественного труда.

Машиностроение играет очень важную роль в хозяйстве: его основная задача – обеспечение орудиями труда всех отраслей хозяйства; удовлетворение потребностей населения в разнообразных приборах и аппаратах бытового назначения. Спрос на такую массовую продукцию – мощный стимул развития многих производств машиностроения, работающих на потребительский рынок. Машиностроение выполняет особую, специфическую функцию в индустрии – производит дорогостоящее вооружение как для обороны своей страны, так и для продажи на мировом рынке.

Машиностроение также самая комплексная и дифференцированная по структуре из отраслей промышленности: вместе с металлообработкой оно включает в себя до 200 различных подотраслей и производств. Их можно группировать по целевому назначению (с выделением общего, транспортного машиностроения, электроники и электротехники, а также сельскохозяйственного, строительно-дорожного машиностроения, приборостроение и др.) [табл. 1], по особенностям технологической и пространственной ориентации (с выделением металлоёмкого, трудоёмкого, наукоёмкого машиностроения), а также по времени возникновения, условно подразделяя отрасли машиностроения на «старые» (традиционные), «новые», относящиеся к первому этапу НТР, и «новейшие», возникшие уже в годы второго этапа НТР.

Новейшие отрасли машиностроения отличаются наукоемкостью. К ним, в первую очередь, относятся электроника, ракетостроение, роботостроение, атомное машиностроение, сенсорное оборудование и т.п. Опережающими темпами растет производство вычислительной техники, микропроцессоров, промышленных роботов, средств связи.

В настоящее время из электротехнической промышленности выделяется практически вполне самостоятельная отрасль машиностроения – электронная промышленность. Это важнейшее макроструктурное изменение всего машиностроения. Заметные сдвиги произошли в мезоструктурах отраслей машиностроения: в транспортном резко возросло значение автомобильной и авиационной промышленности, резко потеснивших судостроение и производства подвижного состава для железных дорог. В самостоятельную отрасль превращается ракетно-космическая, пока находящаяся в составе авиационной. Очень большие изменения идут в микроструктурах всей отрасли.

Факторы размещения и география машиностроительной отрасли

На размещение предприятий машиностроения оказывают влияние различные факторы, в том числе: обеспеченность трудовыми ресурсами, транспортный, потребительский факторы, а также фактор наукоемкости, а для некоторых металлоемких отраслей еще и сырьевой.

В последние годы страны с дешевой рабочей силой оказались в более благоприятной ситуации для развития трудоемких отраслей машиностроения, чем страны, обладающие сырьевыми ресурсами.

Важным фактором, влияющим на развитие машиностроения, стало развитие науки и техники в эпоху НТР. Усложняется машиностроительное производство, развиваются специализации и межстрановое кооперирование, постепенно выделяются страны-производители массовой продукции и производители сложной наукоемкой продукции. В передовых странах на последнюю приходится более 2/3 всех расходов на НИОКР в промышленном производстве.

Особенностью машиностроения развитых стран по сравнению с развивающимися является наиболее полная структура машиностроительного производства, увеличение значения электротехники, высокое качество и конкурентоспособность продукции. Отсюда её высокая экспортность и большой удельный вес машиностроительной продукции в общей стоимости экспорта (Япония – 60%, США, ФРГ, Швеция, Канада – более 40%).

В машиностроении экономически развитых стран преобладают такие отрасли, как станкостроение, транспортное машиностроение, производство оборудования, электротехника, приборостроение.

Для географии современного машиностроения характерно групповое размещение кооперирующих предприятий, а также внедрение системы материально-технического снабжения типа «точно в срок». В самом машиностроении мира в последние годы развивается процесс интернационализации производства (в рамках ТНК, на основе межгосударственных и межфирменных соглашений). Этот процесс осуществляется в основном между промышленно развитыми странами, в которых сосредоточено около 9/10 мощностей машиностроения и более 9/10 объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

В машиностроении внедряются гибкие автоматизированные производства и системы автоматизированного проектирования, основными компонентами которых являются станки с числовым программным управлением (ЧПУ), ЭВМ и др. В производстве оборудования для этих систем главная роль принадлежит Японии и США. Значительно слабее позиции стран Западной Европы, бывших в недалеком прошлом основными поставщиками производственного оборудования для машиностроительных заводов мира.

Страны, производящие главным образом несложные машины для внутреннего рынка, также постепенно внедряют новейшее оборудование, однако в значительно меньшей степени. К ним относятся страны Центральной и Восточной Европы, Испания, Греция, Португалия, Австралия, ЮАР, Аргентина, Индия, Бразилия, Мексика, Польша, Венгрия, Болгария, Румыния. Перестройка и экономический кризис сдвинули страны бывшего СССР также в разряд данной группы стран.

В отдельную группу можно выделить новые индустриальные страны – Республику Корею, о. Тайвань, Малайзию, Сингапур, Бразилия, в определенной степени Китай, которые лидируют в области новейших технологий для обеспечения конкурентоспособности на внешних рынках машиностроительной продукции.

Ориентация на квалифицированную рабочую силу и потребителя привязывает машиностроение к городам и промышленным центрам. В США, например, машиностроение сосредоточено в северных штатах, в Германии – в прибрежных районах, в Италии – в Пьемонте и Ломбардии, во Франции – в парижском районе.

В Японии, Китае, Вьетнаме, в других странах наблюдается тенденция деконцентрации производства в отраслях, связанных с радиотехникой, производством часов и другой трудоемкой продукции на небольших, часто «семейных» предприятиях, рассредоточенных на территории страны.

Общая тенденция в области размещения «нового» и «новейшего» машиностроения – образование научно-производственных парков, где сосредоточиваются предприятия по выпуску наиболее прогрессивной наукоемкой продукции.

Тяжелое машиностроение, связанное с производством горнодобывающего, нефте- и газоперерабатывающего оборудования, судостроением и т.п., тяготеет к потребителю и портовым коммуникациям. Экологоопасные предприятия постепенно выводятся на окраинные, малозаселенные территории, на острова и побережья морей и океанов.

Развивающиеся страны, отличающиеся низким уровнем социально-экономического развития, располагают и бедным ассортиментом техники, приобретенной сравнительно недорого или уже отработавшей свой ресурс в более развитых странах. Крупные ТНК, привлекая местную дешевую силу и ресурсы, размещают в этих странах сборочные заводы, выпускающие массовую продукцию.

Таким образом, наблюдается постепенный сдвиг машиностроения в страны с дешевым трудом. Несмотря на это, доля развивающихся стран (в основном стран «новой индустриализации») в производстве машиностроительной продукции продолжает оставаться незначительной, а поэтому говорить о коренных сдвигах в мировом машиностроении не приходится.