Международное сотрудничество в области социальной защиты детства
В международном сообществе вопрос об отдельном рассмотрении проблем социальной защиты детства возник сравнительно недавно - в результате массовых движений за демократические реформы XIX века. Под влиянием этих демократических движений ряд государств, в том числе Россия, приняли на себя обязательства по социальной защите детей от рабства и торговли ими, от вовлечения в проституцию, от эксплуатации детей работодателями, от произвола родителей и от других невзгод.
В начале XX века предпринимались попытки координировать усилия отдельных государств в области защиты интересов детей в международном масштабе. Элементы социальной защиты детей содержатся в документах предвоенной Лиги Наций. Наиболее важным актом этой организации в области социальной зашиты детства явилась ее Женевская декларация прав ребенка, принятая в 1924 году [13].
Ведущую роль в координации усилий мирового сообщества по социальной защите детства стала играть созданная в 1945 году Организация Объединенных Наций (ООН).
Одним из первых актов ООН в области социальной защиты детства стало образование Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ), который стал главным механизмом международной помощи детям.
В 1948 году ООН приняла Всеобщую Декларацию прав человека, в которой отмечено, что дети должны быть объектом особой защиты и помощи. Необходимость особой защиты прав ребенка подчеркивается и в других документах ООН: в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах, в уставах и иных документах международных организаций и специализированных учреждений ООН, занимающихся вопросами благополучия детей.
В 1959 году Организация Объединенных Наций приняла Декларацию прав ребенка. Главная идея декларации: человечество обязано давать ребенку лучшее из того, что оно имеет. В Декларации провозглашены десять принципов обеспечения социальной зашиты и благополучия детей на национальном и международном уровнях [13].
Декларация призвала родителей, неправительственные организации, отдельных лиц, местные власти и национальные правительства признать изложенные в ней права и свободы детей и стремиться их соблюдать.
В Декларации особо подчеркивается необходимость специальной защиты детей, предоставления им возможности и условий для нормального, здорового развития в условиях свободы и достоинства.
Декларация прав ребенка побудила правительства многих государств и неправительственные организации усилить внимание к социальной защите детей, принять правовые акты и провести организационные мероприятия, защищающие интересы детей.
Программным документом ООН на многие годы явилась Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, принятая на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей в 1990 году.
В этой Декларации констатируется, что каждый день множество детей во всем мире подвергается опасностям, которые препятствуют их росту и развитию; что дети подвергаются неисчислимым страданиям, будучи жертвами войны и насилия, расовой дискриминации, апартеида, агрессии, иностранной оккупации и аннексии; будучи беженцами и перемещенными детьми; будучи жертвами халатности, жестокости и эксплуатации.
Каждый день, свидетельствует Декларация, миллионы детей страдают от бедствий, нищеты и экономического кризиса, от голода и отсутствия дома, от эпидемий и неграмотности, от деградации окружающей среды, от последствий внешней задолженности государства и отсутствия устойчивого и постоянного роста уровня жизни. В мире ежедневно умирают несколько тысяч детей от недоедания и болезней, от плохих санитарных условий и отсутствия чистой воды, от последствий наркомании [13].
Декларация рекомендует правительствам, международным организациям, неправительственным организациям, всем другим учреждениям систему мер по социальной защите детства буквально во всех основных сферах жизни человеческого общества.
Важным документом ООН в области социальной защиты детства явились Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), принятые в 1985 году. В Правилах сформулированы сферы применения и цели правосудия в отношении несовершеннолетних, возраст уголовной ответственности и процессуальные права несовершеннолетних, особенности расследования и судебного разбирательства дел несовершеннолетних, особенности мер воздействия на несовершеннолетних и др.
Имеется также значительное количество более частных международных и региональных соглашений по конкретным аспектам социальной защиты детства.
Но реальное положение детей и состояние их социальной защищенности в мире потребовали более универсального и более обязательного международного документа в области социальной защиты детства, в котором на основании юридических норм фиксировались бы конкретные меры по социальной защите ребенка, так, чтобы эти меры были обязательными для государств, его подписавших. Таким документом явилась Конвенция ООН о правах ребенка, принятая 20 ноября 1989 г [22].
Конвенция ООН «О правах ребенка» разрабатывалась несколько лет Комиссией ООН по правам человека. В состав рабочей группы входили юристы, врачи, педагоги, психологи, социологи, культурологи, деятели общественных организаций и религиозных конфессий из многих стран. Конвенция развивает и конкретизирует положения Декларации и других принятых ранее документов ООН о правах и социальной защите детей. В 54 статьях Конвенции отражены практически все наиболее существенные моменты, связанные с жизнью, положением ребенка в обществе и его социальной защитой. Самое главное отличие Конвенции от разного рода деклараций в том, что, подписывая Конвенцию, государства заявляют о своих обязательствах соблюдать ее положения и в случае их невыполнения несут ответственность перед мировым сообществом.
Государства, присоединившиеся к Конвенции, обязались привести свои законодательства в соответствие с положениями Конвенции. Устанавливая общие нормы, Конвенция учитывает также различные культурные, социальные, экономические и политические реалии отдельных регионов и государств, что позволяет каждой стране выбрать собственные национальные средства зашиты детства. В этом универсальность Конвенции.
Достоинством Конвенции является и то, что в ней сведены воедино права ребенка, которые раньше можно было отыскать только путем изучения большого числа документов, относящихся к различным отраслям права. Это значительно облегчает реализацию практических аспектов социальной защиты детства.
Основные положения Конвенции ООН «О правах ребенка» заключаются в следующем [22]:
* Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, а государства обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка. Столь же неотъемлемы права ребенка на имя и гражданство.
* Во всех действиях административных органов, органов социальной защиты и судов, занимающихся проблемами детей, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. При этом надлежащим образом должно учитываться мнение ребенка.
* Дети не должны разлучаться со своими родителями, за исключением случаев, когда это осуществляется компетентными органами в интересах детского благополучия. В свою очередь, государства должны содействовать воссоединению семей, разрешая въезд на свою территорию или выезд из нее.
* Государства должны обеспечивать защиту детей от причинения им физического или психологического ущерба и от дурного обращения, включая сексуальные злоупотребления или эксплуатацию.
* Государства обеспечивают подходящую замену уходу за детьми, у которых нет родителей, используя институты усыновления (удочерения), опеки и попечительства, приемной семьи, государственные учреждения и другие возможные формы.
* Ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами здравоохранения, а государства обязаны обеспечивать охрану здоровья всех детей, с уделением первоочередного внимания профилактическим мерам, медико-санитарному просвещению и сокращению детской смертности.
* Образование должно готовить ребенка к жизни в духе понимания, мира и терпимости. Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Основную ответственность за воспитание ребенка несут родители, однако государства должны оказывать им надлежащую помощь и развивать сеть детских учреждений.
* Дети должны иметь время на отдых, игры и одинаковые возможности заниматься культурной и творческой деятельностью. Дети меньшинств и коренного населения должны свободно пользоваться достижениями собственной культуры и родным языком.
* Государства должны обеспечить защиту ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая может помешать образованию или нанести ущерб здоровью и благополучию детей, от незаконного употребления наркотиков и от участия в производстве наркотиков или торговле ими.
* С детьми, ставшими участниками нарушения уголовного законодательства, должны обращаться так, чтобы способствовать развитию у них чувства достоинства и значимости, и содействовать их реинтеграции в жизнь общества. Под стражей дети должны содержаться отдельно от взрослых. Они не должны подвергаться пыткам или жестокому и унижающему достоинство обращению. Смертная казнь и пожизненное тюремное заключение не назначаются за проступки, совершенные лицами в возрасте до 18 лет.
* Ребенок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать какого-либо участия в военных действиях; дети, затрагиваемые вооруженными конфликтами, должны находиться под особой защитой. Государствами предпринимаются меры для предотвращения хищения детей и торговли ими.
* Дети, которые были подвергнуты дурному обращению, задержанию или пострадали от недосмотра, должны получать надлежащее обращение или проходить подготовку в целях их восстановления и реабилитации.
* Конвенция обязывает государства широко информировать население о содержащихся в ней правах детей.
Анализ содержания Конвенции ООН «О правах ребенка» показывает, что это наиболее обстоятельный, подробный и разносторонний документ мирового сообщества, посвященный социальной защите детства, за что Конвенцию иногда называют конституцией прав ребенка.
В свою очередь, государства, присоединившиеся к Конвенции, обязываются этим актом привести свои национальные законодательства, в том числе и конституции, в соответствие с положениями подписанной ими Конвенции, несут за свои действия в отношении детей юридическую ответственность, а государства-нарушители Конвенции могут быть подвергнуты международным санкциям.
Учитывая выдающийся гуманистический характер Конвенции, Исполнительный Совет ЮНИСЕФ на своей очередной сессии в 1992 году предложил государствам ежегодно 20 ноября - в день принятия Конвенции - отмечать Всемирный день детей.
Комитет ООН выделил вопросы, вызывающие обеспокоенность за судьбы российских детей, часть которых была отражена в Докладе «О положении детей в России» и в их числе следующие [30]:
- недостаточность принимаемых мер по защите детей от негативного влияния проводимых в России реформ;
- недостаточную заботу о нуждах детей из наиболее уязвимых социальных групп: инвалидов, неполных семей и др.;
- наличие серьезных проблем в сфере семейной жизни россиян: оставление детей, разводы, внебрачные дети, восстановление материального содержания ребенка и др.;
- практику направления детей, лишенных семейного окружения, в интернатные учреждения;
- проблемы в рамках программы вакцинации, качества предродового ухода, планирования семьи, подготовки медицинских работников на местах;
- реализацию права ребенка на досуг, положение девочек-подростков в сельских районах;
- систему отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, осуществление права ребенка на контакты с семьей и на защиту в таких ситуациях;
Исходя из приведенных выводов, Комитет ООН по правам ребенка рекомендовал Российской Федерации совершенствовать систему социальной защиты детства по следующим основным направлениям [7]:
1. Обеспечение регулярного контроля за воздействием проводимых реформ на положение детей. Сформулировать показатели, позволяющие следить за изменениями, в области принятия законов и других нормативных актов по социальной защите детства.
2. Создание государственного комитета или другого органа по координации и контролю за осуществлением Конвенции, поддержание и активизация деятельности местных и неправительственных организаций в области социальной защиты детства.
3. Активное участие неправительственных организаций, детских и молодежных объединений в работе по изменению существующих взглядов в целях более эффективной защиты детских прав.
4. Активизация усилий в деле обучения по вопросам семейной жизни, проведение дискуссий и других мероприятий о роли семьи в обществе, правах детей и ответственности родителей.
5. Развитие альтернативных форм, заменяющих уход в интернатных учреждениях; развитие профессиональной подготовки сотрудников детских учреждений, сферы социальной защиты, юриспруденции, образования.
6. Улучшение системы первичной медико-санитарной помощи в целях повышения эффективности дородового и послеродового ухода, санитарного просвещения, полового образования, планирования семьи, программ вакцинации и других направлений.
7. Разработка процедуры и механизма рассмотрения жалоб детей на грубое и жестокое обращение с ними.
8. Проведение всеобъемлющей судебной реформы в части отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, уделяя особое внимание мерам перевоспитания, психологического восстановления и социальной реабилитации ребенка. Повышение квалификации лиц, отправляющих правосудие в отношении несовершеннолетних.
9. Ужесточение, активизация борьбы с детской проституцией, наркоманией, алкоголизмом.
В целях дальнейшей активизации деятельности правительств и неправительственных органов по социальной защите детства Организация Объединенных Наций провела в сентябре 1990 года Всемирную встречу на высшем уровне, в которой приняли участие президенты и премьеры ста пятидесяти государств. Участники встречи приняли Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей, а также план действий по осуществлению этой декларации.
Таким образом, координация усилий отдельных стран сформулировала основные положения прав детей в «Конвенции правах ребенка». Конвенция является документом высокого социально-нравственного звучания: она утверждает признание детей частью человечества, имеющей свои характерные интересы и права, недопустимость их дискриминации, приоритет интересов детей перед потребностями общества, государства, религии, семьи.
Конвенция является правовым документом значительного международного уровня: она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права, устанавливает правовые нормы ответственности государства за судьбы детей и создает специальный механизм контроля.