Менеджмент в Казахстанской модели образования

Анализ готовности менеджмента в образовании региона (школьный, районный/городской, областной уровни) к реализации современной казахстанской модели образования (12-летнего компетентностно-ориентированного образования) показал, что деятельность управления образованием области направлена на:

  ·  обеспечение соответствия управления образованием основным положениям Концепции Всеобщего управления качеством:

- понимание качества образования – под качеством образования менеджеры понимают: «ЗУНы» - 65%; физическое и нравственное здоровье -33% (критический уровень готовности к реализации современной казахстанской модели образования); сформированность компетенций: коммуникативной, самоменеджмента и др. – 16% (недопустимый уровень); творческие способности – 5% (недопустимый уровень); адаптивность –22% (критический уровень); успешность и конкурентоспособность – 11 % (недопустимый уровень); способность к самореализации и самосовершенствованию – 11% (недопустимый уровень); эрудиция –5% (недопустимый уровень); гражданственность – 5 % (недопустимый уровень).

Таким образом, понимание качества образования у менеджеров области полностью ограничено рамками «ЗУНовской» парадигмы. Вызвана эта ситуация тем, что государственный контроль качества образования в настоящее время базируется на традиционных критериях, которые приходят в противоречие с целевыми установками, провозглашенными в концептуальных документах РК в области образования.

- так как концепция всеобщего управления качеством базируется на удовлетворении потребностей клиентов, как внешних (ученики и их родители), так и внутренних (педагоги), то обязательной является регулярная обратная связь с основными потребителями образовательных услуг. Однако только в 40% (допустимый уровень готовности к реализации современной казахстанской модели образования) организаций образования области данная работа поставлена на должном уровне: мониторинг проводится систематически, информация с должным вниманием рассматривается на совещаниях, принимаются конкретные решения. Директора таких школ имеют очень четкое представление об основных проблемах и зонах неудовлетворенности всех субъектов образования. В большинстве же школ подобная работа проводится от случая к случаю или же вообще не проводится.

- управление, основанное на фактах – ещё один принцип концепции всеобщего управления качеством, реализация которого возможна только на основе грамотного анализа деятельности организации образования. Результаты же мониторинга показали низкий уровень аналитической культуры, как руководителей школы, так и рядовых педагогов, отсутствие отработанной системы критериев и показателей, слабое использование потенциала учителей в анализе деятельности школы. Еще в меньшей мере учителя вовлекаются в постановку целей и задач и планирование работы школы.

        ·  обеспечение соответствия управления образованием основным положениям Системы Менеджмента Качества:

- положениям системы менеджмента качества в большей степени соответствует система самоуправления – система менеджмента, в основе которой лежит идея самоуправления. Результаты мониторинга показали, что приверженность этой системе управления проявляют только 5% руководителей организаций образования – это недопустимый уровень готовности к реализации современной казахстанской модели образования.

Немного лучше ситуация в техническом и профессиональном образовании. Здесь уже 24% организаций образования внедрили СМК – это критический уровень готовности.

В целом же в менеджменте региона по-прежнему преобладает приверженность к командно-административной системе управления и стойкое сопротивление менеджеров на всех уровнях тенденциям децентрализации управления и увеличения доли самоуправления. Причины такого положения, очевидно, связаны с недостаточным уровнем управленческой компетентности основной массы менеджеров и традиционными подходами в системе регионального управления (Управление образования области, городские/районные отделы образования).

Только 10% педагогов отметили, что администрация школ демонстрируют свою приверженность к научному управлению (недопустимый уровень готовности к реализации современной казахстанской модели образования).

Отделы образования, организации образования и их руководители психологически не готовы к деятельности в Системе Менеджмента Качества.

        ·  переориентацию регионального образования со «знаниецентризма» на компетентностно-ориентированное образование:

- как показывают результаты мониторинга лишь в инновационных организациях образования области менеджеры управляют процессом переориентации образовательного процесса со «знаниецентризма» на компетентностно-ориентированное образование через разработку и реализацию программ развития, инновационных проектов и программ опытно-экспериментальной работы. А это лишь 15 – 20% всех организаций образования области (критический уровень готовности к реализации современной казахстанской модели образования).

        ·  внедрение и совершенствование профильного обучения:

- как показывают результаты мониторинга районные/городские отделы образования не стали центрами, координирующими процесс введения и сервисного обслуживания профильного обучения, создания необходимых условий для поддержки школ и межшкольных сетей (как общих, так и дифференцированных, учитывающих специфические возможности каждой организации образования). Причины такой ситуации, на наш взгляд, в том, что условия и механизмы введения профильного обучения в Республике, его модели и соответствующие критерии оценки их эффективности не определены. Поэтому районные/городские образовательные сети профильного обучения не сформированы.

- На школьном уровне необходимые управленческие решения и условия для введения профильного обучения созданы на достаточном уровне за счёт внутренних ресурсов школ.

  ·  развитие творческого потенциала педагогических коллективов:

- лишь 33 % руководителей считают, что творческий потенциал учителей используется рационально (критический уровень готовности к реализации современной казахстанской модели образования). Большинство же (67 %) признают, что потенциал педагогов используется не в полной мере и не всегда рационально. Причины этого связаны, с одной стороны, с недостатками управления, с другой стороны, с внешними объективными обстоятельствами. В числе первых можно отметить то, что в ряде случаев руководители школы «не имеют четкого представления о том, куда вести людей», а также неумение воодушевить и заинтересовать (как правило, эти недостатки логически взаимосвязаны: первое порождает второе).

  ·  проектирование и совершенствование эффективной социально-деятельностной структуры организаций образования:

- сущностью управления является осознанное, систематическое, специально-организованное воздействие на организацию образования по упорядочиванию и совершенствованию её социально-деятельностной структуры. Результаты мониторинга показали следующие уровни развития компонентов социально-деятельностной структуры организаций образования области:

- общие ценности и убеждения – 58,8% - оптимальный уровень готовности к реализации современной казахстанской модели образования;

- чёткие цели – 55,2% - оптимальный уровень;

- лидерство учителя – 57,8% - оптимальный уровень;

- вовлечённость учащихся – 45,8% - допустимый уровень;

- физическое окружение – 50,7% - допустимый уровень;

- система мотивирования – 48,8% - допустимый уровень;

- положительное поведение учащихся – 51,2% - допустимый уровень;

- поддержка активности родителей – 45,8% - допустимый уровень;

- адекватность целей учебных программ целям обучения – 47,4% - допустимый уровень;

- коллегиальность и профессиональное развитие учителей – 48,2% - допустимый уровень;

- высокий уровень ожиданий по отношению к учащимся – 49% - допустимый уровень;

- систематический контроль за успеваемостью учащихся – 55,4% - оптимальный уровень;

- самостоятельная деятельность учащегося – 71,2% - оптимальный уровень.

Таким образом, если оценивать уровень эффективности социально-деятельностной структуры организаций образования области по традиционной пяти бальной шкале, то она заслуживает только – тройки.

  ·  разработку и реализацию программ развития организаций образования, систем образования города/района, области:

- в системе менеджмента качества большое внимание уделяется непрерывному совершенствованию и развитию всех процессов и организации в целом. Видение перспектив и стратегий развития качества становится обязательным для любой организации образования, стремящейся быть успешной. Как правило, стратегии развития и совершенствования оформляются в программах (проектах) развития и опытно-экспериментальной работы. Вместе с тем 33% руководителей отмечают, что видение будущего школы, даже при наличии программы развития, носит фрагментарный характер, является неясным, недостаточно проработанным (критический уровень готовности к реализации современной казахстанской модели образования).

Анализ результатов мониторинга дает возможность сделать вывод о том, что для развития содержания управления образованием области в контексте реализации концепции всеобщего управления качеством, необходимо сосредоточить усилия на решении следующих стратегических задач:

1.  Разработка системы организационных, информационных и финансовых мер, обеспечивающих переориентацию образовательного процесса на компетентностный подход, организацию самостоятельной учебной деятельности учащихся и мотивацию всех субъектов образовательного процесса.

2.  Формирование нормативной, кадровой, ресурсной и методической базы перехода на компетентностно-ориентированное образование.

3.  Реализация управленческих механизмов организации и внедрения предпрофильной подготовки и профильного обучения.

4.  Внедрение системы менеджмента качества в управление организациями образования, системой образования района/города, области, республики.

5.  Проектирование и совершенствование эффективной социально-деятельностной структуры организации образования, системы образования района/города/области, республики.

6.  Наращивание творческого потенциала педагогических коллективов.

7.  Разработка и реализация программ развития организаций образования, систем образования города/района, области, республики.

8.  Разработка нормативно-правового обеспечения деятельности психологической службы в образовании.

9.  Разработка программ психолого-педагогического сопровождения развития образовательного процесса.

Таким образом, результаты мониторинга готовности каждого уровня и подсистемы региональной системы образования к реализации современной казахстанской модели образования не однозначны. Но они определяют те западающие зоны, а значит и приоритеты в их деятельности, которые станут основой программы развития содержания каждого уровня и подсистемы региональной систем образования.

Результаты мониторинга готовности каждого уровня и подсистемы региональной системы образования стали предметом обсуждения на майской республиканской научно-практической конференции «Мониторинг и оценка качества регионального образования: опыт, проблемы, перспективы».

А стратегии развития содержания каждого уровня и подсистемы региональной системы образования были подготовлены для презентации и обсуждения на Областной августовской конференции.

Сейчас в городах и районах области завершилось мониторинговое исследование готовности их систем образования к реализации современной казахстанской модели образования. Результаты данного мониторинга будут использоваться методическими службами городов и районов для разработки программ развития содержания образования в этих регионах области. Завершение разработки этих программ планируется осенью 2010 года после утверждения государственной программы развития образования Республики на 2011 – 2020 годы.