Место России на мировом рынке
На сегодня международная торговля остается ведущей формой международных экономических отношений.
В первой половине 1990-х годов были законодательно закреплены географические приоритеты российской торговой политики: подписаны договоры об экономическом партнерстве и сотрудничестве с большинством западных стран, подана заявка на присоединение ко Всемирной торговой организации (ВТО). Последнее оказало - и продолжает до сих пор оказывать - огромное влияние на всю российскую экономику. Несмотря на то, что переговоры о присоединении к ВТО до сих пор не завершены, законодательство России за истекший почти пятнадцатилетний период практически полностью унифицировано с нормами и правилами ВТО, что сделало его более понятным и предсказуемым для всего окружающего мира. Внесены тысячи поправок в разнообразные законы, и эта работа продолжается до сего дня.
Сразу после финансового кризиса 1998 года в России начался производственный подъем и к рубежу веков произошла очередная смена модели торговой политики - начал ощущаться явный уклон в сторону большей роли государства и роста импортозамещения. Причиной для такого сдвига стала в первую очередь резкая и значительная девальвация российского рубля по отношению к доллару, повысившая уровень конкурентоспособности российской продукции на внутреннем и на внешнем рынке. С начала 2000-х годов эту тенденцию "поддерживал" и рост мировых цен на основные товары российского экспорта, и постепенное укрепление национальной валюты.
Общий экономический подъем в стране интенсифицировал внешнеэкономическую деятельность - и в сфере товаров, и в сфере услуг, - и за короткий период Россия стала частью глобальной экономики, а государство встало на путь освоения многообразия современных торгово-политических средств. В этом процессе подстраивание российского законодательства под нормы ВТО сыграло огромную роль, поскольку практически одновременно происходило усложнение торгово-политического арсенала страны и адаптация многих правил ВТО в национальном законодательстве.
К настоящему времени осуществлены следующие основные меры по унификации основополагающих принципов права России и ВТО:
1. Признан принцип свободы торговли, права каждого юридического и физического лица заключать экспортно-импортные сделки.
2. Основным регулятором внешней торговли признан таможенный тариф и стремление к сведению до минимума других средств регулирования.
3. Признан принцип наибольшего благоприятствования во внешней торговле (в настоящее время соответствующий режим предоставлен со стороны России более чем 120 государствам, включая всех важнейших участников международной торговли).
4. Признан принцип национального режима в отношении импортных товаров (сертификация этих товаров осуществляется на основе российских стандартов, а также применяется равный подход к товарам импортного и отечественного производства в отношении внутренних налогов и сборов.
5. Признан принцип национального режима в отношении прав интеллектуальной собственности (российское законодательство на равных основаниях охраняет права резидентов и нерезидентов).
6. Провозглашено стремление к отказу от субсидирования экспорта.
7. Утверждена общепринятая номенклатура таможенного тарифа, основанная на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров.
8. Утверждена система таможенного контроля, базирующаяся в основном на принципах ГАТТ, включая порядок декларирования, проверки, таможенного оформления товаров, определения их таможенной стоимости на основе реальной стоимости внешнеторгового контракта.
9. Торговые споры разрешаются путем проведения консультаций и переговоров.
К финансовому кризису 2008 года Россия подошла в ситуации более выгодной, чем в 1998 году: хотя зависимость экономики страны от экспорта энергоресурсов лишь возросла, за прошедший десятилетний период удалось накопить некоторый опыт использования разнообразного арсенала торгово-политических мер, и значительные бюджетные средства для поддержки экспортоориентированных отраслей.
И именно сейчас, в последствиях глобального экономического кризиса, вопрос об эффективной и адекватной потребностям страны торговой политики в России становится как никогда актуальным.
Современное состояние внешней торговли России во многом определяется тем наследием, которое ей досталось от СССР (на Российскую Федерацию приходилось 3/4 внешнеторгового оборота Советского Союза). К началу перестройки (1985) экспорт промышленного сырья превышал 60 % в общей структуре экспорта, в том числе на топливно-энергетические товары приходилось более 50 %. Тогда как экспорт машин и оборудования, транспортных средств составлял чуть менее 14 %.
На сегодня доля топливно-энергетического комплекса в российском экспорте не только не сократилась, но и имеет тенденцию к росту. Так, в 2001 г. она составляла 58,6 %, а в 2010 г. - 64,6 %. Для России необходимо принять меры по расширению экспорта, опираясь на отечественное машиностроение, переключив его с металлоемкой номенклатуры на капиталоемкую, и на химико-лесной комплекс. В настоящее время экспорт продукции машиностроения фактически не меняется - 5,5 % в 2001 г. и 5,6 % в 2010 г. Экспорт продукции химической и лесной промышленности не только не растет, но и сокращается. Сейчас важнейшая статья импорта России - импорт машин и оборудования. Доля этой товарной группы в российском импорте увеличивается (в 2001 г. она составляла 33,7 %, а в 2010 г. уже 44,0 %). Сырьевые товары имеют незначительный удельный вес в импорте (это руды некоторых металлов, целлюлоза, шерсть, кожевенное сырье). Однако некоторые отрасли (в основном легкой промышленности) зависят от импорта сырья и материалов.
Структуру внешней торговли России можно проанализировать и со следующих позиций. Во-первых, рассмотреть направления внешней торговли, представление о которых дает таблица ниже. Во-вторых, оценить соотношение экспорта и импорта в общем торговом обороте. Так, по данным Банка России, торговый оборот России за январь-июль 2010 г. составил 253,1 млрд долл. Доля экспорта во внешнеторговом обороте России достигала 67,13 %, соответственно импорта - 32,87 %.
По мнению некоторых экономистов, Россия упустила свой шанс занять на мировом рынке нишу промышленной продукции средней технической сложности. В конце 80-х - начале 90-х гг. уровень российских предприятий позволял производить недорогие товары длительного пользования: бытовую технику, электрооборудование. Эти товары могли пользоваться довольно широким спросом в странах СНГ, Восточной Европы, Северной Африки. Однако эту нишу успешно заняли Китай, Корея, Бразилия. На внешнем рынке Россия может конкурировать только в решении точечных вопросов - поставлять комплексное оборудование, продукцию ВПК, строить атомные станции и металлургические комбинаты.
Понятно, что для изменения структуры российского экспорта, необходимо повысить конкурентоспособность российской продукции, в том числе на внутреннем рынке. А это, в свою очередь, повлияет и на структуру российского импорта.
Сейчас лидерами по объему внешнеторгового оборота с Россией являются страны ЕС, хотя их доля начинает сокращаться. Второе место занимают страны группы Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), внешнеторговый оборот с которыми по результатам 2010 г. увеличился на 37% (по сравнению с 2006 г.), в том числе экспорт - на 16%, а импорт - более чем в полтора раза. По данным таможенной статистики, внешнеторговый оборот со странами СНГ также уверенно растет. За указанный период времени он увеличился почти на 30%, в том числе экспорт - более чем на 20%, импорт - более чем на 40%.
Таким образом, в структуре российского экспорта увеличилась доля стран АТЭС, СНГ и группы прочих стран при сокращении удельного веса стран-членов ЕС. В структуре импорта возросла доля стран АТЭС при снижении удельного веса участников СНГ и ЕС.
Товарная структура российского экспорта демонстрирует сырьевую ориентацию экономики страны. Безусловным лидером экспортной сферы, постоянно укрепляющим свои позиции, является экспорт минерального сырья и в особенности энергоносителей, причем его объемы постоянно увеличиваются. Если в 1995 году доля этой категории в общем объеме экспорта товаров составляла чуть более 40%, то к 2010 году она выросла до 65%.
Металлы и изделия из них являются второй по значению категорией в российском экспорте товаров: российская металлопродукция, хотя и сталкивается во многих странах мира со значительными антидемпинговыми барьерами по доступу на рынки, стабильно остается высококонкурентоспособной - к сожалению, скорее среди продуктов с относительно низкой степенью переработки (хотя и не сырья). Доля металлов и изделий из них по итогам 2010 года составила свыше 15%, и по сравнению с 1995 годом это на 10 процентных пунктов более низкий показатель. Такое сокращения объема экспорта металлов связано, во-первых, с ограничениями, введенными рядом стран на импорт российской металлопродукции, а во-вторых, со снижением масштабов поставок в страны Восточной и Юго-Восточной Азии из-за роста доли китайского проката на эти рынки сбыта (впрочем, как и на все остальные).
Следующими по значимости позициями российского экспорта являются продукция химической промышленности (прежде всего, минеральные удобрения) и продукция машиностроительного комплекса (причем около половины экспорта машин и оборудования приходится на страны СНГ), но доля этих категорий в экспорте тоже сокращается.
Таким образом, в товарной структуре экспорта России доля обработанных товаров крайне мала и более того - неуклонно снижается (в пересчете по методике Всемирного банка соответствующий показатель для России в последние годы не превышает одной четверти).
Можно утверждать, что топливно-сырьевая специализация страны в международном разделении труда, в принципе приемлемая на небольшом отрезке времени и при определенных условиях, до сих пор не эволюционировала в более развитые формы: существующая торговая политика государства не направлена на повышение глубины переработки природных ресурсов, что серьезно ограничивает возможности расширения российского присутствия на мировом рынке и ставит российскую экономику в жесткую зависимость от мировых цен на сырьевые товары. Результаты этого уже проявились в ситуации углубляющегося мирового финансового кризиса и резкого падения мировых котировок на нефть и металлы.
Товарная структура импорта, наоборот, показывает значительную долю продукции высокой степени переработки: наибольшую долю в российском импорте занимает импорт машин и оборудования, причем его доля увеличивалась на протяжении последних трех лет теми же темпами, что росли и мировые цены на экспортируемые нефть, газ и металлы. Как и многие другие страны-экспортеры сырья, Россия на выручаемые от продажи развитым странам средства закупает (преимущественно у них же) высокотехнологичное оборудование и машины, что вряд ли можно назвать дальновидным с точки зрения долгосрочной стратегии экономического развития страны.
Доля машин и оборудования в российском товарном импорте постоянно растет: с 35% в 1995 г. до почти 50% в 2010 году. Интересно, что импорт машин и оборудования из стран дальнего зарубежья значительно выше, чем из стран СНГ, что обусловлено необходимостью обновления производственного оборудования и увеличивающимся спросом населения на более дорогие товары - высокого качества и / или длительного пользования. В результате происходит, по сути дела, обмен российских минеральных ресурсов на оборудование.
Недостаточно либеральные пошлины на ввоз оборудования создают невыгодную ситуацию для российской экономики.
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье являются вторыми по доле в товарной структуре экспорта и хотя их доля несколько снизилась по сравнению с уровнем 1995 года, но остается очень высокой и ставит вопрос о продовольственной безопасности страны: 20% -ный рубеж доли импортного продовольствия в общем объеме потребления в России уже давно пройден.
Таким образом, современная торговая политика России, поддерживающая экспортную ориентацию экономики, приводит к тому, что характер участия России в международном торговом обмене порождает в отечественном народном хозяйстве процессы, дальнейшее развитие которых может подорвать возможности экономического роста в будущем, а также препятствует переходу страны к устойчивому развитию. Растущие поставки на внешний рынок главным образом базовых товаров - энергоресурсов, металлов, удобрений, леса - и увеличивающийся импорт готовой промышленной продукции провоцируют "утяжеление" структуры промышленного производства. В ней все большее место занимают добывающие отрасли и отрасли первичной переработки сырья, и все меньшее - машиностроение и отрасли, выпускающие потребительские товары. За годы рыночных преобразований в России доля топливной, металлургической, химической и лесоперерабатывающей промышленности в общем объеме промышленного производства выросла с примерно 35% до почти 50%, доля машиностроения упала с 24 до 22%, а доля легкой и пищевой промышленности - с 20 до 17%.
Внешняя торговля услугами в России начала бурно развиваться в начале 1990-х годов. Кризис в своем развитии эта сфера пережила в 1998-1999 гг., когда ощутимо сократились масштабы как экспорта, так и импорта услуг в связи с финансовым кризисом и изменением курса рубля и платежеспособности населения. Однако с 2000 года рост возобновился и по данным за 2010 год стоимостной объем российского экпорта услуг за рубеж составляет около 40 млн долларов, а объем импорта - около 60 млн долларов.
В структуре российской внешней торговли услугами таких кардинальных изменений за прошедшие несколько последних лет не произошло: по-прежнему преобладают транспортные услуги (авиа-, железнодорожные и автомобильные перевозки) - их доля составляет около трети от всего экспорта услуг. Велика и доля туристических поездок и деловых услуг: около 25% и 23% соответственно. Значительно выросла лишь доля строительных услуг, что связано со строительным и инвестиционным бумом последних лет: от уровня менее 2% в 2000 году доля этого сектора теперь достигла 10%.
Импортируются гражданами, предприятиями и государственными органами Российской Федерации преимущественно туристические услуги (в основном это деловые поездки и отдых за границей): правда, доля этого сектора постепенно сокращается - если в 2000 году она составляла более половины, то по итогам 2006 года - около 40%. Заметны в структуре российского импорта услуг также транспортные (15%) и прочие деловые услуги (около 20%) - доля этих секторов относительно стабильна. Доля импортных строительных услуг (как и экспортных) заметно возросла, увеличившись с 2.5% до более чем 10%.
Если в отношении внешней торговли товарами во времена СССР пусть и существенно урезанная, но все же существовала какая-то торговая политика, то в сфере услуг дело обстояло иначе: сама эта сфера в ее внешнеторговом компоненте начала активно развиваться в России не так уж давно, поэтому и становление торговой политики по услугам пришлось как раз на конец XX века. Раньше она ограничивалась, пожалуй, лишь ограничениями на перемещение физических лиц и условиями транспортировки пассажиров и грузов, а также в небольшой мере услугами связи и строительными услугами (последние предоставлялись прежде всего в рамках сотрудничества со странами СЭВ и поддержки стран Африки и т.п. в виде строительства различных инфраструктурных и промышленных объектов).
Возможно, именно из-за своей "молодости" современная торговая политика Российской Федерации в сфере услуг до сих пор носит преимущественно регулятивный характер: она мало нацелена на совершенствование конкуренции на рынке услуг и конкурентоспособности российских поставщиков.
И именно в этой сфере коренным переворотом во внешнеторговой политике станет - как только оно произойдет - присоединение России ко Всемирной торговой организации. Во многом нормы ВТО полностью изменят подход к регулированию внешней торговли услугами, поскольку они оперируют в первую очередь способами оказания услуг между странами, а не видами самих этих услуг.
Таким образом, наша страна находится в крайне сложной социально-экономической ситуации, изменилось и ее геополитическое положение. В этих условиях внешнеэкономическая политика России должна быть направлена на защиту интересов отечественных экспортеров на внешних рынках, в поддержку отечественных производителей через регулирование иностранной конкуренции на внутреннем рынке; привлечение зарубежных капиталов и фирм, содействие созданию СП по производству конкурентоспособных машин и оборудования.