Методика социометрического исследования

Ключевым моментом при социальной диагностики студентов является оценка их адаптированности. [41]

Проблема адаптации исследуется много и довольно широко. Большое внимание в психологии, социологии, медицине и других отраслях научного знания уделяется и рассмотрению проблемы адаптации студентов, вопросу эффективности подготовки будущих специалистов. В современных социально-экономических условиях вузовское образование осуществляется на фоне высокой неопределенности жизненной перспективы молодых людей. Вуз лишь временно защищает от трудностей поиска своего места в жизни, лишь на короткий срок отодвигает необходимость вступления в конкурентные отношения с профессионалами и другими молодыми специалистами. Тем не менее, время студенчества – это особый период в жизни человека, и, прежде всего, это период неожиданного столкновения с совершенно неизвестными проблемами, решать которые должен сам студент.

Как утверждает Васильева С. В. [34], пусковым механизмом процесса адаптации человека является смена окружающей его среды. Процесс адаптации имеет место тогда, когда обычное, привычное поведение вообще или мало эффективно и необходимо преодоление затруднений, связанных именно с новизной условий. Именно с такими затруднениями, связанными с новизной условий, сталкивается бывший школьник при поступлении в вуз. Поэтому процесс адаптации к обучению в вузе можно рассматривать как явление, имеющее множество аспектов. Адаптация студентов – сложное явление, связанное с перестройкой стереотипов поведения, а часто и личности. У некоторых этот процесс заканчивается неблагополучно, о чем свидетельствует отсев студентов в первые семестры обучения. Часто за этим явлением стоит недостаточная гибкость адаптационных систем человека.

В связи со значительным расширением форм обучения необходимо выявление общих и специальных, связанных с особенностями конкретной вузовской системы, механизмов формирования и проявления адаптивного поведения студентов в наиболее сложные и критические периоды обучения. И главное, на что направлено изучение процесса адаптации студентов, – это разработка мер, способствующих максимально возможному сокращению адаптационных периодов. Изучение адаптации студентов важно и для ранней диагностики дезадаптированных студентов с выходом на коррекцию их способов адаптации к вузу.

Существует множество подходов к изучению процесса адаптации студентов.

Гришанов А. К., Цуркан В. Д. [11, стр. 34] утверждают, что под адаптацией студента следует понимать процесс приведения основных параметров его социальных и личностных характеристик в соответствие, в состояние динамического равновесия с новыми условиями вузовской среды как внешнего фактора по отношению к студенту.

Сиомичев А. В. [52] определяет адаптацию как процесс приспособления индивидуальных и личностных качеств к жизни и деятельности человека в изменившихся условиях существования; и в сфере адаптации студентов выделяет познавательный и коммуникативный аспекты, как основные направления учебной деятельности.

Бабахан Ю. С. [51] отмечает значимость самооценки студента как показателя его способности к учебной адаптации, так как адаптация – это всегда тот или иной вид балансирования внутреннего и внешнего, индивидуального с общественным. Важным предпосылочным условием успешной адаптации студента является наличие у него способности правильно оценивать свои возможности как в отношении предъявляемых ему учебных заданий, так и в отношении его распорядка и правил, определяющих их выполнение.

Терещенко А. Г [48] указывает на то, что динамику развития внимания, памяти и образного мышления можно рассматривать как процесс, отражающий «приспособление» студентов к обучению в вузе. Изменение уровня функций и их стабилизация – показатель адаптации к учебному процессу.

Ронгинская Т. И. [47] выдвигает гипотезу о том, что адаптация студентов – это сложный процесс перестройки психической деятельности, и он должен проявляться в изменениях уровневых значений отдельных характеристик личности, и в изменении взаимосвязей между ними, а также в различных соотношениях изменений в различные периоды адаптационного процесса.

Важно отметить и то, что в литературе существует разделение субъективного и объективного критериев успешности адаптации. Тарабрина Н. В., Лазебная Е. О. [48] субъективный критерий определяют как степень осознанной или неосознанной удовлетворённости исполнителя различными аспектами жизнедеятельности и самим собой. В качестве же объективного критерия рассматривают эффективность деятельности, которую трактуют как определённый уровень продуктивности, результативности деятельности.

На основании всего приведенного выше (а это лишь небольшая часть того, что известно о проблеме адаптации студентов) можно сделать вывод о том, что адаптация студентов к вузу – это сложный и многофакторный процесс.

В традиционном плане адаптация студентов первого курса рассматривается как совокупность трех аспектов, отражающих основные направления деятельности студентов [11, стр. 79]:

– адаптация к условиям учебной деятельности (приспособление к новым формам преподавания, контроля и усвоения знаний, к иному режиму труда и отдыха, самостоятельному образу жизни и т.п.);

– адаптация к группе (включение в коллектив сокурсников, усвоение его правил, традиций);

– адаптация к будущей профессии (усвоение профессиональных знаний, умений и навыков, качеств).

В реальной жизни эти аспекты неразрывно связаны между собой.

Очень часто мы сталкиваемся с неумением выстраивать межличностные отношения, что приводит к нетерпимости, агрессивности, либо к аутоагрессивности, вплоть до формирования психосоматических расстройств, что можно проследить, наблюдая количество пропусков занятий по болезням самого разного вида.

Молодой человек часто не может адекватно воспринимать учебную ситуацию, требования преподавателей. Снижается эффективность обучения, появляется неудовлетворенность собой, своим успехом, формируется тип неудачника, страдальца, жертвы. А увеличение количества времени, уделяемое учащимся формальному обучению, заставляет сужать сферу интересов. что, в свою очередь, ведет к тому, что в дальнейшем молодой специалист может оказаться в узком профессиональном «коридоре».

Эмоциональная незрелость, инфантильность, неуверенность в своих возможностях, нераскрытый творческий потенциал при неблагоприятных жизненных поворотах приводят к проблемам в общении как с преподавателями, так и в студенческой группе. Это становиться причиной социальной дизадаптации учащихся. В первую очередь проблемы в адаптации испытывают молодые люди, приехавшие учиться из другой местности, оказавшиеся оторванными от родителей, от привычного уклада семьи, от среды. Ещё больше те, кто изначально являлись клиентами социальной службы: инвалиды, сироты, дети асоциальных семей и т.д.

Несомненно, они дают богатый эмпирический материал для социального работника. Однако их применение требует психологического образованности для проведения и серьёзных практических навыков при интерпретации результатов. В свою очередь социометрическая методика требует математической образованности, но верная интерпретация результатов возможна и без неё.

Назначение социометрической процедуры может быть трояким: (а) измерение степени сплоченности – разобщенности в группе; (б) выявление «социометрических позиций», т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии – антипатии, где на крайних полюсах оказывается «лидер» группы и «отвергнутый»; (в) обнаружение внутригрупповых подсистем – сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры. Общая процедура проведения при социометрическом исследовании заключается в следующих этапах:

1-й этап: Определение целей и задач, гипотез исследования. Выбор объектов исследования.

2-й этап: Разработка социометрических критериев.

Социометрические критерии формируются в виде вопросов, ответы на которые и служат основанием для установления отношений в группе. Типы критериев:

1)         формальные / неформальные – Формальные критерии направлены на изучение взаимоотношений в ведущем виде деятельности группы. Неформальные – изучают неформальные отношения.

2)         двойные / одинарные – Двойные – изучают отношения партнёрства. Одинарные – изучают взаимоотношения лидерства и подчинённых.

3)         прогностические – позволяют измерить, на сколько верно картина взаимоотношений отражается в сознании самого индивида.

4)        сильные (или значимые)/слабые (незначимые) – Сильные выявляют наиболее глубокие, стабильные отношения, а слабые (незначимые) затрагивают поверхностные отношения.

Требования к критериям

1)        ограниченное количество (3–4);

2)        логическая связь между собой;

3)        критерии должны вызывать интерес;

4)        смысл критериев должен быть понятен испытуемым;

5)        критерии должны быть сформулированы как можно более конкретно, лучше на основе реальной ситуации.

3-й этап: Выбор типа процедуры социометрического исследования. Социометрия может проводится в двух вариантах:

Непараметрическая процедура

При использовании непараметрической процедуры проведения испытуемым предлагается ответить на вопросы без ограничения количества выборов, т.е. всех, кроме самого себя. Таким образом, по любому из предложенных критериев может быть выбрано N - 1 человек – основная константа социометрии, где N – количество человек в группе.

Для непараметрической процедуры константа одинакова, как для человека, делающего выбор, так и для человека, выбор получающего.

Достоинства непараметрической процедуры:

1)        позволяет выявить эмоциональную экспансивность каждого члена группы;

2)        при использовании данного типа процедуры проведения делается срез всего многообразия связей в групповой структуре.

Недостатки непараметрической процедуры:

1)        при ручной обработке результатов социометрии измерения возможны только в небольших группах (до 12 человек);

2)        существует большая вероятность получения случайного выбора из-за аморфной системы отношений выбирающего человека с окружающими или же из-за ложных ответов, с целью продемонстрировать нормальную лояльность к окружающим и к экспериментатору.

Параметрическая процедура

Данная процедура была разработана для снижения вероятности случайного выбора. Суть процедуры состоит в ограничении количества выборов каждого их участников (обычно, для групп в 22–25 участников минимальная величина «социометрического ограничения» должна выбираться в пределах 4–5 выборов). Величина ограничения – d – называется социометрическое ограничение или лимит выборов. Введением этой величины можно стандартизировать внешние условия выборов в группах разной численности. Для этого необходимо определять величину d по одинаковой для всех групп вероятности случайного выбора. Формулу определения такой вероятности предложили в свое время Дж. Морено и Е. Дженнингс:

d = P(А) х (N - 1)

где Р(А) – вероятность случайного события социометрического выбора, обычно выбирается в пределах (0,2–0,3);

N – число членов группы.

Достоинства параметрической процедуры:

        ·  повышает надёжность полученных данных;

        ·  облегчает статистическую обработку;

        ·  позволяет стандартизировать условия выбора в группах различной численности;

        ·  как следствие, появляется возможность сравнивать взаимоотношения в разных группах.

Недостатки непараметрической процедуры:

        ·  не раскрывает всего многообразия взаимоотношений в группе;

        ·  социометрическая структура группы в результате такого подхода будет отражать лишь наиболее типичные, «избранные» коммуникации. Введение «социометрического ограничения» не позволяет судить об эмоциональной экспансивности членов группы.

4-й этап: Разработка социометрической карточки или социометрической анкеты. При проведении социометрии, возможны два варианта:

I вариант – Социометрическое исследование является частью общего анкетирования. В таком случае социометрические критерии могут быть включены в общую систему отдельным разделом. Однако при этом необходимо учитывать, что испытуемые в обязательном порядке должны подписывать свою анкету, а при выборе людей писать их фамилии.

II вариант – Социометрия является предметом самостоятельного изучения. Тогда порядок составления карточки может быть таким:

        ·   готовятся списки членов группы;

        ·   каждый человек в группе идёт в списке под определённым номером – этот номер становится его шифром.

Затем готовится и сама карточка. Она должна содержать следующие элементы:

        ·  заголовок;

        ·  инструкцию – количество необходимых выборов и способ заполнения графы выборов;

        ·  подпись карточки (разборчиво).

В ней каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т.д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.

5-й этап: Непосредственно проведение социометрии.

Она складывается из двух основных компонентов: инструкция и содержательные вопросы. Чаще всего психолог сам дает всем членам группы устную инструкцию и зачитывает вопросы, предлагая письменно ответить на них в специальных бланках (в них оставлено место для фамилии, стоят номера вопросов, под каждым вопросом – цифры от 1 до 5 в столбик) или просто на листе бумаги. В другом варианте психолог дает устную инструкцию, а затем раздает социометрические карточки, на которых есть краткая письменная инструкция, оставлено место для фамилии, сформулированы все вопросы и под каждым оставлено место для ответов. Преимущество второго варианта в том, что респонденты видят перед собой инструкцию постоянно, и это уменьшает (незначительно) число уточняющих вопросов.

В обоих случаях устная инструкция выполняет две очень важные функции: мотивирование участников и технические пояснения. Мотивационная часть принципиально важна, именно она во многом определяет открытость участников опроса, их желание отвечать. Социометрическая процедура сама по себе является достаточно серьезным эмоциональным испытанием. Особенно для тех, кто занимает крайние статусные позиции: высокостатусных и непопулярных. Надо честно написать о том, кто тебе нравится и кто неприятен, зная, что в этот момент все остальные оценивают и тебя. Более того, свои высказывания надо обязательно подписать.

Снизить общую напряжённость ситуации можно и необходимо. С этой точки зрения важны следующие моменты.

        ·  необходим доверительный контакт с группой.

        ·  стиль подачи инструкции: доброжелательный, неформальный, спокойный.

        ·  мягкое формулирование целей тестирования.

В технической части инструкции должны быть подчеркнуты следующие моменты:

        ·  каждый заполняет свой лист самостоятельно, не советуясь ни с кем и не размышляя вслух над своими выборами;

        ·  при заполнении необходимо учитывать всех членов группы, а не только присутствующих в данный момент (для облегчения можно написать на доске или дать участникам полные списки группы);

        ·  при ответе настойчиво рекомендуется избегать вариантов типа «всех», «любого», «никого»; желательно во всех вопросах ограничиваться тем числом выборов, которые предложены психологом.

6-й этап: Непосредственно обработка и интерпретация результатов

Обработка результатов

Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются:

1)    табличный (социометрическая матрица),

2)    графический (социограмма) и

3)   индексологический (социометрические индексы).

Социограмма даёт информацию о характере отношений (симпатии и антипатии) и общем психологическом настрое в группе (положительный или отрицательный).

Социоматрица позволяет графически представить сложившиеся группировки, определить тип отношений в них (центристские, линейные и полицентристские) и их лидеров.

Социометрические индексы количественное выражают тесноту взаимоотношений как между отдельными членами коллектива, так и внутри группы в целом.

Для целей оценки степени адаптированности студента на наш взгляд достаточно построения социоматрицы и расчета на её основе социометрических индексов.