Методологические основы изучения социального самочувствия

Приступая к эмпирическому изучению социального самочувствия и адаптации, необходимо осознать всю сложность и неординарность этих философских категорий, что предъявляет высокие требования к определению методологических оснований социологического изучения данных социальных феноменов. Специфика изучения социального самочувствия состоит в том, что оно представляет собой интегральное образование, обладающее высокой степенью динамики, и кумулятивное, возникающее в результате накопления некоторого комплекса разнородных характеристик и показателей социального и социально-психологического состояния индивида, группы или массы людей, трудно сводимых суммарно, но вместе с тем образующих в совокупности устойчивое социальное явление. [3]

Учитывая, что социальное самочувствие состоит из двух внутренне сочлененных компонентов — социального и психологического — представляется уместным определить следующие пути его исследования и прогнозирования.

Первый — изучение состояния социального самочувствия в тесной взаимосвязи с объективными условиями и социальной практикой, в процессе которой реализуются или не реализуются социальные цели, установки и интересы людей.

Второй — исследование социально-психологического состояния индивидов, социальных групп, институтов и организаций.

Из этой специфики феномена социального самочувствия вытекают два важных социологических вывода методологического характера. Первый: социальное самочувствие  «интегральная характеристика особого состояния индивида, группы или массы людей» может быть изучено непосредственно только при помощи известных до сих пор методов. Поэтому его приходится изучать опосредованно через социальные и психические проявления в отдельных сферах жизнедеятельности субъекта. Второй: признавая социальное самочувствие целостным компонентом, мы вынуждены изучать его расчленение по отдельным составляющим, описывая каждую из них определенной системой показателей, не входящих в какой-то один общий.

К числу специфических особенностей феномена социального самочувствия относится его двойственная природа. Эта двойственность связана с его изучением и прогнозированием она объективно вытекает из его структуры, и в то же время осложняется рядом обстоятельств: во-первых, любой исследователь, предпринимающий попытки группировки, классификации форм существования социального самочувствия сталкивается с недостатком достоверной информации, а также методик, где бы описывались пути и методы его изучения и прогнозирования; во-вторых, важность решения этой проблемы заставляет исследователей прибегать к использованию опыта изучения родственных социальному самочувствию категорий. В данном случае имеются в виду работы, исследующие социально-психологический климат, общественное сознание и предлагающие направления их изучения.

Наибольшую сложность представляют эмпирические исследования самого феномена социального самочувствия, разработка методов его диагностики. Не менее труден процесс познания и выявления факторов, влияющих на социальное самочувствие — экономических, социально-политических, духовных. Среди них обязательно присутствуют объективные и субъективные, что само по себе ставит сложнейшую проблему максимального учета различных вариантов их сочетания. [16, с.10]

В число методологических предпосылок исследования входит представление о социальном самочувствии как устойчивом и одновременно изменяющемся состоянии общества, коллектива; социальных групп и индивидов, отношений между ними: группе с группами, групп с обществом и т. д. Важно иметь в виду и два параметра, определяющих социальное самочувствие - тональный (чувства, эмоции, умонастроение, мировоззрение) и предметный (социальный), выявляющий отношение к месту работы и повседневной жизни, количеству и качеству социальных услуг, степени удовлетворения духовных запросов, решаемости возникающих социальных противоречий и проблем и т. д.

Рамки (границы) изменения социального самочувствия весьма подвижны и, определяются, например, в настоящее время, возможностями самовыражения индивидов, групп, коллективов, социальных прослоек общества.

Сложность социологического изучения социального самочувствия заключается и в том, как уловить, и количественно выразить содержание эмоциональных состояний, как получить от каждого респондента сведения о его реальном самочувствии, а не его объяснения и рассуждения по поводу собственных эмоциональных состояний. Дело в том, что всякая попытка человека дать рациональный отчет о своем самочувствии побуждает его согласовывать собственные показания с личными представлениями о жизни, с умонастроением, убежденностью, которые всегда связаны с социальной практикой, духовными запросами и устремлениями. [17, с. 106]

При исследовании социального самочувствия следует иметь в виду еще одно важное методологическое положение. Это то, что для выявления его содержания на эмпирическом уровне очень важно определить не столько оценку факта или явления, не столько выявить отношение к ним, а скорее представления о последствиях реализации, осуществления этих фактов и явлений, в основном краткосрочного и среднесрочного порядка, как для конкретного человека, так и для социальных групп и организаций. Именно осознание, упорядоченное или стихийное, возможных последствий является тем стрежневым направляющим компонентом, по которому можно судить о характере, степени влияния и других характеристиках социального самочувствия. Восприятие, представление людей о том, как скажутся на их будущем статусе происходящие изменения, какое значение они будут иметь в их жизни, и составляет один из методологических критериев при выработке конкретного инструментария для замера информации. [31]

В нашем исследование этим инструментарием выступила анкета. С ее помощью мы и пытались выявить восприятия и представления выпускников вузов о происходящих изменениях в их жизни, какое значение будут иметь в будущем все эти изменения. И главный вопрос, что ожидают выпускники вузов, принимая то или иное решение, и оправдываются ли эти ожидания.

Но что особо важно для методологии исследования социального самочувствия, это представление и понимание того, что оно выступает в настоящее время в виде нового группообразующего признака, по которому четко структурируются формы социальной консолидации. В период трансформации постсоветского общества не работают в полной мере (или практически не работают) прежние формы деления социально-классовой структуры — по отношению к формам собственности (тем более они во многом рыхлы и неопределенны), месту в системе общественного производства, формам распределения национального продукта. На наш взгляд, таким новым критерием, определяющим разделение общества по социальному самочувствию и соответственно ориентации на пути социально-экономического развития, выступает понимание и представление о социальной справедливости. [14, с. 8]

 Рассмотрим состав понятия «самочувствие». Положенное в его основу понятие «чувства» согласно философскому словарю означает: переживание человеком своего отношения к окружающей действительности (к людям, к их поступкам, к каким-либо явлениям) и к самому себе. Кратковременные переживания (радость, печаль и т. п.) иногда называют эмоциями в узком смысле слова, в отличие от чувств, как устойчивых длительных переживаний (любовь, ненависть и т. п.). [15, с.895]

Психологический словарь дает такое определение понятию «чувства» — это устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значения этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. Порождаемые миром объективных явлений, то есть имеющие строго причинно-обусловленную природу чувства так или иначе субъективны, поскольку одни и те же явления для разных людей могут иметь различное значение. В отличие от собственно эмоций и аффектов, связанных с конкретными ситуациями, чувства выделяют в воспринимаемой и представляемой действительности явления, имеющие для человека стабильную потребностно-мотивационную значимость. Одно и то же чувство может реализовываться в различных эмоциях. Это обусловлено сложностью явлений, многогранностью и множественностью их связей друг с другом. Например, чувство любви порождает спектр эмоций: радости, гнева, печали и т. д. В одном и том же чувстве нередко сливаются, объединяются, переходят друг в друга разные по знаку (положительные и отрицательные) эмоции. Этим объясняется такое свойство чувства, как двойственность (амбивалентность).

Согласно этому же словарю, «самочувствие» — есть комплекс объективных ощущений, отражающих степень физиологической и психологической комфортности наличного состояния человека. Самочувствие может быть представлено как одной обобщающей характеристикой (хорошее, плохое, болезненное, бодрое и др.), так и переживаниями, отражающими состояние отдельных систем и процессов: ощущениями дискомфортов в различных частях тела, затруднениями выполнения определенных действий, изменениями в протекании тех или иных когнитивных функций. [36, с.235]

«Самочувствие», таким образом, есть срез тех чувств индивида, которые отражают для него его место в мире. Самочувствие можно оценить с разных сторон, по крайней мере, с физической, психологической и социальной.

Физическое самочувствие — срез ощущений организма под призмой собственных претензий к состоянию организма. Боль для кого-то может быть привычным, нормальным явлением, а спокойствие и равномерность кем-то восприниматься негативно.

Психологическое самочувствие — аналогично, отражает состояние психики индивида в окружающей среде в соотношении с его претензиями к данному состоянию.

Социальное самочувствие есть более общее понятие самочувствия, так как, для оценки социального самочувствия необходимо сопоставление обобщенных чувств социальной группы, объединенной по определенным признакам с уровнем их опять же обобщенных претензий или принятой в обществе социальной нормой состояния для этой социальной группы.

Следует различать индивидуальное и групповое социальное самочувствие. Групповое социальное самочувствие — это более высокий уровень обобщения социального самочувствия, характеризующий определенные стороны жизни данной группы.

Социальное самочувствие служит промежуточным звеном между объективным миром и человеческой деятельностью в процессе преобразования мира и самого субъекта деятельности. Оно формируется при воздействии различных факторов человеческой практики, непосредственно вплетено  в жизнедеятельности и фиксируется в понятиях, положительных и отрицательных, устойчивых и динамичных эмоциях, чувствах, ощущениях и представлениях.

Социальное самочувствие, следовательно, проявляет себя как функциональная единица социального, психосоциального и психосознательного освоения действительности. Такие компоненты социального самочувствия, как эмоции, чувства, складывающиеся под воздействием социальной практики, формируют умонастроения, ценностные ориентации и убеждения, которые воплощают «те или иные представления о реальном объекте внешнего мира и выступают как устойчивый интерес и мотив действия по отношению к этому объекту, являющемуся для человека определенной ценностью».

Функциональная дифференцированность социального самочувствия не означает, что следует искать некие отдельные его компоненты, одни из которых указывают на его социальное происхождение, а другие — на психологическое. Представляется более продуктивным выявить общие характеристики социального самочувствия, которые не только указывают на его психофизиологическое и социальное происхождение, но и позволяют установить линии пересечения психики, знания, личного опыта, социальных и духовных интересов человека. [46]

Говоря о сущности социального самочувствия, следует иметь в виду, что наряду со статическим, оно обладает и динамическим измерением, которое определяет не только его изменяющиеся элементы, стадии и формы, но и его сущность. Социальное самочувствие порождается противоречиями в социальном бытии, специфически самочувствие социальные цели людей, вступающих нередко в конфликт с возможностями их удовлетворения.

В зависимости от степени осознания причин происходящих событий, вызвавших то или иное самочувствие, оно может выступать в качестве нерасчлененного общего социально-психологического фона (приподнятое, подавленное настроение и т. д.), либо как четко идентифицированное состояние (скука, печаль, тоска, страх, увлеченность, радость, ликование, восторг и т. д.).

Учитывая, что одной из характерных черт феномена социального самочувствия является его транслируемое от одного человека к другому, от одной группы людей к другой, можно констатировать некую социальную и психофизическую взаимосвязь и взаимозависимость индивидов одного настроения.

В социальном самочувствии опосредованно отражается социальный опыт людей, живущих в различных условиях и обладающих дифференцированными знаниями, привычками, стремлениями. Быстрое изменение самочувствия человека сначала может быть и не замечено окружающими людьми, но повторяющиеся его проявления требуют к себе повышенного внимания, а затем и изучения причин, вызывающих эти изменения.

Роль социального самочувствия, его способность выступать в одних случаях в качестве ускорителя, катализатора, а в других, наоборот, в качестве сдерживающего рычага социальной деятельности индивидов и социальных групп, в свою очередь, зависит от многих обстоятельств, охватывающих совокупность политических, экономических, социальных и духовных процессов, а также структуру психики личности и психосоциальных отношений между людьми. [35]

Сущность социального самочувствия проявляется в ряде общих закономерностей: оно всегда имеет социальное содержание; определенные условия и среда характеризуют различные стадии его проявления; социальное самочувствие всегда имеет своих конкретных носителей.

Сущность социального самочувствия также обусловлена тем, что психофизиологическое, эмоциональное состояние людей, их поведение, зависят от степени разрешаемости социальных проблем, противоречий, удовлетворения социальных интересов, преломляющихся через психику, сознание, и определяющих действия индивидов. [8, с. 31]

Выпускники вузов, находясь в пространстве «закрытого» города, вынуждены принимать решения исходя  из сложившейся ситуации. Пространство «закрытого» города «предлагает» людям с высшим образованием достаточно узкий набор возможностей решения возникших проблем, удовлетворения социальных потребностей и интересов. В своем исследование мы попытались выяснить, как выпускники вузов решают возникшие проблемы и удовлетворяют свои социальные потребности и интересы. На пример, где они предпочитают проводить досуг, отдых и отпуск. На кого они рассчитывают в поисках работы, в улучшение жилищных условий. 

В результате социальное самочувствие выступает как такое жизненное образование, которое концентрирует ведущие элементы (доминанту) сознания и поведения человека, актуализирует их и превращает в важнейшую, а иногда в главную основу, базу общественной и личной жизни.

Таким образом, выявляя сущность социального самочувствия, следует обращать внимание на то, что оно, по сути, представляет собой целостную характеристику, в которой в интегрированном виде воплощаются основные формы восприятия действительности с позиций определенной ценностной установки, что можно называть и жизнеощущением.

Итак, в социальном самочувствии, как целостной форме жизнеощущения, находят свое выражение весьма непростые социальные и социально-психологические процессы. Поэтому и подходы современных исследователей к изучению понятия «самочувствие» весьма разнятся. [9, с. 15]

Блок эмпирических показателей, объединенных общим понятием — «социальное самочувствие»предполагает ряд компонентов, взаимосвязанных друг с другом. Среди них, прежде всего, следует назвать активное знание, информированность людей по всем проблемам общественной жизни. Это знание, которым человек собирается руководствоваться или уже руководствуется, в свою очередь может быть полным или частичным, истинным или ложным (или комбинацией того и другого), иметь позитивную или негативную социальную направленность и т. д.

На наш взгляд, большое значение имеет социальная память (историческая, профессиональная, а также выраженная в виде традиций и обычаев), которая в сжатом виде всегда присутствует в реальном сознании и повседневном поведении людей и которая в определенном аспекте входит в социальное самочувствие. Уверенность человека, например, в незыблемом авторитете народных традиций способна сделать социальное самочувствие более долговременно действующим фактором, чем просто эмоциональный настрой, сформировавшийся под влиянием кратковременно проходящей ситуации. Следовательно, социальная память включает в себя специфически отобранную информацию, исходя из личного и общественного опыта, роли и влияния традиций и обычаев.

Эмпирические показатели социального самочувствия связаны с эмоциональным и чувственным восприятием информации, что, во-первых, выражается в общественном (групповом, индивидуальном) мнении, во-вторых, в степени удовлетворенности или неудовлетворенности тем событием, явлением, процессом, с которыми сталкиваются люди в реальной жизни.

При характеристике понятия «социальное самочувствие» важна, по мнению ряда исследователей (Ж. Тощенко, А. Бородкина, В. Герчикова), регистрация такой заключительной характеристики изучаемого феномена, как самосохранение, когда социальные проблемы мира, страны, региона, конкретного места, где человек работает и живет, оборачиваются для него такими же важными жизненными ситуациями, как личное благополучие, защищенность близких для него людей или ближайшего его окружения, уверенность в своем будущем, будущем своих детей и гарантиях этой уверенности. [16, с. 14]

Главное в изучение социального самочувствия составляют оценка и самооценка социального статуса, социального положения, уровня духовной культуры выпускников вузов проживающих в закрытом административно-территориальном образовании. Прежде всего, в этом смысле очень важна оценка, во-первых, врожденного социально статуса (социальное происхождение молодых специалистов ЗАТО. Где они родились, в каких условиях получали высшее образование и получали ли его вообще) и, во-вторых, достигаемого социального статуса (наличие высшего образование, квалификация, которой обладают выпускники вузов, проживающие в  «закрытом» городе, их уровень доходов и т. д.) и, в-третьих, статуса, обусловленного внешними обстоятельствами (например, смогли ли они найти работу по специальности в пространстве ЗАТО). Все это мы пытались выяснить у выпускников вузов проживающих в ЗАТО с помощью выбранного нами метода.

Конечно, оценка этих аспектов статуса во многом носит социально-психологический характер. Но она (как и самооценка) важна для выявления степени значимости в организации и осуществлении жизни индивида, социальной группы или слоя.

В этой связи важна тогда и оценка социальной роли, которую играет данный индивид, когда он может или вынужден предпочесть один статус другому или попасть в ситуацию противоречивости и неприемлемости выбора. Например, почему выпускники вузов все же  приехали в закрытое административно-территориальное образование город Снежногорск, почему выбрали ту или иную профессию. Был ли это сознательный выбор, как например, у лиц выбравших для себя занятие бизнесом, хотя у них и была уже работа по специальности. Или это было вынужденное предпочтение другой работы, так как работы по специальности на тот момент просто не было. Одни выбирали из того, что им предлагалось в данный момент, другие предпочитали подождать, а третьи выходили из создавшейся ситуации надеясь только на себя. И все не могло не отразиться на том, какую социальную роль играет данный индивид в пространстве «закрытого» города.  Понятие социальной роли как композита социального самочувствия важно еще и потому, что существует иерархия социальных ролей, построенная по принципу пирамиды: чем выше желаемая социальная роль, чем значительнее претензии, тем ограниченнее возможности ее реализации, тем более, что в такой ситуации спрос обычно превышает предложение.

Огромное значение в функционировании социального самочувствия приобретает социальный престиж— соотносительная оценка индивида, социальной группы или социального института, которая разделяется членами этих сообществ на основании существующей системы ценностей. Это сугубо индивидуальное отношение к материальным и духовным ценностям, к вещам и предметам, которые делают людей богаче или беднее. Причем, порой ценностные индикаторы могут быть глубоко скрыты за внешними материальными атрибутами, общепринятыми, но не присущими этому человеку суждениями. На формирование престижных оценок влияют как формализованные позитивные санкции (одобрение официальных структур власти, в том числе и экономических, доступ к почетным функциям и т. п.), так и неформальные позитивные характеристики, главным образом, выражаемые посредством признания заслуг и авторитета, похвалы, поддержки и содействия. [17, с. 110]

Для социологов важен тот факт, что средствами выражения и фиксации престижных оценок выступают особые знаки отличия или символы престижа. Роль последних выполняют самые разнообразные элементы социальной среды, культуры, а также разнообразные стилевые особенности поведения (профессиональный жаргон, обладание определенными манерами, фасон одежды и т. д.). Символы социального престижа ассоциируются в сознании людей с усвоенными ранее стереотипами определенной группы или института, играют важную информационную и социально-регулирующую роль в упорядочивании взаимодействия людей не только в обычной общественной жизни, но и в сложных и нестандартных ситуациях. [31]

Следующей ступенью при разработке и обосновании показателей социального самочувствия могут быть выделены социальные ожидания и социальные притязания.

Социальные ожидания, прежде всего, связаны с тем, как, каким образом и при помощи чего человек, группа, слой, институт могут добиться желаемой ими цели, реализовать идеалы. Данные требования сравнительно легко подвергаются социологической интерпретации так же, как и ожидания — прогнозы на то, как будет реагировать общество на их возможные действия, насколько общество будет содействовать их ориентациям, целям и надеждам. [3]

Социальные ожидания присуще всем людям. В своем исследование мы попытались выяснить какие социальные ожидания присуще выпускникам вузов проживающих в ЗАТО и что на наш взгляд является одним из самых главных, оправдались ли эти ожидания. Ведь именно от степени реализации социальных ожиданий зависит социальное самочувствие индивида.

Социальные ожидания различаются по степени обобщенности, ясности, согласованности между собой. Однако социологические исследования нередко фиксируют противоречивость социальных ожиданий, проявляющуюся в непоследовательности поведения людей, в непредвиденности их поступков, а иногда и трудно объяснимых парадоксах.

Высшей формой социальных ожиданий, на наш взгляд, выступают социальные притязания, когда человек, группа, институт не ограничивается провозглашением своих установок, а стремится более активно реализовать их в форме непосредственно ожидаемого результата. Социальные притязания, как правило, имеют два варианта своего проявления. Первый, когда в отличие от ожидания, зачастую пассивного, социальное притязание проявляется в стремлении добиться от общества удовлетворения своих прав или в предъявлении этих прав для получения определенных социальных результатов. Например, молодые специалисты, имеющие свое дело или занимающиеся журналистикой. 

Второй вариант характеризует стремление добиться одобрения со стороны других лиц, институтов, организаций, своих действий, своего поведения. Например, лица с высшем образованием приживающие в  ЗАТО работающие по специальности и добросовестно выполняющие свою работу.

Социальные притязания могут носить созидательный характер, когда стремление добиться чего-то олицетворяет реализацию прав и свобод человека, группы, организации. [27, с. 22]

Заключительным блоком вопросов, характеризующих завершенность представлений о социальном самочувствии, является социальная позиция. Она включает в себя те намерения, которые готов реализовать человек, группа, институт, а также их убежденность в правомерности своих ожиданий и притязаний. На этом этапе важным моментом становится мировоззренческий компонент, а также проблема убежденности, готовности реализовать желаемые личные и общественные цели. Конечно, социальная позиция может быть ярко или слабо выражена, четко или нечетко определена.

Показателями, характеризующими социальное самочувствие, могут быть осознаваемые или неосознаваемые возможности духовного развития, раскрытия потенциала самопознания, потребностей общения, понимания и признания, что, в конечном счете, дает возможность людям самовыразиться и самоутвердиться, что, как правило, и формирует еще один блок показателей — готовность к действию, к превращению социального самочувствия в активное начало.

При эмпирическом исследовании данного социального феномена целесообразен также учет воли, упорства и настойчивости в реализации целей, стойкости и последовательности в отстаивании мировоззренческой позиции. Именно на этапе осуществляется процесс саморегуляции, который предусматривает свое осуществление не только на уровне личности, но и на уровне других социальных образований. Внешними индикаторами этого процесса являются показатели активности личности, как в сфере труда, так и в сфере быта, досуга, в организации свободного времени и отдыха. [16, с. 18]

Например, как выпускники вузов добиваются чего-то в пространстве «закрытого» города. Как они проводят досуг. Надо сказать, что пространство ЗАТО не предлагает особого разнообразия в способах проведения свободного времени и отдыха. И то, как выпускники вузов решают этот вопрос, является одним из важных показателей той социальной позиции, которую они заняли. А если смотреть более широко, то и социальным самочувствием выпускников вузов проживающих в ЗАТО.  

И, наконец, говоря о структуре и показателях эмпирического исследования социального самочувствия, следует одновременно, на наш взгляд, использовать такие критерии и показатели, которые расшифровывают логическое требование: соответствует или не соответствует социальное самочувствие той объективной социальной ситуации, в которой находится индивид, группа или масса людей.

Можно ввести показатели влияния социально-экономических, общественно-политических и духовных, факторов на социальное самочувствие, то есть использовать их как базу, которая создает общую основу для социального самочувствия, и как показатель обратного их воздействия на его динамику и состояние.

Таким образом, социологический феномен социального самочувствия характеризуется комплексом показателей, отражающих отдельные социальные и социально-психологические стороны его проявления (блок показателей, определяющих само самочувствие), и блок показателей, характеризующих социальную среду, социальные условия (объективные и субъективные), в которых раскрываются или не раскрываются интересы индивидов, групп и масс людей. [3]

Социальное самочувствие — это массовые настроения, ожидания, чувства различных групп населения. Это отношение людей к разным сторонам жизни, и выражается оно в устойчивых мнениях, оценках социальных явлений, в степени удовлетворенности своей жизнью. Социологические опросы дают возможность выявлять массовые оценки, настроения, ожидания населения и отслеживать их изменения. [31]

 Исследование показало, что самочувствие выпускников вузов во многом зависит от материально-экономических факторов, материального положения. Однако самочувствие связано не просто с величиной дохода, а с тем, как такой доход соответствует, с точки зрения человека, его потребностям и представлениям о достойной жизни. Степень этого соответствия или несоответствия во многом определяет социальное самочувствие человека.

Но социальное самочувствие выпускников вузов выражается не только через оценку материального положения и уровня дохода, но и через эмоциональную реакцию на условия своей жизни, через доминирующие чувства, настроения. Социальное самочувствие выпускников вузов проживающих в ЗАТО оценивалось по двум основным аспектам: удовлетворенность условиями жизни (оценка удовлетворенности потребностей физического существования) и социально-психологический комфорт (оценка удовлетворенности потребностей социального существования). Помимо собственно оценки «удовлетворенности условиями жизни» и «социально-психологического комфорта» социальное самочувствие дает представление о степени социальной активности населения.

Анализ социального самочувствия не возможен без учета структуры социальных ценностей, сформировавшихся у выпускников вузов в данный период времени.

Большую роль при изучение социального самочувствия играют ценностные ориентации, которые  представляют собой осознание человеком или общественной, группой всей совокупности желаемых материальных и духовных благ, образа жизни, необходимых нравственных норм и выбор из них наиболее предпочитаемых.

В ценностных ориентациях опосредствованно отражаются интересы индивидов и групп, которые, в конечном счете, определяются системой экономических, политических и культурных отношений данного общества. Ценностные ориентации являются одним из важнейших факторов формирования и реализации жизненных планов людей, выбора профессии, социальной ориентации.

Система ценностных ориентации обладает сложной структурой, компоненты которой прослеживаются в конкретных видах общественных отношений.

В любом случае ценности должны быть стабильными в течение достаточно большого промежутка времени. Индивид может ориентироваться на ценности, если они выдержали испытание временем. Общество также должно иметь стабильные и всеобщие ценности, в противном случае возникает коллективная дезориентация, которая ведет к конфликтной блокаде активности и неуверенности его членов. Так же как отдельная личность меняет свои ценностные ориентации на основе опыта жизни, так могут меняться и масштабы ценностей общества. В обоих случаях это должно произойти медленно и постепенно.

В то же время в век бурных изменений ценности общества так же активно меняются. Но некоторый список ценностей, определяющий индивидуальное состояние, связанное с выживанием, остается неизменным, это:

1) материальная обеспеченность,

2) дети,

3) личная жизнь,

4) здоровье,

5) наличие хороших друзей.

Кроме того, вечными остаются такие ценности как: удовлетворенность работой; продвижение по службе; возможность легко и весело проводить время; наличие хороших друзей; уважение окружающих; возможность творческой деятельности; владение собственностью; наличие связей, знакомств; престижное положение в обществе; уверенность в себе; чувство собственной защищенности; общая хорошая обстановка в обществе; здоровье; удовлетворенность в интимной жизни; наличие образования; наличие собственного дела; религиозная вера. [31]

Но, изучая социальное самочувствие невозможно обойти стороной жизненные стратегии, которые формируются у выпускников вузов во время проживания в пространстве ЗАТО. Жизненные стратегии невозможно вычленить из общего социального процесса жизни личности. Они определяют сам характер и особый тип социального поведения и взаимодействия людей.

Понятие «стратегия» означает способ рационального отношения к жизни. Однако в отличие от других способов жизни (жизненных целей, планов и т.д) – это способ сознательного планирования и конструирования личностью собственной жизни путем поэтапного формирования ее будущего.

«Стратегия жизни» трактуется либо как система перспективных представлений и ориентаций личности, либо еще более узко – как система целей, планов и ценностных ориентаций. Наиболее важными, на наш взгляд, характеристиками жизненной стратегии являются уровень ответственности, степень осмысленности жизни, система ценностей и отношений человека.

Основными показателями эффективности стратегии жизни человека являются его удовлетворенность жизнью. [38, с.30]

Некоторые ученые выделяют три основных типа стратегий жизни: стратегия благополучия, стратегия жизненного успеха и стратегия самореализации.

В жизни людей, придерживающихся  стратегии жизненного благополучия, преобладает ориентация на «получение полного комфорта в жизни», достигаемого посредством приобретения разнообразных материальных, культурных социальных благ. Для них характерны также отношение человека к жизни как способу удовлетворения различных потребностей, стремление к стабильной жизни, полная уверенность в завтрашнем дне.

С точки зрения «образа жизни»она представляется личности как обеспеченная (полная всех необходимых благ) и относительно размеренная, спокойная жизнь. Они руководствуются символическими образами «труд ради жизни» или «труд ради отдыха», «выгода ради блага». «Смыслом» такой жизни становится при этом приобретение и потребление жизненных благ. Ценностное содержаниестратегии жизненного благополучия по сути дела можно свести к желаемому (значимому) или престижному набору жизненных благ, необходимых личности для ощущения счастья и собственной полноценности. Большинство из опрошенных нами респондентов выбрали именно этот тип жизненной стратегии. Это говорит о том, что  в числе базовых ценностей этого стратегического типа находятся жизнь человека, общение, семья, благополучие, традиционность, уверенность, законность. [40]

Стратегии жизненного успеха

Стремление к жизненному успеху, реализуемое посредством собственных усилий и действий человека, является отличительным признаком этого типа стратегий.

Стратегия успеха ориентирует жизнь человека в основном на «внешние» результаты и проявления. При этом, как показывают результаты исследования, человек рассматривает свою жизнь как своеобразную «строительную площадку», возведение и демонстрация достижений которой происходит на глазах у всех.

«Образ жизни»в стратегии успеха есть активная, деятельная, насыщенная делами и событиями жизнь, а его идеал — сильный, энергичный и преуспевающий человек, пользующийся известностью, всеобщим признанием и имеющий прочное материальное положение.

«Ценностное содержание»стратегии успеха характеризуется в терминах качества и стиля жизни и деятельности человека. Оно сопряжено, прежде всего, с такими чертами, как мастерство, профессиональная компетентность, организованность и самодисциплина, общая культура, высокая требовательность к себе и к своим партнерам, устойчивое социальное положение и т.д.

Их жизненные целисодержат грандиозные замыслы и планы. Они полны решимости и преобразовательской энергии. И, как правило, для этого у них есть все необходимые качества характера — сильная воля, напористость, быстрота реакции, уверенность в себе, оптимизм и др.

Поэтому «смыслом жизни» в стратегии успеха является восхождение человека к желаемой вершине жизни, представляющей общественную значимость и выступающей пределом устремлений для многих поколений людей.

В нашем исследование стратегию жизненного успеха можно было выделить с помощью изучения того, как человек добивается намеченной цели, на кого он рассчитывает и чего ожидает от своей деятельности. Устраивает ли индивида его социальное положение или нет. И если нет, что он предпринимает, чтобы его изменить.  [37, с.38]

Стратегия самореализации личности

В большинстве философских и социологических концепций стратегия самореализации рассматривается в контексте творческой деятельности личности, самораскрытия ее творческого потенциала.

Так, в рамках данной стратегии образ жизни не имеет четких очертаний и контуров. По своей сути он ближе всего находится к художественному образу, сочетающему в себе атрибуты прекрасного, гармоничного и совершенного в жизни.

В жизни людей, придерживающихся стратегии самореализации, присутствует, как правило, не один, а несколько образов жизни, сменяющих друг друга в зависимости от жизненной ситуации. «Образы жизни» в стратегии самореализации суть непрерывно обновляющиеся картины жизни, создаваемые и поддерживаемые человеком как художником своей жизни.

Смысл жизни в концепциях самореализации определяется чаще всего через понятие свободы.

Свобода, как и творчество жизни, является одной из самых важных жизненных ценностей сторонников стратегии самореализации. В стратегии самореализации во многом теряют свое прямое назначение четкие и строго фиксируемые жизненные цели и задачи. Скорее всего, они имеют смысл лишь для относительно небольшого по времени фрагмента жизни.

В нашем исследование были сторонники этой стратегии. У них практически отсутствовали  «внешние» цели, предопределяющие поведение личности. Данная стратегия не ориентирует также на определенное место (пространство) конструирования жизни. Выпускникам вузов придерживающихся этой стратегии было не важно, в каком социальном пространстве конструировать свою жизнь. Они с легкостью приняли решения приехать в закрытое административно-территориальное пространство и с такой же легкостью в любой момент готовы уехать из города.  Поэтому сколько-нибудь длительные и широкомасштабные цели, как правило, отсутствовали, хотя при этом сохраняются общие и долговременные жизненные перспективы.