Методы реализации социальной политики
Для проведения социальной политики существуют федеральные структуры законодательной и исполнительной власти. Правом законодательной инициативы в соответствии с Конституцией Российской Федерации обладает Правительство РФ, которое разрабатывает и вносит на утверждение парламента значительное число важнейших законопроектов по социальной сфере. Определяя стратегию развития страны, Правительство Российской Федерации стремится обеспечить рост денежных доходов населения и уменьшить их дифференциацию на основе увеличения заработной платы, повысить долю оплаты труда в валовом внутреннем продукте, улучшить пенсионное обеспечение и социальную поддержку населения.
При Президенте Российской Федерации образован Совет по социальной политике, комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии. В Российском парламенте работают комитеты по социальной политике; по делам женщин, семьи и молодежи; по труду и социальной поддержке, которые на нормативном уровне формируют политику в этой сфере.
Основными звеньями управления социальным развитием в России являются федеральные министерства и ведомства: Министерство труда и социального развития, Министерство образования, Министерство здравоохранения, Комитет по физической культуре и туризму и др.
Важное место в разработке и реализации социальной политики отводится субъектам Российской Федерации. Они имеют право на собственное законотворчество. В регионах имеются специальные структуры, отвечающие за реализацию государственных норм и стандартов и дополняющие их за счет собственных средств. Идет процесс законодательного закрепления и разграничения полномочий между федеральными и региональными органами власти. Россия должна проводить социальную политику такого уровня, который закреплен в международных актах, ратифицированных нашей страной. К ним относятся, прежде всего, «Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина» 1948 года, а также «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина» (18 сентября 1973г.). Формирование современной российской государственной системы социального обеспечения происходит на основе учета указанных основных положений международных норм. В основе государственной социальной политики лежат два программных документа: «Основные направления социально-экономического развития России до 2010г.» и «Программа социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу».
Обычно социальная политика реализуется через различные формы социальной работы, крупные разовые государственные решения и мероприятия, а также через социальные программы (специализированные и комплексные). В настоящее время в России осуществляется более 80 федеральных программ, в том числе социальных:
1 Программа социальных реформ в Российской Федерации на период;
2 Федеральная целевая программа улучшения условий и охраны труда;
3 Федеральная комплексная программ «Социальная поддержка инвалидов»;
4 Федеральная целевая программа «Старшее поколение»;
5 Президентская программа «Дети России»;
6 Программа пенсионной реформы в России и др.
Вслед за принятием федеральных подобные программы разрабатываются в регионах.
Механизм реализации социальной политики в России сориентирован на решение важнейших социальных проблем. Главный смысл и содержание их изложены, например, в Послании Президента РФ Федеральному Собранию (1998) и нацелены на гармонизацию общественных отношений, обеспечение политической стабильности и гражданского согласия. Формирование и функционирование механизма реализации и управления социальными процессами определяются объективными потребностями и тенденциями общественного развития. Именно потребности и тенденции предопределяют структуру механизма, набор и использование его компонентов.
Механизм реализации социальной политики имеет сложную структуру:
1 субъект социальной политики – государство в совокупности всех его органов, ориентированных на его регулирование социальных отношений; политические партии; общественно-политические движения и другие институты гражданского общества;
2 объект социальной политики – социальные процессы в обществе во всем их содержательном многообразии и разнообразных формах проявления;
3 системы нормативно-правовых актов, регулирующие взаимодействие между субъектами и объектами социальной политики;
4 методы реализации социальной политики;
5 предметно-политическая деятельность по решению задач социальной политики на различных стадиях, включая и оценку эффективности реализации социальных программ.
Данная структура является обобщенной и при решении конкретных задач социальной политики дополняется и другими элементами.
Анализ реально сложившейся ситуации говорит о крайне низком информационно-аналитическом потенциале органов управления социальной сферой, в ряде случае профессиональной неподготовленности кадров, их консерватизме в стиле социального мышления и практической деятельности. Особенно это заметно в стиле деятельности региональных и местных органов управления социальной сферой. Причины этого в том, что региональные и местные органы слишком долго жили в чрезмерно жестком режиме управления «команда сверху – закон». В такой обстановке они практически не имели возможности проявлять инициативу, распоряжаться имеющимися материальными, трудовыми и интеллектуальными ресурсами в своих собственных интересах.
Вместе с тем нельзя не отметить тот факт, что в последние годы сделаны заметные шаги в сторону повышения эффективности управления в области социальной защиты населения. Это явилось следствием фундаментальных теоретических разработок, направленных на поиск оптимальной концепции социальной политики, совершенствования существующих и создания новых систем управления на региональном и местном уровнях.
Между тем, основные показатели последних пяти лет свидетельствуют о том, что в Российской Федерации в этом направлении наметились позитивные изменения, а с учетом перспективного планирования и положительные прогнозы (Приложение 1).
Достижение указанных показателей и конечные результаты будут зависеть в значительной степени от сбалансированности экономической, финансовой и социальной политики, от темпов роста валового внутреннего продукта и объемов выпуска продукции, инвестиций в экономику, расходов на социальные нужды, направляемых из бюджетов всех уровней, от принимаемых мер по совершенствованию налоговой политики и по выравниванию социально-экономического развития регионов.