Механизм социально-экономического развития сельских поселений

Социально-экономическое развитие всех сельских муниципальных образований невозможно по одной универсальной модели, ввиду того, что каждое сельское муниципальное образование обладает своими уникальными особенностями. В то же время, их можно сгруппировать по ряду признаков.

Развитие сельских территорий не возможно без индивидуального подхода к каждому сельскому поселению.

Механизм социально-экономического развития сельских поселений строится на системе взаимоотношений между органами государственной власти, органами местного самоуправления, производственными единицами.

В процессе управления социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований целесообразно сформировать рациональный механизм эффективной системы управления развитием социальной сферы сельских муниципальных образований. Важнейшими элементами выступают функции, в частности, функция регулирования, которая является одной из важнейших функций управления сельскими муниципальными образованиями.

Регулирование осуществляется как извне - из системы более высокого порядка (федеральные и региональные органы управления), так и внутри рассматриваемой системы - на уровне местного самоуправления. Выделение важнейших системных характеристик процесса управления социальной сферой сельского населения позволяет разработать механизм эффективного управления социально-экономическим развитием регионов и входящих в них муниципальных образований [17].

Формирование системы управления

Для реализации предложенного механизма социально-экономического развития муниципальных образований, соответствующего федеральному, региональному и муниципальным уровням управления, необходимо соблюдение двух ограничений, таких как[21]:

1) разработка и реализация долгосрочных планов территориального развития (генеральных планов развития сельских территорий) на срок от 7 до 20 лет;

2) построение тесных экономических связей между органами местного управления и коммерческими организациями, работающими на территории муниципальных образований.

Ресурсное обеспечение социально-экономического развития целесообразно осуществлять на региональном уровне с целью выравнивания условий жизни в сельской местности и снижения миграции населения в город. Причем, информация о необходимости корректировки направлений развития должна исходить от местной администрации, а государственная поддержка - осуществляться на региональном и федеральном уровне.

Развитие местного самоуправления как важнейшая составляющая процесса трансформации всего российского общества рассматривается в нормативно-правовых документах и в научной литературе, прежде всего, с политической точки зрения. А именно, с точки зрения демократизации, становления федерализма и в целом государственного строительства. Социальный и экономический аспекты местного самоуправления затрагиваются, в основном, в связи с вопросами муниципальной собственности, определением объектов воздействия, формированием бюджетов различных уровней, неупорядоченностью бюджетно-налогового процесса.

Определенная однотипность острых вопросов в этих сферах дает основание считать, что многие из них имеют схожие причины. Эти причины кроются в экономической природе институтов местного самоуправления, являющихся особым типом организаций, удовлетворяющих широкий спектр человеческих потребностей по месту проживания граждан.

Формирующееся в настоящее время в Российской Федерации местное самоуправление, трактуемое в правовых документах как муниципальное, представляет собой специфический институт организации жизнедеятельности территориальных сообществ граждан. Он начал формироваться в период становления государства. Определение самоуправляющихся сообществ предполагает наличие государства. Оно формализует, официально признает, фиксирует в документах те или иные организации.

Местное самоуправление, как категорию, принято рассматривать лишь в определенном противопоставлении верховной - государственной власти. В соответствии с таким подходом имеет место различие в характере этих уровней власти: государство предписывает «сверху» - местное самоуправление «снизу»; государство «принуждает, навязывает, регламентирует», а местное самоуправление «согласовывает» в соответствии с учетом интересов всех; государство охраняет свои границы - местное самоуправление действует в границах, установленных государством.

Важным аспектом развития социальной сферы сельских территорий является механизм взаимоотношений между органами управления различного уровня.

Для эффективного развития сельских территорий, на наш взгляд, целесообразно использовать финансовые возможности хозяйствующих субъектов, функционирующих на территории муниципального образования и использующих трудовой потенциал данной территории. Для этого необходимо предусмотреть софинансирование развития социальной сферы сельских поселений предприятиями в целях повышения социальной защищенности своих работников.

Таким образом, внедрение предлагаемых способов позволит:
для сельской администрации - решить ряд проблем финансирования развития социальной сферы территории сельского муниципального образования;

для хозяйствующего субъекта - снизить налоговое бремя и обеспечить воспроизводство трудового и интеллектуального потенциала для сельских жителей - улучшить условия жизни.

Социальная система, в том числе муниципальное образование, может функционировать и развиваться успешно, если:

с одной стороны, софинансирование развития социальной сферы села будет добровольным, основанным на учете интересов подавляющей части экономических субъектов;

с другой - воздействие организующего фактора будет содействовать достижению целей субъектов управления и хозяйствования. В качестве такого фактора для муниципальной социально-экономической системы воспроизводства выступает муниципальная собственность.

В этой воспроизводственной системе необходимо выделить такие экономические субъекты, как домашние хозяйства, производства (фирмы), бесприбыльные хозяйства, в том числе и бюджетные организации. Совокупность субъектов жизнедеятельности, объединенных единым пространством, порождает специфические формы потребления и потребности, а, следовательно, и необходимость создания таких благ, или их адаптацию для использования:

1) различные качественные, и количественные формы совместного потребления таких благ, как воздух, вода, энергия, и т. п.;

2) потребности и блага, объединяющие пространственное положение субъектов производства и жизнедеятельности, - транспорт, дороги, связь, (т.е. взаимосвязанная система коммуникаций);

3) необходимость координации воспроизводства перечисленных благ во времени и пространстве.

Местное самоуправление является обязательным, конституционно закрепленным элементом системы общественных отношений и системы территориального управления, поскольку за ним конституционно (или законодательно) закреплен определенный объем компетенций, которые при отсутствии местного самоуправления не могут быть реализованы. Формирование же различных форм общественного самоуправления зависит от конкретных потребностей конкретного населенного пункта [69].

Таким образом, процесс становления муниципальных структур и местного самоуправления является важнейшим элементом формирования и становления демократического общества. Возрастание роли и значения самоуправления на низовом уровне представляет собой предпосылку развития реальных демократических перемен в обществе. Содержание деятельности местных структур самоуправления выступает как осознанное поведение и деятельность населения по самообеспечению не только условий выживания, но и дальнейшего развития т. е., речь идет о необходимости стратегического управления развитием местных территорий. Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать следующее понятие стратегического управления муниципальным образованием: это реализация процесса управленческой деятельности органов местного самоуправления, направленного на обеспечение устойчивого социально-экономического развития муниципального образования в долгосрочной перспективе, с учетом внешних и внутренних факторов воздействия.

Механизм формирования стратегии развития муниципального образования предопределяет успех ее реализации, другими словами, концепция комплексного социально-экономического развития района должна включать в себя, в качестве составляющей, основные положения стратегии, которая подлежит качественной экспертной оценке с целью своевременной корректировки действий, направленных на повышение эффективности стратегического управления муниципалитетом. Комплексность развития муниципального образования означает создание такой системы, которая могла бы обеспечить сбалансированное развитие системы сфер деятельности людей, ориентированной на улучшение качества жизни населения.

Однако вследствие слабой научной организационно-методической обеспеченности процессов стратегического планирования в муниципальных образованиях России зачастую формируются концепции перспективного развития, в рамках которых не проводится комплексный анализ сложившейся социально-экономической ситуации, не выявляются закономерности развития территории, не обосновываются приоритетные функции, которые целесообразно реализовывать в перспективе, а целевой блок не содержит системы количественно определенных целей. В результате разработанные концепции носят декларированный характер, отсутствуют механизмы их реализации.

Из определения сущности стратегического управления комплексным социально-экономическим развитием территории вытекает содержание соответствующего методического обеспечения.