Модель успешной социализации
Модель успешной социализации строиться путем логического разворачивания типов компонентов компетентности, необходимых для вхождения индивида в совокупность общественных отношений быстро меняющегося общества.
Во-первых, процесс социализации невозможен без активности со стороны социализируемого индивида, т.е. в первую очередь необходима мотивация на обучение и освоение норм и образцов. Направление активности задается системой ценностей. Следовательно, одной из характеристик индивида, включенного в процесс социализации, являются мотивационно-ценностные компоненты компетентности.
Во-вторых, само проявление активности индивида, ход освоение навыков, образцов поведения, знаний и норм зависит от личностных качеств, таких как, например, инициативность, уверенность в себе и т.п. То есть процесс успешной социализации невозможен без наличия соответствующих личностных качеств индивида.
В-третьих, встраивание в социум требует различных средств взаимодействия с внешним миром (например: умение правильно и адекватно реагировать на изменение ситуации, коммуникативные навыки и т.п.) т.е. естественным образом выделяются компоненты компетентности, способствующие решению внешних задач.
Для традиционных обществ, где система отношений не меняется за несколько поколений, этих компонентов компетентности было бы достаточно. Но в современных условиях, когда система общественных отношений меняется за время жизни одного поколения, фиксированных средств взаимодействия с внешним миром, освоение которых обеспечивало бы успешную социализацию на протяжении всей жизни мало. Следовательно, индивид должен иметь средства для разрешения внутренних задач, то есть для изменения себя (произвольное развитие тех или иных навыков, рефлексия ценностей, целей и норм). Назовем эти средства направленные внутрь – мета-средства.
Однако интенсивное использование мета-средств не означает, что человек непременно становится социальным хамелеоном и начинает конъюнктурно подстраивать себя под любые требования социума. Тем не менее возникает экзистенциальная проблема – как изменяя себя не изменить себе? Это возможно, если существует некий инвариант личности, который сохраняется при любых изменениях общественных отношений.
Наличие инварианта невозможно при мозаичном сознании (Ортега-и-Гассет, 2001), когда образ мира разбит на разные, слабо взаимодействующие между собой фрагменты. Инвариант возможен, когда существует целостное представление о мире и своем месте в этом мире. Когда имеются цели жизненного масштаба. Когда любое внешнее воздействие пропускается через фильтр: "А, это верно? Насколько это соответствует моим целям? Нужно ли мне это?". Этот тип компонентов компетентности назван в работе когнитивной аксиоматикой – фундаментальной картиной мира, представляющей собой активные знания, и стягивающей в единое целое представления личности о мире.
Помимо вышеперечисленных типов компонентов компетентности особое значение для успешной социализации имеет подробно рассмотренное в обзоре литературы умение адекватно распределять свои ресурсы для достижения поставленных целей. Как было показано в обзоре литературы, это умение тесно связано с реалистичным образом будущего. Совокупность вышеперечисленных типов компонентов компетентности вместе с логическим разворачиванием их необходимости и наличием реалистичного образа будущего составляет модель успешной социализации, на которой построена работа. Модель не претендует на всеохватность, она скорее представляет собой систему необходимых, но быстрее всего недостаточных для успешной социализации компонентов компетентности. Нельзя объять необъятное, но объять необходимое - жизненно важно.