Молодежная политика Санкт-Петербурга

В настоящее время Администрация Санкт-Петербурга формирует и регистрирует единый классификатор информационных баз и банков данных в сфере молодежной политики Санкт-Петербурга. Так в соответствии с Законом Санкт-Петербурга «О молодежи и молодежной политике Санкт-Петербурга» от 17.03.98г. № 28-6, а также на основании «Основных направлений молодежной политики Санкт-Петербурга на 2006-2010г.», утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга 01.02.2006г. № 40-8, в целях организации информационного обеспечения государственной молодежной политики в Санкт-Петербурге Комитетом по молодежной политике создан Молодежный информационный центр (МИЦ).

Основной целью МИЦ является информационное обеспечение молодежной политики, а именно, т.е. наиболее полное удовлетворение информационных потребностей молодежи во всех сферах деятельности, а органов управления – необходимой информацией о молодежи.

В 2003 году осуществляли деятельность информационные центры по следующим направлениям:

      ·    Международный информационный центр на базе Службы международных молодежных контактов.

Функционирует с 2002 года. Предоставляет информацию о молодежных организациях, занимающихся международными проектами в России и за рубежом, информацию о мероприятиях, грантах на обучение, последние новости из жизни молодых людей во всем мире. Постоянно расширяется тематическая библиотека на печатных и электронных носителях. В течение года на электронный адрес центра потупило около 10 000 обращений. Велись консультации по телефону, прием граждан.[13]

      ·    Информационный центр по содействию решению жилищной проблемы молодежи. Некоммерческое Партнерство "Центр по строительству жилья для молодежи" Северо-Западного отделения «Союз МЖКовцев России».

Создан с целью информационного обеспечения реализации целевой Программы «Молодежи – доступное жилье» Комитетом по молодежной политике и Санкт-Петербургским отделением общероссийской общественной организации «Союз МЖКовцев России» создан информационный центр для информирования молодежи о возможности участия в программе. Центр расположен в здании Комитета по жилищной политике.

По данным центра общее число получивших консультацию лично за истекший период с начала 2003 год составило 1000 человек. Всего же за информацией по телефону обратились около 2000 человек.[14]

      ·    Правобережный молодежный центр (на базе Санкт-Петербургской Молодежной Региональной Общественной Организации «Правый берег»).

Осуществляет информационную работу на территории Красногвардейского, Выборгского, Невского и Калининского районов. Предоставляет информацию по различным направлениям. Имеется печатный орган: газета «Правый берег», работает «горячая линия».[15]

      ·    Информационный центр по содействию занятости молодежи создан на базе справочно-информационной службы «056». Служба работает без выходных и перерывов. Служба предоставляет информацию о вакансиях для молодежи, по вопросам временной и постоянной занятости, в том числе в летний период.

Администрация Санкт-Петербурга финансирует деятельность средств массовой информации для детей, подростков и молодежи, включая соответствующие редакции теле- и радиопрограмм Санкт-Петербурга, в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых на эти цели.

Работа со СМИ включает следующие направления:

      ·    подготовка и распространение пресс-релизов, сообщений и других специальных материалов о деятельности Комитета по молодежной политики;

      ·    организация и проведение пресс-конференций, встреч журналистов с представителями Комитета по молодежной политики;

      ·    участие в выставках;

      ·    размещение информации в Интернете;

      ·    выпуск и распространение информационных материалов (методической литературы, информационных флаеров, буклетов, презентационных брошюр, CD-дисков и др. презентационной продукции);

В частности, по заказу Комитета по молодежной политики создавались молодежные рубрики в различных средствах массовой информации, изготавливались специальные выпуски газет, телепрограммы. Цикл телевизионных передач “Туннель”, выходивший в эфире Пятого канала, занял призовое место на 2-ом Всероссийском телевизионном конкурсе “Нет-наркотикам!”. Совместно с ТРК “Петербург” Комитет выпускал программу “Алюминиевые огурцы”, в которой обсуждались актуальных проблемы молодежного движения города, давалась информация о программах, реализуемых Комитетом для подростков и молодежи, обсуждались иные интересующие молодежь темы. Кроме того, в сети Интернет в течении года работал видеоканал “Teeen-tv.ru”, представлявший информацию о жизни подростков и молодежи.

Всего по направлению “Информационно-методическое обеспечение реализации молодежной политики” в течение 2003 года было израсходовано 3 499 400 рублей.

Администрация Санкт-Петербурга определяет перечень проблем для научно-исследовательских работ в области молодежной политики Санкт-Петербурга и выполняет функции заказчика указанных работ.

В соответствии с законом Санкт-Петербурга «О молодежи и молодежной политике Санкт-Петербурга» Ежегодно проводит конкурс на подготовку «Доклада о положении молодежи Санкт-Петербурга» - проводится сбор, обработка, анализ информации, выработка рекомендаций. В 2003 году доклад подготовлен НИИ Комплексных социальных исследований СПб ГУ, проведено 5 социологических исследований («Влияние СМИ на молодежь: информированность молодежи о проводимых социальных программах и каналы восприятия данной информации», «Психологический и социально-демографический портрет молодого человека, попадающего в сферу деятельности подростково-молодежного клуба», «Молодежь и армия» (исследование физической и психологической готовности молодых людей к службе в вооруженных силах РФ), «Отношение общественных объединений к государственной молодежной политике представителей молодежных общественных организаций», «Развитие инфраструктуры досуга молодежи»).

Кадровое обеспечение молодежной политики Санкт-Петербурга осуществляется Администрацией Санкт-Петербурга посредством определения потребности в кадрах и выполнения функции заказчика по организации их подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Организационную основу реализации молодежной политики Санкт-Петербурга составляют соответствующие отраслевые и территориальные органы Администрации Санкт-Петербурга, городской и районные общественные молодежные консультативно-совещательные советы, в состав которых входят граждане и представители организаций, действующих в области молодежной политики.

Тем не менее, остается открытым вопрос об идеологическом наполнении деятельности различных институтов и служб в рамках молодежной политики, что осложнено ввиду отсутствия в стране и в обществе общенациональной идеи, целей развития и конкретных ориентиров. Без идеологии же молодежная политика во многом теряет свою действенность, превращаясь в род административно-отраслевой работы по решению известной суммы актуальных вопросов. Вопрос идеологического обеспечения особенно актуален в связи с началом крупномасштабной работы в области патриотического воспитания. При этом следует отметить недопустимость сведения патриотического воспитания лишь к одному из его направлений - военно-патриотическому, обеспечивающему потребности военных ведомств в допризывной подготовке, что явно проявляется в Комплексной программе воспитания патриотизма у подрастающего поколения Санкт-Петербурга на 2001-2005 годы.

Следует особо выделить так же и основные направления разработки и реализации законодательства, исходя из следующих статей действующего Закона:

1. Законодательное обеспечение формирования и функционирования материальной и финансовой базы молодежной политики в городе:

1.1. Статья 3, п.1. - разработка Закона “О минимальных социальных стандартах и нормативах”, включающего законодательное оформление и практику разработки региональных минимальных стандартов и нормативов на основе государственных минимальных стандартов и обеспечение гарантированного минимума социальных услуг молодым гражданам по обучению, воспитанию, физическому и духовно-нравственному развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке.

1.2. Статья 7, п.1. - разработка Закона “О предоставлении образовательного кредита талантливой молодежи”, определяющего порядок и правила кредитования талантливой молодежи.

1.3. Закон об условиях и порядке предоставления в аренду бесплатно или по ставкам арендной платы, установленным для государственных учреждений социальной сферы города, помещений государственного нежилого фонда Санкт-Петербурга, а также предоставление в пользование имущества, находящегося в пользовании города.

2. Подзаконные акты и распоряжения:

2.1. Статья 6, п.1. – Постановление правительства “О предоставлении молодым семьям, не обеспеченным жильем, компенсаций (субсидий) для оплаты строительства и приобретения жилья”.

2.2. Статья 6, п.3. – Распоряжение губернатора “О выплате компенсаций молодым родителям по домашнему воспитанию и образованию детей, не посещающих государственные учреждения, согласно соответствующим нормативам”.

2.3. Статья 10, п.3. – Разработка перечня и номенклатуры государственных организаций Санкт-Петербурга, проводящих работу с молодежью.

2.4. Статья 11, п.3. – Разработка перечня и номенклатуры государственных социальных служб Санкт-Петербурга для молодежи.

2.5. Статья 18. п.1. – Постановление правительства о разработке Ежегодного доклада о положении молодежи в Санкт-Петербурге.

2.6. О размещении социального заказа на выполнение целевых программ в области молодежной политики (положение о конкурсах на размещение социального заказа).

2.7. О целевом финансировании отдельных общественно полезных программ молодежных и детских общественных объединений по их заявкам (государственные гранты).

2.8. Статья 22, п.1. - Формирование единого классификатора информационных баз и банков данных в сфере молодежной политики города.

3. Из законодательных актов, которые требуют особого подхода и неотложного решения о их разработке следует выделить:

3.1. Исходя из статьи 9 – Закон “Об альтернативной гражданской службе”, – целесообразно приступить к разработке данного закона, не дожидаясь принятия федерального закона на основе эксперимента. Тем более, что в ряде субъектов РФ такие эксперименты уже проводятся. А весь объем работ, связанный с осуществлением закона следует возложить на КСДМ (СПб).

3.2. Требует неотложной разработки и Закон “О воспитании и воспитательной деятельности”, способный регламентировать деятельность различных государственных и негосударственных организаций, ведущих работу с молодежью. Особо стоит вопрос о правах, обязанностях и ответственности таких организаций, а также о порядке лицензирования их деятельности и порядке контроля. Главным субъектом контроля и лицензирования должен стать КСДМ.

3.3. Требует рассмотрения вопрос об оптимизации согласования деятельности различных социальных институтов и служб, осуществляющих работу и воздействие на молодежь и о координации их деятельности, выработки единых подходов по ряду актуальных вопросов (КСДМ, КО, Вооруженные силы, СМИ, РПЦ и т.д.), с целью выработки единых подходов к решению актуальных проблем молодежи.

Вероятно, требует решения и вопрос о создании надежной информационно-аналитической базы правовых и иных разработок для обеспечения реализации молодежной политики и разработки ее на перспективу. При этом следует учесть, что Санкт-Петербург является одним из ведущих центров по исследованию проблем молодежи и разработке молодежной политики.