Молодежь в системе политических интересов партий

Партийные предпочтения молодежи

По данным опроса молодежи России, включая Санкт-Петербург (2008год),

-   Интересуются политикой 55.5% респондентов (мужчины-65.3%, женщины –50.0%).

-   Деятельность Президента РФ одобряют-55.1% (мужчины-59.1%, женщины-52.6%).

На вопрос «Как Вы считаете, какие политические организации выражают Ваши интересы?» были получены следующие ответы (см. таблицу 4).

Таблица 4. Политические организации и пол (%)

Организация Весь массив 2015 чел Мужчины 727 чел. Женщины 1288 чел.
Единство 6.8 8.4 6.1
КПРФ 3.2 3.7 2.9
Яблоко 8.4 8.8 8.2
Союз правых сил 16.4 11.3 18.9
ЛДПР 5.7 8.8 3.9
Другая 2.1 2.7 1.7
Ни одна не выражает 57.6 56.6 58.2

Из ответов следует, что более половины респондентов (57,6%) считают, что ни одна политическая партия не выражает их интересы. Наиболее привлекательны для молодых Союз правых сил – 16.4% и Яблоко – 8,4%. ЛДПР получил 5.7%, КПРФ-3.2% ответов. Есть существенная разница в ответах мужчин и женщин.

На основе этих данных можно сделать вывод, что молодежь привлекают правые либералы, а не другие партии.

Политические ценности молодежи

В рамках исследования «Петербуржец-2000» (ноябрь 2000 года) по общегородской случайной репрезентативной выборке изучались партийные предпочтения и политические ценности молодежи.

Общепризнанный факт, что ценности, будучи усвоены в период социализации личности, остаются неизменными, или практически неизменными, в течение всей последующей жизни личности. От того, какие ценности исповедует молодежь сегодня, зависит образ нашего общества завтра.

В ходе опроса респондентам задавался вопрос о том, насколько важны, или не важны для них некоторые понятия, означающие ряд политических ценностей, таких, как «равенство», «справедливость», «порядок», «свобода», «права человека» и «собственность». Анализ ответов на данный вопрос показал, что наиболее значимыми для петербуржцев в целом являются ценности «справедливости» и «порядка» (примерно по 91%). Далее по убывающей – «права человека» (89,7%), «свобода» (84,3%), «собственность» (74,9%) и «равенство» (62,2%). В сравнении с общегородским распределением, молодежь придает больший вес таким ценностям, как «права человека» (92,5%), «свобода» (91,3%) и «собственность» (82,7%). Категория «порядка» в общем проранжированном ряду у молодых людей опустилась на четвертую строчку (88,1%). А замыкает ряд значимых ценностей «равенство» (60,9%). Именно категория «равенства» получила самое большое количество негативных оценок («совсем не важна» и «скорее не важна»), превышающее негативный суммарный рейтинг остальных ценностей вместе взятых. При этом между такими когортами как «молодежь» и «люди пенсионного возраста» обнаружились значимые различия в отношении к таким понятиям, как «свобода» и «собственность».

Данные закономерности были проконтролированы по таким параметрам, как пол и образование. Контроль показал, что данные конкурирующие гипотезы должны быть отклонены. Возраст, понимаемый не в биологическом смысле этого слова, но как индикатор периода социализации личности является непосредственным фактором, влияющий на более частую оценку категорий «свободы» и «собственности» молодыми людьми, нежели петербуржцами пенсионного возраста. Причем те молодые люди, которые склонны высоко оценивать одну из этих ценностей, также склонны позитивно оценивать и другую ценность. Этот факт свидетельствует о том, что молодежь сегодня уже усвоила и «присвоила» ценности политического и экономического либерализма, причем в таком варианте, в котором свобода неотделима от собственности, а оба этих понятия являются следствием соблюдения и уважения прав человека.[18]

Толерантность молодежи и оценка демократии

В ходе исследования респондентам задавался вопрос: «У некоторых людей вызывают тревогу привычки мнения и образ жизни людей, отличающихся от них самих. Скажите, пожалуйста, вас лично тревожит присутствие рядом с Вами людей другой расы? … других политических взглядов?» Полученные данные позволяют утверждать, что молодежь Санкт-Петербурга характеризуется высокой степенью терпимости. 88% людей молодежного возраста ответили, что их не тревожат люди другой национальности и только 9% – тревожат, причем затруднились с ответом всего около 2% опрошенных.

Схожую картину мы наблюдаем и в отношении молодежи к людям других политических взглядов. 90% респондентов эти люди не тревожат, только у 6% вызывают противоположные чувства. В данном случае затруднившихся с ответом несколько больше – около 4%.

Сравнение людей входящих в эту возрастную группу со всеми остальными позволяет сделать вывод, что молодые более терпимы по отношению к людям других рас и политических взглядов. Стандартизованный остаток -2,3 и -4,0 показывает, что молодые не склонны тревожится по этому поводу.

Интересно выяснить, какие возрастные группы максимально противоположны по этим показателям. Для этого мы сравнили четыре группы респондентов. В первую вошли самые молодые: 18–24 года, во вторую: 25–29-летние, третью составили люди среднего и предпенсионного возраста: 30–60 лет, и, наконец, четвертую составили пожилые люди старше 60 лет.

Оказалось, что полярными по этим показателям являются молодые (первые две группы) и пожилые (старше 60 лет). При сравнении самой толерантной оказалась группа наиболее молодых респондентов. В этой группе только 8% тревожит присутствие людей другой национальности (стандартизованный остаток –2,6) и только 5% тревожат люди с другими политическими взглядами (стандартизованный остаток –3,6). А вот среди пожилых людей тревожатся по этому поводу значительно больше людей 16% (с.о. +2,2) и 19% (с.о.+5,3). Интересно, что позиции группы 25-29 летних по сравнению с другими группами не столь отчетливы. Про них можно лишь сказать, что они явно не склонны тревожится по поводу присутствия людей других политических взглядов (с.о.-1,9).

Таким образом, можно сделать вывод, что молодежь в целом в сравнении с другими поколениями демонстрирует максимальную социальную толерантность. Причем наиболее терпимыми среди возрастных групп оказались самые молодые: 18–24-летние.

Важным показателем отношения человека к политической системе в целом является удовлетворенность тем, как работает демократия. Для измерения этого показателя респондентам был задан вопрос: «Скажите, пожалуйста, если оценивать в целом то Вы абсолютно удовлетворены, скорее удовлетворены, скорее не удовлетворены, или абсолютно не удовлетворены тем, как работает демократия?».

Абсолютное большинство молодежи в той или иной степени не удовлетворены тем, как работает демократия (около 73%). Причем только 3% молодых людей «абсолютно удовлетворены» этим обстоятельством. Однако следует признать, что в сравнении с другими людьми, молодежь явно не склонна давать крайнюю отрицательную оценку. Если среди молодых 30% абсолютно не удовлетворены работой демократии (стандартизованный остаток –4,9), то среди людей старших возрастных категорий доля абсолютно неудовлетворенных достигает 49% (стандартизованный остаток –2,7).

В данном случае разделение молодых на две возрастные группы не позволило обнаружить значительных различий между ними: они оказались фактически идентичными. Более того, анализ связи между другими социально-демографическими показателеми и отношением к работе демократии не выявил значимых величин. Можно лишь утверждать, что молодые рабочие более склонны быть абсолютно неудовлетворенными работой демократией (стандартизованный остаток +3,0).

В целом, молодежь не удовлетворена работой демократии, но при этом не склонна драматизировать ситуацию и дает более осторожные «срединные» оценки демократическим институтам.

Политическая идентификация молодежи Санкт‑Петербурга

Сроки вторичной политической социализации возрастных когорт, согласно результатам проведенного в ноябре 2008 г. исследования, существенным образом влияют на такой вид политических установок, как политическая идентификация.

Молодые петербуржцы в возрасте 18-30 лет (7,5% от общего числа опрошенных) склонны считать, что они не имеют политических убеждений. Еще 4,6% молодых людей (от общего числа опрошенных петербуржцев) не могут определить свои политические взгляды. Конечно, существенно на такую самооценку политических взглядов у молодежи влияют особенности их жизненных стратегий — приоритет ценностей общения (коммуникации) и карьерных устремлений. Тем не менее, статистический анализ показывает, что молодые люди в возрасте до 30 лет также склонны идентифицировать свои политические взгляды как либеральные или националистические.

Для сравнения: люди среднего возраста (18-30 лет) склонны оценивать свои политические взгляды как консервативные, но не оценивают их как коммунистические. Как и следовало ожидать, представители старших возрастных групп предпенсионного и пенсионного возраста склонны считать свои взгляды коммунистическими и не склонны относить их к либеральным. Представители старшей возрастной когорты также, в отличие от молодых людей, не склонны считать, что политических убеждений у них нет.

Анализ политической идентификации выделенных среди молодежной группы двух подгрупп (18-24 и 25-30 лет) показал, что существенных различий в их политических взглядах нет, за одним небольшим исключением. Среди людей в возрасте 25-30 лет доля респондентов, оценивающих свои политические взгляды как консервативные, в два раза больше, чем среди 18-24-летних.

Примечательно, что при ответе на вопрос о близости своих политических позиций к установкам губернатора Матвиенко, молодые люди старались избежать однозначной оценки своей позиции. Пожилые петербуржцы, наоборот, склонны подчеркивать полное совпадение своих политических установок со взглядами главы города.