Молодые мигранты, как целевая группа социального проектирования

Миграция населения – это характерная черта современного развития общества.

Мигрантом называют человека, покинувшего место своего постоянного проживания более чем на шесть месяцев под влиянием выталкивающих или притягивающих факторов[8].

Подавляющее большинство добровольных мигрантов – это молодежь (как правило, их возраст – не старше 35 лет). Молодые люди являются наиболее динамичной социальной группой, которая целенаправленно стремится улучшить свою жизнь. Период молодости связан с поиском идентичности (Э. Эриксон), интенсивной социализацией (И. С. Кон), профессиональным становлением и поиском спутника жизни[9].

Перечисленные возрастные особенности позволяют выделить некоторые характерные черты, свойственные молодым мигрантам.

Во-первых, целеустремленность и стремление в сжатые сроки получить для себя максимальное удовлетворение потребностей (в широком смысле слова). Покидая родительский дом, молодые люди вынуждены самостоятельно себя обеспечивать, а часто еще и поддерживать свою семью, поэтому они берутся за любую работу, которая может приносить им доход.

Во-вторых, готовность к ограничениям и лишениям в процессе достижения поставленных целей. Молодые мигранты способны жить при минимальном комфорте, в не приспособленных для проживания помещениях, ограничивая себя в питании, пренебрегая личной гигиеной и т. п.

В-третьих, затруднительное материальное положение. Так как расходы у молодых мигрантов в несколько раз выше, чем у их сверстников (оплата жилья, питание, транспортные расходы, расходы на одежду, обувь, предметы первой необходимости), а возможности получения доходов примерно равны.

В-четвертых, большое значение для данной категории имеют тесные эмоциональные контакты с новым окружением. Молодые люди стремятся найти среди новых знакомых эмоциональную поддержку, легко заводят друзей. Но часто эти контакты имеют и социально-экономический контекст, связанный со стремлением закрепиться на новом месте (например, вступление в брак с жителем данной местности).

Наиболее сложным периодом для молодых мигрантов ученые называют период адаптации к новому месту жительства. Существует тенденция рассмотрения адаптационного процесса мигрантов в контексте так называемой кривой процесса адаптации.

В соответствии с этой кривой Г. Триандис выделяет пять этапов процесса адаптации мигрантов.

Первый этап — «медовый месяц», характеризуется энтузиазмом, приподнятым настроением и большими надеждами мигрантов.

На втором этапе непривычная среда начинает оказывать свое негативное воздействие. Возникает чувство дискомфорта, взаимного непонимания с местными жителями и неприятия ими. Все это приводит к разочарованию, замешательству, фрустрации и депрессии. В этот период «чужак» пытается убежать от реальности, общаясь исключительно с земляками и обмениваясь с ними впечатлениями.

На третьем этапе симптомы дезадаптации могут достигать критической точки, что проявляется в серьезных болезнях и чувстве полной беспомощности. Не сумевшие успешно адаптироваться к новой среде молодые люди пытаются вернуться домой. Однако намного чаще мигранты получают социальную поддержку окружения и преодолевают межкультурные различия — изучают язык, знакомятся с местной культурой.

Четвертый этап депрессия медленно сменяется оптимизмом, ощущением уверенности и удовлетворения. Человек чувствует себя более приспособленным и интегрированным в жизнь общества.

Пятый этап характеризуется полной адаптацией, которая подразумевает относительно стабильные изменения личности в ответ на требования среды.

В идеале процесс адаптации мигранта приводит к взаимному соответствию среды и индивида, и можно говорить о его завершении. В случае успешной адаптации ее уровень сопоставим с уровнем адаптации молодого человека на родине. Однако не следует отождествлять адаптацию в новой культурной среде с простым приспособлением к ней.

Продолжительность процесса адаптации у молодых мигрантов может быть различна: от нескольких месяцев до 4-5 лет — в зависимости от характеристик самих мигрантов и особенностей своей и чужой для них культур. Но в любом случае процесс адаптации, протекающий в условиях смены социальной ситуации жизнедеятельности, — это процесс сложный и значимый для дальнейшего развития личности, требующий учета специфики ситуации и оказания поддержки со стороны окружающих.

Молодые мигранты ввиду особенностей их положения на новом месте жительства являются, с одной стороны, социально уязвимой, а с другой — потенциально важной для развития территорий категорией населения. Поэтому государство обращает особое внимание на меры социальной поддержки молодых мигрантов.

Социальная работа с молодыми мигрантами строится в соответствии с основными направлениями Государственной молодежной политики, согласно которой молодежь является особой категорией населения, нуждающейся в государственной поддержке.

Приоритетными задачами в области социальной поддержки молодых мигрантов можно назвать:

- создание условий для получения профессионального образования (квотирование мест в средних специальных и высших учебных заведениях для особо нуждающихся мигрантов и жителей сельской местности);

- социально-экономическую поддержку (стипендии, пособия, льготы);

- медико-социальную поддержку (медицинское страхование, льготное медицинское обслуживание, бесплатная экстренная медицинская помощь, организация диспансеризации);

- социально-правовую поддержку (юридические консультации, правовое просвещение);

- информационную поддержку (создание молодежных информационных служб и бесплатных консультационных пунктов);

- помощь в трудоустройстве (молодежные биржи труда организация дополнительных рабочих мест для молодых специалистов);

Важным направлением социальной работы является поддержка молодых мигрантов на рынке труда[10]. Молодые люди активно включаются в трудовые миграции чаще всего по материальным и финансово-экономическим причинам (выезд на заработки). Кроме того, среди причин переезда они называют «стремление быть самостоятельным», «выйти из-под опеки родителей», «желание заработать деньги», «приобрести престижный автомобиль». Эти причины в своей основе также имеют материальное происхождение. К этому могут присоединяться и авантюристические мотивы: «любопытство», «желание увидеть мир», «стремление разнообразить жизнь», «поступить как все». В качестве места поиска работы молодые трудовые мигранты выбирают крупные города либо выезд за рубеж. Этот факт объясняется ими тем, что в данных местах «легче найти работу», «возможно быстро заработать значительные средства», «кроме работы можно развлечься, весело провести время», «найти возможности остаться там навсегда». Таким образом, типичными для молодых мигрантов можно назвать трудовые миграции (легальные и нелегальные) в крупные города и международные трудовые миграции[11].

Принимая решение об участии в трудовой миграции, молодой человек часто не имеет достоверной и полной информации о будущем месте работы. Он опирается в своем выборе либо на рекламные буклеты, либо на впечатления от подобных поездок своих друзей и знакомых, значительно реже — на объективные источники информации. На принятие окончательного решения о выезде на заработки оказывают влияние различные ситуативные факторы. Среди них: наличие ближайших или дальних родственников, друзей, знакомых, которые находятся (проживают или работают) на принимающей территории и которые обещают помочь с трудоустройством; обсуждение и принятие решения о поездке на семейном совете; информация о наборе на работу (от государственной структуры, частной фирмы, физического лица). То есть основным фактором, оказавшим окончательно влияние на принятие решения о поездке на заработки, выступают неформальные источники, составляющее непосредственное, ближнее окружение потенциального трудового мигранта. Более того, чаще всего ближнее окружение выступает тем «социальным буфером, который облегчает и смягчает процессы социальной адаптации и начальной интеграции молодого трудового мигранта новый социум во всем многообразии ее проявлений и проблем. Государственные структуры практически не представлены на этом «поле влияния»[12].

Большое значение для процесса социальной адаптации интеграции в принимающее общество оказывает правовой статус (легальный — нелегальный) нахождения трудового мигранта. Подавляющее большинство молодых трудовых мигрантов находится на принимающей территории нелегально. Один из существенных недостатков российской политики в области миграции заключается в сложности трансформации нелегального статуса в легальный, в целом ограничительный характер миграционной политики, хотя в последние годы в направлении предпринимаются значительные усилия. Молодые трудовые мигранты активно предпринимают усилия собственной легализации (фиктивный брак, приобретение фальшивых документов).

Нелегальный статус ставит трудового мигранта вне социума. Все его отношения с принимающим обществом приобретают неравноправный и неправовой характер. Это касается всего комплекса отношений «трудовой мигрант—принимающее общество» как в сфере трудовой деятельности, так и в сфере жизнедеятельности. Подавляющее большинство нелегальных молодых трудовых мигрантов в Российской Федерации оформляет трудовые отношения посредством устной договоренности, что нередко выступает основанием и риском для нарушения трудового соглашения. Трудовой контракт является большой редкостью. Часто мигранты сталкиваются с отсутствием техники безопасности, ненормированным рабочим днем.

В данном контексте следует рассматривать и проблему, связанную с наличием медицинской страховки и медицинским обслуживанием в случае получения производственной травмы или болезни. Подавляющее большинство молодых трудовых мигрантов стремится лечиться дома, не обращаться за помощью к врачу или в медицинское учреждение в стране (городе, территории) пребывания. Это объясняется как нелегальным статусом мигранта, так и высокой стоимостью медицинских услуг[13].

Существенным фактором, влияющим на процесс адаптации и интеграции трудовых мигрантов в принимающее общество, являются жилищные условия, в которых они находятся и проводят определенную часть своей жизни. Подавляющее большинство молодых трудовых мигрантов попадают в ситуацию жилищной неустроенности. Варианты стандартные: снимают квартиру, проживают в общежитии, в гостинице, в оборудованных и необорудованных вагончиках, живут у родственников. Важным компонентом жизни трудового мигранта является питание. Как правило, молодые люди стремятся сэкономить на собственном питании. Питание становится неполноценным, некачественным и несистематическим.

Молодые трудовые мигранты имеют негативный опыт социальных взаимодействий и с местным населением. Трудовые мигранты нередко выступают в качестве замкнутой общины, противостоящей принимающему обществу. Данное обстоятельство минимизирует возможность полноценного знакомства мигрантов и принимающего общества, взаимного культурного обмена и кросскультурного поведения, преодоления существующих стереотипов восприятия и поведения. А это затрудняет процессы адаптации и интеграции в новый социум[14].

Другой существенной причиной, оказывающей влияние на нетерпимость принимающего общества, является опасение, что трудовые мигранты отнимают у местного населения работу. Хотя реально проблема конкуренции на рынке труда не столь однозначна. Конкуренция за рабочие места зачастую носит более сложный, иерархизированный характер, исходит из наличия секторов экономики, созданных специально для трудовых мигрантов, где конкуренции для местных работников реально нет. А конкуренция имеет место среди трудовых мигрантов, между старыми и новыми трудовыми мигрантами, как свидетельствует опыт исследований в странах ЕС. В то же время имеются секторы экономики, где конкуренция с местным населением — реальность. Но эта реальность касается нередко малоквалифицированных категорий рабочей силы (в том числе и в силу пониженного социального и профессионального статуса молодых трудовых мигрантов, обусловленного их нелегальным статусом, и т. Д.). В этих секторах конкуренция между трудовым мигрантом и местным работником часто носит надуманный характер, потому что местный работник изначально в силу различных причин не желает включаться в трудовой процесс. И конкуренция возникает не в силу наличия в этих сегментах рынка труда местных работников, а вопреки этому — в силу их отсутствия.

Молодые трудовые мигранты имеют ограниченные контакты с институтами гражданского общества (кроме правоохранительных органов по вопросам регистрации и легализации пребывания на данной территории). Это объясняется в том числе и тем, что трудовые мигранты не ожидают помощи ни от государственных органов принимающей стороны, ни от структур гражданского общества. Они рассчитывают только на себя, своих ближних.

Государственная социальная поддержка молодых трудовых мигрантов направлена, в первую очередь, на оказание помощи легальным молодым мигрантам, трудоустраивающимся либо на государственные предприятия и организации, либо в те отрасли экономики, которые малопривлекательны для коренного населения. В отношении нелегальных трудовых мигрантов государственная миграционная политика направлена на выявление, контроль и выдворение их из страны. Но, учитывая тот факт, что легально может трудоустроиться лишь незначительная часть трудовых молодых мигрантов (ввиду отсутствия соответствующего образования, квалификации, опыта работы), государственные меры социальной поддержки данной категории мигрантов не могут быть названы достаточными.

Из всего вышеперечисленного следует сделать вывод, что социальная работа с такой категорией граждан как молодые мигранты, находится на пути своего теоретического и практического становления. Но с другой стороны, видны результаты прошлых практик и лет в этой области, разрабатываются новые технологии и подходы в социальной работе с мигрантами, велика роль социального проектирования и прогнозирования в минимизации последствий растущей миграции.