Мотивация благотворительности
Благотворительность - это благотворение, добродейство, делание добра. Милосердие определяется как сердолюбие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердечность; милосердствовать - значит соболезновать, сострадать, жалеть, помогать.
Сегодня же под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Благотворительность в России определяется и регулируется законом РФ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", принятом в 1995 году, поэтому в своей благотворительной деятельности необходимо руководствоваться определениями закона.
Как следует из закона, поддержка политических партий, движений, групп и кампаний, как и поддержка коммерческих структур, благотворительностью не являются.
Целью благотворительной деятельности может быть:
Социальная поддержка и защита граждан, включая материальное положение малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
Подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
Оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
Содействие укрепления престижа и роли семьи в обществе;
Содействия защите детства, материнства и отцовства;
Содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
Содействие в деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а так же пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально - психологического состояния граждан;
Охраны окружающей природной среды и защиты животных;
Охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культурное, культовое или природоохранное значение, и мест захоронения.
Однако сегодня для эффективного развития благотворительности в нашей стране существует несколько серьезных препятствий. Главные из них - неблагоприятная для благотворителей и благополучателей система налогообложения, несформированная позиция государства по отношению к благотворительности, а также недоверчивое, часто негативное отношение к благотворительности и ее представителям со стороны российского общества, которое за 70 лет Советской власти утратило представление о филантропии и милосердии как о неотъемлемой части общественной жизни и необходимом элементе гражданского общества.
Модели неправительственных общественных организаций, сложившихся в секторе социального обеспечения.
Благотворительная модель. Принцип, положенный в основу этой модели - лишь ограниченное социальное обеспечение. Он заложен в начале заселения Австралии белыми. В его основе - концептуальное разграничение между «заслужившими» и «не заслужившими бедность», которое было связано с классовым и расовым неравенством и неравенством в зависимости от пола. Благотворительная модель наиболее перекликается с государственными системами благосостояния, но ответственность в ней лежит не на государстве, а на семье, на церковных организациях, на частных благотворителях. Институционально государственная модель не зависит от государства, однако возможна интервенция государства.
Благотворительная модель идентифицируется как досовременная. Она базируется на традиционных властных структурах, вписанных в отношения в общности. Понятие социальной поддержки, используемое в благотворительной модели, строится на остаточной и индивидуалистической концепции, и таким образом избегает любого структурного или коллективистического решения проблем социальной справедливости неравенства, отдавая предпочтение отношениям, построенным на финансовой помощи, оказываемой частным лицам.
Эта модель избегает любого структурного или коллективистического решения проблем социальной справедливости и неравенства, не интересуется политикой перераспределения и не заботится ни о равенстве услуг, ни о равенстве результатов. Получатели помощи – в основном, пассивные граждане, имеющие очень мало возможностей принимать самостоятельные решения. Оказывающие помощь рассматривают этот акт как свою обязанность или обязательство, а не потому, что реципиент имеет право на социальную помощь и поддержку. Таким образом, гражданственность в этой модели выражается в основном, через обязательства и обязанности, а не через права, а, следовательно, выражается весьма слабо. Современные системы отношений благотворительности проявляются в усилении того что получило известность как «этос волонтерства» в общественных организациях, занимающихся вопросами благосостояния. Это предполагает выполнение работникам своих задач бесплатно. Моральные доводы в пользу волонтерства обычно выражается как моральный долг помогать нуждающимся, усиливая возможность между волонтером и клиентом и собственную эволюцию неоплачиваемых работников. В действительности принципы благотворительности сводятся на нет, когда вступают в действие институциональные факторы, такие как, когда волонтеры, попавшие в общественные организации, занимающиеся благосостоянием, должны выполнять платную работу, на оплату которой нет денег, и когда волонтеры берутся за добровольную работу в надежде накопить опыт, который даст какое-то преимущество на рынке труда.
Несмотря на присутствие в современных системах отношений благотворительности так называемого «этоса волонтерства», а, соответственно, усилие взаимности между волонтером и клиентом, благотворительная модель все же недостаточно эффективна и ей не хватает демократичности. Элементы благотворительной модели видны в таких организациях, как организации, занимающиеся помощью в экстремальных ситуациях, защитой престарелых и детей и при проявлении насилия в семье.
Государственная модель. Эта модель отдает предпочтение ответственности государства за социальное обеспечение. Хотя социальная поддержка ведется общественной организацией, но это делается строго в рамках, установленными государством. Общественные организации в данном случае - лишь посредники, к тому же контролируемы централизованной бюрократией. Эта модель доминирует во многих общественных программах здравоохранения, молодежных программах охраны дома и района, в общественных организациях, которые тесно связаны с центральными государственными органами и соответствующими местными подразделениями.
Активное гражданское поведение не стимулируется государственной моделью, так как в ней места для расширения демократических процессов: организации действуют в рамках государственных бюрократических постановлений и не свободны в своих попытках откликнуться на различные нужды, а централизованный контроль мешает развития гибкости в осуществлении программ.
Тем не менее, некоторые принципы государственной модели ассоциативной демократии совпадают. В обоих случаях сохраняется важная роль государства, хотя значительно отличаются акценты. В обоих случаях программы благосостояния финансируются государством. И там и там ищут государственные механизмы, чтобы гарантировать качество обеспечения благосостояния. При государственной модели гарантия качества связана с процедурными и регулирующими функциями государства и с профессионально подготовительными работниками, а при ассоциативной демократии гарантия качества связана с принципом волонтерства, который дает возможность выхода для участников, если программы неудовлетворительны.
Согласно принципам ассоциативной демократии за государством остается финансовая ответственность и роль «ночного дозорного». Основной государственной модели являются финансовая ответственность, строгий контроль политики и весьма значительное вмешательство.
Мотивы благотворительности.
Исследовательский интерес к пониманию мотивов благотворительной деятельности проявляют многие гуманитарные науки, и у каждой – свой вариант ответа. Например, философы и историки полагают, что побудительными мотивами благотворительности выступают милосердие, альтруизм, сострадание, жертвенность и богобоязнь. Социологи в качестве доминирующих выделяют мотивы стремления к общественному признанию и улучшению имиджевой самооценки. В социальной психологии отмечаются альтруистическая мотивация благотворителей, а также трактовка благотворительного межличностного взаимодействия как особой "гуманитарной сделки". Некоторые психологи считают благотворительность проявлением спонтанного и эмоционально окрашенного порыва и помощи по зову души и сердца.
К числу наиболее распространённых причин благотворительности частных лиц ученые обычно относят:
- Личное отношение (человек, принимающий решение о благотворительности, сам когда-то сталкивался с проблемой);
- Религиозные мотивы;
- Морально-нравственные мотивы (милосердие, альтруизм, гражданская позиция, патриотизм, выраженные в формуле "надо делиться");
- Симпатия или жалость;
- Чувство вины перед обществом за свою деятельность;
- Мода (следование чужому примеру);
- Национальные/профессиональные причины;
- Личное удовлетворение от благотворительного поступка;
- Настойчивость просителя.
К корпоративным мотивам благотворительности бизнеса обычно относят:
- Улучшение имиджа компании;
- Продвижение продукта – товара или услуги;
- Адресный доступ к определенному рынку и его целевым группам;
- Улучшение отношений с местной властью;
- Демонстрация социальной ответственности компании (особенно важно при выходе на международные рынки);
- Соображения престижа;
- Снятие социальной напряженности в местных сообществах на территориях деятельности компании;
- Воспитание лояльности к компании (часто встречается при работе с детьми и молодежью);
- Организация досуга для сотрудников фирмы, клиентов и партнеров (относится к поддержке проектов в области культуры, искусства, спорта);
- Лоббирование интересов компании.