Направления социальной политики

Можно выделить следующие основные направления социальной политики:

1.   Политика доходов призвана активизировать трудовые усилия населения, направить их на возрождение ключевых для прогресса народного хозяйства отраслей: науки, системы образования, здравоохранения, промышленности высоких технологий, которые сейчас приобретают решающее значение. Ведь именно внедрение высоких технологий, основанных на новых знаниях, дает беспрецедентное удешевление продукции и услуг. Так, США и страны Евросоюза тратят от 2,3 до 2,6% ВНП именно на научные исследования. Россия же снизила свои и прежде небольшие (по сравнению с Западом) затраты на финансирование науки более чем вдвое: до 0,23% в 2000г.

Государственная политика доходов должна создавать работникам стимулы к эффективному труду в ключевых для экономического роста отраслях экономики. Это поможет прекратить отток лучших кадров за границу и в частный сектор экономики, где их потенциал в большинстве случаев используется не по назначению. Нужна более значительная и обоснованная межотраслевая и внутриотраслевая дифференциация заработной платы, преодоление уравнительности, а нередко и произвола работодателей в оплате труда наемных работников.

Система социальной защиты должна гарантировать определенный социально приемлемый уровень душевых доходов наиболее нуждающимся членам общества. Что же касается активных мер по преодолению диспропорций в оплате труда, то целесообразно начинать с совершенствования системы оплаты труда бюджетников.

Минимальные стандарты в области доходов населения должны быть гарантированы государством на социально приемлемом уровне (минимальный размер оплаты труда, минимальный уровень пенсий, гарантированный душевой доход). Только так можно хотя бы приостановить разрушение отраслей, от которых зависит будущее страны.

2.   Важнейшее место в социальной политике (равно как и в экономической, и в промышленной политике) должна занимать проблема поддержания и обеспечения социально-трудовых отношений. Труду должно быть обеспечено его место базовой социальной ценности.

В этом направлении социальная политика включает мероприятия по содействию занятости населения. В современных условиях эта деятельность возможна только в рамках принципа социального партнерства, т.е. на основе сотрудничества с предпринимателями (работодателями) и профсоюзами (объединениями наемных работников). Помимо поддержания существующих и создания новых рабочих мест одним из путей нахождения «приносящего доход занятия» является содействие самозанятости, организации малых предприятий на семейной или соседской основе. Конечно, главное в такой деятельности – индивидуальная инициатива потенциальных предпринимателей, однако региональная администрация может поддержать ее путем обеспечения наиболее благоприятных стартовых условий, создание позитивного нормативно-правового и инвестиционного климата, защиты от криминалитета, предоставления региональных социальных заказов.

Признанной во всем мире социальной технологией помощи безработному индивиду является дополнительное обучение или переобучение с целью приобретения новой специальности или специализации, более соответствующей требованиям времени. Службы занятости активно реализуют такой вид социальной поддержки.

Функция охраны труда всегда относилась к важнейшим направлениям деятельности государства, но в условиях появления множества частных работодателей приобрела острую остроту. В настоящее время стремление к сиюминутной экономии, ослабление контролирующей роли государства иногда приводит к тому, что охране труда не уделяется должного внимания, устарелое и опасное оборудование медленно заменяется новым. Здесь необходимы не только постоянные проверки, совместный с профсоюзами контроль, но также региональная стимуляция работодателей, реализующих технологии, повышающие безопасность труда, пропаганда трудоохранных мер, обучение кадров таким знаниям и технологиям.

3.   На данном этапе социальная политика включает в себя структурообразующие элементы: социальное обеспечение, социальную помощь, социальную защиту, социальное обслуживание и, соответственно, социальную работу.

Безусловно, центральное место в современных условиях занимает непосредственно политика социальной защиты населения.

Возникает правомерный вопрос: почему в современном обществе возникает необходимость социальной защиты населения, от чего и от кого защищать? От последствий природных и техногенных катастроф; от факторов биологического и социального риска, включающих в себя нетипичное демографическое поведение: многодетность, одиночество, бедность и т.д. Таким образом, социальная защита, как и социальная политика, распространяется на все категории населения, в том числе и на ее трудоспособную часть.

Социальная защита может осуществляться в денежной форме в виде пенсий и пособий, в натуральной форме, а также путем оказания различного рода услуг лицам, являющимся объектом социальной защиты. Она может иметь как компенсационный, так и предупредительный профилактический характер.

Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, адекватно реагирующей на социальное самочувствие людей, способной улавливать рост социального недовольства и социальной напряженности, предупреждать возможные конфликты и радикальные формы протеста.

4.   а) Здоровье нации.

Здоровье относится к числу основных и незаменимых социальных ценностей. Его недостаток или отсутствие не могут быть полностью компенсированы никакими другими благами или ценностями. Права индивидов в области охраны здоровья признаются международным законодательством. Политика в области охраны здоровья также может осуществляться исключительно всей системой органов управления, а не только органами здравоохранения.

Важным фактором здоровья являются уровень и качество питания, которое должно быть рациональным, сбалансированным, отвечать индивидуальным особенностям индивидов, их возрасту и характеру занятий. Данный аспект здоровья прежде всего затрагивает социальную политику в целом, так как обязательные социальные минимумы, гарантируемые государством, должны обеспечивать минимум средств, необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы и развития личности.

Не последнюю роль в области здравоохранения играет санитарное состояние территории и качество здравоохранения. Ослабление управляемости на всех уровнях, потеря контроля над соблюдением стандартов коммунального обслуживания и качества продуктов ведут к постоянному росту инфекционной заболеваемости и отдельным вспышкам таких болезней.

б) Образование.

Образование относится к числу неотъемлемых атрибутов современного общества, его адекватный уровень определяет степень возможности для индивида добиться успеха, полноценно участвовать в социальном развитии. Образование вносит важнейший вклад не только в распространение знаний, но также в формирование личности обучающихся, воспитание индивидов, отвечающих потребностям общества.

В нашей стране накоплены богатые традиции развития образования разных уровней. В условиях современного социально-экономического кризиса в России развитие образования, его адаптация к требованиям социальной действительности и в то же время сохранение традиций фундаментального образования, накопленных за десятилетия и столетия предшествующей истории, относятся к важнейшим направлениям социальной политики. Сама образовательная структура представляет собой достаточно сложный феномен, так как она включает в себя учреждения государственного, муниципального и негосударственного характера. Их целью является как обеспечение детям и взрослым возможности получения образования, так и их профессиональная подготовка. Система образовательных учреждений охватывает различные элементы: от дошкольного образования до послевузовских ступеней. Кроме того, имеются различные виды дополнительного образования.

в) Организация досуга.

На протяжении всех лет истории СССР развитие культурно-досуговой деятельности проводилось по принципу, когда инфраструктура досуга была нацелена не только на рекреацию, восстановление затраченных сил, развлечение, но в первую очередь на просвещение и воспитание населения. Коммерческая успешность досуговой деятельности вторичной. Напротив, государство выделяло значительные средства на создание и поддержание деятельности театров и киноиндустрии, стадионов и библиотек, музеев и домов культуры. Большинство из них предоставляли свои услуги бесплатно либо за доступную для населения плату.

Недостаточное внимание в последнее десятилетие к культурно-просветительной, неприбыльной стороне досуговой деятельности, коммерциализация этой отрасли социальной сферы привела к тому, что население нашей страны испытывает определенные затруднения в доступе к полноценному отдыху. Само соотношение занятого и свободного времени изменилось в неблагоприятную сторону: люди, имеющие работу, стремятся ее сохранить или найти дополнительный заработок. Поэтому сокращается возможность отдохнуть в выходные дни, полностью использовать отпуск.

Отдых также можно рассматривать как средство снижения социальной напряженности, фактор профилактики межличностных и групповых конфликтов.

Кроме того, развитие массовой физической культуры для всех слоев населения, включая бедные, также являются частью социальной политики современных государств.

5.   Весьма важным и масштабным фактором здоровья является состояние окружающей среды в совокупности его природных и антропогенных условий.

Необходимо разрабатывать и осуществлять социальную политику в области экологии (социоэкологическую политику) в антикризисном варианте. Возможно, что свертывание тяжелой промышленности в ряде случаев дает возможность оптимизировать экономическую структуру территорий с пользой как для социальной сферы, так и для природы: развитие рекреационной деятельности, социального туризма дало возможность многим странам найти выход из переживаемого ими кризиса и добиться высокого уровня жизни населения.

Социоэкологическая политика является общей функцией государственного (в первую очередь, регионального) управления. В ее рамках должен постоянно поддерживаться баланс между сохранением природы и ее использованием. В «Концепции социально-экономического развития Московской области на 1997-2005 годы» впервые появился экологический раздел, что свидетельствует о понимании важности проблем взаимоотношения общества и природы, необходимости разработки оптимальных путей решения этих сложных задач.

6.   а) Жилье.

Жилищная политика является важнейшим элементом обеспечения социального развития, в серьезной степени связана не только с экономикой, но также с идеологией социально-экономической направленности движения страны. От принятия той или иной идеологии, того или иного направления развития зависит определение целей жилищной политики, средств и методов ее достижения. Плановая экономика неоднократно провозглашала целью обеспечение каждой семьи отдельным жилищем. Однако в ее рамках имелось неустранимое противоречие: гарантированное предоставление жилья было связано с длительностью его ожидания и скромными качественными показателями. Нерегулируемая рыночная экономика отвергает обязательства государства перед гражданами по предоставлению жилья, однако дает возможность его приобретения на рыночных условиях, причем в такие сроки и такого качества, какие может себе позволить потребитель. Противоречие этой модели жилищной политики заключается в том, что подавляющее большинство населения имеет доходы, абсолютно не позволяющие удовлетворять жилищные потребности на рыночной основе. Следует заметить, что большинство типов социальных государств проводят жилищную политику, обуславливающую предоставление своим малообеспеченным гражданам дешевого муниципального жилья.

б) Транспорт.

Транспортная инфраструктура современного города как единая система состоит из элементов внешнего и внутригородского транспорта, взаимодействующих между собой и обеспечивающих бесперебойное функционирование городских структур. Транспортная инфраструктура представляет собой сложнейший организм, функционирующий в результате постоянного совершенствования управления со стороны муниципальных и государственных органов власти.

Организация маршрутных перевозок, несмотря на произошедшие изменения в социально-экономическом устройстве Российской Федерации, является приоритетным направлением в реализации социальной политики городов. Маршрутной организации движения подлежат, прежде всего, все виды пассажирского, а также грузовой и специальный транспорт. Такой подход сокращает общие затраты на содержание городских транспортных сетей и оптимизирует транспортную нагрузку на улично-дорожную сеть города. Транспортная система города должна обеспечивать бесперебойное, безопасное, своевременное перемещение людей и грузов.

в) Бытовое обслуживание.

В современных условиях бытовое обслуживание, располагавшее в недалеком прошлом кустарными мастерскими, стало отраслью народного хозяйства с соответствующей индустриальной материально-технической базой – промышленными предприятиями, производственными объединениями и комбинатами, имеющими высокопроизводительные машины и механизмы.

По мере социального развития технического прогресса, а также улучшения материального благосостояния населения значение общественно-организованных форм удовлетворения материальных и духовных потребностей людей возрастает.

Совместно с другими отраслями сферы обслуживания (с торговлей, общественным питанием, жилищно-коммунальным хозяйством), предприятия бытового обслуживания постепенно производят замены отдельных элементов домашнего хозяйства крупным общественным производством и организованным обслуживанием многих сторон быта. Оно имеет огромное значение для подъема деревни в экономическом и культурно-бытовом отношении, а также для замедления процесса миграции сельского населения в города. Расширенное бытовое обслуживание содействует улучшению использования свободного времени трудящимися, повышению их культурного уровня и лучшей организации отдыха.

7.   Россия является одним из государств, для которых свойственны основные типы миграционных проблем. Миграционная ситуация в нашей стране характеризуется достаточно большим протоком мигрантов, среди которых определенную долю составляют беженцы и вынужденные переселенцы. Одновременно достаточно остро стоят вопросы доступа в страну нежелательных и нелегальных мигрантов, «утечки мозгов» из нашей страны и ряд проблем внутренней миграции.

Требуется разработка кодекса миграционных законов, регламентирующих все аспекты территориальных перемещений населения в новых, еще до конца не оформленных условиях государственности.

Разрабатывается долговременная программа «Миграция», в соответствии с которой беженцы расселяются по заблаговременно отобранным регионам, где заранее продумана система их обустройства, создана инфраструктура социальной защиты, рассчитаны требуемые финансовые, материально-технические и кадровые ресурсы, определены источники их обеспечения, в том числе и путем привлечения средств мирового сообщества, правительственных и неправительственных организаций.

Очевидная тесная взаимосвязь государственной миграционной политики и государственной политики регулирования занятости населения. Именно ситуация на рынке труда формирует либо потребность в притоке дополнительной рабочей силы, в том числе за счет миграции, либо определяет необходимость иммиграционного оттока из кризисных и депрессивных районов с высоким уровнем безработицы.

Продуманная миграционная политика должна стать частью геополитической и экономической стратегии Российской Федерации на ближайшие годы. Целью данной политики является нахождение баланса безопасности Государства и экономической целесообразности в интересах гражданина, с одной стороны, и долгосрочными интересами Российского Государства в условиях глобализации мирового сообщества, с другой.

8.  Социальная политика в отношении особо выделенных категорий нередко имеет финансирование, специально определенное в бюджете, и пусть не стопроцентное, но регулярное выделение средств.

Однако выделение отдельных блоков в структуре социальной политики имеет свои сложности. Предполагается, что объектом такой специфической социальной политики являются наиболее нуждающиеся в помощи категории населения: уязвимые, социально «слабые». Однако субъективное представление о социальной «слабости», принятое на уровне принятия решений, не всегда совпадает с объективным содержанием этого понятия, особенно в настоящее время, когда сложно выделить в нашей стране социально «сильную» категорию. Сложными остаются проблемы пожилого населения России: положение стариков оказывает шокирующее эмоционально-психологическое воздействие на каждого человека. Однако пристальное исследование данного вопроса показывает, что объективно наиболее уязвимой категорией в России является детское поколение, тяжелое социальное положение которого накладывает отпечаток на процесс их развития и затем на всю дальнейшую жизнь. Разумеется, концентрация внимания на одной категории нуждающихся граждан или на небольшом их количестве вызвана в значительной степени дефицитом социально-экономических ресурсов, невозможностью организации всеохватной социальной политики, стремлением обеспечить выживание особо уязвимых слоев. Однако такой подход, ситуативно объяснимый в условиях кризиса и даже продуктивный, с точки зрения концентрирования ресурсов различных ведомств на проблеме определенной социальной группы, может обернуться отсутствием единой социальной политики, дроблением социальных усилий на отдельных направлениях, что ограничивает их действенность.

Можно сказать, что такой подход ориентирован скорее на выживание определенных групп населения, чем на социальное развитие всего общества.