Недостатки анкетного опроса

Анкетные исследования и опросы имеют, впрочем, и реальные недостатки. Во-первых, они всегда имеют дело с формальными данными, в интерпретацию которых исследователь может внести (и даже неизбежно вносит) изрядную долю субъективизма. Во-вторых, хотя целью таких исследований является установление истины в естественных условиях, фактически всегда создается искусственная ситуация - как будто проводится эксперимент. Это может существенно влиять на достоверность полученных данных. Однако при всех ограничениях на сферу применения анкетных исследований и опросов следует признать, что ничего лучше пока не придумано, и если ученый отдает себе отчет в существующих недостатках, то у него есть хороший шанс обойти их.[13]

Для нейтрализации факторов негативно влияющих на результаты анкетного опроса, следует строго исполнять нормативные требования по использованию метода опроса, что предполагает:

1.  четкую фиксацию исследовательских задач (содержание которых определяется программой социологического исследования) с обеспечением адекватности им вопросника;

2.  доступность предлагаемых формулировок вопросов респондентам, обеспечение их понимания опрашиваемым;

3.  обеспечение принципов социально-психологического общения социологов (анкетеров, интервьюеров) с респондентами, что предполагает использование технических и организационных приемов, направленных на создание оптимальных условий, в которых происходит опрос. Речь идет и о технике опроса (т.е. о наборе приемов, имеющих целью стимулировать достоверность ответов респондентов), и о знании особенностей среды респондентов, и об освоении психологических знаний о механизмах межличностного общения в тех случаях, когда речь идет о методике интервью, а также о механизмах восприятия текста при заполнении анкеты;

4.  точность фиксации ответов респондентов;

5.  стандартизация условий проведения опросов;

6.  побуждение интересов респондентов и интервьюеров (анкетеров) к результатам опроса.

Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Разнообразие используемых в социологических исследованиях анкетных опросов позволяет классифицировать их по различным основаниям: по способу распространения анкет, по месту проведения, по составу аудитории, по степени охвата генеральной совокупности, по масштабу исследуемых проблем.

Вопросы, используемые социологом при анкетном опросе, весьма разнообразны и могут классифицироваться по различным основаниям: по форме, по функциям, по смыслу формулировки, по содержанию получаемой информации.

К основным моментам, на которые следует обратить внимание при составлении и проведении анкетного опроса относятся: последовательность и структура вопросов, типы вопросов, размер и язык анкеты, четкость и наводящие вопросы, форма анкеты, документация, планирование, тестирование и корректировка, обучение интервьюеров и контроль их работы, сбор данных, достоверность и повторные интервью, технология проведения опроса, архивирование анкет и руководств по проведению опроса.

Анкетные исследования и опросы имеют, впрочем, и реальные недостатки: они всегда имеют дело с формальными данными, в интерпретацию которых исследователь может внести (и даже неизбежно вносит) изрядную долю субъективизма; хотя целью таких исследований является установление истины в естественных условиях, фактически всегда создается искусственная ситуация - как будто проводится эксперимент. Это может существенно влиять на достоверность полученных данных.