Нормативно-правовая база социальной защиты инвалидов

Законодательную, нормативно правовую базу социальной защиты инвалидов и маломобильных групп населения России, как и любой другой страны, определяют правовые документы, условно сгруппированные в пять уровней в соответствии с субъектами их издания:

1)        регламентирующие, рекомендательные документы мирового сообщества (учредительные акты, декларации, пакты, конвенции, рекомендации и резолюции ООН, ВОЗ, МОТ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и др.);

2)        внутригосударственные юридические акты федерального значения (Конституция, законы, указы, распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, решения коллегий и инструкции Министерства труда и социального развития, Министерства образования, Министерства здравоохранения и медицинской промышленности и др.);

3)        документы субъектов Российской Федерации, обеспечивающие реализацию законов на своей территории, выполнение федеральных нормативных законоположений с правом законодательной инициативы;

4)        документы муниципальных образований (городские и сельские районы, микрорайоны (трудовые коллективы), малые города без административного деления);

5)        решения, приказы, распоряжения непосредственно учреждений и организаций.

Основным Законом Российской Федерации, регламентирующим основы общественного и государственного устройства, систему государственных органов управления, порядок их создания и деятельности, основные права и обязанности граждан, является Конституция.

Зафиксированные в Конституции права, свободы и обязанности граждан составляют фундаментальную правовую основу для организации и проведения социальной работы с населения, различными социальными слоями и группами.

Конституция РФ закрепила положение о том, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции РФ) [8].

Следует отметить, что современная законодательная база социальной защиты инвалидов в Российской Федерации сформировалась под влиянием международных нормативно-правовых документов Организации Объединенных Наций. Основным международным документом, объединившим существующие резолюции и другие правовые документы о жизни инвалидов, “Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов” принятые резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 года. В резолюции даны определения инвалидности, указаны предпосылки для равноправного участия инвалидов, целевые области для создания равных возможностей, а так же меры по осуществлению и механизм контроля обеспечения равных возможностей. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов были разработаны на основе опыта, приобретенного в ходе проведения Десятилетия инвалидов Организации Объединенных Наций. Цель Правил заключается в обеспечении такого положения, при котором лица, являющиеся инвалидами, как члены общества имели бы те же права и обязанности, что и остальные.

Внутригосударственные нормативно-правовые акты можно расположить в определенном иерархическом порядке. Прежде всего, это Федеральные Законы и Указы Президента РФ.

Основным документом в России, обеспечивающим социальную защиту инвалидов является Федеральный Закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов» № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. Для нас особо важным в Законе является статья 15 «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры». Здесь определены объекты, к которым необходимо обеспечение доступа. Также показано, что планировка и застройка городов и других населенных пунктов должна производиться с учетом требований доступности для инвалидов. Кроме того, Закон не допускает разработку проектных решений на новое строительство зданий, сооружений и их комплексов без согласования соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и учета мнения общественных объединений инвалидов. Статья 16 Закона определяет ответственность за неисполнение указанных обязанностей.

Немного раньше, в 1992 году был издан Указ Президента № 1474 “О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности”, в котором было положено начало преобразованию среды с учетом потребностей инвалидов. Здесь Президент РФ координирует действия Правительства по формированию доступной среды. Так в Указе дано распоряжение Министерству архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ о необходимости пересмотра действующих нормативных документов с целью учета в них требований доступности для инвалидов, установлению новых стандартов, устанавливающие требования к предназначенным для пользования инвалидами средствам транспорта, связи и информатики.

Наряду с Указом Президента идут Постановления Правительства РФ. Постановлениями Правительства устанавливается, как правило, правовой механизм реализации закрепленных в законах прав граждан в сфере социального обеспечения. Так Правительство РФ Постановлением от 07 декабря 1996 года № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» разбирает ряд вопросов, непосредственно связанных с социальной защитой инвалидов. Одним из шагов в этом направлении является следующее:

«… Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

- разработать и ввести в действие до 1 июля 1997 г. региональные целевые программы по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры;

- возложить на территориальные органы социальной защиты населения координацию работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры, а также контроль за выполнением нормативных требований в части обеспечения доступа инвалидов к средствам общественного пассажирского транспорта, связи и информации, строящимся и реконструируемым объектам социальной инфраструктуры…».

Правительством РФ так же был разработан Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, который был утвержден Постановлением Государственного комитета РФ по жилищной и строительной политике № 18-22 и Министерством труда и социального развития РФ № 13 от 25 марта 1998 года. Этот документ определяет порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры при разработке, согласовании и утверждении проектной документации на строительство и реконструкцию и регламентирует основы взаимодействия участников инвестиционного процесса в области проектирования, строительства и реконструкции объектов социальной инфраструктуры с учетом доступности их для инвалидов. Здесь так же перечислены законодательные, нормативно-правовые и нормативно-методические документы федерального уровня, определяющие требования к созданию среды жизнедеятельности, доступной для инвалидов. Порядок определяет основные принципы разработки целевых программ по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.

Постановлением Правительства № 36 от 14 января 2000 года была утверждена федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы». Приоритетными целями программы являются: снижение уровня инвалидности, усиление социальной поддержки и улучшение качества жизни инвалидов, повышение эффективности деятельности государственных служб медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, развитие отечественного рынка реабилитационной индустрии; усиление государственной поддержки общественных объединений инвалидов. В данной программе также раскрывается собственно содержание проблемы и обосновывается необходимость ее решения, а также приведен перечень мероприятий по социальной поддержке инвалидов. На сегодняшний день мы уже имеем очередную утвержденную Правительством РФ программу, рассчитанную на период 2006-2010 года (федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы» № 832 от 29 декабря 2005 года). В отличие от предыдущей, в состав новой программы добавлена подпрограмма, целью которой является социальная поддержка и реабилитация инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы.