Нормативно-правовое регулирование социальной защиты инвалидов в РФ
Согласно статье 7 Конституции РФ «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Под социальной политикой понимают совокупность мер, направленных на удовлетворение государством социальных потребностей населения, поддержание приемлемого для страны уровня жизни, корректировку резких различий в доходах и потреблении населения, предоставление населению социальных услуг и гарантий.
Целью социальной политики является последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, прежде всего, качественного образования, медицинского и социального обслуживания. Социальная политика оказывает влияние на положение социальных групп, в частности инвалидов в социальной структуре общества, определяет их статус через механизмы распределения социальных благ и объем предоставляемых социальных гарантий.
В России государственная социальная политика в отношении инвалидов имеет многолетнюю историю. Безусловный приоритет в социальной политике к 1960-м годам приобрела «военная» инвалидность, а к середине 1970-х годов сложилась единая система социальной политики в отношении инвалидов, которая оставалась практически неизменной до недавнего времени. В силу государственных и ведомственных практик социальной поддержки сложилась сложная разветвленная система распределения благ между инвалидами. Кроме того, послевоенная государственная политика, направленная на централизацию помощи инвалидам, сформировала в конечном итоге устойчивый стереотип «общества без инвалидов» с его психологическим барьером между людьми с ивалидностью и другими людьми. Была создана сеть специализированных интернатов, учебных заведений, производств для инвалидов.
До 1990-х годов социальная политика в отношении инвалидов носила преимущественно компенсационный характер, когда меры этой политики сводились к предоставлению универсальных денежных выплат и услуг. Задача приспособления жизненной среды к особенностям и нуждам инвалидов тогда еще не формулировалась. Коренное преобразование политических институтов российского общества стимулировало принятие Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», официально закрепившего цели государственной политики в отношении инвалидов, новые понятия инвалидности, изменения в институциональную основу политики. Впервые целью государственной политики объявляется не помощь инвалидам, а «обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ». Правда, при этом сохранились политические и идеологические основания дифференциации причин и «групп» инвалидности и соответствующих им статусов, а также подход к инвалидам как социальному меньшинству, нуждающемуся в специальных условиях и услугах, в реабилитации и интеграции.
В основе современной социальной политики в отношении инвалидов лежат следующие принципы:
государство отвечает за устранение условий, ведущих к инвалидности, и решение вопросов, связанных с последствиями инвалидности;
государство обеспечивает инвалидам возможность достигнуть одинакового со своими согражданами уровня жизни, в том числе в сфере доходов, образования, занятости, здравоохранения, участия в общественной жизни;
общество стремиться сформировать условия независимой жизни инвалидов (безбарьерная среда);
государство стремится к равнодоступности мер социальной политики в отношении инвалидов на всей территории страны, независимо от того, где проживает человек (в сельской или городской местности, столице или провинции);
при реализации политики в отношении инвалидов должны учитываться особенности лица или групп лиц, имеющих ту или иную группу инвалидности: все инвалиды в силу специфики своего заболевания находятся в разных стартовых условиях, и для обеспечения прав и обязанностей граждан страны в отношении каждой группы инвалидов проводится свой комплекс мероприятий.
В настоящее время социальная политика в отношении инвалидов осуществляется в рамках международного, федерального и регионального законодательства.
К основополагающим документам мирового сообщества, касающимся прав человека в целом (в том числе и инвалидов), относятся Всеобщая декларация прав человека, Декларация социального прогресса и развития и Европейская социальная хартия.
Всеобщая декларация прав человека указывает, что «все люди рождаются свободными и равными в правах и достоинстве», «каждый имеет право на жизнь без всяких условий и ограничений», «каждый имеет право на нормальную жизнь в случае безработицы, болезни, инвалидности».
Декларация социального прогресса и развития также содержит положения, направленные на защиту инвалидов, на предотвращение какой бы то ни было дискриминации.
Европейская социальная хартия содержит положения о праве каждого человека на медицинскую помощь, социальную защиту, профессиональную подготовку, труд, жилье, благосостояние. Распространяясь на всех людей, эти права относятся в равной мере и к инвалидам.
К основополагающим документам мирового сообщества, касающимся непосредственно прав инвалидов относиться Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006г. Официально Конвенция вступила в силу 3 мая 2008г.
Конвенции по правам инвалидов предусматривает создание полноценной безбарьерной среды для инвалидов, обеспечивает их права на работу, на медицинское обслуживание, образование, полноценное участие в общественной жизни. Данное обстоятельство накладывает на Россию весьма серьезные обязательства. Россия как ответственный член международного сообщества обязана принимать все возможные меры для ее исполнения.
В рамках реализации международной Конвенции в декабре 2008 года Дмитрием Медведевым был создан Совет по делам инвалидов, основными задачами которого являются: изучение состояния и перспектив развития государственной социальной политики защиты инвалидов; разработка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов; разъяснение общественности социально-экономической значимости интеграции инвалидов в общество.
Права инвалидов являются объектом пристального внимания многих международных организаций: ООН, МОТ (Международная организация труда), ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) и др. Основное направление, которое прослеживается в их деятельности, – это переход от социальной защищенности к гражданскому равенству инвалидов.
Вопросы социального обслуживания и социальной защиты инвалидов прописаны в трех Федеральных законах:
1. 122-ФЗ от 2 августа 1995 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
2. 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
3. 178-ФЗ от 17 июля 1999 года «О государственной социальной помощи».
Так же в статье 154 Федерального закона 122-ФЗ от 22 августа 2004 года «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены размеры ежемесячных денежных выплат инвалидам войны и инвалидам, имеющим степень ограничения способности к трудовой деятельности и не имеющим степени ограничения.
Имеются так же несколько подзаконных нормативных правовых актов, регулирующие вопросы социальной защиты инвалидов, например:
1. Постановление Правительства РФ от 25 ноября 1995 года 1151 «О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания».
2. Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 года 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»
3. Постановление Правительства РФ от 17 апреля 2002 года 244 «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов».
4. Постановление Минтруда РФ от 8 июля 1997 года 36 «Об утверждении Примерного положения о Центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов».
Так же в законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании и социальной защите инвалидов входят соответствующие положения Конституции Российской Федерации, законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Прежде всего, необходимо четко различать понятия «социальное обслуживание» и «социальная защита» инвалидов. Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности. Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участи в жизни общества. Пенсионное обеспечение инвалидов не входит в систему социальной поддержки инвалидов.
Так же Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 года 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» утверждены новые правила признания лица инвалидом. При этом утратило силу Постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 года 965 «О порядке признания граждан инвалидами». Если в соответствии с данным постановлением признание лица инвалидом осуществлялось учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, то в соответствии с постановлением 95 от 20 февраля 2006 года признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а так же бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах. Изменения так же произошли по порядку переосвидетельствования инвалидов. Так, в соответствии с постановлением 965 от 13 августа 1996 года (п. 29) предусматривалось, что без указания срока переосвидетельствования инвалидность устанавливается мужчинам старше 60 лет и женщинам старше 55 лет. В постановлении 95 от 20 февраля 2006 года аналогичный пункт отсутствует, т.е. инвалиды-мужчины старше 60 лет и инвалиды-женщины старше 55 лет переосвидетельствование должны проходить в соответствии с общими требованиями. Очевидно, что данное изменение в законодательстве в определенной степени ухудшает положение инвалидов.
Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52884-2007«Социальное обслуживание населения. Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам» распространяется на социальные услуги, предоставляемые государственными и иных форм собственности учреждениями социального обслуживания (далее - учреждения), а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в сфере социального обслуживания населения без образования юридического лица, гражданам пожилого возраста и инвалидам (в том числе и детям-инвалидам). Он устанавливает порядок и условия предоставления гражданам пожилого возраста и инвалидам всего комплекса социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых).
Социальные услуги инвалидам (в том числе к детям-инвалидам) должны предоставляться при соблюдении следующих принципов социальной справедливости:
- соблюдения прав гражданина и человека;
- ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;
- приоритета мер по социальной защите граждан пожилого возраста и инвалидов;
- обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для всех граждан пожилого возраста и инвалидов;
- предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания населения.
Социальные услуги предоставляют гражданам пожилого возраста и инвалидам по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности, в соответствии с перечнем гарантированных государством социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в стационарных учреждениях (отделениях учреждений) социального обслуживания, профилированных в соответствии с возрастом, состоянием здоровья и социальным положением граждан, которые обслуживаются в этих учреждениях (отделениях учреждений).
Полустационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в полустационарных учреждениях (или отделениях учреждений), которые обеспечивают предоставление социальных услуг гражданам в течение определенного времени суток.
Предоставление социальных услуг на дому является одной из основных форм социального обслуживания и направлено на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде для поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.
Порядок предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок социального обслуживания на дому предполагает предоставление гражданам пожилого возраста и инвалидам следующих видов социальных услуг:
Социально-бытовые услуги
Социально-правовые услуги
Социально-консультативной помощи
Основной целью социальной политики относительно инвалидов является создание условий для обеспечения их социальной защиты.
Социальная защита инвалидов осуществляется на трех уровнях:
- международный уровень;
- федеральный уровень;
- муниципальный уровень.
Социальная защита осуществляется на следующих уровнях:
- государственного сектора (органы управления, учреждения и предприятия социального обслуживания системы социальной защиты населения, министерств и ведомств Российской Федерации);
- муниципального сектора (учреждения и предприятия социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления);
- негосударственного сектора (учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими организациями и частными лицами).
Можно выделить следующие проблемы инвалидов:
- эмоционально-психологические;
- проблемы, связанные с охраной здоровья и медицинским облуживанием;
- обеспечение доступа к информации и объектам инфраструктуры;
- малообеспеченность;
- жилищные проблемы;
- проблемы в воспитании, обучении и образовании инвалидов;
- проблемы в области трудоустройства и занятости;
- организация досуга.
Подводя итог первой главе исследования можно сделать следующие выводы. Государственная политика в настоящее время остается основным публичным механизмом в определении, категоризации и легализации инвалидности и продолжает быть существенным элементом в конструировании и поддержании зависимого статуса людей с ограниченными возможностями.
Системы социальной защиты инвалидов, сложившиеся в развитых странах, включают в себя ряд взаимосвязанных элементов, отражаемых в нормативном закреплении прав инвалидов, прав и обязанностей государственных органов, общественных и благотворительных организаций, форм и методов их деятельности в этой сфере.
Основными критериями развития политики государств в отношении инвалидов являются:
Наличие официально признанной политики в отношении инвалидов.
Наличие специального антидискриминационного законодательства в отношении инвалидов.
Судебные и административные механизмы реализации прав инвалидов.
Наличие неправительственных организаций инвалидов.
Доступ инвалидов к реализации гражданских прав, в том числе права на труд, на образование, на создание семьи, на неприкосновенность частной жизни и собственности, а также политических прав.
Наличие безбарьерной физической и социальной среды.
В России права людей с ограниченными возможностями на участие в жизни общества и защита их интересов закреплены федеральным законодательством и рядом подзаконных актов. Однако, большинство инвалидов из-за того, что нет условий для передвижения в общественном транспорте, въезда и выезда в жилые и учебные строения инвалидных колясок, а также потому, что нет специальных программ обучения, учебные места не оборудованы (хотя право на образование гарантировано Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации «Об образовании»), не могут обучаться на равных со здоровыми гражданами в учреждениях общего образования. По этим и многим другим причинам не в полной мере реализованы и иные права и возможности инвалидов.
Официально провозглашаемая политика в области социальной защиты инвалидов и ее реализация весьма расходятся, между ними нет согласованности. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, оказались в числе беднейших слоев населения. Размер пенсии во многих регионах не покрывает реальные расходы на лекарства и другие необходимые инвалиду и обещанные ему государством блага.