Нормативно-правовое регулирование социальной защиты семей с детьми в РФ
«В соответствии со статьей 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».[12] Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 256 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» дает определение дополнительных мер государственной поддержки – это меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования детьми и повышения уровня пенсионного обеспечения. «Материнский (семейный) капитал - это средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет пенсионного фонда на реализацию дополнительных мер по социальной поддержке семей, имеющих детей».[13] Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал – именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.
Право на дополнительную государственную поддержку имеют:
1. Ребенок, имеющий гражданство РФ.
2. Женщины, родившие или усыновившие второго ребенка с 1 января 2007 г.
3. Женщины, родившие или усыновившие второго, третьего и последующих детей, ранее не воспользовавшиеся правом государственной поддержки.
4. Мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго, третьего и последующих детей, ранее не воспользовавшиеся правом государственной поддержки, если решение суда вступило в силу с 01.01.2007 г.
5. Если происходит усыновление, опекунство после смерти матери, право на государственную поддержку переходит опекуну.
6. В случае лишения родителей родительских прав, совершения преступления в отношении ребенка – право переходит к ребенку. Материнский (семейный капитал) имеет фиксированный размер – 250 тысяч рублей. Размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. В таком же порядке осуществляется пересмотр размера оставшейся части суммы средств материнского (семейного) капитала.
Федеральным законом от 05.12.2006 г. № 207 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части государственной поддержки граждан, имеющих детей» внесены следующие изменения:
1. Увеличение размера пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет до 1,5 тыс. руб. на период ухода за первым ребенком и до 3 тыс. руб. по уходу за вторым и последующими детьми.
2. Работающая женщина имеет право на пособие по уходу за ребенком в размере до 40% от среднемесячного заработка с учетом регионального коэффициента, на не превышающее 6 тыс. рублей.
3. Право по получение единовременного пособия «по беременности и родам» при рождении ребенка или передаче на воспитание в семью, имеют один из родителей (приемных родителей).
Размер пособия – 8 тыс. руб. В законе «Об образовании» предусмотрены компенсации части родительской оплаты за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях. Компенсация оплаты для родителей первого ребенка составляет 25%, второго и последующих детей – 50%.
Подпрограмма дополнительного ресурсного обеспечения на 2003-2015 годы «Обеспечение жильем молодых семей», предлагает следующую систему мер:
- разработку и внедрение в практику субъектов РФ правовых, финансовых и организационных механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий;
- содействие инициативам молодежных организаций, направленным на улучшение жилищных и социально-бытовых условий молодых семей;
- развитие межведомственных форм планирования и проектирования возможных путей решения жилищной проблемы молодежи;
- создание новых организационно-правовых форм объединения молодежи с целью решения жилищных проблем;
- координация и поддержка на конкурсной основе проектов и программ молодежи, предприятий и организаций, направленных на решение жилищной проблемы молодежи в регионах;
- разработку механизма реализации системы государственной поддержки молодых семей по строительству (приобретению) жилья;
- создание нормативно-правовой основы государственной поддержки молодых семей по строительству (приобретению) жилья;
- обеспечение государственной поддержки инициативы молодежных организаций по улучшению жилищных и социально-бытовых условий молодых семей.
Условия участия в программе по федеральным правилам:
1. Обоим супругам, состоящим в законном браке, должно быть не более 30 лет.
2. Необходимо наличие в семье ребенка, рожденного не ранее октября 2004 года.
3. Отсутствие жилья в собственности каждого из членов семьи на территории Российской Федерации.
4. Количество квадратных метров в жилье, где зарегистрирована по месту жительства молодая семья, не должно превышать 9 кв. метров на каждого члена семьи, зарегистрированного по указанному адресу.
5. Уровень доходов семьи должен позволять взять кредит в банке на сумму не менее 450 тыс. руб.